Решение №ВТ/3673/23 РЕШЕНИЕ №086/07/3-793/2023 от 31 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-793/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2023                        г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 31.05.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

*** - заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

*** - начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

*** - старший специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления,

в отсутствие на заседании комиссии индивидуального предпринимателя *** (далее - ИП ***., Заявитель), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

в присутствии на заседании комиссии, посредством видео онлайн-конференции, директора Муниципального автономного учреждения города Нягани «Городской парк спорта, отдыха и развлечений»***,

рассмотрев посредством видео онлайн-конференции жалобу *** (вх. №5089-ЭП/23 от 23.05.2023) (далее - Жалоба) на действия Муниципального автономного учреждения города Нягани «Городской парк спорта, отдыха и развлечений» (далее - МАУ г. Нягани «Городской парк», Заказчик) при запросе предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на на оказание услуг по содержанию и обслуживанию территории по ул. Интернациональной 49А ж.р. Восточный район СОШ2 (реестровый номер извещения 32312390272),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила Жалоба от **** (вх. №5089-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия МАУ г. Нягани «Городской парк» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по содержанию и обслуживанию территории по ул. Интернациональной 49А ж.р. Восточный район СОШ2, на электронной торговой площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО «РТС-тендер», реестровый номер извещения 32312390272, дата размещения от 17.05.2023.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок и подведение итогов 29.05.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 23.05.2023.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России уполномочена на рассмотрение данной жалобы по существу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление (исх. №ВТ/3498/23 от 24.05.2023) о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 31.05.2023.

Заявитель в своей Жалобе, указывает на следующее.

В документация о проведении запроса предложений в электронной форме по данным закупки, в приложение к Информационной карте порядок оценки заявок на участие заявлены следующие критерии:

- цена – 30%;

- наличие специализированной техники – 25%;

- опыт выполнения работ – 45%.

Данные критерии не позволяют любому новому участнику закупки (поставщику услуг) быть конкурентным участником при условиях лучшей цены и наличие специализированной техники, без наличия опыта быть победителем закупки. Так как сумма двух показателей (цена контракта, наличие техники) будет меньше чем (опыт и наличие техники) при любой цене контракта любого другого участника закупки.

Заявитель считает, что данная закупка подготовлена в интересах имеющегося подрядчика.

Кроме того ***указывает в жалобе признаки наличия коррупционной составляющей.

До даты рассмотрения Жалобы от Заказчика поступили, в адрес Управления, возражения на Жалобу и иные документы.

Заказчика с доводами Жалобы не согласен и просит оставить жалобу без удовлетворения.

Заказчик указывает, что в соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закон о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Заказчик обращает внимание, что пунктом 6.1.8 положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения города Нягани «Городской парк спорта, отдыха и развлечений» (далее - Положение) определен перечень возможных критериев оценки заявок на участие в запросе предложений, в том числе: наличие на нраве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора. Указанная формулировка позволяет любому участнику предоставить сведения о производственных мощностях, которые находятся у него на праве аренды или ином законном праве, и необходимы для исполнения договорных обязательств в полном объеме, иных требований к установлению критериев и порядка оценки заявок участников запроса предложений Положение не определяет.

МАУ г. Нягани «Городской парк» указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены принципы, которыми руководствуется заказчик при закупке, товаров, работ, услуг: информационная открытость, равноправие, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, экономически эффективное расходование денежных средств, экономически эффективное расходование денежных средств и прочее.

Представитель Заказчика поясняет, что статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип эффективности использования бюджетных средств, а именно участники бюджетного процесса исходят из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

МАУ г. Нягани «Городской парк» полагает, что устанавливая в документации о запросе предложений критерии оценки заявок участников закупки, Заказчик исходил из принципов необходимости достижения качественного выполнения работ к соразмерным затратам расходования денежных средств.

Кроме того МАУ г. Нягани «Городской парк» поясняет, что приложением к Информационной карте Заказчик определил перечень критериев и порядок оценки заявок на участие в закупке, при этом заявки всех участников закупки будут оцениваться по установленным критериям в соответствии с порядком оценки, таким образом признаков приоритетных условий в определенному участнику не установлено.

Представитель Заказчика считает, что Закон о закупках предоставляет заказчикам право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

МАУ г. Нягани «Городской парк» считает, что Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 года).

По мнению Заказчика документация сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке о закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, признаков нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» не выявляется.

Рассмотрев представленные документы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из материалов дела, Заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по содержанию и обслуживанию территории по ул. Интернациональной 49А ж.р. Восточный район СОШ2 (реестровый номер извещения 32312390272).

В закупочной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок, а также порядок оценки заявок:

 

 

пп

Критерий (подкритерии)

Значимость критерия (подкритерия)

Формула расчета рейтинга

 

Цена

30 %

Расчет баллов производится по формуле:

;

где:

- рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по указанному критерию;

Amax – начальная (максимальная) цена договора, выставленная по запросу предложений без НДС;

Ai – предложение i-го участника по цене договора без НДС.

 

Наличие специализированной техники (включая мини- погрузчики, оборудованные специализированным навесным оборудованием (щетка для подметания, роторный снегометатель, бункерный пескоразбрасыватель)).

Оценивается количество специализированной техники, находящейся в собственности участника закупки.

Количество баллов зависит от количества специализированной техники, находящейся в собственности участника закупки, подтвержденных участником закупки документально. В качестве документов, подтверждающих количество специализированной техники, должны быть предоставлены ПСМ, ПТС и свидетельство на каждую единицу техники.

 

25 %

Расчет баллов производится по формуле:

где: 

- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному подкритерию;

- значение в баллах, содержащееся в i-й заявке по указанному подкритерию 

0 баллов – 0 единиц техники

0,5 баллов – 1 единица техники

1 балл – 2 и более единиц техники


 

 

 

Опыт выполнения работ

45%

Расчет баллов производится по формуле: 

где: 

- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному подкритерию;

- значение в баллах, содержащееся в i-й заявке по указанному подкритерию 

0 баллов – 0 проектов

0,5 баллов – 1-2 проектов

1 балл – 3 и более проектов

*Оценке подлежит оказание участником закупки аналогичных услуг сопоставимого характера и объема, выполненные в 2020, 2021, 2022 гг. Под сопоставимым характером понимаются услуги по содержанию и обслуживанию с ценой договора/контракта более 1 000 000 (один миллион) рублей. При этом, оценивается опыт непосредственно участника закупки с момента регистрации его образования в том числе путем реорганизации. Опыт оказания услуг иных организаций, в том числе правопреемником которых является участник закупки, не учитывается. Также не учитывается опыт, где участник выступает соисполнителем.

Сведения об опыте оказания услуг подтверждаются предоставлением следующих документов:

- копии актов сдачи-приемки оказанных услуг (из расчета одна сделка – один акт, без учета этапности закрытия договора)

Количество баллов, которые присваиваются заявке участника закупки, зависит от наличия/отсутствия опыта оказания вышеназванных услуг, подтвержденного участником закупки документально (копиями актов сдачи-приемки оказанных услуг)

 

ИТОГО

100%

Ri=Ra+Rf+Rk

(для расчета итогового рейтинга, складываются рейтинги по всем критериям)

 

По результатам оценки заявок на участие в запросе предложении закупочная комиссия ранжирует заявки по степени уменьшения привлекательности заявок, начиная с самой привлекательной и заканчивая наименее привлекательной.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, проанализировав закупочную документацию, пришла к выводу о том, что включение в документацию спорных критериев оценки, не создает какому-либо участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, поскольку закупочная документация содержит конкретный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений по спорным критериям; из содержания закупочной документации можно четко определить, по каким показателям оценивается квалификация, а также каким образом, определяется количество баллов; установление значимости каждого критерия исключает произвольное проставление членами комиссии баллов в пределах заданных значений, спорные критерии не являются обязательным условием к допуску в участии в запросе предложений, а являются критериями оценки, и в случае отсутствия у участника требуемого опыта, он не лишен возможности компенсировать низкое количество баллов за счет подачи более выгодного ценового предложения или иных критериев в рамках своей заявки.

Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Суда РФ 16.05.2018 использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлена объективно. Само по себе предъявление заказчиком оценочных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17- 2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

В рассматриваемом случае Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что при формировании названных положений Закупочной документации Заказчиком созданы условия, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, либо что рассматриваемые условия были включены в документацию о закупке в интересах определенного хозяйствующего субъекта.

В связи с чем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в конкурсной документации критерии отвечают потребности Заказчика и установлены в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также отмечает, что Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 №2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя *** (вх. №5089- ЭП/23 от 23.05.2023) на действия Муниципального автономного учреждения города Нягани "Городской парк спорта, отдыха и развлечений" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства нна оказание услуг по содержанию и обслуживанию территории по ул. Интернациональной 49А ж.р. Восточный район СОШ2, на электронной торговой площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» АО "РТС-тендер", реестровый номер извещения 32312390272, необоснованной.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны