Определение №ВТ/3252/24 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-657/2024 О НАРУШЕНИ... от 20 мая 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-657/2024 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

20 мая 2024 года                                                                                                                              г.Ханты-Мансийск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступили материалы из Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по обращению директора ООО «<<--->>. (вх.№2294/24 от 11.03.2024), а также по обращениям <<--->>(вх.№2901/24, 2902/24 от 26.03.2024), содержащие сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства Администрацией города Нижневартовска, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам №9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30.

В ходе анализа представленных документов установлено, что 12.01.2024 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) Администрацией города Нижневартовска размещено извещение электронного открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30 (извещение №0187300001224000001).

Заказчиком выступает Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска.

В соответствии с извещением начальная (максимальная) цена контракта составляет <<--->> (<<--->>) рублей <<--->> копейки.

I этап – <<--->> руб.; II этап – <<--->> руб.; III этап – <<--->> руб.; IV этап - <<--->> руб.; V этап - <<--->> руб.; VI этап - <<--->> руб.; VII этап - <<--->> руб.

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нижневартовск.

Сроки исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы): период выполнения работ: с 01.03.2024 по 31.12.2030.

Пунктом 19 извещения установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с частью 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе):

1) наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым или нерегулируемым тарифам. При выполнении таких работ максимальное количество транспортных средств должно составлять не менее 50 процентов от количества транспортных средств, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), класс транспортных средств не должен быть ниже класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке);

2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта транспортных средств, количество которых должно составлять не менее количества транспортных средств, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), класс транспортных средств не должен быть ниже класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае соответствия требованию, предусмотренному пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции, - исполненный договор или свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В случае соответствия требованию, предусмотренному пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» настоящей позиции, - инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии транспортных средств в собственности), договоры аренды, субаренды, лизинга, безвозмездного пользования или иные информация и документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки транспортных средств на ином законном основании.

Примечание (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 №2571): если приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки» предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ, то соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта; опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке; ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору, предусмотренному приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается общая цена (сумма цен) товаров, работ, услуг, указанная в акте (актах) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям». Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе все такие акты;

При осуществлении закупок, предусмотренных позицией 38 приложения в графе «Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок»:

если в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке) установлены требования к двум и более классам транспортных средств, предусмотренные позицией 38 приложения в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», требования к количеству и классу транспортных средств предъявляются в отношении транспортных средств каждого класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке). При этом при направлении в соответствии с Законом о контрактной системе информации и документов, предусмотренных приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям», одно транспортное средство не может использоваться для подтверждения соответствия требованиям, предъявленным в отношении транспортных средств более чем одного класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке);

вместо направления предусмотренных приложением в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, договоров аренды, субаренды, лизинга, безвозмездного пользования или иных информации и документов, подтверждающих факт наличия у участника закупки транспортных средств на ином законном основании, участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств либо номер реестровой записи или выписку из реестра лицензий;

опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе «Дополнительные требования к участникам закупки», считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе «Дополнительные требования к участникам закупки».

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе: «29» января 2024 года до 09 час. 00 мин. местного времени, включительно.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе: «31» января 2024 года.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): «01» февраля 2024 года.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, в процентах (%): 1) Цена контракта – <<--->>%.

2) Квалификация участников закупки– <<--->> %.

Размер обеспечения заявок на участие в электронном конкурсе: <<--->>% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет <<--->> руб.

Размер обеспечения исполнения контракта: <<--->>% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет <<--->> руб.

Согласно протоколу №0187300001224000001/2-2 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в конкурсе поступило две заявки (№255, №196).

№255 - ООО «<<--->>», №196 - АО «<<--->>».

В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупки рассмотрела заявки на участие в электронном конкурсе (далее – заявки) и информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 19 статьи 48 Закона о контрактной системе, и приняла решения: о соответствии заявок ООО «<<--->>» и АО «<<--->>» требованиям, установленным в извещении №0187300001224000001.

На основании результатов оценки, заявкам присвоены следующие порядковые номера:

Идентификационный номер заявки

Сумма величин значимости всех критериев

Порядковые
номера

255

100,00

1

196

60,00

2

 

По результатам конкурса между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовск и ООО «<<--->>» заключен муниципальный контракт №0187300001224000001 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30 от 16.02.2024 (далее - Муниципальный контракт).

Пунктом 1.1 Муниципального контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнять работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) в установленные заказчиком сроки и в установленных заказчиком объемах, согласно расписанию по муниципальным маршрутам №9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30, параметры которых установлены Приложением 3 «Параметры маршрута и график движения (выхода) транспортных средств» к Техническому заданию (Приложение 1 к настоящему контракту) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам №9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30 (далее, соответственно – параметры маршрутов, Техническое задание) с соблюдением требований к безопасности выполнения работ (Приложение №19 к настоящему контракту).

В пункте 1.2 Муниципального контракта указано, что для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным Приложением 20 к Контракту «Требования к используемым транспортным средствам и оборудованию», Приложением 2 «Требования к количеству и характеристикам транспортных средств» к Техническому заданию.

Пунктом 1.2.1 Муниципального контракта установлено, что подрядчик выполняет предусмотренные Контрактом работы самостоятельно.

Согласно пункту 1.8 Муниципального контакта срок выполнения работ: с 01 марта 2024 года по 31 декабря 2030 года (включительно) в том числе по этапам:

Этап 1: с 01.03.2024 – 31.12.2024;

Этап 2: с 01.01.2025 – 31.12.2025;

Этап 3: с 01.01.2026 – 31.12.2026;

Этап 4: с 01.01.2027 – 31.12.2027;

Этап 5: с 01.01.2028 – 31.12.2028;

Этап 6: с 01.01.2029 – 31.12.2029;

Этап 7: с 01.01.2030 – 31.12.2030.

Пунктом 3.1 Муниципального контракта определен порядок подтверждения наличия у Подрядчика транспортных средств, предусмотренных Контрактом, в котором указано, что не позднее, чем за 5 рабочих дней до установленного Контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт наличия транспортных средств, предусмотренных контрактом согласно Приложению № 8 к Контракту (далее – Акт наличия транспортных средств) в двух экземплярах. К указанному Акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям Контракта.

Пунктом 10.1 Муниципального контракта установлено, что настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует по 28.02.2031 (включительно).

Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по оплате работ, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки, представлению Подрядчиком документов, подтверждающих исполнение Контракта.

Приложением №20 к Муниципальному контракту установлены требования к используемым транспортным средствам и оборудованию, а именно:

1. Транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров и багажа, соответствуют требованиям, установленным Техническим заданием.

2. Предоставляемые Подрядчиком транспортные средства соответствуют по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров и должны быть укомплектованы в соответствии с требованиями нормативного правового акта, указанного в пункте 1 Приложения 18 Контракта.

3. Подрядчик обязан обеспечить наличие в транспортных средствах:

- средств связи с диспетчером;

- исправной климат-системы и отопительных приборов;

- запасного выхода и средства для выбивания стекол;

- комплекта безопасности (огнетушители в исправном состоянии, медицинская аптечка установленного образца, знак аварийной остановки) в соответствии с актом, указанным в пункте 22 Приложения 18 Контракта;

- аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

- иного оборудования и средств, предусмотренных Контрактом и настоящим Техническим заданием.

4. Подрядчик обязан предоставлять транспортные средства:

- прошедшие мойку кузова и уборку салона;

- без повреждений кузова;

- с прогретым в зимний период и охлажденным в летний период салоном;

- без запахов горюче-смазочных материалов, табачного дыма и иных запахов.

5. Работы выполняются с использованием шин, соответствующих сезонным и дорожным условиям согласно требованиям акта, указанного в пункте 1 Приложения 18 Контракта, а также с остатком глубины рисунка протектора шин согласно акту, указанному в пункте 22 Приложения 18 Контракта.

6. Транспортные средства оснащаются оборудованием для перевозки пассажиров из числа инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями указанного в пункте 49 Приложения 18 Контракта, а также Приложения 2 «Требования к количеству и характеристикам транспортных средств» к настоящему Техническому заданию.

Приложением №2 к Муниципальному контракту установлены требуемые характеристики транспортных средств для эксплуатации в том числе возраст ТС, который определен с момента первичной государственной регистрации и должен быть не ранее декабря 2023 года.

Из анализа представленного технического задания, а также пункта 3.1 Муниципального контракта, заключенного по результатам закупки 0187300001224000001 следует, что Подрядчик должен не позднее чем за пять рабочих дней предоставить Заказчику подтверждение о наличии у него на праве собственности или ином законном основании 93 метановых автобусов (в т.ч. большого класса 58 ед., среднего класса 35 ед.), поставленных на первичный регистрационный учет в РЭО ГИБДД не ранее декабря 2023 года и быть оснащенными дополнительным оборудованием в соответствии с техническим заданием.

Как следует из представленных материалов, в соответствии с приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 21.02.2024 №283/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» на основании заявления ООО «<<--->>» от 15.02.2024, принято решение о передаче ООО «<<--->>» 45 автобусов (LOTOS-105-C02). Правовым оснвоанием для передачи в аренду указанного имущества послужил пункт 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), в соответствии с которым государственное и муниципальное имущество может предоставляться в аренду хозяйствующему субъекту на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

22.02.2024 на основании указанного приказа между Администрацией города Нижневартовска, в лице Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №1И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 22.02.2024 №1И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 22.02.2024 №1И-2024 установлен срок аренды в количестве 30 календарных дней — с 22.02.2024 по 22.03.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 22.02.2024 №1И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 22.02.2024 №1И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 45 автобусов (LOTOS-105-C02).

Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 28.02.2024314/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» на основании заявления ООО «<<--->>» от 27.02.2024 №1-ВхД-2539 и пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции принято решение о передаче ООО «<<--->>» 14 автобусов (LOTOS-105-C02) и 18 автобусов (ЛиАЗ 529267).

28.02.2024 на основании указанного приказа между Администрацией города Нижневартовска, в лице Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №2И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 28.02.20242И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 28.02.20242И-2024 установлен срок аренды в количестве 30 календарных дней — с 28.02.2024 по 28.03.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 28.02.20242И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 28.02.20242И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 14 автобусов (LOTOS-105-C02) и 18 автобусов (ЛиАЗ 529267).

Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 04.03.2024353/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» на основании заявления ООО «<<--->>» от 04.03.2024 №67/03 и пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции принято решение о передаче ООО «ДОМТРАНСАВТО» 2-х автобусов (LOTOS-105-C02) и 3-х автобусов (ЛиАЗ 529267).

04.03.2024 на основании указанного приказа между Администрацией города Нижневартовска, в лице Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №3И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 04.03.20243И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 04.03.20243И-2024 установлен срок аренды в количестве 30 календарных дней — с 05.03.2024 по 03.04.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 04.03.20243И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->> (<<--->>) руб. <<--->>коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 04.03.20243И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 2 автобуса (LOTOS-105-C02) и 3 автобуса (ЛиАЗ 529267).

Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 05.03.2024354/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» на основании заявления ООО «<<--->>» от 04.03.2024 №67/03 и пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции принято решение о передаче ООО «<<--->>» 2-х автобусов (ЛиАЗ 529267).

05.03.2024 на основании указанного приказа между Администрацией города Нижневартовска, в лице Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №4И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 05.03.20244И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 05.03.20244И-2024 установлен срок аренды в количестве 30 календарных дней — с 05.03.2024 по 03.04.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 05.03.20244И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 05.03.20244И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 2 автобуса (ЛиАЗ 529267).

Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 07.03.2024373/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» на основании заявления ООО «<<--->>» от 07.03.2024 и пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции принято решение о передаче ООО «<<--->>» 3-х автобусов (LOTOS-105-C02) и 6-ти автобусов (ЛиАЗ 529267).

07.03.2024 на основании указанного приказа между Администрацией города Нижневартовска, в лице Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №5И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 07.03.20245И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 07.03.20245И-2024 установлен срок аренды в количестве 30 календарных дней — с 07.03.2024 по 05.04.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 07.03.20245И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->>(<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 07.03.20245И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 3 автобуса (LOTOS-105-C02) и 6 автобусов (ЛиАЗ 529267).

Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 22.03.2024544/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» (далее — приказ от 22.03.2024544/36-01-П) на основании заявления ООО «<<--->>» от 22.03.2024, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) принято решение о передаче ООО «<<--->>» 25 автобусов (ЛиАЗ 529267).

23.03.2024 во исполнение приказа от 22.03.2024544/36-01-П между Администрацией города Нижневартовска, представляемой Департаментом муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №6И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 23.03.20246И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 23.03.20246И-2024 установлен срок аренды в количестве 12 календарных дней — с 23.03.2024 по 03.04.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 23.03.20246И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 23.03.20246И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 25 автобусов (ЛиАЗ 529267).

Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации города Нижневартовска от 22.03.2024545/36-01-П «О передаче в аренду объектов движимого имущества (транспортных средств), находящихся в муниципальной собственности» на основании заявления ООО «<<--->>» от 22.03.2024 и пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции принято решение о передаче ООО «<<--->>» 11 автобусов (ЛиАЗ 529267).

23.03.2024 на основании указанного приказа между Администрацией города Нижневартовска, в лице Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов и ООО «<<--->>» заключен договор аренды №7И-2024 движимого муниципального имущества.

Согласно пункту 1.1 договора от 23.03.20247И-2024 арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование движимое имущество (транспортные средства) для обеспечения автомобильных пассажирских перевозок на маршрутах транспортной сети города Нижневартовска.

Пунктом 1.2 договора от 23.03.20247И-2024 установлен срок аренды в количестве 11 календарных дней — с 23.03.2024 по 02.04.2024.

В соответствии с пунктом 3.1 договора от 23.03.20247И-2024 сумма аренды по договору составляет <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС), в том числе в день — <<--->> (<<--->>) руб. <<--->> коп. (без учета НДС).

Согласно приложению №1 к договору от 23.03.20247И-2024 ООО «<<--->>» передано в аренду 11 автобусов (ЛиАЗ 529267).

В рамках рассмотрения обращения у ООО «<<--->>» была запрошена информация о том, какими транспортными средствами ООО «<<--->>» планировало осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа по заключенному контракту по итогам закупки №0187300001224000001, с приложением документов о праве собственности или иного законного основания владения, пользования указанными транспортными средствами, а также документов, подтверждающих соответствие транспортных средств требованиям закупочной документации, в том числе в части наличия в салоне программно-технических комплексов видеонаблюдения, оснащенности аппаратурой спутниковой навигации, наличия в салоне системы кондиционирования воздуха, наличия в салоне системы автоматизированного контроля оплаты проезда и т.д.) (Исх.РВ/2119/24 от 02.04.2024).

09.04.2024 ООО «<<--->>» представлено письмо от 08.04.2024 №30 (вх.№3471-ЭП/24), в котором общество представлен запрос коммерческого предложения (исх.№12/1-24 от 12.01.2024), направленного в адрес ООО «<<--->>» с просьбой рассмотреть возможность поставки большого класса в количестве 35 единиц среднего класса и 58 единиц большого класса в соответствии с техническим заданием к извещению №0187300001224000001 в срок до 21.02.2024.

12.01.2024 ООО «<<--->>» представлен ответ (исх.№142) на вышеуказанный запрос, в котором Общество сообщило, что может осуществить поставку транспортных средств в количестве 35 единиц среднего класса и 58 единиц большого класса в соответствии с техническим заданием к извещению №0187300001224000001 в срок до 21.02.2024.

Проанализировав представленную информацию, Ханты-Мансийское УФАС России приходит к выводу, что указанные документы не свидетельствовали о наличии в собственности или ином законном основании транспортных средств у ООО «<<--->>» на момент принятия участия в закупке на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30.

Как ранее было указано, что в соответствии с пунктом 3.1 Муниципального контракта в подтверждение наличия у Подрядчика транспортных средств, предусмотренных Контрактом, Подрядчику необходимо не позднее, чем за 5 рабочих дней до установленного Контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик составляет и направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт наличия транспортных средств, предусмотренных контрактом согласно Приложению № 8 к Контракту (далее – Акт наличия транспортных средств) в двух экземплярах. К указанному Акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям Контракта.

Исходя из содержания конкурсной документации 93 метановых автобуса в т.ч. большого класса 58 ед., среднего класса 35 ед., поставленных на первичный регистрационный учет в РЭО ГИБДД не ранее декабря 2023 года должны быть оснащенными дополнительным оборудованием в соответствии с техническим заданием.

Согласно пункту 1.8 Муниципального контракта срок выполнения работ установлен с 01 марта 2024 года, следовательно по состоянию на 23.02.2024 у ООО «<<--->>» должно было быть в наличии необходимое количество автобусов - 93 метановых автобусов, из них в т.ч. большого класса 58 ед., среднего класса 35 ед..

При этом, из анализа представленных договоров аренды движимого имущества, за период с 22.02.2024 по 23.03.2024 у ООО «<<--->>» во исполнение пункта 3.1 Муниципального контракта по состоянию на 23.02.2024 находилось в распоряжении только 45 автобусов.

Остальные автобусы Администрацией города Нижневартовска были переданы ООО «<<--->>» уже после срока установленного пунктом 3.1 указанного муниципального контракта.

По состоянию на 28.02.2024 у подрядчика имелось в наличии 77 единиц автобусов большой вместимости (марки ЛиАЗ - 18 единиц и LOTOS – 59 единиц, вид топлива компримированный природный газ).

Данные автобусы были переданы ООО «<<--->>» Администрацией города Нижневартовска в период с 22.02.2024 по 28.02.2024 без проведения аукциона в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Предоставление Подрядчиком на дату начала исполнения Муниципального контракта меньшего количества автобусов, чем это требуется по контракту, и несоответствующих техническому заданию, является грубейшим нарушением условий исполнения муниципального контракта.

Недостающие автобусы в количестве 16 единиц Администрацией города Нижневартовска переданы ООО «<<--->>» в период с 04.03.2024 по 23.03.2024 уже на стадии исполнения указанного муниципального контракта.

Фактически указанные действия Администрации города Нижневартовска совершены с целью ограничения конкуренции иных участников, так как фактически сразу после объявления победителя торгов – ООО «<<--->>», администрация, являясь организатором конкурса передала Подрядчику новый транспорт для выполнения работ. Более того, из требуемых 93 единиц на дату начала исполнения контракта - 01.03.2024 по закупке № 0187300001224000001 фактически имелось в распоряжении Подрядчика всего лишь 77 единиц транспорта, при этом не своей техники, а закупленной и переданной без аукциона ему Администрацией Нижневартовска для оказания услуг в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Поскольку необходимые для исполнения пункта 3.1 указанного муниципального контракта автобусы передавались ООО «<<--->>» в несколько этапов, Ханты-Мансийское УФАС России приходит к выводу, что остальной транспорт, который Администрация города Нижневартовска закупила для нужд города Нижневартовска, возможно еще не успел прийти в муниципалитет, в связи с чем ООО «<<--->>» и не хватило 16 единиц транспорта, для указания в акте соответствия перед началом выполнения работ 100% необходимой техники. При этом по условиям документации Подрядчик должен иметь свой транспорт для исполнения условий контракта.

Кроме того, согласно открытым источникам (https://www.rusprofile.ru) установлено, что по состоянию на 01.01.2024, учтенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и города Нижневартовска с основным видом экономической деятельности - сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (ОКВЭД-49.31) количество хозяйствующих субъектов, расположенных на территории ХМАО-Югры - 82, из них на территории города Нижневартовска - 21. Однако круг лиц, имеющих право принимать участие в торгах, является открытым. Кроме того, ввиду существенного временного интервала (6 лет 10 мес.) на соответствующем рынке могут появиться новые хозяйствующие субъекты.

На настоящий момент, активно участвующие в государственных (муниципальных) закупках субъекты рынка из ХМАО-Югры:

- ООО <<--->> (ИНН: <<--->>);

- ООО <<--->> (ИНН: <<--->>);

- АО «<<--->>» (ИНН: <<--->>);

- ООО «<<--->>» (ИНН: <<--->>).

Более того, ввиду наличия возможности предоставления перевозчикам автотранспортных средств для осуществления пассажирских перевозок иные лица, зарегистрированные надлежащим образом и имеющие соответствующий ОКВЭД, также могут быть потенциальными хозяйствующими субъектами.

При этом, обращает внимание то факт, что условия контракта, содержащиеся в пункте 3.1 Муниципального контракта добросовестному исполнителю не представляется возможным исполнить, за исключением случая когда потенциальный исполнитель заранее знает о передаче ему транспортных средств, хоть и с нарушением сроков и также знает, что Заказчик не примет к нему санкции о расторжении контракта из-за отсутствие автобусов.

Как установлено материалами дела, в конкурсной документации отсутствует условие о передаче транспортных средств, закупленных Администрацией города Нижневартовска.

Следовательно, потенциальные участники не обладали информацией о том, что транспортные средства будут переданы исполнителю после заключения Муниципального контракта, а при намерении принять участие в конкурсе должны были уже располагать необходимым транспортом для исполнения муниципального контракта не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала оказания услуг (01.03.2024). При этом процесс передачи автобусов мог быть отложен Администрацией города Нижневартовска, что само по себе не является нарушением контракта или закона, но могло повлечь отсутствие у исполнителя требующихся транспортных средств.

Кроме того, ранее Ханты-Мансийским УФАС России было рассмотрено обращение Администрации города Нижневартовска (вх.№381-ЭП/24 от 16.01.2024), по вопросу формирования лотов и продолжения проведения мероприятий по заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Нижневартовска.

По результатам рассмотрения указанного обращения было установлено следующее.

Федеральная антимонопольная служба России в письме от 02.10.2020 №ИА/85875/20 «По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ» (далее-Письмо ФАС России от 02.10.2020 №ИА/85875/20) определила критерии, которыми необходимо руководствоваться при формировании лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики численность населения города Нижневартовска по состоянию на 01.01.2023 составила 287 095 человек.

С учетом критериев, определенных ФАС России в Письме (раздел I пункт 1.3) минимальное количество лотов и максимальное обеспечение исполнение контракта для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 150 тысяч человек, но не превышает 1 миллион человек, маршруты должны быть разделены не менее чем на 20 лотов.

При этом общая протяженность маршрутов каждого лота, сформированного с учетом указанного разъяснения ФАС России, не должна отличаться от других лотов более чем на 20%.

Разделом III Письмо ФАС России от 02.10.2020 №ИА/85875/20 предусмотрено, что несоблюдение изложенных критериев является признаком ограничения конкуренции и количества участников торгов при формировании лотов при организации регулярных перевозок.

Вместе с тем, из указанного выше раздела Письма ФАС России от 02.10.2020 №ИА/85875/20 следует, что допускается формирование меньшего количества лотов, чем указанно в разделах I, II настоящего разъяснения, при условии достаточности количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов. При этом неизменными должны оставаться условия о сроках исполнения обязательств по контракту, максимальном размере обеспечения исполнения контракта, предоставляемого лицом, с которым заключается контракт.

В обращении Администрации города Нижневартовска было указано, что администрацией планируется к размещению два извещения о проведении закупки на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам:

- электронный конкурс на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам №3, 4, 5, 6, 7, 16, 33, 91,92,93,94, 95 (общая протяженность маршрутов - 316,2 км), 2 лот 10 муниципальных маршрутов (общая протяженность маршрутов-286,3 км);

- электронный конкурс на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 9, 10, 11, 12,13, 14, 15, 17, 21, 30(общая протяженность маршрутов - 316,2 км), 2 лот 10 муниципальных маршрутов (общая протяженность маршрутов- 286,3 км).

Таким образом, заказчиком сформировано 2 конкурса (2 лота) с общим количеством маршрутов - 22.

Как следовало из обращения Администрации города Нижневартовска, основная часть маршрутов является нерентабельной или убыточной, наибольшая загруженность части маршрутов наблюдается в утреннее и вечернее время, в остальное же время загруженность минимальная и расчетная прибыль отсутствует.

В подтверждение указанного администрацией предоставлены отчеты, которые содержат маршруты, количество необходимых автобусов, пробег в среднем за год, пробег за 7 лет, протяженность маршрута, количество рейсов в среднем за год, количество рейсов за 7 лет, планируемая плата за 7 лет, максимальном пассажиропотоке.

Как было указано Администрацией города Нижневартовска, наличие 2 лотов дает возможность потенциальным перевозчикам выбрать наиболее привлекательную закупочную процедуру и принять участие в соответствующей закупке.

Маршруты включены в один лот в связи с наличием технологической и функциональной связи между такими маршрутами (маршруты объединены в пределах одного населенного пункта, частично имеют одни конечные остановочные пункты).

Объединение маршрутов в один лот также обусловлено различным пассажиропотоком с учетом прогнозируемой рентабельности.

При этом к указанному обращению Администрацией города Нижневартовска не были приложены документы, обосновывающие убыточность того или иного маршрута.

В рамках рассмотрения обращения Ханты-Мансийским УФАС России было установлено, что рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в ХМАО-Югре и, в частности, в городе Нижневартовске является конкурентным.

С учетом изложенных обстоятельств, исходя из численности населения города Нижневартовска, а также с учетом того, что к обращению Администрации города Нижневартовска не приложены документы, обосновывающие убыточность того или иного маршрута, по которым проходят указанные муниципальные маршруты, Ханты-Мансийское УФАС России пришло к выводу, что объединение маршрутов в один лот не обеспечит соблюдение требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, а также способно привести к ограничению конкуренции и количества участников торгов при организации регулярных перевозок.

Тяжесть нарушения антимонопольного законодательства выражается в том числе, в следующем.

Как ранее было указано, размер обеспечения исполнения контракта: <<--->>% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет <<--->> руб.

Следовательно, учитывая высокое обеспечение исполнения контракта в размере 6,5%, а также условия контракта, установленное в пункте 3.1 (не позднее, чем за 5 рабочих дней до установленного Контрактом дня начала выполнения работ с использованием транспортных средств), в случае когда иной исполнитель добросовестно не знал о передаче ему в аренду автобусов после заключения контракта или данная передача состоялась позднее 5 рабочих дней, Заказчик мог расторгнуть контракт и исполнитель понес бы убытки в размере средств, затраченных на внесение обеспечения исполнения контракта (<<--->> руб.) или в размере суммы затраченной для получения независимой гарантии (<<--->> руб.) для обеспечения заявки и более того, имел бы риск включения информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того как было ранее указано, по условиям конкурсной документации перевозчик должен обслуживать пассажиров автобусами, которые прошли первичную регистрацию не раньше декабря 2023 года, и являются исключительно метановыми. А для участия и победы можно предоставить автобусы с любым типом двигателя (бензин, метан, дизель и т.п.), но не ранее 2017 года.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 №2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Подпунктом «г» пункта 3 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом «б» пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «б» пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением №1 к Положению, устанавливаются перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом «б» пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Как следует из материалов обращения, в приложении №2 Описания объекта закупки установлены требования к количеству и характеристикам транспортных средств, используемых в целях исполнения контракта, в том числе возраст транспортного средства, который определяется с момента первичной государственной регистрации и должен быть не ранее декабря 2023 года.

Вместе с тем в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия установлено, что оценке подлежит общее количество транспортных средств, являющихся автобусами среднего и/или большого класса, принадлежащих участнику закупки на праве собственности или ином законном основании, год изготовления (выпуска) которых должен быть в период с 2017 года и позже.

Таким образом, в Описании объекта закупки установлено требование к дате первичной государственной регистрации транспортного средства - декабрь 2023 года, а в качестве подтверждения опыта по Детализирующему показателю Критерия, оценка которых направлена на установления наличия у участника закупки необходимого материального ресурса для исполнения контракта, оценке подлежат транспортные средства, год изготовления которых установлен с 2017 года.

Вместе с тем предложенные участником закупки по Детализирующему показателю критерия транспортные средства могут быть поставлены на первичную государственную регистрацию в период с 2017 года по декабрь 2023, однако такие транспортные средства не будут соответствовать требованиям Описания объекта закупки.

Учитывая вышеизложенное, Ханты-Мансийское УФАС России приходит к выводу, что установление требования к дате первичной государственной регистрации транспортного средства не ранее декабря 2023 года, приводит к ограничению использования транспортных средств, прошедших первичную государственную регистрацию до декабря 2023 года, и фактически обязывает иметь в наличии такие транспортные средства.

Кроме того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «б» пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением №1 к Положению, устанавливаются перечень, в том числе, следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» пункта 27 Положения:

- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);

- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки).

В соответствии с пунктом 3.1.1 раздела III Порядка оценки Приложение 4 к извещению о проведении электронного конкурса установлено, что к оценке принимаются только те автобусы, по которым участником закупки указаны полные сведения: марка и модель автобуса, год выпуска, номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о включении сведений об автобусах в реестр лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности или об изменении сведений об автобусах в реестре лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности, класс автобуса (СК и/или БК), идентификационный номер (VIN).

Таким образом, Ханты-Мансийским УФАС России установлено, что перечень документов, подтверждающих участником закупки наличие оборудования и других материальных ресурсов установлен в Порядке оценки не в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 27 Положения.

 

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 Закона о контрактной системе закреплен принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

ует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещается другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

На основании изложенного, действия Администрации города Нижневартовска и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска, противоречат положениям частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, законодатель определил, что нормы Закона о контрактной системе должны применяться и исполняться всеми участниками контрактной системы в полном объеме, единообразно, в целях соблюдения добросовестной конкуренции, создания возможности равного доступа участников закупок к торгам, обеспечения полноты и ясности (недвусмысленности) условий проводимых закупок, определения победителя посредством реализации конкурсных процедур.

При этом из приведённого следует, что часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции прямо регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и в системном толковании со статьей 1 Закона о контрактной системе является составной частью законодательства о контрактной системе, равно как и Закон о контрактной системе является составной частью антимонопольного законодательства в силу статьей 2 и 3 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.

Из буквального толкования положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: функциональной и технологической взаимосвязи между собой. При этом союз «и» означает одновременное совместное наличие признаков функциональной и технологической связи товаров (работ, услуг) между собой, не предполагает альтернативы их раздельного применения.

Пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарным рынком является сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

С учетом изложенного, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев: техническая однородность; потребительское назначение; взаимозаменяемость.

Таким образом, при объединении товаров в один лот заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в аукционе.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

Из документов следует, что заказчику требуется выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30.

Однако оказание услуг на каждом из маршруте технологически и функционально не связано с оказанием указанных услуг на иных маршрутах.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой: постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2016 по делу №А26-11778/2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 по делу №А38-1692/2017, определение ВАС РФ от 23.04.2013 по делу №А16-1117/2012.

С учетом изложенного, Администрацией города Нижневартовска, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска необоснованно включены в один лот маршруты № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30, не являющиеся функционально и технологически взаимосвязанными между собой, что может привести к ограничению конкуренции.

При таких обстоятельствах в действиях Администрации города Нижневартовска, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска, содержатся признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Ханты-Мансийского УФАС России от 13.05.202466/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Нижневартовска, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №086/01/17-657/2024 к рассмотрению на «03» июня 2024 года в «15» час. «00» мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, <<--->> (зал заседаний).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: ООО «<<--->>» (<<--->>).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: <<--->> (<<--->>).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: <<--->> (<<--->>).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: <<--->> (<<--->>).

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрации города Нижневартовска представить в срок до «31» мая 2024 года следующие документы (информацию):

- документы, регламентирующие деятельность Администрации города Нижневартовска в качестве уполномоченного органа при проведении конкурса (извещение №0187300001224000001), в том числе определяющие порядок согласования и утверждения аукционной документации, размещения на официальном сайте в сети «Интернет» извещения, аукционной документации, а также порядок внесения изменений в документацию;

- надлежащим образом заверенную копию документации о проведении открытого конкурса, расчета начальной (максимальной) цены государственного контракта, проекта контракта (документация должна быть согласована и утверждена с указанием даты согласования, с подписью и печатью сторон), копии всех протоколов составленных в ходе проведения конкурса, извещение №0187300001224000001;

- сведения в письменном виде о проведении экономического анализа, обосновывающего необходимость объединения маршрутов №№9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 21, 30 в один лот, а также представить обоснование доходности (рентабельности) или убыточности (нерентабельности) по каждому из указанных маршрутов (приложить подтверждающие документы);

- документы, регламентирующие порядок оценки заявок при проведении конкурса (извещение №0187300001224000001), а также информацию в письменном виде о том, каким образом осуществлялась оценка заявок ООО «<<--->>» и АО «<<--->>» с указанием информации отдельно по каждому критерию оценки заявки участника (представить оценочные листы, в соответствии с которыми осуществлялась оценка заявок участников, в случае отсутствия оценочных листов представить подробные письменные пояснения о присвоении баллов заявкам участников по каждому из установленных критериев оценки);

- письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в случае ссылки на документы, отсутствующие в открытом доступе, необходимо предоставить копии таких документов);

- другие документы в обоснование своей позиции по данному делу.

7. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска представить в срок до «31» мая 2024 года следующие документы (информацию):

- письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в случае ссылки на документы, отсутствующие в открытом доступе, необходимо предоставить копии таких документов);

- другие документы в обоснование своей позиции по данному делу.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом, направлены с приложением сопроводительного письма (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров). В случае невозможности представления какого-либо из перечисленных документов, необходимо представить письменные объяснения о причинах его отсутствия.

Ввиду необходимости принятия дополнительных мер для снижения рисков террористической угрозы рассмотрение дела будет осуществляться исключительно посредством видеоконференцсвязи с помощью системы TrueConf.

Для целей принятия дистанционного участия в рассмотрении дела сторонам необходимо перейти по гиперссылке <<--->>.

Сторонам направить на адрес электронной почты Ханты-Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Председатель Комиссии <<--->>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны