Решение б/н Решение по жалобе от 13.01.2017 № 56-ж от 30 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2017 года                                                                                                  г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2017 года           

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 114 от 24.10.2016 г. в составе:

Председатель комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

<...>

в присутствии представителя  Заявителя - ООО «Магна» (далее — Заявитель), <...>,

в присутствии представителя Заказчика – АО «РН-Снабжение» (далее – Заказчик), <...>, 

в присутствии представителя Заинтересованного лица – ООО «Трансинсервис», <...>,

рассмотрев жалобу  ООО «Магна»  (вх. от 13.01.2017  № 56-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении запроса предложений Лот № 1 на закупку СИЗ для нужд ДО, 2017г. (страховой запас).

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 18.01.2017 № 02/ТТ-312). Рассмотрение жалобы назначено на  24.01.2017 г.

Заявитель просит признать в действиях организатора и заказчика запроса предложений АО «РН-Снабжение» нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а так же положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), выразившиеся в ограничении конкуренции при проведении запроса предложений Лот № 1 на закупку СИЗ для нужд ДО, 2017г. (страховой запас) и нарушении порядка организации и проведения торгов. Выдать организатору запроса предложений и заказчику предписание об устранении нарушений закона.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением «О закупке товаров, работ, услуг» № П2-08 Р-0019 версия 1.00, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 03.04.2015, введено в действие Приказом № 421 от 17.06.2015 года (далее - Положение о закупке, положение).

Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках, действие настоящего закона распространяется на следующих заказчиков товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В ходе заседания, Комиссией было установлено, что единственным акционером АО «РН-Снабжение» является АО «РН Холдинг», которому принадлежит 100 % акций АО «РН-Снабжение».

АО «РН Холдинг» находится под контролем компании Novy Investments Limited, которой принадлежат 84,67 от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции АО «РН Холдинг», 15, 33% акций АО «РН Холдинг» принадлежит ПАО «НК «Роснефть».

Единственным акционером компании Novy Investments Limited является компания Rosneft International Holdings Limited, которой принадлежат 100% акций.

В свою очередь 100% акций компании Rosneft International Holdings Limited принадлежат компании  Rosneft Industrial Holdings Limited.

100% акций  Rosneft Industrial Holdings Limited принадлежит  Rosneft Limited.

100% акций  Rosneft Limited принадлежит  ОАО «НК «Роснефть».

Основным акционером ПАО «НК «Роснефть» является государственная компания ОАО «Роснефтегаз», которой принадлежит более 50 % акций ПАО «НК «Роснефть». Таким образом, ПАО «НК «Роснефть» является дочерним хозяйственным обществом по отношению к ОАО «Роснефтегаз», в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит ОАО «Роснефтегаз», что попадает под пункт 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Данная информация о ПАО «НК «Роснефть» размещена на официальном сайте ПАО «НК «Роснефть» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.rosneft.ru/).

АО «РН-Холдинг» и АО «РН-Снабжение» не осуществляют виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий и регулируемые виды деятельности, указанные в Законе о закупках.

Таким образом АО «РН-Снабжение» не относится к числу лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, на которые распространятся требования Закона о закупках.

Однако в соответствии с Положением о закупке, положение обязательно для исполнения работниками всех структурных подразделений ОАО «НК «Роснефть» и Обществ Группы, задействованными в процессе осуществления закупочной деятельности. Требования Положения становятся обязательными для исполнения в дочернем или зависимом Обществе ОАО «НК «Роснефть», а также ином Обществе, в котором прямо или косвенно участвует ОАО «НК «Роснефть» и на которое не распространяются нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», с даты введения настоящего Положения в действие в Обществе в соответствии с Уставом Общества и в установленном в Обществе порядке. Положение является локальным нормативным документом постоянного действия.

Согласно части 3.2 Положения о закупке, при организации закупочной деятельности Заказчик руководствуется следующими принципами, в том числе:

3.2.1 Информационная открытость и прозрачность закупочной деятельности, что означает:

а) предоставление в извещении и документации о закупке необходимой и достаточной информации для участия в процедурах закупок;

б) неукоснительное соблюдение требований законодательства относительно размещения информации о закупках; размещение информации о закупках не только в источниках, предусмотренных законодательством, но и на сайте ОАО «НК «Роснефть», а, при необходимости, и в других источниках;

в) возможность проведения иных мероприятий, содействующих информационной открытости закупочной деятельности Заказчика.

3.2.2 Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к Участникам закупки, что означает:

  1. предоставление всем Поставщикам при проведении конкурентных процедур закупок равных возможностей для подачи заявок;
  2. отсутствие каких-либо ограничений либо преимуществ при участии в процедурах закупок, возможность которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, извещением и документацией о закупке;
  3. применение принципа состязательности заявок при проведении конкурентных процедур закупок;
  4. приоритет открытых конкурентных способов закупки и использование неконкурентных способов закупки только при наличии оснований, установленных настоящим Положением.

          Согласно первому доводу, Заявитель считает, что ряд положений документации о запросе предложений ограничивает круг участников закупки, предоставляет отдельным участникам необоснованные преимущества по отношению к другим участникам закупки.     

          В соответствии со вторым доводом Заявителя, Заявитель считает, что Заказчиком установлены необоснованные требования установленные пунктами 5, 6 Блока 8 информационной карты, которые могут стать причиной отказа участника в допуске к участию в запросе предложений.

          Согласно пункту 3.2.1 Информационной карты, установлено требование к аккредитации Участника закупки, согласно которому, предусмотрена аккредитация Участников закупки. Требования и порядок проведения аккредитации расположены в Блоке 8.

Блок 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации к участникам Запроса предложений устанавливает обязательные требования к участника Запроса предложений.

В соответствии с пунктом 5 Блока 8 Документации о закупке № П2-08 Ф-0002 версия 2.00 от 21.01.2016 (далее - Документация), установлено требование к участникам закупки, отсутствие процессуальных решений правоохранительных органов в отношении руководителя (собственника) Поставщика / Участника закупки, принятых по фактам мошеннических действий, в том числе умышленного завышения объема выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров, материалов и других подобных действий в течение последних 2-х лет (24 календарных месяца до момента осуществления проверки), а именно должны отсутствовать процессуальные решения правоохранительных органов (в том числе судебные решения либо решения органа дознания/следователя/прокурора о прекращении уголовного преследования на основании ст. 25, 27 ч. I п. 3, 28, 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, наличие судебных решений, а также решения органа дознания/следователя/прокурора о прекращении уголовного преследования на основании ст. 25, 27 ч. 1 п. 3, 28, 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, прекращение уголовного дела на основании акта об амнистии, не может является основанием для отказа в аккредитации участника Запроса предложений.

Согласно пункту 6 Блока 8 Документации, установлено требование к участникам закупки, отсутствие судебных решений о применении в отношении руководителя, члена коллегиального органа или главного бухгалтера действующего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в т.ч. административного наказания в виде дисквалификации, срок наказания по которым не истек, а именно должны отсутствовать соответствующие судебные решения.

Вместе с тем, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может являться основанием для ограничения круга участников Закупки.

          Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений.

          Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 3.2.2 Положения о закупке.

Согласно 3 доводу Заявителя, пунктом 3.2.2 Документации установлено требование к квалификации Участника, согласно которому, участник закупки должен обладать действующими разрешительными документами по предмету закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации, Заявитель полагает, что данное требование не может являться требованием к квалификации участника, поскольку является требованием к продукции (документам, прилагаемым к товару).

Согласно пункту 3.2.2 Информационной карты документации, установлено требование о наличии у участника действующих разрешительных документов по предмету закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации: сертификатами/декларациями соответствия Таможенного союза (ТР ТС) согласно требований Технического регламента Таможенного союза, что должно быть подтверждено прилагаемыми в составе заявки участника копиями соответствующих сертификатов/деклараций соответствия. На момент подачи заявки на участие в закупочной процедуре разрешительные документы должны иметь не менее чем 12 месяцев до окончания срока их действия.

В соответствии с пунктом 5.4 статьи 5 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее — ТР ТС),  подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах: 1)декларирование соответствия; 2) сертификация.

Согласно пункту 5.13 ТР ТС, Декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза. Декларация о соответствии подлежит регистрации в соответствии с порядком, установленным Комиссией Таможенного союза. Заявитель после регистрации декларации о соответствии средства индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза маркирует средства индивидуальной защиты, в отношении которых принята декларация о соответствии, единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и принимает меры для обеспечения при производстве и реализации таких средств индивидуальной защиты их соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 5.14 ТР ТС, сертификация средств индивидуальной защиты осуществляется аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Согласно пункту 5.15 ТР ТС, орган по сертификации средств индивидуальной защиты, в том числе проводит отбор образцов продукции.

В соответствии с пунктом 5.17 ТР ТС, при проведении сертификации заявитель представляет в орган по сертификации заявку, а также комплект документации на русском языке и (при необходимости) языке(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, который включает, в том числе: наименование, технические условия, описание средства индивидуальной защиты, эксплуатационные документы на него; Сведения о средствах индивидуальной защиты и идентифицирующих их признаках в соответствии с пунктом 1.4 раздела 1 и разделом 4 настоящего технического регламента Таможенного союза, декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции), код продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности стран Таможенного союза, а также сведения об изготовителе продукции; Сведения об условиях хранения, эксплуатации, ухода, ремонта, обслуживания, транспортировки и утилизации средств индивидуальной защиты; Эксплуатационные характеристики, в том числе ограничения применения; Данные о деталях (компонентах) и запасных изделиях средств индивидуальной защиты; Сведения о классах защиты; Срок годности средства индивидуальной защиты и (или) его компонентов; Сведения о типе упаковки средства индивидуальной защиты; Описание значения любой нанесенной на средство индивидуальной защиты маркировки.

Согласно пункту 5.18 ТР ТС,  орган по сертификации средств индивидуальной защиты рассматривает представленные заявителем заявку и комплект документации и в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления заявки на рассмотрение, принимает решение по заявке. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) проводит исследования (испытания) и измерения образцов средств индивидуальной защиты, оформляет протокол их исследований (испытаний) и измерений и представляет его в орган по сертификации средств индивидуальной защиты.

Комиссия антимонопольного органа считает необоснованными действия Заказчика, в части установления требования о наличии у участника действующих разрешительных документов по предмету закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации: сертификатами/декларациями соответствия Таможенного союза (ТР ТС) согласно требований Технического регламента Таможенного союза, что должно быть подтверждено прилагаемыми в составе заявки участника копиями соответствующих сертификатов/деклараций соответствия, так как сертификат/декларация соответствия выдается после изготовления продукции, являющейся предметом закупки, и данное требование Заказчиком необосновано.

В соответствии с 4 доводом Заявителя, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации, участник закупки, не являющийся производителем, должен обладать следующим опытом: опыт поставки МТР по предмету закупки на протяжении не менее 1 года в течение последних 3-х лет, предшествующих дате начала закупочной процедуры. Подтверждением соответствия указанному требованию является предоставление следующих документов: «Референс-лист по опыту поставки МТР за подписью руководителя участника закупки, копии договора (дилерский/дистрибьютерских или иной) либо копии дилерского/дистрибьютерского сертификата, либо письмо производителя о подтверждении гарантийных обязательств на МТР, являющихся предметом закупки, и предлагаемых к поставке участником закупки. Письмо должно быть подписано уполномоченным лицом и заверено печатью Производителя».

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС Росии, установлено, что в отсутствие обязанности производителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с требованиями пункта 3.2.2 Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица – производителя закупаемого товара, не имеющего прямого отношения к закупке.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 3.2.2 Положения о закупке.

Согласно 5 доводу Заявителя изложенного в жалобе, в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации о закупки, Участник закупки должен соответствовать иным требованиям: Отсутствие в течение последних 2 лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ОАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора. Заявитель считает, что установление обязательных требований к участнику закупки в таком виде, ограничивает право участников на судебную защиту своих прав и законных интересов, в том числе и в качестве ответчиков, поскольку вынуждает во избежание негативных последствий в виде запрета на участие в торгах вопреки своим интересам соглашаться с любыми досудебными претензиями контрагентов, лишая себя права на судебную защиту.  Так же, данное требование является излишним и подменяет собой установленное данной документацией о закупке требование, об отсутствии сведений об Участнике Реестре недобросовестных поставщиков.

Наличие судебных решений само по себе не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, и не может являться основанием для отклонения заявки участника и установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает крут участников Запроса предложений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, считает настоящий довод заявителя обоснованным, считает, что данное требование не может являться основанием для отклонения заявки участников закупки, ограничивает круг участников Закупки, и не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с 6 доводом Заявителя, пунктом 3.3.1 Документации о запросе предложений установлены дополнительные требования к продукции и подтверждающим документам, входящим в техническую часть заявки.

 

Требования

Подтверждающие документы

}

Качество и безопасность Товара должно быть подтверждено сертификатом или декларацией соответствия Таможенного союза (ТР/ТС) согласно требований Технического регламента Таможенного союза: для МТР относящихся к продукции легкой промышленности - ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»; для МТР относящихся к средствам индивидуальной защиты (1 и 2 класс степени риска) - ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Копии сертификата/декларации соответствия Таможенного союза (ТР/ТС). На момент подачи заявки на участие в закупочной процедуре документы должны иметь не менее чем 12 месяцев до окончания срока их действия.

Документы о подтверждении соответствия:

Для спецодежды в фирменном стиле ОАО «НК «Роснефть»:

Заверенные копии сертификатов соответствия техническому регламенту 019/2011 и техническим условиям ОАО «НК «Роснефть» на серийный выпуск;

Для костюмов сварщика и гермо-огнестойкого нательного белья:

Заверенные копии сертификатов соответствия техническому регламенту 019/2011;

Заверенные копни протоколов сертификационных испытаний продукции, на подтверждение всех защитных свойств, которыми обладает продукция (Перечень необходимых испытаний указан в томе Техническое задание), проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза;

2

Наличие положительных результатов производственных испытаний в ДО

Копии Актов о положительном прохождении испытаний спецодежды производителя в корпоративном стиле в ДО ОАО «НК «Роснефть»

 

Соответствие предложения Стандарту

ОАО «НК «Роснефть»: «Требования к средствам индивидуальной защиты и порядок обеспечения ими работников компании № П4-05 Ц-080 версия 1.01»

Подтверждающее письмо от производителя в свободной форме

 

Заявитель полагает, что установление указанных требований о предоставлении документов о соответствии продукции перечисленным техническим условиям и техническим регламентам, на этапе подготовки и подачи заявки ограничивает круг участников Запроса предложений, поскольку являются документами, подтверждающими качество товара, и подлежат передачи заказчику на стадии исполнения договора вместе с товаром.

Порядок прохождения предварительной процедуры производственных испытаний продукции в ДО ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» не описан в составе документации о запросе предложений, является субъективным, подменяет собой установленные Техническими регламентами Таможенного союза требованиям об обязательной сертификации продукции, а также соответствие указанному требованию зависит от волеизъявления Заказчика, что противоречит пункту 3.2.2 Положения о закупке.

С учетом представленных доказательств, доводов сторон, Комиссия приходит к выводу, что установление указанных требований о соответствии перечисленным техническим условиям и техническим регламентам, а также о наличии положительных результатов производственных испытаний в
ОАО «НК «Роснефть» на этапе подготовки и подачи заявки ограничивает круг участников Запроса предложений, а также соответствие указанным требованиям зависит от волеизъявления Заказчика, что  противоречит пункту 3.2.2 Положения о закупке.

Таким образом, учитывая, что установленное пунктом 3.3.1 Документации требования противоречат пункту 3.2.2 Положения о закупке, отказ в допуске к участию в Запросе предложений участникам в связи с несоответствием указанным требованиям неправомерен.

Согласно 7 доводу, Заявитель полагает, что пункты 9.2, 9.5, 9.13, 9.14 Блока 8 Документации, ограничивают участников закупки.

В соответствии с пунктом 9.2 Блока 8 Документации, установлено, что если имеется факт совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника, ставится «1», нет факта совмещения должностей — «0».

Вместе с тем, факт совмещения должностей не может являться основанием для ограничения участников Закупки.

Комиссией установлено, что в пункте 9.5 Блока 8 Документации установлены критерии оценки по основанию незначительная численность (среднесписочная численность работников за предшествующий проверке календарный год менее 10 человек или отсутствует кадровый состав), а именно: «численность персонала 5 и менее человек или отсутствие кадрового состава — «2», численность персонала от 6 до 10 человек — «1», численность персонала более 10 человек — «0».

Кроме того, в пунктах 9.13-9.14 Документации установлены требования об отсутствии судебных решений о взысканиях с участника Закупки по договорным и иным обязательства.

Установление данного требования необосновано Заказчиком, противоречит принципам закупочной деятельности и Положению о закупке, соответственно, установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 3.2.2 Положения о закупке.

Согласно 8 доводу Заявителя, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, следующее.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Положения о закупке, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки, что означает, что для любого обязательного требования, невыполнение которого Участником закупки влечет отклонение заявки, должен быть установлен однозначно понимаемый способ проверки соответствия заявки данному требованию.

          Согласно пункту 3.2.2 Документации к участникам Запроса предложений установлено требование об отсутствии отрицательного заключения по результатам технического аудита производителя, проведенного по заявке ОАО «НК «Роснефть» за период 12 месяцев до даты объявления закупки, а также в период проведения закупочных процедур.

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что понимается под «техническим аудитом» и в каком порядке он проводится.

Для нерезидентов Российской Федерации пунктом 1 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих, что «участник должен быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту его нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации».

При этом, из Документации не представляется возможным определить, какие именно документы подтверждают соответствие указанному требованию, какие разрешения являются необходимыми для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения участника, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 8 Блока 8 Документации установлено требование об отсутствии нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства Великобритании и любой иной страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремисткой деятельности или терроризму.

Вместе с тем, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к вышеуказанным признакам и каким образом Заказчик будет устанавливать данные признаки.

Как следует из пункта 9 Блока 8 Документации, проверка Поставщика/ Участника закупки в рамках проявления должной осмотрительности в соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, оценивается Заказчиком как несоответствующая, если организация (резидент Российской Федерации, а также резидент государства – участника Содружества Независимых Государств (СНГ) набрала 5 и более баллов; организация (нерезидент Российской Федерации за исключением нерезидентов Российской Федерации, являющихся резидентами государств – участников СНГ) набрала 4 и более баллов.

При этом в Документации в пункте 9.1 Блока 8 Документации установлен порядок оценки риска сотрудничества по экспертным оценкам организаций оказывающих информационные услуги (СПАРК-Интерфакс, Интегрум и др. информационные агентства): «уровень риска «высокий» - «2», уровень риска «средний» - «1», уровень риска «низкий» - «0».

Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлены критерии и порядок оценки документов по указанному основанию.

Кроме того, в пунктах 9.3, 9.4 Блока 8 Документации установлено, что у участника Закупки должен отсутствовать адрес массовой регистрации юридических лиц: «адрес массовой регистрации юридических лиц - «1», обратное - «0», а также должен отсутствовать непродолжительный срок существования (менее 2-х лет с момента регистрации организации Поставщика/ Участника закупки) (считаются 24 календарных месяца до момента осуществления проверки). 

Так же, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии и порядок оценки документов по указанным основаниям.

В пунктах 9.6, 9.7 Блока 8 Документации Заказчиком дается оценка прибыли в отчетном и предыдущем отчетных периодах организации: «прибыль в отчетном периоде «отрицательная» или равна «нулю» - «1», имеется положительная прибыль в отчетном периоде - «0».

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным однозначно определить, что Заказчик относит к «отрицательной» и «положительной» прибыли.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 3.2.4 Положения о закупке, приводит (может привести) к необоснованной оценке участников закупки, неверному определению победителя закупки, предоставляет возможность Заказчику манипулировать показателями оценки (количеством присваиваемых участникам баллов).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Заказчиком необоснованно установлены требования, которые приводят к ограничению (устранению) конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для определенных участников.

          На основании выявленных нарушений, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и необходимости выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Магна» на действия Заказчика — АО «РН-Снабжение», при проведении запроса предложений Лот № 1 на закупку СИЗ для нужд ДО, 2017г. (страховой запас), обоснованной;

2. Признать в действиях АО «РН-Снабжение» нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованно установлены обязательные требования, которые приводят к ограничению (устранению) конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.

3. Выдать АО «РН-Снабжение» обязательное для исполнения предписание.

4. Опубликовать данное решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

          Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

 

  • За  невыполнение  в  установленный  срок  законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

<...>                                                                                                              <...>

 

 

          <...>                                                                                                          <...>                      

                                                         

                                                                                                                      <...>

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 15

         

27.01.2017 г.                                                                                             г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по                   Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа № 114 от 24.10.2016г. в составе:

Председатель комиссии:

<...>

Члены комиссии:

<...>

<...>

на основании своего решения от 27.01.2017, вынесенного  по жалобе ООО «Магна» (вх. от 13.01.2017  № 56-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.АО «РН-Снабжение» в срок до 16.02.2017 года, исполнить пункты 1-3 настоящего предписания;

2. АО «РН-Снабжение» внести изменения в Документацию о закупке № П2-08 Ф-0002 версия 2.00 от 21.01.2016, с учетом решения Ханты-Мансийского УФАС России, от 27.01.2017 №02/ТТ-583 по жалобе ООО «Магна» (вх. от 13.01.2017  № 56-ж), а именно исключить требования к участникам закупки: указанных в пунктах 1, 5, 6, 8, 9, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, 9.7, 9.13, 9.14 Блока 8 Документации; указанных в пункте 3.2.2 Документации требований: о наличии у участника действующих разрешительных документов…; участник закупки, не являющийся производителем, должен обладать следующим опытом…; об отсутствии отрицательного заключения по результатам технического аудита производителя…; участник закупки должен соответствовать иным требованиям: отсутствие в течение последних 2 лет…; указанных в пункте 3.2.1 Документации дополнительные требования к продукции и подтверждающим документам, входящим в техническую часть заявки…, которые приводят к ограничению, устранению конкуренции;

3.АО «РН-Снабжение» продлить срок приема заявок;

4.АО «РН-Снабжение» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 февраля 2017 года с приложением подтверждающих документов;

5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <...>

 

 

 

 

<...>                                                                                                                           <...>               

                                                         

 

 

<...>                                                                                                                              <...>

 

 

 

                                                                        <...>

 

 

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного           предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны