Решение №086/07/3-1611/2022 Решение по жалобе №11843-эп/22 от 29 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-1611/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при

закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2022 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<....> – <....>;

Члены комиссии:

<....> — <....>;

<....> – <....>;

в присутствии представителя Заказчика ООО «СОЮЗ ТЭК», <....>, действующего по доверенности посредством видео-конференц-связи;

в отсутствии Заявителя ООО ЧОО «Илир-24», уведомленного надлежащим образом;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 17.11.2022 № 11843-эп/22)(далее – Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры «Региональный молодежный центр» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объекта, извещение №32211834135, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 17.11.2022 № 11843-эп/22)(далее – Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры «Региональный молодежный центр» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объекта, извещение №32211834135.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Региональный молодежный центр» (далее - Положение). Положение Учреждения разработано на основании Типового положения утвержденного приказом Депгосзаказа Югры от 29 октября 2018 года №64 «Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями)(далее-Положение о закупках).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 10.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объекта, извещение №32211834135.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 4 304 138,40 (четыре миллиона триста четыре тысячи сто тридцать восемь) рублей 40 копеек.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата и время окончания срока подачи заявок – 17.11.2022 в 13:00 (мск);

- дата подведения итогов – 21.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 17.11.2022, до времени окончания срока подачи заявок.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель указывает на неправомерность установленного Заказчиком требования в документации о том, что сотрудник охраны должен иметь удостоверение о проверке знаний по пожарной безопасности в объёме пожарно-технического минимума, которое также необходимо будет представить Заказчику в виде копии.

Заказчик с доводом жалобы не согласен и просит оставить Жалобу без удовлетворения в силу следующих пояснений.

Заказчик сообщает, что требования к участникам Закупки указаны в Положении о закупке в пункте 3 «Требования к участникам закупки» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», а также в пункте 10 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА».

В выше указанных документах отсутствует требование к участнику закупки о наличии у сотрудника охраны удостоверения о проверке знаний по пожарной безопасности в объёме пожарно-технического минимума. Участники закупки вправе участвовать в Закупке как при отсутствии, так и при наличии у сотрудников удостоверения о проверке знаний по пожарной безопасности в объёме пожарно-технического минимума. Отсутствие удостоверений не является основанием отклонения заявки участника закупки.

В проекте договора, размещенного в составе документации об аукционе, в пункте 13 и 27 раздела «Обязанности сторон» предусмотрено следующее:

13) Неукоснительно на стационарном посту, на объекте Заказчика, прилегающей территории соблюдать Правила пожарной безопасности, в том числе не использовать электронагревательные приборы, иные электрические приборы, не курить в помещениях Заказчика, санитарно-эпидемиологические нормы, в том числе соблюдать чистоту и порядок в предоставленном охранникам помещениях, не принимать пищу в предоставленных помещениях;

27) Работники Исполнителя обязаны перед каждой сменой уполномоченному лицу Заказчика предъявить:

  • удостоверение установленного образца подтвержденной квалификацией не ниже 4 разряда;

  • личную карточку охранника;

  • личную медицинскую книжку установленного образца с отметкой о пройденном медицинском осмотре;

  • справку о наличии (отсутствии) судимости;

  • инструкции с ознакомлением сотрудника вступающего на пост охраны;

  • график дежурств;

  • приказ о внесении изменений в график дежурств (при изменении графика);

  • к оказанию услуг по охране объекта на объекте Заказчика допускать только работников, имеющих подтверждение о произведенной вакцинации от COVID-19, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний против вакцинации от COVID-19, либо информации о перенесенном заболевании COVID-19 за последние 6 месяцев, или иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Предоставлять данную информацию по требованию Заказчика.

Таким образом, Заказчик указывает, что требований о наличии у сотрудников Исполнителя удостоверений о проверке знаний по пожарной безопасности в объёме пожарно-технического минимума нет, отсутствие удостоверений о проверке знаний по пожарной безопасности в объёме пожарно-технического минимума не является основанием к расторжению заключенного договора.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В приложении II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» к Положению о закупке в пункте 3. «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» подпункте 3.1 «Общие требования к товарам, к выполняемым работам, оказываемым услугам» указано следующее:

«Контроль за состоянием объектов охраны:

- при обнаружении фактов нарушения целостности объекта Заказчика, причинения ущерба имуществу Заказчика и/или третьих лиц, признаков пожара, срабатывания охранно-пожарной сигнализации, аварийной ситуации техногенного характера, террористической угрозе, противоправных деяний, немедленное сообщение ответственному лицу Заказчика (руководителю Заказчика), в пожарную часть, в органы внутренних дел, федеральную службу безопасности, в подразделения войск национальной гвардии, в ситуационные центры «Службы 112», иным, имеющиеся охранным организациям посредством средств связи, технических средств охраны, каналов передачи тревожных сообщений в установленном порядке.»

А также в подпункте 3.1 «Общие требования к товарам, к выполняемым работам, оказываемым услугам» указано, что:

«Исполнитель обязан допускать к выполнению обязанностей по охране объектов Заказчика и прилегающим к ним территориям следующих сотрудников охраны:

- Прошедших обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума.»

Вместе с тем, Заказчик обращает внимание, что в соответствии с Приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности», лица ранее прошедшие обучение в соответствии с приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 и срок действия удостоверений об обучении которых не истек, не обязаны повторно проводить обучение по правилам предусмотренным Приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806. Исполнитель вправе предоставить информацию об обучении сотрудников как по приказу МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645, так и по Приказу МЧС России от 18.11.2021 № 806.

Следуя пояснениям Заказчика, по окончании времени приема заявок, на участие в Закупке подано шесть заявок от участников закупки, которые зарегистрированы на ЭТП «Сбербанк-ACT».

В адрес Заказчика каких-либо обращений о разъяснение закупочной документации не поступало.

  1. ноября 2022 г. проведено заседание закупочной комиссии. После рассмотрения первых частей заявок все участники были допущены для участия в Закупке, отклонённых заявок нет.

  2. ноября 2022 г. проведен этап подачи ценовых предложений от участников Закупки. В торгах приняли участие четыре участника из шести.

Оператор ЭТП направил в адрес Заказчика вторые части заявок от четырех принявших участие в торгах участников Закупки. Среди четырёх направленных вторых частей заявок ООО ЧОО «Илир-24» отсутствует.

Из выше представленных фактов следует, что включение вышеуказанных условий в Положение о закупке и проект договора не повлекло за собой ограничения конкуренции при проведении электронного аукциона.

Дополнительно, в ходе рассмотрения Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

Согласно приложению II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» к Положению о закупке в пункте 3 «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» подпункте 3.1 «Общие требования к товарам, к выполняемым работам, оказываемым услугам» указано, что Исполнитель обязан заключить договор аренды помещения охраны, расположенного на 1 этаже здания площадью 14,8 кв.м., где будет располагаться пост охраны, для оказания услуг по охране объекта в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 27 ноября 2017 года №466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на праве оперативного управления».

Исполнитель и Заказчик назначают ответственных лиц за взаимодействие по вопросам охраны объекта.

Заказчик передает Исполнителю оборудование, входящее в системы пожарной и охранной сигнализаций на охраняемом объекте, после заключения договора. Прием-передача оборудования, установленного на объекте охраны от Заказчика к Исполнителю, на период оказания услуг, осуществляется по акту приема-передачи. После подписания сторонами акта приема-передачи Исполнитель несет полную материальную ответственность за сохранность принятого оборудования.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, с учетом проведенного анализа Положения о закупках и письменных пояснений заказчика установлено, что требование о наличии у работников исполнителя услуг знаний по пожарной безопасности не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, а обязательно на этапе заключения и исполнения договора. Указанное условие включено в целях безопасности охраняемого объекта заказчика, его сотрудников и прибывающих на объекте людей, так и в целях безопасности сотрудников самого исполнителя. Указанная практика является общепринятой и распространяется как на заказчика, так и на исполнителя.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства никаким образом не привели к нарушению прав заявителя на этапе подачи заявки и при проведении аукциона.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованными доводы Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

Р Е Ш И Л А :

 

Признать жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. от 17.11.2022 № 11843-эп/22) на действия АУ ХМАО-Югры «Региональный молодежный центр» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охране объекта, извещение №32211834135, необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны