Решение б/н Решение по жалобе ОАО «Черногорэнерго» от 14 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» апреля   2016 года              г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «12» апреля 2016 года       

             Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее-Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 2 от 12.01.2016 г. в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

в присутствии представителя Заказчика – ОАО «Черногорэнерго» (далее – Заказчик) по доверенности от 07.04.2016 года №08/2016 – <…>;

в отсутствии представителя ООО «Энергопром» (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы обращения,

рассмотрев жалобу ООО «Энергопром» (вх. 31.03.2016  №  575-ж),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия — Заказчика,  при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку светотехнической и электроустановочной продукции, извещение № 31603353221.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 01.04.2016 № 02/ТТ-1744). Рассмотрение жалобы назначено на 08.04.2016 г.

Из содержания жалобы следует, что Заявитель принимал участие в открытом аукционе, однако, в связи с тем, что функционалом электронной торговой площадки установлено время начала проведения электронного аукциона 30.03.2016 09:00 (время московское) и время окончания 30.03.2016 в 10:00 (время московское) Заявителю не хватило времени на подачу лучшего ценового предложения.

На основании изложенного, Заявитель просит приостановить процедуру заключения договора, провести внеплановую проверку и,  в случае выявления нарушений выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика осуществляется Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО «Черногорэнерго» утвержденным Советом директоров ОАО «Черногорэнерго», Протокол от 02.04.2012 № 9 (далее — Положение о закупках, разработанного в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках).

Как видно из документов, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение №31603353221, о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку светотехнической и электроустановочной продукции.

Из протокола от 31 марта 2016 года №2 заседания закупочной комиссии по подведению итогов открытого аукциона в электронной форме, следует, что победителем признано ООО «Промэлектроснабжение», подавшее ценовое предложение 870 000,00 рублей 30.03.2016 года в 9 часов 59 минут (время московское), в связи с предложенной наименьшей ценой.

Признать участника занявшим второе место ООО «Энергопром» подавшее ценовое предложение 882 820,17 рублей 30.03.2016 года в 09:59 часов (время московское).

Так как время подачи ценовых предложений было ограничено электронной торговой площадкой, в 10:00 часов (время московское) аукцион был завершен, тем самым подача ценовых предложений прекратилось.

Однако, Заявитель был намерен подать лучшее ценовое предложение, но в связи с тем, что аукцион закрылся, дальнейшее снижение по цене и участие в аукционе завершилось.

На рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что согласно сведениям, содержащимся в извещении о проведении торгов № 2462200 от 25 февраля 2016 года, размещенном на официальном сайте электронной торговой площадке OTC-tender, установлено, что время начала аукциона – 30 марта 2016 года в 09 часов 00 минут (время московское), время завершения аукциона – 30 марта 2016 года в 10 часов 00 минут (время московское), о чем участников аукциона информирует электронная торговая площадка.

При проведении открытого аукциона в электронной форме участники имели возможность подачи своих предложений в течение установленного времени, по завершении установленного времени открытый аукцион в электронной форме автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершен.

Более того, пунктом 1 статьи 63 Положения о закупке установлено, что правила и процедуры проведения закупки с использованием площадки устанавливаются регламентом работы Электронной площадки.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

            Согласно пункту 8 извещения о закупке, о проведении закупки путем аукциона в электронной форме № 6-ЭА/2016, проведение аукциона: «30» марта 2016 года до 11:00 (время местное).

Пунктом 8.2 документации о закупке, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок установлено, что проведение аукциона «30» марта 2016 года в 11:00 (время местное). Однако в документации о закупке отсутствует время завершения аукциона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, указание в документации о закупке разных сведений о времени проведения аукциона, в пределах которого участники имеют возможность подать ценовые предложения, является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ввело в заблуждение участника закупки ООО «Энергопром» в том числе лишила возможности подать лучшие ценовые предложения.

   В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

            Пунктом 9.2 раздела 9 документации о закупке установлено, что  участник процедуры закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, наличием производственных мощностей, надежностью, опытом и репутацией, трудовыми ресурсами, системой управления охраной труда, а также иными возможностями (ресурсами), необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.

            Пунктом 9.3 раздела 9 документации о закупке установлено, что участник процедуры закупки должен обладать положительной деловой репутацией, наличием опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг, соответствующих объекту закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Как было указано выше, в конкурсной документации Заказчиком установлено требование о наличии у частника опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг. Отсутствие указанного опыта является основанием для отклонения заявки Заявителя от участия в открытом конкурсе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Установление на стадии допуска к участию в открытом конкурсе требований о наличии опыта работы по осуществлению поставок, выполнения работ или оказания услуг, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в открытом конкурсе участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные выполнить данную работу. При этом законодательством не установлены ограничения деятельности в зависимости от опыта работы, разветвленности и т.д.

Таким образом, Заказчик, установив требование к опыту по осуществлению поставок, выполнения работ или оказания услуг нарушил требование части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, пунктом 3 статьи 67 главы 8 Положения о закупках установлено, что договор с победителем (победителями) либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор (далее  в данном разделе – участник закупки, обязанный заключить договор), должен быть заключен Заказчиком не позднее 20 дней со дня подписания итогового протокола, если иной срок не предусмотрен извещением о закупке.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положении о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 по делу №309-КГ15-14384.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Энергопром» на действия Заказчика ОАО «Черногорэнерго»  при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку светотехнической и электроустановочной продукции, извещение № 31603353221, обоснованной.

2. Признать в действиях ОАО «Черногорэнерго» нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в указании в документации о закупке разных сведений о времени проведения аукциона, что ввело в заблуждение участника закупки ООО «Энергопром».

3. Признать в действиях ОАО «Черногорэнерго» нарушение  части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразившееся в установлении в документации о закупке требования о наличии участников  положительной деловой репутации, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг, соответствующих объекту закупки, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

4. Признать в действиях ОАО «Черногорэнерго» нарушение части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в не установлении в Положении о закупках минимального срока заключения договора по результатам осуществления закупки.

5. Выдать ОАО «Черногорэнерго» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.

<…>

                                                                                                                                  <…>                                                               

<…>                                                                                                                 <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны