Решение №ВТ/20/23 Решение по жалобе №12823-эп/22 от 9 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1812/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 28.12.2022                                                    г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 09.01.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии:

  • <....> - <....>;
  • Члены комиссии:
  • <....> - <....>;
  • <....> - <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя ООО «Спорт-Отель» Овечкина А.В., действующего по доверенности № 03 от 19.10.2022,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика АУ ХМАО-Югры «КТЦ «Югра-Классик» Осокина Н.Н., действующего по доверенности №3 от 01.08.2020,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Спорт-Отель» (вх. № 12823-эп/22 от 13.12.2022) на действия АУ ХМАО-Югры «КТЦ «Югра-Классик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» (извещение №32211881629),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Спорт-Отель» (вх.№ 12823-эп/22 от 13.12.2022) (далее - Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры «КТЦ «Югра-Классик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» (извещение №32211881629).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -

Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на нарушение принципа конкуренции и создание преимущественных условий для одного из участников закупки Заказчиком.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 05.12.2022, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 13.12.2022.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 20.12.2022.

До рассмотрения Жалобы по существу от 16.12.2022 09/14-Исх-1617 АУ ХМАО- Югры «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» поступили дополнительные материалы, а также пояснения к Жалобе ООО «Спорт-Отель» от 20.12.2022.

В связи с поступлением дополнительной информации, в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России продлила срок принятия решения по Жалобе и назначила рассмотрение на 28.12.2022.

В своей Жалобе Заявитель указывает на следующие обстоятельства.

24 ноября 2022 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении закупки №32211881629 проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик». 29 ноября 2022 Заказчиком было размещено извещение с внесенными изменениями в конкурсную документацию.

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения конкурса регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Концертно- театральный центр «Югра-Классик», утвержденным от утвержденным от 26.09.2022 года Протоколом №19-АУ заочного голосования наблюдательного совета автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» (далее - Положение о закупке).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, по мнению Заявителя Заказчиком был нарушен принцип конкуренции, создавались преимущественные условия для одного из участников закупки, так как на участие в закупке было подано пять заявок от разных участников и по результатам рассмотрения заявок согласно протоколу 32211881629-02 от 09.12.2022 была допущена только одна заявка, а остальные четыре были отклонены по одним и тем же основаниям.

Так же Заявитель указывает, что в соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции, запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Заказчик с данными доводами Жалобы не согласен в силу следующих пояснений (от 16.12.2022 09/14-Исх-1617).

С 01 марта 2022 года вступили в силу ряд нормативных документов в области пожарной безопасности, в том числе в области лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Так, Заказчик указывает, что постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 №2107 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.07. 2020 г. №1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее - Постановление №1128).

Также, с 1 марта 2022 в перечень видов работ/услуг, утверждённый в приложении к постановлению №1128 внесены изменения, был дополнен новый вид работ № 6:

№ 6. «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» (новый вид работ).

Согласно статье 83 Федерального закона №123-ФЗ:

«Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации».

Под указанные категории попадают следующие учреждения:

Ф1.1-здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений;

Ф1.2-гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;

Ф4.1-здания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального и профессионального и среднего профессионального образования;

Ф4.2-здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Вместе с тем, Заказчик указывает, что в связи с тем, что здание АУ «Концертно- театральный центр «Югра - Классик» согласно паспорта безопасности отнесено к 1 категории опасности, а также в связи с имеющемся оборудованием на объекте заказчика, исполнителем при оказании услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте, при выполнении работ предусмотренных техническим заданием необходимо наличие у исполнителя видов работ подлежащего лицензированию. Так как на территории объекта заказчика в том числе, расположена гостиница и учреждением оказываться гостиничные услуги (согласно устава и перечня вида деятельности учреждения), соответственно требование наличия вида деятельности на «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» является обязательным.

В связи с вышеизложенным, Заказчик отмечает, что наличие данного вида лицензии обязательно с 01.01.2023 года для оказании услуг предусмотренных техническим заданием конкурсной документации при оказании услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» в виду необходимости принятия на снабжение программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг».

В части объявления торгов на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» все выполняемые работы предусмотренные техническим заданием технологически и функционально связанны между собой и разделение на разные лоты не целесообразною. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение обязательств которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10).

По результатам рассмотрения вторых частей заявок, а именно в отношении заявки ООО «Спорт-Отель» конкурсной комиссией было принято решение об отклонении в соответствии со следующим обоснованием:

«- в отношении второй части заявки с регистрационным номером 964253 (ООО «СПОРТ-ОТЕЛЬ», 628007, АО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА, Г ХАНТЫ-МАНСИЙСК, УЛ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ, ДОМ 2, КВАРТИРА 3, ИНН 8601044952, КПП 860101001, ОГРН 1118601002101): вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме не соответствует требованиям документации о закупке, а именно: пункту 11.2 Технического задания (Приложение №1 к договору), подпункту 8 пункта 13 раздела III Информационной карты, отсутствует копия Лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на следующие виды работ в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 июля 2020 года №1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» в предоставленной лицензии отсутствует необходимый вид работ:

- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в Положении о закупке в разделе III ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА пункте 13 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе» Заказчик установил следующие требования к составу вторых частей заявок:

8) наличие Лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на следующие виды работ в соответствии с постановле6нием правительства РФ от 28 июля 2020 года 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»:

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно- пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их

элементов.

  1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
  4. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

В пунктах 11 и 11.1 раздела III. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Заказчиком установлено:

«11 Наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с постановле6нием правительства РФ от 28 июля 2020 года 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

11.1 Наличие Лицензии МЧС в соответствии с Федеральным законом (п.15 ч.1 ст.12) от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».»

В соответствии с проектом Договора и Техническим заданием на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» Заказчик установил в пункте 11.2 следующие требования:

«11.2. Согласно пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исполнитель должен иметь наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на следующие виды работ в соответствии с постановле6нием правительства РФ от 28 июля 2020 года 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»:

  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно- пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
  • Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
  • Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Сотрудники должны иметь удостоверение по обслуживанию охранно-пожарной

сигнализации из обучающего центра.»

При этом Заказчиком в Положении о закупке установлены следующие основания для отклонения заявки:

    1. непредставление документов и информации, предусмотренных пунктом 8 § 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»;
    2. несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о закупке;
    3. наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике закупке и (или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге;
    4. несоответствие участника закупки требованиям, установленным § 3 «Требования к участникам закупки» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»;
    5. несоответствие заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в извещении о закупке и документации о закупке, в том числе:
  • если ценовое предложение участника закупки превышает начальную (максимальную) цену договора/максимальное значение цены договора/цены единиц товара, работы, услуги/ сумму цен единиц товара, работы, услуги, предусмотренные в извещении о закупке и (или) документации о закупке;
  • наличие во второй части заявки сведений о ценовом предложении.

В соответствии с ответом на запрос о предоставлении информации о наличии лицензии ООО «Спорт-Отель», направленным Ханты-Мансийским УФАС России от 21.12.2022 ВТ/9619/22 начальнику Главного управления МЧС России по Ханты- Мансийскому автономному округу Комиссии была представлена следующая информация.

Лицензия МЧС России от 13.09.2013 № 4-Б/01168 предоставлена ООО «Спорт- Отель» (ИНН 8601044952) на основании приказа Главного управления МЧС России по Свердловской области от 13.09.2013 № 430. В соответствии с имеющейся действующей лицензией ООО «Спорт-Отель» вправе выполнять следующие виды работ (оказывать услуги):

  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно- пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
  • выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
  • монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Таким образом, в указанной лицензии отсутствует необходимый для участия в оспариваемой Закупке вид работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявка Заявителя не соответствовала требованиям, установленным пунктом 11.2 Технического задания (Приложение №1 к договору), подпунктом 8 пункта 13 раздела III. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА, а равно у Заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки Заявителя.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Заявителя обоснованным, принятым в соответствии с требованиями документации и требований Закона о закупках.

При этом Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих наличие в лицензии на дату подачи заявки вида работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Кроме того, в представленной в составе заявки Лицензии также отсутствует данный вид работ. Вместе с тем, пунктами 11 и 11.1 раздела III. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА установлено, что участнику необходимо представить в составе заявки копию лицензии, содержащую все необходимые виды работ.

Доводы, изложенные в жалобе о неправомерности установления требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений оценивается Комиссией критически, поскольку Заявитель, принимая участие в публично-правовой процедуре, в силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации конклюдентно соглашается с ее условиями, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими положениям антимонопольного законодательства, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода Жалобы Заявителя.

Согласно дополнениям (от 20.12.2022) к Жалобе, Заявитель сообщает, что, согласно доводу №1 совмещение в одном предмете закупки лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности ограничило количество участников аукциона, что противоречит положениям статьи 8 части 3 статьи 64 Закона №44-ФЗ.

Согласно доводу №2, Заявитель сообщает, что участник заявки с регистрационным номером 964050 ООО «СпецЭнергоСервис» имел преимущественные условия участия в торгах, что, по мнению Заявителя, нарушает требования статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Заявитель считает, что совмещение в одном предмете закупки лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности ограничило количество участников конкурса, ООО «СпецЭнергоСервис» не могло быть допущено к участию в торгах и имело преимущественные условия участия в торгах по отношению к иным участникам ввиду наличия лиценизий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020г. №1128.

В свою очередь Заказчик с доводами №1 и №2 не согласен в соответствии со следующими пояснениями (от 23.12.2022 09/14-Исх-1640).

Весь перечень работ предусмотренный для выполнения по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования так или иначе связанны с отдельными работами предусмотренных лицензией «по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Все системы приточной, вытяжной, дымоудоления и противопожарной системы взаимосвязаны между собой так как в них установлены пожарные датчики для отключения и передачи сигнала, при срабатывании пожарной системы все системы отрабатывают в автоматическом режиме происходит отключение всей вентиляции и включается система дымоудаления и пожара тушения. Все выполняемые работы предусмотренные техническим заданием технологически и функционально связанны между собой и разделение на разные лоты не возможно по причине невозможности обслуживания взаимосвязанных единых систем разными исполнителями (по причине не возможности распределения зон ответственности за работоспособность всей системы).

Также, как указывает Заказчик, заявитель ссылается на часть 3 статьи 64 44-ФЗ, которая утратила силу с 1 января 2022 года согласно ФЗ-№ 360 от 02 июня 2021г., и на статью 8 44-ФЗ, не смотря на то, что закупка осуществляется в рамках 223-ФЗ.

Заказчик считает доводы заявителя необоснованными также по причине того, что заявитель подал заявку и согласился с условиями технического задания, но по причине отсутствия в заявке участника нового вида работ предусмотренной лицензией на «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» заявка участника была отклонена.

Так, ссылаясь на то, что Заявитель указывает в Жалобе в доводе №2 о том, что участник с регистрационным номером 964050 ООО «СпецЭнергоСервис» имеет преимущество по причине наличия нового вида работ предусмотренного лицензией на «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ» Заказчик отмечает, что участнику необходимо было получить лицензию на данный вид работ, если он планировал осуществлять данную деятельность в 2023 году. Как уже ранее указывал Заказчик, выделение в отдельный лот данного вида работ невозможно по причине невозможности разделения ответственности по обслуживанию единой системы диспетчеризации установленной в учреждении.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод №1 Жалобы

Заявителя несостоятельным в силу следующего.

Как отмечалось выше, Заявитель в своем доводе ссылается на часть 3 статьи 64 44-ФЗ, которая утратила силу с 1 января 2022 года согласно ФЗ-№ 360 от 02 июня 2021г., и на статью 8 44-ФЗ, в то время как при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» (извещение №32211881629) Заказчик руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.

Таким образом, в силу вышеуказанного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России неуполномочена рассматривать довод Жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком положений статьи 8 части 3 статьи 64 Закона №44-ФЗ.

Относительно довода Жалобы Заявителя №2, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалованию подлежат действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Учитывая, что рассмотрение вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с совмещением в одном предмете закупки лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности подлежат рассмотрению в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, у Комиссии Ханты- Мансийского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приняла решение о передаче должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с доводом №3 Жалобы Заявитель указывает на следующее.

Согласно информации из реестра лицензий по состоянию на 11:34 от 15.12.2022 г., ООО «СпецЭнергоСервис» имеет действующую лицензию с регистрационным номером: 66-06-2016-002013 (Л014-00101-66/00097936), с датой предоставления: 31.05.2016г., согласно приказу лицензирующего органа ГУ МЧС России по Свердловской области №922 от 15.07.2022 г.

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. От 14.07.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, Заявитель указывает, что в заявке, поданной участником под №964050 отсутствует надлежащее подтверждение об уведомлении лицензиатом лицензирующих органов субъекта Российской Федерации. Таким образом, ООО «СпецЭнергоСервис» не имеет права осуществлять лицензированную деятельность по обжалуемому конкурсу на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и не могло быть допущено до участия в конкурсе согласно законодательству о лицензируемых видах деятельности. Тем самым, допустив до участия данного участника, по мнению Заявителя, Заказчик нарушил часть 5 статью 9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заказчик с данным доводом Жалобы Заявителя не согласен в силу следующих пояснений (от 16.12.2022 09/14-Исх-1617).

Заказчик в документации о закупки просит предоставить именно наличие лицензии с определенным перечнем работ, так как согласно статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно пункту 2 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

В соответствии с пунктом 5 деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пунктам 51(1), 51(2) постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», пунктам 50(1), 50(2) постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1131 «Об утверждения Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры», лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган о выполняемых работах, оказываемых услугах, составляющих лицензируемый вид деятельности, в электронной форме посредством федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в срок не позднее 5 рабочих дней с момента подписания договора (контракта) на выполнение работ (оказание услуг). Согласно статье 24.2 №69-ФЗ при непредоставлении в установленный срок информации, предусмотренной части 3 статьи 24.3 №69-ФЗ, либо предоставление недостоверной или искаженной информации, лицензирующий орган вправе обратиться с заявлением в суд для аннулирования лицензии.

Согласно вышеизложенному Заказчик не может запрашивать на этапе подачи заявок подтверждения об уведомлении лицензиатом лицензирующего органов соответствующего субъекта Российской Федерации в котором планирует принять участие в торгах, так как это бы ограничило конкуренцию и не позволило бы принять участие в торгах участникам имеющих соответствующую лицензию из других регионов Российской Федерации.

Относительно довода №3 Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, сообщает следующее.

Согласно положений Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») одним из основных принципов осуществления лицензирования, является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Согласно пунктам 51(1), 51(2) постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», лицензиат обязан не позднее 5 рабочих дней с момента окончания выполнения работ (оказания услуг) и с момента подписания договора (контракта) на выполнение работ (оказание услуг), указанных в приложении к настоящему Положению, а при отсутствии такого договора (контракта) - до начала их фактического осуществления уведомить об этом в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» лицензирующий орган.

На основании вышеизложенного, в опровержение довода №3 Жалобы Заявителя, ООО «СпецЭнергоСервис» имеет право оказывать услуги (выполнять работы), составляющие лицензируемый вид деятельности, в том числе на территории города

Ханты-Мансийск, с обязательным уведомлением лицензирующего органа о начале и окончании выполнения работ.

В силу вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что заявка с регистрационным номером 964050 ООО «СпецЭнергоСервис» соответствует извещению о проведении закупки и правомерно признана соответствующей конкурсной комиссией Заказчика. Соответственно, довод Заявителя №3 является необоснованным.

С учетом изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Спорт-Отель» (вх.№12823-эп/22 от 13.12.2022) на действия АУ ХМАО-Югры «КТЦ «Югра-Классик» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем и оборудования на объекте АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» (извещение №32211881629), необоснованной.
  2. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны