Решение б/н Жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" от 21 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 16.02.2018 г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме 21.02.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

- <<...>>

Членов комиссии:

- <<...>>

- <<...>>

от Заявителя – не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Заказчика – не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Уполномоченного органа – не явились, уведомлены надлежащим образом.

 

рассмотрев жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" (ИНН 7720366347, ОГРН 1177746037446) от 09.02.2018 №181-ж на действия Заказчика – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Блок учебно-производственных мастерских, блок теоретических занятий, общественно-бытовой корпус, блок мастерских, основные пристрои, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 39" (извещение №0187200001717001541) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.

По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В доводах жалобы Заявитель указал следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно информационной карте:

согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в локальных сметах части II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, требования к товарам используемых при выполнении работ содержаться в разных файлах и частях документации, а не установлены в одном файле.

Документации об Аукционе не содержит конкретного перечня товаров с указанием единиц измерения, наименований показателей, технических, функциональных параметров, необходимых для представления в составе заявки, и данное препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.

Заказчиком, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция, поскольку не содержит указания на то, показатели каких именно товаров, участнику необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Данный довод подтверждается решением ФАС России по делу № 18/44/105/49 от 19.01.2018г.

В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Блок учебно-производственных мастерских, блок теоретических занятий, общественно-бытовой корпус, блок мастерских, основные пристрои, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 39" (извещение №0187200001717001541) размещены на официальном сайте единой информационной системы 25.12.2017.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из системного толкования норм права следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

Ни Закон о контрактной системе, ни иные нормативные правовые акты не дают определения понятий "аукционная документация в электронной форме", «Техническое задание» и не определяют формы «документации об аукционе в электронной форме», в том числе «технического задания» или «описание объекта закупки». Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлены императивные требования к содержанию аукционной документации и правилам описания объекта закупки.

Таким образом, из системного толкования нормативно правовых актов регулирующих проведение закупок следует, что заказчик самостоятельно определяет форму аукционной документации, в том числе описание объекта закупки, с учётом императивных требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

Применительно к рассматриваемой ситуации локальный сметный расчет является описанием объекта закупки, и является составной частью аукционной документации в электронной форме, содержащей требования предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что законодательство о контрактной системе не содержит, какую либо унифицированную форму изложения описания объекта закупки обязательную для применения заказчиками.

Более того, анализируя содержания данного понятия применительно к ремонтным работам, с учётом положений статей 740, 743 Гражданского кодекса Российской Федерации Комиссия Управления пришла к выводу, что описание объекта закупки (Техническое задание) представляет собой перечень работ подлежащих выполнению, их объём и другие, предъявляемые к работам требования. Локально-сметные расчеты, являющиеся в данном случае описанием объекта закупки, и входящие в состав аукционной документации содержат перечень работ подлежащих выполнению (содержание и наименование работ), их объем, максимальные и (или) минимальные значения показателей используемых при выполнении работ товаров и другие, предъявляемые к работам требования.

Следовательно, локально-сметные расчеты, являясь описанием объекта закупки, совместно с остальной частью документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, позволяют определить соответствие выполняемых работ потребностям заказчика. Доказательств обратного Заявителем не представлено.

На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.

2. В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 22 локального сметного расчета 02-01-03 Заказчику требуется Краска для наружных работ: Окраска металлических огрунтованных поверхностей: эмалью белой или зеленой или синей. Пленка эмали должна быть устойчива к изменению температуры в диапазоне не менее от минус 50 до плюс 60 °С. Перед применением эмали разбавляют до рабочей вязкости сольвентом по ГОСТ 1928; ГОСТ 10214, уайт-спиритом по ГОСТ 3134 или скипидаром по ГОСТ 1571 или их смесью в соотношении 1:1 по массе ксилолом по ГОСТ 9410-78; ГОСТ 9949-76. Внешний вид покрытия После высыхания эмаль должна образовывать гладкую, однородную без расслаивания, оспин, потеков, морщин и посторонних включений поверхность. Допускается небольшая шагрень. Сорт краски 1 или высший. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: в диапазоне от 57 до 70. Степень перетира, мкм, от 10 до 25 включительно. Укрывистость высушенной пленки, г/м2, 35- 70. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, от 24 до 48 включительно (значение неизменяемое) ГОСТ 6465-76.

Согласно таблицы 1 ГОСТ 6465-76 показатели эмали Степень перетира (показатель 7), Укрывистость высушенной пленки (показатель 8) являются максимальными.

В пункте 2.1. ГОСТ 6465-76 указано, что правила приемки осуществляются по ГОСТ 9980.1.

Согласно пункту 1 ГОСТ 9980.1. Приемка лакокрасочных материалов проводится партиями.

При периодическом процессе производства за партию принимают количество однородного по качеству и цвету лакокрасочного материала, полученного за один технологический цикл и сопровождаемого одним документом о качестве.

При непрерывном процессе производства за партию принимают количество однородного по качеству и цвету лакокрасочного материала, изготовленного за ограниченный период времени, но не более суточной выработки и сопровождаемого одним документом о качестве.

При транспортировании лакокрасочных материалов в железнодорожных и автоцистернах за партию принимают содержимое каждого транспортного средства.

За партию лакокрасочного материала, применяемого в комплекте с одним или несколькими вспомогательными материалами, принимают количество однородного по качеству и цвету основного материала, полученного за один технологический цикл или ограниченный период времени, и требуемое количество одного или нескольких вспомогательных материалов, сопровождаемое документом о качестве на основной материал и на каждый из вспомогательных материалов.

Согласно пункту 2.2 ГОСТ 6465-76, приемосдаточные испытания проводят по показателям 1-5, 7-9, 12 табл.1, следовательно показатели Степень перетира (показатель 7), Укрывистость высушенной пленки (показатель 8) подлежат обязательным приемосдаточным испытаниям.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 6465-76 степень перетира определяют в неразбавленной эмали, в соответствии с пунктом 3.6 укрывистость определяют по ГОСТ 8784 при вязкости эмали 20-22 с при температуре (20,0±0,5) °С по вискозиметру ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм.

Таким образом, конкретные показатели эмали Степень перетира и Укрывистость высушенной пленки, указанные в пункте 22 локального сметного расчета 02-01-03, становятся известны только после проведения испытаний партии за один технологический цикл либо ограниченный период времени, но не более суточной выработки.

Указанное обстоятельство является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение доступа к участию в электронном аукционе.

Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в виду ранее выданного по жалобе ООО "Авангард" от 12.02.2018 №185-ж.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" (ИНН 7720366347, ОГРН 1177746037446) от 09.02.2018 №181-ж на действия Заказчика – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Блок учебно-производственных мастерских, блок теоретических занятий, общественно-бытовой корпус, блок мастерских, основные пристрои, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мира, д. 39" (извещение №0187200001717001541) необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика – БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в виду ранее выданного по жалобе ООО "Авангард" от 12.02.2018 №185-ж.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.

5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

 

Председатель Комиссии

<<...>>

 

Члены Комиссии:

<<...>>

 

<<...>>

 

Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ИНН 8601032989, ОГРН 1078601003678