Решение б/н решение по жалобе № 579-ж от 8 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-506/2021

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 08.04.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_______» — «_______» ;

Члены комиссии:

«_______» — «________» ;

«_______» — «________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом,

в присутствии представителей АО «Юграэнерго» по ВКС;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 29.03.2021 № 579-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масла и антифриза, извещение № 32110099817, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Ханты-Мансийское УФАС России, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее — Заявитель) на действия АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (далее — Заказчик, АО «Юграэнерго») при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масла и антифриза, извещение № 32110099817.

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу. В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 07.04.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы посредством видео-конференц-связи.

Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменных возражениях, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (далее — Положение о закупках), утвержденное решением совета директоров АО «Юграэнерго» (протокол от 29.10.2019 № 06/2019).

19.03.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) Заказчиком опубликовано извещение № 32110099817 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 22.03.2021 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 29.03.2021 в 08:00 (МСК+2);

дата рассмотрения первых частей заявок – 29.03.2021 (МСК+2);

дата рассмотрения вторых частей заявок – 30.03.2021 (МСК+2);

дата подведения итогов – 30.03.2021 (МСК+2).

Согласно протоколу подведения итогов от 30.03.2021 на участие в закупке поступила одна заявка, в связи с чем закупка признана несостоявшейся. Победителем закупки является единственный участник  «________».

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты в субботу 27.03.2021 в 08:36, зарегистрирована 29.03.2021 за вх. № 579-ж.  Заявитель не подавал заявку на участие в закупке, следовательно, не является участником закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель в своей Жалобе обжалует следующие положения документации о закупке:

1. Документация не содержит полной информации о документах, представляемых в составе заявки участника;

2. Заказчик в извещении и документации о закупке установил противоречивые и неполные сведения о порядке расчета значений не стоимостных критериев;

3. Заказчик неправомерно установил в качестве оценки критерия «Квалификация участника» показатель «Официальный дистрибьютор ООО «Газпромнефть-СМ», чем нарушил требования Закона № 135-Ф3, Закона 223-Ф3 и ограничил конкуренцию.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке № 32110099817 содержатся в пункте 2 раздела 1 Документации о закупке. 

Пунктом 2 Раздела I «Сведения о проводимом запросе предложений в электронной форме» документации о запросе предложении установлены «Иные документы», предусмотренные документацией в соответствии с Разделом V «Образцы форм и документов для заполнения участниками»:

  • сведения об участнике размещения заказа;
  • предложение о качественных технических характеристиках;
  • обязательства участника закупки, связанные с подачей заявки;
  • копии документов, подтверждающие квалификацию участника;
  • обоснование предлагаемой цены.

В соответствии с пунктом 26 Раздела 1 Документации заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

- Несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.

- Несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным

- Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса предложений.

- Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.

- Предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

- Подача двух и более заявок от одного участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.

Как следует из объяснений Заказчика, копии документов, подтверждающие квалификацию участника не влияют на допуск/недопуск участников к участию в запросе предложений, данные документы оцениваются Заказчиком при расчете нестоимостных критериев оценки.

Заявитель в своей Жалобе указывает, что документация не содержит полный перечень документов, на основании которых присваиваются баллы по критерию «Деловая репутация» по следующим показателям: наличие судебных решений; наличие исполнительных производств; финансовое состояние участника.

Согласно разделу 3 «Критерии оценки» документации о запросе предложений указано, что критерий «Деловая репутация» рассчитывается на основании Методики проверки надежности финансового состояния участников закупочных процедур (далее – Методика).

Данная методика опубликована в сети «интернет» в ЕИС и на электронной торговой площадки вместе с извещением, документацией о закупке и доступна для ознакомления всем потенциальным участникам. При этом, подкритерий «Финансовое состояние участника» не использовался Заказчиком в документации о закупке для оценки заявок.

Показатели по каждому подкритерию, а также значимость подкритериев в процентах указана в разделе 3 документации.

Методика содержит также сведения о документах, источниках размещения сведений, которые комиссия рассматривает для определения квалификации участника. По результатам оценки деловой репутации и финансово-экономического состояния Участника составляется Экспертное заключение по форме приложения к Методике.

Таким образом, довод Заявителя, что документация не содержит полной информации о документах, представляемых в составе заявки участника, не нашел подтверждения.  

Заявитель считает, что Заказчиком также допущены неточности и противоречия в порядке присвоения баллов по показателям не стоимостных критериев «Наличие судебных решений» и «Наличие исполнительных производств», а именно: не установлено количество баллов, присваиваемых заявке при наличии судебных решений/исполнительных производств свыше НМЦ: до 1%; от 14 до 15%.

Заказчик в соответствии с Разделом III «Критерии оценки» документации о запросе предложений установил следующие показатели критерия «Деловая репутация»:      

№ п/п

Критерий оценки заявок

Показатели критерия

Значимость критерия в процентах (максимально возможное)

Коэффициент значимости критерия (показателя оценки)

1

2

3

4

5

3

Деловая репутация

20%

ОД

3.1

Наличие судебных решений (показатели рассчитываются на основании методики проверки надежности финансового состояния участников закупочных процедур)

Нет судебных решений - 100 баллов.

10%

0,1

Наличие судебных решений свыше НМЦ от 1% до 14% - 50 баллов.

Наличие судебных решений свыше НМЦ от 15% и более - 0 баллов.

3.2

Наличие исполнительных производств (показатели рассчитываются на основании методики проверки надежности финансового состояния участников закупочных процедур)

Нет исполнительных производств - 100 баллов.

10%

0,1

 

 Исходя из вышеуказанной таблицы видно, что по критериям «Наличие судебных решений» и «Наличие исполнительных производств», четко указан порядок присвоения баллов:

В случае наличия судебных решений/исполнительных производств свыше НМЦ от 15% и более - участник получит 0 баллов;

В случае наличия судебных решений/исполнительных производств свыше НМЦ от 1% до 14% - участник получает 50 баллов.

В случае если нет судебных решений/исполнительных производств - участник получает 100

баллов.

Заявитель в своей жалобе указывает об использовании Заказчиком не стоимостного критерия «Финансовое состояние участника». Данный критерий в запросе предложений на право заключения договора на поставку масла и антифриза, не использовался.

По факту необоснованного предоставления 20% преимущества участникам, являющимся официальными дилерами, дистрибьюторами ООО «Газпромнефть-СМ» Заказчик пояснил следующее.

Установление данное критерия направлено на гарантированную поставку высококачественного, оригинального, сертифицированного, нового товара (с запасом полного срока годности, установленного производителем) и исключает поставку контрафактной продукции.

При этом, данный критерий является оценочным и не влияет на отклонение участника от участия в запросе предложений. Следовательно, участие в закупке могло принять любое юридическое лицо, имеющее статус субъекта МСП. Единственный участник закупки не является официальными дилером, дистрибьютором ООО «Газпромнефть-СМ». Заявитель не подавал заявку на участие в закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, а также к заявкам участников, установлены Заказчиком в документации о закупке, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и соответствуют положениям части 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, в обжалуемых положениях документации о закупке не установлено нарушений Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «________» (вх. от 29.03.2021 № 579-ж) на действия Заказчика АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку масла и антифриза, извещение № 32110099817, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                        «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                  «________»

 

                                                                                                                 «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны