Решение б/н РЕШЕНИЕ № 086/07/3-985/2024 по результатам рассмотрения жал... от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-985/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 04.07.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 08.07.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- "          ";

Члены комиссии:

- "          ";

- "          ";

в присутствии посредством онлайн-видеоконференции на заседании комиссии директора ООО "        ";

в присутствии посредством онлайн-видеоконференции на заседании комиссии представителя Сургутского городского муниципального унитарного предприятия «Городские тепловые сети» (далее СГМУП «Городские тепловые сети»),

рассмотрев жалобу ООО "      " (вх. № 6187/24 от 24.06.2024) (далее – жалоба) на действия СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку оборудования для IP телефонии (реестровый номер извещения 32413650118),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО "     " (вх. № 6187/24 от 24.06.2024) (далее – Заявитель) на действия СГМУП «Городские тепловые сети» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку оборудования для IP телефонии (реестровый номер извещения 32413650118).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 05.06.2024, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 24.06.2024.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 02.07.2024.

В назначенную дату, в ходе рассмотрения жалобы от СГМУП «Городские тепловые сети» поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение об удовлетворении ходатайства и отложении рассмотрения жалобы на 04.07.2024.

Рассмотрение Жалобы в назначенную дату состоялось.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

От ООО "         " была направлена заявка на участие в запросе котировок № 32413650118.

17.06.2024 г. были подведены итоги и сформирован Итоговый протокол №32413650118-01 (далее - Протокол), исходя, из которого следует, что заявка ООО "        " была признана соответствующей требованиям и условиям, установленным в извещении, при этом закупка признана несостоявшейся и Заказчиком принято решение о проведении повторной закупки «ввиду наличия рисков неэффективного расходования денежных средств при заключении договора с единственным участником закупки».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 6605-ЭП/24 от 04.07.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд СГМУП «Городские тепловые сети» (утверждено приказом СГМУП «Городские тепловые сети» от 06.03.2024 № 61-01) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 29.05.2024.

2. Начальная (максимальная) цена договора — 2 894 640,40 рублей.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 05.06.2024.

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 3 заявки.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон № 223- ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-Ф3). ("Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

В рассматриваемом случае все условия и требования Извещения о закупке, а также Положения о закупке товаров, работ, услуг СГМУП «Городские тепловые сети» применены в равной степени ко всем участникам закупки. Заказчик не предоставлял никаких преимуществ ни одному из участников.

Согласно п. 8.1 Протокола закупка признана несостоявшейся по основанию, предусмотренному пп. «д» п. 8.4.7, пп. 1.12.1(10) Положения и в соответствии с пп. «б», п. 1.12.3 Положения комиссией СГМУП «Городские тепловые сети» по закупкам ввиду наличия рисков неэффективного расходования денежных средств при заключении договора с единственным участником закупки принято решение о проведении повторной закупки.

При рассмотрении вопроса о проведении повторной закупки, Заказчик учитывал представленные участниками закупки ценовые предложения, которые оказались существенно ниже начальной (максимальной) цены договора.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 23 декабря 2022 года № 57-П (далее - Постановление), возможность ограничения свободы договора организатора торгов в соответствии с Законом о закупках путем понуждения к его заключению с единственным участником торгов исключается. Более того, заказчики при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках должны руководствоваться положением о закупке, а уполномоченные государственные органы не вправе, не считаясь с волей организатора торгов, нарушать принципы свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав (абзац 5 пункта 3.3 Постановления).

Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении указывает, что если в положении о закупке отсутствует прямое указание на не заключение договора с единственным участником конкурентной закупки в случае признания такой закупки несостоявшейся в связи с отсутствием других участников торгов, то признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется (пункт 4 Постановления).

Как установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в пункте 1.12.3 Положения о закупке Заказчика предусмотрено, что, в случае признания конкурентной закупки несостоявшейся по основаниям указанным пп. 1.12.1(10) — 1.12.1(12) Положения и принятия Комиссией по закупкам СГМУП «Городские тепловые сети» решения о соответствии указанной заявки и участника процедуры закупки всем установленным требованиям, Комиссия по закупкам вправе:

а) принять решение о заключении договора с участником закупки, в отношении которого Комиссией по закупкам было принято решение о соответствии участника процедуры закупки и его заявкам всем установленным требованиям;

б) принять решение о проведении повторной закупки.

Из данного положения следует, что при признании запроса конкурентной закупки несостоявшейся СГМУП «Городские тепловые сети» не заключает договор с единственным участником и объявляет новый запрос предложений.

На основании выше изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что у СГМУП «Городские тепловые сети» отсутствовали правовые основания для заключения договора с ООО "          ".

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "          " (вх. № 6187/24 от 24.06.2024) на действия СГМУП «Городские тепловые сети» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку оборудования для IP телефонии (реестровый номер извещения 32413650118), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны