Решение б/н решение по жалобе № 12532-эп/21 от 21 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1926/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 21.12.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «________»;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС – «________» по доверенности;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 08.12.2021 № 12532-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАОУ «Средняя образовательная школа №3 им. И.И. Рынкового» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной физической охраны по осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режима, извещение № 32110851031, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 08.12.2021 № 12532-эп/21; вх. от 09.12.2021 № 12563-эп/21) «________» (далее - Заявитель) на действия МАОУ «Средняя образовательная школа №3 им. И.И. Рынкового» (далее – Заказчик, МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового») при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной физической охраны по осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режима, извещение № 32110851031

Заявитель обжалует положения закупочной документации в части необоснованных, избыточных требований к участникам закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 16.12.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика на дату размещения закупки регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 им. И.И. Рынкового» (далее – Положение о закупке), утвержденным на заседании наблюдательного совета Решением Наблюдательного совета 14.12.2021 протоколом № 36/бух.

23.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение 32110851031 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной физической охраны по осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режима в МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового».

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 24.11.2021 по 09.12.2021 10:00 (мск+2).

Из протокола рассмотрения заявок от 09.12.2021 следует, что на участие в закупке проступила одна заявка, конкурс признан несостоявшимся.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 08.12.2021, то есть до окончания срока подачи заявок.  

С учетом доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Заявитель считает, что Заказчик необоснованно установил в документации о закупке требование о том, что охранники должны иметь документ об образовании, подтверждающий обучение по программе пожарно-технического минимума. 

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил в документации следующие положения:

1) требование о том, что охранники должны иметь документ об образовании, подтверждающий обучение по программе пожарно-технического минимума;

2) подтверждение наличия стажа оказания услуг, аналогичных предмету конкурса, производится на основании даты внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную Заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса или лиц, выступающих на стороне участника открытого конкурса, установленным требованиям и условиям допуска к участию в открытом конкурсе.

В разделе 7 технического задания (описание объекта закупки, являющееся отдельным приложением к документации о закупке) Заказчиком установлены требования к качеству услуг. Так, в соответствии с п. 7.2.2 Технического задания участник исполнитель, в соответствии с приказом МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 обязан обеспечить обучение пожарно-техническому минимуму сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану объектов Заказчика и представляет Заказчику документы, подтверждающие факт обучения (удостоверение, протокол заседания экзаменационной комиссии и т.д.).

Заявитель считает, что данное требование не основано на законе, может привести к ограничению круга участников закупки.

Обучение пожарно-техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - Приказ МЧС № 645).

Согласно пункту 31 раздела 3 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Пунктом 40 раздела 3 Приказа МЧС № 645 установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Пунктом 34 приказа МЧС № 645 установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.

Исходя из вышеуказанных пунктов следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе. 

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму,  а также обязанность о наличии у исполнителя  удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют. 

Таким образом, заказчик установил к участникам закупки требования, не предусмотренные действующим  законодательством.

Требования, установленные в закупочной документации к участникам закупки,  является избыточными, что в свою очередь приводит или может привести к отказу от участия лиц, претендующих на участие конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции в закупке.

Следовательно, довод заявителя №1 является обоснованным.

Согласно п. 9.5 Информационной карты документации о закупке критерии оценки заявок и величины их значимости, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе представлены в приложении к Части I «Информационная карта» настоящей конкурсной документации. Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в закупке и их значимость в процентах:

         1. Цена договора (с учетом НДС/НДС не облагается) – 20%;

         2. Опыт выполнения аналогичных работ – 30%;

         3. Стаж оказания услуг – 20%;

         4. Деловая репутация участника – 30%.

По критерию «Стаж оказания услуг» оцениваются представленные участником закупки сведения о количестве лет, в течение которых, Участник закупки оказывает услуги, аналогичные предмету конкурса, на дату окончания срока подачи заявок в открытом конкурсе.

Подтверждение наличия стажа оказания услуг, аналогичных предмету конкурса, производится на основании даты внесения в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.  При этом исчисление срока начинается со дня, следующего за датой внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения об основном виде деятельности. При оценке учитывается количество полных лет. В выписке из единого государственного реестра юридических лиц, представленной в составе заявки, должны быть сведения об основных видах деятельности, аналогичных предмету конкурса.

Заявитель считает, что оценка по данному критерию неправомерна и предоставляет преимущество отдельным участникам закупки, поскольку вид охранных услуг, аналогичный предмету контракта, появился со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2014 № 534-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 27.31 Положения о закупке 27.31 оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. Для определения лучших условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе, Комиссия по закупкам должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена договора;

2) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

3) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;

4) расходы на эксплуатацию товара;

5) расходы на техническое обслуживание;

6) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

7) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

8) деловая репутация участника;

9) наличие у участника опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

10) наличие у участника производственных мощностей, технологического оборудования, транспорта, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

11) иные критерии оценки заявок в соответствии с документацией.

Закон о закупках не устанавливает перечень критериев, по которым Заказчик может осуществлять оценку и сопоставление заявок участников закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках основанием для обжалования является осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Установленный Заказчиком критерий «стаж оказания услуг» является оценочным, не влияет на допуск участников к участию в закупке. Оценка и сопоставление заявок по данному критерию не противоречит положениям Закона о закупках и не нарушает Положение о закупке. 

Таким образом, довод заявителя № 2 не обоснован.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «________» (вх. от 08.12.2021 № 12532-эп/21) на действия Заказчика МАОУ «Средняя образовательная школа №3 им. И.И. Рынкового» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг круглосуточной физической охраны по осуществлению контрольно-пропускного и внутриобъектового режима, извещение № 32110851031, частично обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

          

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                «________»

                       

                                                                                                               «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны