Решение №РВ/5537/24 1. Основания для прекращения рассмотрения дела №086/01/17-68... от 20 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-681/2024

 

резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2024 года

решение в полном объеме изготовлено 20 августа 2024 года г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

"---";

Члены Комиссии:

"---";

"---",

рассмотрев дело №086/01/17-681/2024 по признакам нарушения Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителей заявителя по делу от Прокуратуры города Сургута, надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителей ответчика по делу от Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица по делу от Ханты-Мансийской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителей заинтересованного лица по делу от Автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения «Север», надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В отдел правовой экспертизы и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее — Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление и материалы Прокуратуры города Сургута по обращению "---" (вх.№2625/24 от 19.03.2024) из которой установлено следующее.

Прокуратурой города Сургута проведена проверка по обращению "---" о несогласии с итогами конкурса на предоставление субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНКО) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее — конкурс).

По результатам рассмотрения материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/17-681/2024 по признакам нарушения Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 17.05.202469/24.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 27.05.2024 (исх.№РВ/3438/24) рассмотрение дела назначено на 03.07.2024, Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району в качестве ответчика привлечено к рассмотрению дела, запрошены необходимые документы и информация.

Определением об отложении рассмотрения дела №086/01/17-681/2024 Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения «Север» привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица. Рассмотрение дела назначено на 19.07.2024.

Определением от 19.07.2024 (исх.№РВ/4884/24) в связи с принятием Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключения об обстоятельствах дела рассмотрение отложено на 08.08.2024.

Изучив материалы дела, письменные пояснения сторон по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В ходе анализа поступивших документов установлено, что 27.10.2023 Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району (далее — Управление) объявлен конкурс на предоставление субсидии СОНКО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Прием заявок осуществлялся с 13.11.2023 по 27.12.2023.

На участия в конкурсе в Управление поступило две заявки. Заявки зарегистрированы в журнале поступления заявок в конкурсе:

- заявка №1 от 24.11.2023 (поступила в 12:00) от Ханты-Мансийской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» (далее — ХМ РО ВОС);

- заявка №2 от 24.11.2023 (поступила в 16:15) от Автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения «Север» (далее — АНО СОН «Север»).

В соответствии с протоколом №1 от 28.12.2023 заседания конкурсной комиссии по отбору СОНКО, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, на получение субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (обеспечение набором продуктов и предметами первой необходимости) победителем конкурса признан АНО СОН «Север».

Порядок предоставления субсидии СОНКО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг в сфере социального обслуживания (далее — Порядок предоставления субсидии) регламентирован Приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.02.2023 №2-нп «Об утверждении порядков предоставления субсидий юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям».

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидии организация вправе участвовать в конкурсе, если отвечает следующим критериям:

- основные цели и задачи, содержащиеся в уставе организации, соответствуют требованиям статьи 4 Закона автономного округа от 16 декабря 2010 года №229-оз «О поддержке региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»;

предоставляет социальные услуги в сфере социального обслуживания гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа о социальном обслуживании;

осуществляет деятельность на территории автономного округа.

Управлениями социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа в течение 1 рабочего дня со дня подачи заявки на конкурс проверяет Организацию на соответствие указанным критериям.

Пунктом 9 Порядка предоставления субсидии определены требования, которым должны соответствовать Организации на дату проведения проверки:

- не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- не иметь просроченную задолженность по возврату в бюджет автономного округа субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иную просроченную (неурегулированную) задолженность перед автономным округом;

- не находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, участвующему в отборе, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, их деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- не являться иностранными юридическими лицами, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорные компании), а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;

- не иметь в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере Организации, являющейся юридическим лицом;

- не находиться в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

- не получать средства из бюджета автономного округа на основании иных нормативных правовых актов на указанную в настоящем Порядке цель.

Согласно пункту 10 Порядка предоставления субсидии конкурс проводит Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа для определения организаций - получателей субсидии, исходя из наилучших условий достижения результатов, в целях которых предоставляется субсидия.

Пунктом 11 Порядка предоставления субсидии определено, что в целях проведения конкурса создается конкурсная комиссия при Управлении социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа (далее - конкурсная комиссия). Положение о конкурсной комиссии и ее состав утверждается приказом Управления.

В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления субсидии к заявке прилагаются следующие документы:

информация о персональном составе работников с приложением копий документов, подтверждающих профессиональный уровень, их трудовую деятельность в Организации, по форме, установленной Департаментом;

информация о планируемом расходовании денежных средств за счет субсидии, а также доходов от взимания платы с получателей социальных услуг в сфере социального обслуживания по форме, установленной Департаментом социального развития автономного округа, которая включает следующие направления расходов:

непосредственно связанные с предоставлением социальных услуг в сфере социального обслуживания (на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, доля которых не может быть менее 75% общего объема субсидии, на содержание имущества, используемого в процессе предоставления услуг, на приобретение материальных запасов, потребляемых (используемых) в процессе предоставления социальных услуг);

на общехозяйственные нужды (на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в предоставлении социальных услуг, и на прочие общехозяйственные нужды, связанные с предоставлением социальных услуг, включая расходы на приобретение основных средств).

Организация не вправе за счет субсидии осуществлять расходы:

связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и оказанием помощи сторонним организациям;

связанные с осуществлением деятельности, не относящейся к целям предоставления субсидии;

на поддержку политических партий и кампаний;

на проведение митингов, демонстраций, пикетов;

на фундаментальные научные исследования;

на приобретение алкогольных напитков и табачной продукции;

на уплату штрафов.

Копии документов должны быть заверены подписью руководителя организации и печатью (при наличии).

Документы, указанные в настоящем пункте, не представляются при подаче организацией заявки на участие в конкурсе в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг.

Пунктом 17 Порядка предоставления субсидии определено, что Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявки запрашивает в отношении Организаций:

сведения об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

сведения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, используемые для оказания социальных услуг, либо договор аренды недвижимого имущества;

сведения о выданных Организации лицензиях на право осуществления медицинской деятельности и (или) образовательной деятельности (при наличии соответствующих требований в техническом задании конкурса);

копии документов, подтверждающих соответствие помещений для оказания социальных услуг требованиям санитарно-гигиенических норм и правил противопожарной безопасности.

Организация вправе самостоятельно представить в Управление перечисленные в настоящем пункте документы.

Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа осуществляет проверку на предмет наличия либо отсутствия информации:

в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, размещенных на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в части информации о поставщике социальных услуг);

в реестре дисквалифицированных лиц, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в части информации о дисквалифицированных руководителе, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере поставщика социальных услуг).

Иные документы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, организации предоставляют самостоятельно.

Согласно пункту 22 Порядка предоставления субсидии основания для отклонения заявок:

несоответствие Организации требованиям и условиям, установленным пунктами 7, 9 настоящего Порядка;

несоответствие представленных заявок и документов требованиям к их форме и содержанию, установленным настоящим Порядком;

недостоверность представленной информации, в том числе о месте нахождения и адресе Организации;

представление заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок;

непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка (за исключением рассмотрения заявки на участие в конкурсе в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг).

Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа в течение 3 рабочих дней со дня окончания приема заявок осуществляет проверку на соответствие требований, указанных в настоящем пункте.

В течение 2 рабочих дней со дня принятия решения об отклонении заявки Управление социальной защиты населения, опеки и попечительства Департамента социального развития автономного округа направляет почтовым отправлением или посредством Портала социальных услуг организации соответствующее мотивированное уведомление.

Пунктом 23 Порядка предоставления субсидии определено, что Конкурсная комиссия оценивает представленные заявки и документы организаций, допущенных к участию в конкурсе, в течение 10 рабочих дней после окончания их приема, по следующим критериям:

1) численность работников организации, подразделений (филиалов) Организации, имеющего опыт работы в сфере социального обслуживания более 3 лет:

менее 15% от общей численности персонала - 0 баллов;

от 15 до 30% от общей численности персонала - 1 балл;

от 30 до 45% от общей численности персонала - 2 балла;

от 45 до 60% от общей численности персонала - 3 балла;

от 60 до 75% от общей численности персонала - 4 балла;

свыше 75% от общей численности персонала - 5 баллов;

2) доля работников, кроме административно-управленческого персонала, имеющих профильное образование, прошедших повышение квалификации (профессиональную переподготовку) по профилю социальной работы, курсы повышения квалификации за последние 3 года:

менее 10% от общей численности персонала - 0 баллов;

от 10 до 20% от общей численности персонала - 1 балл;

от 20 до 30% от общей численности персонала - 2 балла;

от 30 до 40% от общей численности персонала - 3 балла;

от 40 до 50% от общей численности персонала - 4 балла;

свыше 50% от общей численности персонала - 5 баллов;

3) доля оказываемых дополнительных услуг от общего количества услуг, входящих в перечень, предоставляемых Организацией:

не оказывает дополнительные услуги - 0 баллов;

менее 20% от - 1 балл;

более 20% - 2 балла;

4) наличие официального сайта Организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - 1 балл;

5) отсутствие жалоб на Организацию, поступивших в Департамент, - 0,5 баллов;

6) наличие лицензий в соответствии с требованиями, установленными в техническом задании:

на осуществление медицинской деятельности - 1 балл;

на осуществление образовательной деятельности - 1 балл;

7) наличие помещений, необходимых для оказания социальных услуг, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм и правил противопожарной безопасности, - 1 балл.

Конкурсная комиссия оценивает представленные заявки, в целях финансового обеспечения затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг, согласно критериям, указанным в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта.

Пунктом 24 Порядка предоставления субсидии определено, что итоговый балл организации равен сумме баллов, полученных при оценке по критериям, установленным в пункте 23 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления субсидии победителем конкурса признается Организация, набравшая наибольшее количество баллов.

Из материалов установлено, что Управлением утвержден Порядок проведения конкурса на предоставление субсидии СОНКО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (обеспечение набором продуктом и предметами первой необходимости) (далее — Порядок проведения конкурса) который содержит идентичные Порядку предоставления субсидии положения, требования к участникам конкурса, основания отклонения заявок и критерии.

При рассмотрении заявок участников и их оценок установлено нижеследующее.

Согласно сведениям ИФНС России по г.Сургуту АНО СОН «Север» зарегистрировано 21.11.2023, заявка на участие в конкурсе направлена 24.11.2023.

При этом, документы подтверждающие соответствие АНО СОН «Север» пункту 7 Порядка предоставления субсидии, пункту 1.6 Порядка проведения конкурса, а именно факт осуществления АНО СОН «Север» деятельности в сфере предоставления социальных услуг гражданам в составе заявки отсутствуют. Проверка соответствия данному требованию АНО СОН «Север» Управлением не проводилась.

Кроме того, в составе заявки отсутствуют документы, подтверждающие профессиональный уровень "---" (директор АНО СОН «Север»).

Вместе с тем, учитывая положения пункта 22 Порядка предоставления субсидии, а также пункта 3.9 Порядка проведения конкурса вышеуказанные обстоятельства являются основанием для отклонения заявки.

Таким образом, АНО СОН «Север» должно было быть отказано в допуске к участию в конкурсе.

Более того, при оценке заявки АНО СОН «Север» конкурсной комиссией в качестве документов, подтверждающих осуществление деятельности и наличия помещения приняты документы представленные в составе заявки на ИП "---".

Так, согласно протоколу №1 заседания конкурсной комиссии от 28.12.2023 по отбору СОНКО на получение субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации при выставлении оценок организации — претенденту АНО СОН «Север» по критерию «Численность работников организации, подразделений (филиалов) организации, имеющего опыт работы в сфере социального обслуживания более 3 лет» к расчету приняты два сотрудника, указанные в приложении к заявке АНО СОН «Север», при этом не учтен тот факт, что сотрудник "---" принята на работу на основании приказа №2 от 29.12.2023, то есть на момент подачи заявки и на момент рассмотрения заявок конкурсной комиссией фактически не являлась работником данной организации.

Также по критерию «наличие помещений, необходимых для оказания срочных социальных услуг, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм и правил противопожарной безопасности» в качестве документа подтверждающего наличие у АНО СОН «Север» такого помещения конкурсной комиссией принят договор оказания услуг по предоставлению помещения №1/23 от 09.01.2023 заключенный ИП "---".

При этом, документы подтверждающие наличие помещения у АНО СОН «Север» в составе заявки отсутствуют.

Однако, не смотря на установленные выше обстоятельства, в соответствии с протоколом №1 от 28.12.2023 заседания конкурсной комиссии АНО СОН «Север» допущен к участию и признан победителем конкурса, как набравший наибольшее количество балов по критериям — 32,5.

На основании изложенного, действия Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району выразившиеся в допуске к участию и признании победителем конкурса АНО СОН «Север», противоречат положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В своих письменных пояснениях Управление не отрицает наличие в своих действиях признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При этом Управление сообщает о принятии мер в отношении лиц, допустивших действия повлекшие нарушения установленные в настоящем деле.

Также в своих пояснениях Управление указало на то, что имущественный ущерб Ханты-Мансийской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» не причинен.

Кроме того, в материалах дела имеется представление об устранении нарушений выданное Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, согласно которому при проведении оспариваемого конкурса Прокуратурой выявлены нарушения Порядка проведения конкурса, а также установлен необоснованный допуск к участию АНО СОН «Север».

Как указал Пленум ВС РФ в пункте 37 постановления от 04.03.2021 №2, антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ).

В силу разъяснений ФАС России от 14.12.2021 №СП/106957/21 и от 02.08.2022 №ГМ/73072/22, обязательность проведения данного конкурсного отбора (конкурса) предусмотрена принятыми во исполнение пунктов 3 и 7 статьи 78 БК РФ постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Из чего следует, что обязательность проведения рассматриваемого конкурсного отбора прямо предусмотрена законом, следовательно, действия организаторов такого отбора регулируются специальной нормой статьей 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающей антимонопольные требования к торгам (конкурсам/аукционам), организованным, в том числе публичными органами власти.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 БК РФ).

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При таких обстоятельствах в действиях Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району, выразившихся в допуске к участию и признании победителем конкурса АНО СОН «Север», содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.10 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка для квалификации действий по статье 17 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временной интервал, предмет торгов и состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.07.2016 №1000/16, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка:

1. Временной интервал исследования рынка определен периодом с 27.10.2023 (дата размещения извещения о проведении конкурса) по 27.12.2023 (дата окончания срока подачи заявок).

2. Предметом торгов по указанному конкурсу является предоставление субсидии СОНКО Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением срочных социальных услуг гражданам.

Рассматриваемые действия Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району привели к нарушению законодательства на рынке предоставления срочных социальных услуг гражданам.

На рынке предоставления срочных социальных услуг гражданам на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры имеет место конкуренция, поскольку на участие в конкурсе может подать заявку любая СОНКО, расположенная на данной территории.

Как подтверждается материалами дела помимо АНО СОН «Север» заявка была подана также Ханты-Мансийской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Таким образом, действия Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району, выразившиеся в допуске к участию и признании победителем конкурса АНО СОН «Север», нарушают требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№РВ/5021/24 от 26.07.2024) в адрес лиц, участвующих в деле, для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что лица, участвующие в деле правом представления своих пояснений, доказательств и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела не воспользовались, хотя данная возможность им была представлена.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району по части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку по результатам проведенного конкурса между Управлением социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району и АНО СОН «Север» (победитель конкурса) заключено соглашение 1 от 11.01.2024.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела №086/01/17-681/202, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Управления социальной защиты населения, опеки и попечительства по городу Сургуту и Сургутскому району, выразившихся в допуске к участию и признании победителем конкурса АНО СОН «Север», нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с заключенным по результатам проведения конкурса соглашения.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии "---"

Члены Комиссии "---"

                                     "---"

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны