Решение №ВТ/8431/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 11334-ЭП/23 от 28 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1841/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.11.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....> ;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО <....>, уведомленным надлежащим образом исх. № ВТ/8107/23 от 15.11.2023;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АО <....>;

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <....> (вх. № 11334-ЭП/23 от 14.11.2023) (далее – Жалоба) на действия АО <....> при проведении запроса котировок в электронной форме по поставке горюче-смазочных материалов для Филиала №1 АО <....> (реестровый номер извещения 32312907582),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 11334-ЭП/23 от 14.11.2023) (далее – Заявитель) на действия АО <....> (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме по поставке горюче-смазочных материалов для Филиала №1 АО <....> (реестровый номер извещения 32312907582).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 10 протокола подведения итогов № 32312907582 от 09.11.2023 поступившие заявки рассмотрены и оценены в порядке, установленном Положением и Извещением о закупке.

По результатам рассмотрения заявок и в соответствии с подпунктом 11.6.8 пункта 11.6. статьи 11 Положения принято решение:

- признать запрос котировок в электронной форме несостоявшимся;

- заключить договор на поставку горюче-смазочных материалов для Филиала №1 АО <....> с Индивидуальный предприниматель <....> с ценой предложения 3 635 341 (Три миллиона шестьсот тридцать пять тысяч триста сорок один) рубль 20 копеек, с учетом НДС.

В соответствии с пунктом 11.6.3.2. положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе  <....> (утверждено Решением Совета директоров АО <....> Протокол от «29» сентября 2022 года №9/2022) заявка Участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях: несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 4.2. извещения о закупке №15-1 на поставку горюче-смазочных материалов для филиала №1 АО<....> «Состав документов, подающихся вместе с котировочной заявкой»: «Копия годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме), согласно форм, установленных Приказами Министерства Финансов Российской Федерации: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках); в) приложения к бухгалтерской отчетности: - отчет об изменениях капитала; - отчет о движении денежных средств; - отчет о целевом использовании средств.».

Как сообщил Заявитель, в составе котировочной заявки ООО <....> был приложен бухгалтерский баланс на 31.12.2022 год, с подтверждением даты отправки в ИФНС по форме КНД 1167002, Квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по форме КНД 1166002, Извещением о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме по форме КНД 1166007, Извещение о получении электронного документа по форме КНД 11670004.

Заявитель пояснил, что пунктами 3-4 статьи 80 Налогового кодекса РФ предусмотрено что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

На основании вышеизложенного Заявитель считает, что квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по форме КНД 1166002 аналогична отметки налогового органа о приеме.

Также в своей Жалобе Заявитель указывает, что в составе котировочной заявки была приложена выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 31.10.2023 №ЮЭ9965-23-24646123, которая подтверждает, что ООО <....> является субъектом малого предпринимательства, а значит имеет право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

По мнению Заявителя, действия Заказчика неправомерны при проведении оценки котировочных заявок участников, что нарушает подпункт 2, части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 11731-ЭП/23 от 22.11.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе <....> (утверждено Решением Совета директоров АО <....> Протокол от «29» сентября 2022 года №9/2022) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 30.10.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 4 990 000,00 рублей;

3. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 3 заявки.

Согласно протоколу № №32312907582 подведения итогов от 09.11.2023 заявка Заявителя была не допущена до участия в запросе котировок в электронной форме закупочной комиссией по следующим основаниям:

- пункт 4.2 Извещения о закупке на копии годовой бухгалтерской отчетности отсутствует отметка налогового органа;

- отсутствуют приложения к бухгалтерской отчетности:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 4.2 Извещения Заказчиком установлены следующие требования:

- Копия годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме), согласно форм, установленных Приказами Министерства Финансов Российской Федерации:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках);

в) приложения к бухгалтерской отчетности:

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств.

Если Участником закупки годовая бухгалтерская отчетность не предоставлялась (в случаях, установленных законодательством), Участником должны быть представлены письмо с указанием причин такого непредставления, а также копия налоговой отчетности в зависимости от выбранного режима налогообложения.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, на основании анализа первой части заявки Заявителя, поданной на участие в запросе котировок в электронной форме (реестровый номер извещения 32312907582) было установлено наличие следующих документов, приложенных во исполнение требований пункта 4.2 Извещения:

- бухгалтерский баланс на 31.12.2022 год, с подтверждением даты отправки в ИФНС по форме КНД 1167002;

- квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по форме КНД 1166002;

- извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме по форме КНД 1166007;

- извещение о получении электронного документа по форме КНД 11670004.

Однако, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России на вышеуказанном перечне документов первой части заявки Заявителя не были обнаружены отметки налогового органа (подписи, электронные цифровые подписи и т.д.).

Вместе с тем, касаясь второго довода Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Субъекты малого предпринимательства вправе не предоставлять приложения (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и иные приложения). Таким образом, малое предприятие, которое имеет право сдавать отчетность по упрощенной системе, также вправе применять вместо упрощенных форм общие формы баланса и отчета о финансовых результатах.

Соответственно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что, если Заявитель пользуется правом применения упрощенного способа ведения бухгалтерского учета, он должен был предоставить согласно пункту 4.2 Извещения письмо с указанием причин такого непредставления.

В пункте 11.6.3 Положения о закупке, пункте 4.3 Извещения указаны основания отклонения заявок участников закупки, в том числе:

- несоответствия Участника закупки квалификационным требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме при установлении предварительного квалификационного отбора;

- несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

- несоответствия котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

- несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме;

- непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;

- предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона; о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России при этом обращает внимание, что, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушении антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной процедуры ему ясны и понятны.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что решение закупочной комиссией Заказчика об отклонении заявки Заявителя в участии в запросе котировок в электронной форме (реестровый номер извещения 32312907582) было принято обоснованно.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать Жалобу ООО <....> (вх. № 11334-ЭП/23 от 14.11.2023) на действия АО <....> при проведении запроса котировок в электронной форме по поставке горюче-смазочных материалов для Филиала №1 АО <....> (реестровый номер извещения 32312907582), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны