Решение б/н решение по жалобе 2175-ж от 18 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/2-1832/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 13.11.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 18.11.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_____» — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
«_____» — начальник отдела Управления;
«_____» — эксперт отдела Управления;
в отсутствии представителя Заявителя – «_____», надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя Заказчика – АО «ГК «Северавтодор» по ВКС – «_____», действующего по доверенности;
рассмотрев жалобу «_____» (вх. от 05.11.2020 № 2175-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку зимней спецобуви для Филиалов АО «ГК «Северавтодор», извещение 32009571590, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_____» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «ГК «Северавтодор» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку зимней спецобуви для Филиалов АО «ГК «Северавтодор», извещение 32009571590.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отклонении его заявки от участия в закупке.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 13.11.2020.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Заявитель в своей жалобе указывает, что согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.11.2020 года заявка «_____» отклонена от участия в закупке, так как отсутствует отметка налогового органа о приеме бухгалтерской отчётности. Однако, подавая заявку на участие в закупке, представил Заказчику годовую бухгалтерскую отчетность с отметкой MP ИФНС № 13 по Кировской области.
На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что действия Заказчика, выразившиеся в отклонении его заявки от участия в закупке неправомерны, противоречат положениям Закона о закупках.
С учетом доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия ограничена доводами жалобы.
Заказчик в письменных пояснениях указал, что с доводами жалобы не согласен, при проведении закупки действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и закупочной документации.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «ГК «Северавтодор» (далее — Положение о закупке). Положение о закупке утверждено Решением Совета директоров АО «ГК «Свеверавтодор» (протокол от 27.12.2018 № 12/2018).
12.10.2020 на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, а так же на электронной площадке ЭТП ГПБ etp.gpb.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009571590 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку зимней спецобуви для Филиалов АО «ГК «Северавтодор».
Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:
дата начала приема заявок: 12.10.2020 (мск+2);
дата и время окончания приема заявок: 22.10.2020 в 10:00 (мск+2);
дата и время подведения итогов: 03.11.2020 (мск+2).
По результатам рассмотрения заявок участников Комиссией составлен Протокол от 02.11.2020. До даты окончания приема заявок на участие в аукционе было подано восемь заявок. Три из них признаны соответствующими документации о закупке. Пять заявок не допущены к участию в закупке по основаниям, указанным в протоколе.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 02.11.2020 заявка «_____» не допущена к участию в закупке по следующим основаниям:
- Заявка не соответствует п. 4.2 Документации о закупке (отсутствует отметка налогового органа о приеме бухгалтерской отчётности);
- Заявка не соответствует пп.10.7.3.1 п.10.7 ст.10 Положения о закупке.
Рассмотрев материалы по жалобе Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними Положением о закупке.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п.п. 4.4.2 Положения о закупках АО «ГК «Северавтодор» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 4.2 документации о закупке установлено, что вместе с заявкой участнику закупки надлежит предоставить копию годовой бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату с приложениями (с отметкой налогового органа о приеме), согласно формам, установленных Приказами Министерства Финансов Российской Федерации. Аналогичное требование предусмотрено пп. 5) п. 10.5.2.1 Положения о закупке.
Заявитель утверждает, что вместе с заявкой предоставил Заказчику годовую бухгалтерскую отчетность с отметкой Mежрайонной ИФНС № 13 по Кировской области.
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России при рассмотрении документов и заявки Заявителя, представленных оператором ЭТП, установлено, что в составе заявки представлен бухгалтерский баланс на 31.12.2019. В левом нижнем углу стоит печать Заявителя и отметка «Копия верна» с подписью коммерческого директора. В правом нижнем углу стоит дата 28.03.2020 и подпись. При этом, качество скан-копии не позволяет прочитать текст печати (кроме слова «ПРИНЯТО»), подпись идентифицировать другим способом также не удалось. Других документов, подтверждающих, что годовая бухгалтерская отчетность Заявителя была принята налоговым органом, в составе заявки не установлено.
В пункте 4.2 Документации о закупке также указано, что участник закупки может дополнительно предоставлять любые документы и сведения, в том числе характеризующие качество Товара и квалификацию участника закупки.
В случае наличия в составе заявки документов и информации, текст которых не поддаётся прочтению, такие документы и информация считаются непредставленными.
Пунктом 10.7.3 Положения о закупке предусмотрено, что заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:
1. Несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.
2. Несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам, установленным документацией о проведении запроса предложений.
3. Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о проведении запроса предложений.
4. Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.
5. Предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.
6. Подача двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.
В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, несоответствия Участника закупки требованиям документации о проведении запроса предложений такой Участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса предложений на любом этапе его проведения (п. 10.7.4 Положения). В соответствии с п. 10.7.5 Положения о закупке отклонение заявки на участие в запросе предложений по иным основаниям, не указанным в пунктах 10.7.3 и 10.7.4 Положения, не допускается.
Аналогичные основания для отклонения заявки участника содержатся в п. 4.3 Документации о закупках.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Заказчика установила в составе заявки «_____» документ (бухгалтерский отчет за 2019 год), текст которого (текст отметки налогового органа о приеме бухгалтерской отчетности) не поддается прочтению. Таким образом, Комиссия посчитала указанный документ не представленным и отклонила заявку Заявителя как несоответствующую требованиям документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 10.7.2. пункта 10.7 статьи 10 Положения о закупке Комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки, поданные на участие в запросе предложений в электронной форме на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений.
В подпункте 10.7.3. пункта 10.7 статьи 10 Положения о закупке, пункте 4.3 документации о закупке указаны основания отклонения заявок участников закупки комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении, в том числе несоответствие Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.
Таким образом, доводы Заявителя о незаконном и необоснованном отклонении его заявки Заказчика, изложенные в жалобе, не нашли подтверждения.
Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Жалобу «_____» (вх. от 05.11.2020 № 2175-ж) на действия заказчика Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку зимней спецобуви для Филиалов АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32009571590, признать необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_____»
Члены Комиссии: «_____»
«_____»