Решение №ВТ/137/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 13102-ЭП/23 от 12 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-2186/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.01.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 12.01.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....> ;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя ООО <....>;

в отсутствии на заседании заказчика АО <....>, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения (исх. № ВТ/9303/23 от 26.12.2023,

рассмотрев жалобу ООО <....> (вх. № 13102-ЭП/23 от 22.12.2023) (далее – Жалоба) на действия АО <....> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год (реестровый номер извещения № 32313047158),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 13102-ЭП/23 от 22.12.2023) (далее – Заявитель) на действия АО <....> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год (реестровый номер извещения № 32313047158).

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

На основании п. 37 Информационной карты закупочной документации (часть 1.7. «Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Порядок подачи окончательных предложений о цене договора» закупочной документации), установлены требования о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) к аудиторским организациям и аудиторам, а именно:

Участник закупки обязан проходить внешний контроль деятельности в соответствии с Законом об аудиторской деятельности: до 01.01.2022 г. плановая внешняя проверка качества работы осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, с 01.01.2022 г. - не реже одного раза в пять лет; уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, плановая внешняя проверка качества работы осуществляется не реже одного раза в три года.

Подтверждается свидетельствами, сертификатами, актами о прохождении планового внешнего контроля деятельности за весь период работы аудиторской организации, учитывая ее правопреемство.

Заявитель не согласен с установленным требованием, считает его незаконным, направленным на ограничение количества потенциальных участников закупки.

Общество с ограниченной ответственностью <....>, как сообщает Заявитель, является членом СРО ААС, основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов 12206205966, дата вступления Общества в члены СРО 27.07.2022, дата внесения записи в реестр 27.07.2022.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 10.1 Закона об аудиторской деятельности, плановая внешняя проверка деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

В соответствии с п. 5.10 Правил организации и осуществления внешнего контроля деятельности членов СРО ААС, плановые внешние проверки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляются не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Таким образом Заявитель обращает внимание, что по состоянию на декабрь 2023 ООО <....> еще не проходило плановую внешнюю проверку, поскольку срок для проведения такой проверки еще не наступил. Следовательно, ООО <....> не будет соответствовать требованию о прохождении внешнего контроля деятельности.

В соответствии с ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Заявитель считает, что заявка будет подлежать отклонению, в то время как ООО <....> соответствует установленным законом требованиям для оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, отклонению также будут подлежать заявки других аудиторских организаций, не проходивших плановую внешнюю проверку из-за того, что срок ее проведения еще не наступил.

Таким образом, требование о прохождении участником закупки плановой внешней проверки аудиторской деятельности, по мнению Заявителя, установлено Заказчиком незаконно, необоснованно и приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки. Указанное нарушение законодательства нарушает права и законные интересы Заявителя и неограниченного круга лиц, а именно право свободного осуществления предпринимательской деятельности и заключение договора по результатам проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на основе конкурентной борьбы.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Заказчик АО <....> относится к числу лиц, закупочная деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

При этом в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской организации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП\4072\18 от 24.01.2018 учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) применяются положения Закона о контрактной системе исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, при проведении конкурса, Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика.

При этом согласно позиций Минфина России и ФАС России, изложенных в указанных письмах обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанных в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 05.12.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 200 000,00 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 26.12.2023.

4. Количество заявок, поступивших на участие в конкурсе в электронной форме — 6 заявок.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры закупки Заказчик должен руководствоваться Законом о контрактной системе.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Порядок проведения конкурса регламентирован статьей 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе:

12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Таким образом в соответствии с подпунктом 22 пункта 1.3 «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» части I «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна состоять из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене договора.

Согласно подпункту 23.7 пункта 1.3 «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» части I «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, копии документов, подтверждающих прохождение участником закупки внешнего контроля качества.

Подпунктом 37.1.1 пункта 1.7 «Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Порядок подачи окончательных предложений о цене договора.» части I «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, и установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:

б) Участник закупки обязан проходить внешний контроль деятельности в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: до 01.01.2022 г. плановая внешняя проверка качества работы осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в три года, с 01.01.2022 г. - не реже одного раза в пять лет; уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, плановая внешняя проверка качества работы осуществляется не реже одного раза в три года. Подтверждается свидетельствами, сертификатами, актами о прохождении планового внешнего контроля деятельности за весь период работы аудиторской организации, учитывая ее правопреемство.

Часть 4 статьи 10.1 Закона об аудиторской деятельности устанавливает, что плановая внешняя проверка деятельности аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Саморегулируемая организация аудиторов вправе в установленном ею порядке признать плановую внешнюю проверку деятельности аудиторской организации осуществленной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору осуществлена плановая внешняя проверка.

На основании вышеизложенных положений Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что, на основании даты внесения записи в реестр 27.07.2022, ООО <....> не проходило плановую внешнюю проверку деятельности, поскольку срок для проведения такой проверки, на момент проведения конкурса в электронной форме (реестровый номер извещения № 32313047158), еще не наступил.

Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что в подобном случае у потенциальных участников конкурса в электронной форме (реестровый номер извещения № 32313047158) может отсутствовать возможность в предоставлении, требуемых Заказчиком в подпункте 23.7 пункта 1.3 «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» части I «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке, документов, копий документов, подтверждающих прохождение участником закупки внешнего контроля качества.

Вместе с тем частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе определено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

На основании изложенного выше Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России был сделан вывод, что в случае непредставления потенциальными участниками закупки документов, предусмотренных Заказчиком в подпункте 23.7 пункта 1.3 «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» части I «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке, заявка такого участника будет подлежать отклонению на основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, в то время как соблюсти указанное требование документации о закупке может быть невозможно в силу не наступившего срока проведения плановой внешней проверки качества работы, что нарушает принцип обеспечения.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает жалобу Заявителя обоснованной, в связи с нарушением Заказчиком принципа обеспечения конкуренции, установленного статьей 8 Закона о контрактной системе, а именно: указания противоречащего требования в подпункте 23.7 пункта 1.3 «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» части I «ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке, которое может привести к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания АО <....>.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО <....> (вх. № 13102-ЭП/23 от 22.12.2023) на действия АО <....> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год (реестровый номер извещения № 32313047158), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АО <....> нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику АО <....> обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны