Решение б/н решение по жалобе № 5426-эп/22 от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 086/07/3-690/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«__________» — «__________»;

Члены комиссии:

«__________» — «__________»;

«__________» — «__________»;

в присутствии представителя Заявителя посредством видео-конференцсвязи;

в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференцсвязи;

рассмотрев жалобу «__________» (вх. от 30.05.2022 № 5426-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Городские электрические сети» при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку смол ионообменных на основе синтетических или природных полимеров в первичных формах, извещение № 32211362474, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «__________» (вх. от 30.05.2022 № 5426-эп/22) от ООО «АкваХимСервис» (далее – Заявитель) на действия АО «Городские электрические сети» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку смол ионообменных на основе синтетических или природных полимеров в первичных формах, извещение № 32211362474

         Заявитель обжалует действия Заказчика в части подведения итогов закупки и размещения итоговых протоколов.

         Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

         В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 10.06.2022. В связи с необходимостью получения дополнительных сведений срок принятия решения по Жалобе был продлен. Рассмотрение Жалобы назначено на 14.06.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «Горэлектросеть» (далее – Положение о закупке), утвержденным Советом директоров АО «Горэлектросеть».

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

04.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211362474.

Согласно извещению срок подачи заявок с 05.05.2022 до 16.05.2022 10:00 (мск+2). Подведение итогов –19.05.2022.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 16.05.2022 на участие в закупке поступило три заявки. Все три заявки признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в закупке.

Как следует из итогового протокола от 19.05.2022, все три участника предложили к поставке товар российского производства:

№ п/п

Наименование участника

Цена заявки, руб., без НДС

Результат

1

ООО «ЭН...»

1 370 000,00

1 место

2

ООО «АК...»

1 380 000,00

2 место

3

ООО «АЛ...»

1 833 333,33

 

 

По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно определил победителя закупки ввиду следующего.

Согласно протоколу рассмотрения заявок все три участника предложили товар российского производства, в связи с чем Заказчик не применил преференции в виде снижения цены договора на 15%.

Заявитель в своей Жалобе указывает, что участник «ЭН...» не является поставщиком смолы российского производства, а поставляет катионит, импортируемый из Китая предположительно под торговой маркой группы компаний ООО «РКХЭП СМОЛЫ».

В данном случае для Заявителя как для поставщика российского производителя Заказчик должен был применить преференции в виде снижения цены договора на 15% по сравнению с заявкой «ЭН...». В случае применения преференции победителем стал бы Заявитель.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных объяснениях на Жалобу.

Все участники в представленных в составе заявке техническом предложении (форма 3.2) и ценовом предложении (форма 3.3) указали, что собираются поставлять товар Российского происхождения, том числе и победитель закупки «ЭН...».

В предложении «ЭН...» указаны следующие сведения о товаре:

Наименование товара, тип, марка: Катионит КУ-2-8 (Na-форма) (сильнокислотный катионит) ГОСТ 20298-74;

Изготовитель товара (торговая марка): ООО «РКХЭП СМОЛЫ»;

Страна происхождения товара: Российская Федерация.

В подтверждение страны происхождения поставляемого товара победитель закупки во составе своей заявки представил паспорт безопасности Катеонита марок КУ 2-8, КУ-2-8чС и сертификат соответствия №0001363, в котором указан производитель ООО «РКХЭП СМОЛЫ», адрес места производства: город Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 60 и сроком действия с 10.12.2020 г. по 09.12.2023 г.

При рассмотрении заявок Заказчик исходит из презумпции добросовестности участников закупки, если иное, то есть несоответствие или недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлены и не доказаны лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.

Таким образом, на этапе рассмотрения заявок у Заказчика отсутствовали основания для отклония заявку «ЭН...» за предоставление недостоверных сведений.

Заказчик считает, что Заявитель не представил достаточных доказательств недобросовестности «ЭН...», в связи с чем в действиях Заказчика отсутствуют нарушения при определении победителя закупки.

В связи с чем Комиссия заказчика по закупкам, считая, что все заявки содержат достоверную информацию и предложение к поставке только российской продукции,

- Не применяла преференции в виде снижения цены договора на 15% ни к одному из участников закупки в соответствии с п. 6 Постановления № 925.

-. Не отстраняла от участия в закупке ни одного из участников за предоставление недостоверных сведений, содержащихся в котировочной заявке в соответствии с п. 1.5.1.3 Извещения.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия установила следующее.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов. При этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке определенных сведений, в том числе:

- требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

- положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

- условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

- условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Разделом 1.2.установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Условием предоставления приоритета является указание (декларирование) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

Отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам производится на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц).

Указание страны происхождения поставляемого товара производится на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1.2.6 Извещения установлена ответственность за предоставление участником закупки недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие и договоре в виде штрафа в размере 15% от суммы договора, если предоставление таких сведений повлекло оценку по стоимостному критерию с учетом приоритета 15%.

При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с постановлением правительства РФ №925 от 16.09.2016, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Согласно п. 1.5.1.3 в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в котировочной заявке, несоответствия участника закупки требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме такой участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса котировок в электронной форме на любом этапе его проведения.

Заказчиком в ходе рассмотрения заявок не было выявлено, что «ЭН...» представлены недостоверные сведения о стране производства товара, предложенного к поставке, а именно Катионита КУ-2-8 (Na-форма) (сильнокислотный катионит) изготовителя ООО «РКХЭП СМОЛЫ».

В материалы Жалобы представлены сведенияя МинПромТорга, единственным производителем катионита Ку-2-8 в Российской Федерации является ООО ПО «ТОКЕМ» (г. Кемерово, ул. Карболитовская, д. 1), имеющее на указанную продукцию заключение МинПромТорга о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.

Продукция участника - «ЭН...», не производилась на производственных мощностях ООО ПО «ТОКЕМ», в соответствии с данными производителя.

В рамках рассмотрения судебного дела № А66-3134/2021 судом было установлено, что ООО «РКХЭП СМОЛЫ» не является производителем катеонита КУ-2-8 в Российской Федерации.

Комиссией Управления установлено, что ФАС России было выдано предупреждение № МШ/101431/21 от 29.11.2021 ООО «РКХЭП «Смолы» о необходимости прекращения действий, связанных с введением в заблуждение в отношении места производства реализуемых им ионообменных смол, а также устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и последствий нарушения. Так, ООО «РКХЭП СМОЛЫ» надлежало прекратить распространение сведений, содержащих не соответствующие действительности сведения о месте производства ионообменных смол, реализуемых ООО «РКХЭП Смолы».

Таким образом, Комиссией Управления установлено наличие недостоверных сведений в заявке Победителя закупки о стране производства товара.

Довод Заявителя о предоставлении в заявке «ЭН...» недостоверных сведений о стране производства товара нашел свое подтверждение.

Согласно ч. 20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Рассмотрев доводы жалобы, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «__________» (вх. от 30.05.2022 № 5426-эп/22) на действия Заказчика АО «Городские электрические сети» при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку смол ионообменных на основе синтетических или природных полимеров в первичных формах, извещение № 32211362474, обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                 «__________»

 

Члены Комиссии:                                                                            «__________»

 

                                                                                                          «__________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны