Решение №05-10/ИТ-3146 Решение антимонопольного органа об отказе в предоставлении г... от 8 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА ОБ ОТКАЗЕ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕФЕРЕНЦИИ

 

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по результатам рассмотрения заявления Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (вх.№02-2821 от 08.04.2019) о даче согласия на предоставление государственной преференции обществу с ограниченной ответственностью «КОРС» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, путем передачи по договору аренды недвижимого имущества – нежилое помещение общей площадью 201,03 м2, расположенное в г.Ханты-Мансийске, ул.Мира, д.5, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», сроком на 5 лет, принято решение об отказе в предоставлении государственной преференции в связи с тем, что предоставление государственной  преференции способно привести к устранению или недопущению конкуренции, а также в связи с тем, что предоставление государственной преференции не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции. 

При рассмотрении заявления о даче согласия на предоставление государственной преференции, антимонопольным органом был проведен анализ, из которого установлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания осуществляют 434 хозяйствующих субъекта, из них на территории г.Ханты-Мансийска 52 хозяйствующих субъекта.

При таких обстоятельствах, предоставление государственной преференции отдельному хозяйствующему субъекту обществу с ограниченной ответственностью «КОРС» при наличии потенциальных участников рынка, будет являться дискриминационным условием, вследствие которого, могут быть нарушены права заинтересованных лиц, которые также могли бы претендовать на право получения государственного имущества в аренду.

Более того, в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Как следует из заявления, предоставление преференции осуществляется в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и охраны труда (пункт 1, 11 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции).

При принятии решения Ханты-Мансийское УФАС России руководствовалось  письмом ФАС России от 05.07.2013 №АК/26062/13 «О направлении методических рекомендаций по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций», письмом ФАС России «О разъяснении пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее – ТК РФ).

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, определенные Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029, - это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и связанными с этим повышенными затратами на жизнеобеспечение населения.

В соответствии с теорией управления: обеспечение – это совокупность мер и средств, используемых в различных системах управления для поддержания функционирования этих систем, способствующих нормальному протеканию различных процессов в этих системах, поддержанию стабильного функционирования этих систем и их элементов, а также предотвращению сбоев функционирования этих систем.

Применительно к целям обеспечения тех или иных жизненных потребностей определенных групп населения, в частности, населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечение должно осуществляться для создания и поддержания социально гарантированных условий жизнедеятельности - то есть, такого состояния общественных отношений, которое отвечает современным социальным, гигиеническим и иным требованиям, может быть достигнуто путем соблюдения нормативных параметров, установленных этими требованиями, и должно иметь своим результатом создание и поддержание благоприятных условий жизнедеятельности человека - под которым понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует (либо минимизируется) вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1997 №1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера» в целях создания условий для социально-экономического развития районов Севера определен ряд приоритетов государственной поддержки районов Севера, в частности, повышение адресности и эффективности государственной поддержки, создание эффективной системы социальной защиты коренных малочисленных народов, пересмотр существующей системы гарантий и компенсаций для северян по мере формирования системы дифференцированных по регионам общегосударственных социальных стандартов, повышение ответственности работодателей в решении социальных проблем районов Севера, обеспечение реструктуризации экономики районов Севера с учетом потребности народного хозяйства в производимой продукции на перспективу, совершенствование межбюджетных отношений и отношений в области природопользования между федеральным центром и северными территориями.

В результате анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федерального закона от 24.04.1995 №46-ФЗ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 757 "О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402 "Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1993 №207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2007 №847 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на покрытие части расходов, связанных с функционированием отделений почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера», можно сделать вывод, что в целях создания благоприятных условий для обеспечения достойной жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и устойчивого, гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды этих регионов осуществляется ряд мер, направленных на создание и поддержание социально гарантированных условий жизнедеятельности населения этих регионов.

К таким мерам относятся:

1) установление гарантий и компенсаций населению этих регионов в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития. Данные гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации за счет предоставления дополнительных льгот и преимуществ;

2) создание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей льготного режима развития организациям, обеспечивающим государственные нужды в необходимой в этом регионе продукции, а также участвующим в решении социальных задач, в целях создания условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и сохранения окружающей природной среды, опережающего развития объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта. В рамках данного направления осуществляется:

- предоставление организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);

- предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места.

3) сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера.

В целях развития традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривается:

- строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально-бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

- предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов;

4) оптимизация численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В этих целях, в том числе для снижения нагрузки на инфраструктуру, с учетом складывающейся в регионе демографической ситуации и реальных миграционных потоков, создаются условия для привлечения необходимых специалистов на Север. Также обеспечивается участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.

Таким образом, обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях представляет собой совокупность мер, осуществляемых федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения достойной жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, создания и поддержания социально гарантированных благоприятных условий жизнедеятельности населения этих регионов, и включает в себя:

- установление гарантий и компенсаций населению этих регионов;

- поддержку (предоставление компенсаций, кредитов, льгот) организаций, обеспечивающих государственные нужды в необходимой в этих регионах продукции, а также участвующих в решении социальных задач;

- содействие сохранению и развитию традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации коренных малочисленных народов этих регионов;

- меры государственного воздействия (в том числе предоставление субсидий, ссуд, кредитов) с целью оптимизации численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании вышеизложенного, Ханты-Мансийское УФАС России приходит к выводу, что предоставление государственной преференции обществу с ограниченной ответственностью «КОРС» для организации питания исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не направлено на обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с абзацем 1 статьи 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно абзацу 3 статьи 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, в заявлении и документах Департамента не представлено подтверждение того, что предоставление преференции направлено, в том числе на обеспечение охраны труда.

При рассмотрении заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции антимонопольный орган пришел к выводу, что предоставление преференции в виде передачи имущества направленно на обеспечение хозяйственной деятельности ООО «КОРС», что не относится к целям, предусмотренным пунктом 1, 11 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и является основанием для отказа в предоставлении муниципальной преференции.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, установленных пунктами 1-6 настоящей статьи.

Одновременно обращаем внимание, что передача объектов муниципальной и государственной собственности осуществляется на основе проведения торгов проводимых, в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Связанные организации

Связанные организации не указаны