Решение №РВ/6305/23 РЕШЕНИЕ по делу №086/01/17-1191/2023 от 8 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-1191/2023

резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 08 сентября 2023 года                                                                                  г.Ханты-Мансийск

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

– <<--->>;

Члены Комиссии:

<<--->>,

– <<--->>,

– <<--->>.

рассмотрев дело №086/01/17-1191/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивана Ивановича Рынкового» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании посредством видеоконференцсвязи представителей ответчика по делу от Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивана Ивановича Рынкового»<<--->>, действующей по доверенности от <<--->> №<<--->>;

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Отделом защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) были рассмотрены жалобы на действия Заказчиков, в том числе жалоба вх.№ 6301-ЭП/23 от 26.06.2023 ООО «<<--->>» на действия заказчика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ивана Ивановича Рынкового» (далее - МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по организации питания обучающихся, извещение 32312489746, по итогам рассмотрения которой в действиях МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового» установлены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

По результатам рассмотрения материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/17-1191/2023 по признакам нарушения МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается приказом о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.07.2023 №120/23.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 31.07.2023 (исх.№ВТ/5362/23) рассмотрение дела назначено на 10.08.2023, к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «<<--->>», в качестве ответчика привлечено МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового», у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 10.08.2023 (исх.№РВ/5614/23 от 11.08.2023) рассмотрение дела отложено на 18.08.2023, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

Определением от 18.08.2023 (исх.№РВ/5834) рассмотрение дела отложено на 01.09.2023, к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «<<--->>» у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

Изучив материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

15.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового» опубликовано извещение о проведении закупки №32312489746.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки начальная (максимальная) цена договора установлена в размере <<--->> ,<<--->> рублей.

Срок подачи заявок установлен с 15.05.2023 по 27.06.2023.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ивана Ивановича Рынкового», утвержденного директором МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» (Приказ от 26.09.2022 № 1132-О) (далее - Положение о закупке).

Согласно подпункту 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке Заказчиком установлено, что цена договора не является критерием оценки конкурсной заявки и остается неизменной.

В соответствии с пунктом 24.2 раздела 24 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе» Положения о закупке установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется Закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены в разделе 13 настоящего Положения и документацией о закупке.

Пунктом 13.1 раздела 13 «Критерии оценки заявок» установлено, что критериями оценки заявок на участие в закупочных процедурах являются:

а) цена договора;

б) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

в) качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг;

г) квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов;

наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация;

обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация);

д) размер аванса (если Заказчиком предусмотрена выплата аванса), срок осуществления выплат по договору

е) гарантийный срок по договору;

ж) срок (сроки) исполнения обязательств по договору.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового» установив в подпункте 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке условие о том, что цена договора не является критерием оценки конкурсной заявки и остается неизменной, нарушает требования пункта 24.2 раздела 24 «Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе», раздела 13 «Критерии оценки заявок» Положения о закупке.

Также в подпункте 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке МАОУ «СОШ № 3 им. И.И. Рынкового» указана следующая значимость критериев оценки:

1. «Цена договора» - 30 %.

2. «Квалификация участников закупки - 70%.

2.1 «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация) R1» - 35 %;

2.2 «Деловая репутация участника закупок R2» - 20%;

2.3 «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг R3» - 0,15%.

Исходя из вышеуказанного общая сумма квалификационных критериев оценки составляет 55,15 %, а не 70 %, что вводит участников закупки в заблуждение, препятствует надлежащему заполнению заявки и ограничивает потенциальный круг участников.

Пунктом 7.29 проекта договора на оказание услуг по организации питания документации о закупке обучающихся определено, что в обязанности исполнителя входит заключение договора аренды недвижимого имущества с Заказчиком на период предоставления Услуги.

При этом включение в проект договора на оказание услуг по организации питания проекта договора аренды недвижимого имущества не предусмотрено ни Положением о закупке, ни документацией о закупке.

Однако, обращая внимание на установленное обязательное условие Заказчиком в проекте договора на оказание услуг по организации питания о заключении договора аренды недвижимого имущества, следует отметить, что условия такого договора должны быть указаны в документации о закупке.

Обратное вводит участников закупки в заблуждение, препятствует надлежащему заполнению заявки и ограничивает потенциальный круг участников.

Также согласно пункту 9.6 проекта договора на оказание услуг по организации питания обучающихся закупочной документации Заказчик обязуется предоставить Исполнителю право использования недвижимым имуществом, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения, иным имуществом, необходимым для оказания услуг, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения.

Как установлено из представленных документов, МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» в документации о закупке не определен перечень предоставляемого в соответствии с пунктом 9.6 проекта договора на оказание услуг по организации питания обучающихся недвижимого имущества и иного имущества, необходимого для оказания услуг.

При таких обстоятельствах в действиях МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» по установлению в пункте 8 документации о закупке условия о том, что цена договора не является критерием оценки конкурсной заявки и остается неизменной, по неверному указанию в подпункте 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке в части значимости критерия оценки 2.3 «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг R, а также не определению перечня предоставляемого недвижимого имущества и иного имущества, необходимого для оказания услуг, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

08.08.2023 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России во исполнение определения о назначении дела к рассмотрению от 31.07.2023 (исх.№ВТ/5362/23) от МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» поступили письменные пояснения и запрошенные документы (вх.№7769-ЭП/23).

Из представленных документов и пояснений МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, следующее.

Порядок проведения конкурса в электронной форме, а также содержание документации о закупке установлены Заказчиком в соответствии с разделом 27 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд MAOУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового», и положениями статьи 3.4 Закона о закупках.

Порядок и критерии оценки заявок участников установлены заказчиком в соответствии с пунктами 27.30, 27-40 положения о закупках Заказчика.

1) Условия определение неизменности цены договора основаны исходя из специфики предмета закуски (услуги питания), поскольку порядок формирования цены услуг определяется на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.03.2016 №59-п «Об обеспечении питанием обучающихся в образовательных организациях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»), со всеми дополнениями и изменениями, Постановления администрации г.Мегион от 24.12.2020 №2676 «Об утверждении Порядка и условий предоставления меры социальной поддержки для отдельных категории граждан», со всеми изменениями и дополнениями.

При этом условие понижения цены договора может существенно повлиять на качество оказываемых услуг, поскольку расчет цены договора произведен из расчета необходимых минимальных норм.

2) Осуществление закупочной деятельности МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» подпадает под действие пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках и регламентируется положениями вышеуказанного закона.

В целях реализации статьи 2 Закона о закупках Заказчиком разработано, утверждено и размещено положение о закупках регламентирующую закупочную деятельность заказчика которое содержит требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключенного с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Порядок определения критериев оценки заявок участников конкурса в электронной форме определены Заказчиком на основании Положения о закупках, которое предельных величин значимости критерия не определяет.

При этом, МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» в письменных пояснениях было отмечено, что порядок оценки заявок частников закупки распространяется на всех участников закупки, следовательно «заниженное», то есть не равное 100, максимальное количество баллов по критерию не влияет на создание приоритетных условий кому-либо из участников.

3) Предметом закупки, согласно конкурсной документации, является оказание услуг питания, описание предмета закупки произведено Заказчиком в соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при этом условия договора содержат в себе все обязательные требования характерные для данного вида сделки (место, срок оказания услуг, порядок приемки, оплаты оказанных услуг).

Требование о включение в состав документации проекта договора аренды помещений и иного имущества, не имеют по собой нормативного обоснования, а разъяснения ФАС России, согласно письма от 17.03.2010АЦ/7021 не определяют условий о включении в состав документации о закупке услуг питания информации о заключаемом договоре аренде, а распространяются на случаи закупок при заключении договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного имущества.

Условия передачи в аренду объектов движимого и недвижимого имущества образуют самостоятельную сделку, формируемую на возмездной или безвозмездной основе, и по своему правовому статусу образую самостоятельный предмет закупки.

Также МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» в письменных пояснениях отметило, что в ходе проведения процедуру закупки ООО «<<--->>» не были направлены запросы на разъяснение положений документации в части описания предмета закупки, и порядка подачи заявок, таким образом, косвенно следует полагать, что участник закупки понимал объективность установленных требований и характеристик к поставляемому товару, порядок подачи предложений участниками, а также к критериям оценки таких заявок.

Как следует из представленных документов, в соответствии с решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 05.07.2023 (исх.№ВТ/4689/23) по жалобе ООО «<<--->>» (вх.№6301-ЭП/23 от 26.06.2023) и предписанием Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 05.07.2023 №62 (исх.№ВТ/4703/23) внесены изменения в закупочную документацию в части установления порядка и критериев оценки в подпункте 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке в соответствии с разделом 13 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового», также устранена допущенную ошибку в подпункте 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке в части значимости критерия оценки 2.3 «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг R3» и в документацию о закупке включен перечень предоставляемого недвижимого имущества, соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения, иного имущества, необходимого для оказания услуг по организации питания обучающихся, а также условий заключения договоров аренды в отношении указанного имущества, в том числе суммы арендных платежей.

Информация о внесенных изменениях размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора ЭТП АО «<<--->>».

В соответствии с положениями части 11 статьи 4 Закона о закупках продлен срок подачи заявок на участие в закупке №32312489746.

Согласно журнала поступления заявок, на участие в конкурсе поступило две заявки: ООО «<<--->>» (рег. №173742, дата и время подачи: 26.06.2023 14:34:59), ООО «<<--->>» (рег. №177127, дата и время подачи: 10.07.2023 17:25:36).

Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок конкурса в электронной форме от 11.07.2023 и протокола рассмотрения вторых частей заявок конкурса в электронной форме от 12.07.2023 к участию допущены обе заявки.

Согласно итогового протокола конкурса в электронной форме от 12.07.2023 принято решение о признании победителем конкурса ООО «<<--->>» с предложением о цене договора: <<--->>.

В рамках рассмотрения дела, определением от 18.08.2023 (исх.№РВ/5834/23) у ООО «<<--->>» запрошена информация об намерении общества участвовать в закупке (извещение №32312489746) до вынесения решения Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России от 05.07.2023 №086/07/3-1030/2023 и выдачи предписания от 05.07.2023 №62.

Из представленного ответа ООО «<<--->>» (вх.8434-ЭП/23 от 29.08.2023) Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что положения документации по спорной закупке не повлияли на принятие решения об участии в закупке, а были связанны исключительно с организационными вопросами общества.

Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что после исполнения предписания от 05.07.2023 №62 иные заявки на участие в закупке (извещение №32312489746) не поступали.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» не повлияли на ограничение конкуренции при проведении спорной закупки.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, на основании представленных в материалы дела №086/01/17-1191/2023 документов и доказательств, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не подтверждено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции МАОУ «СОШ №3 им. И.И. Рынкового» по установлению в пункте 8 документации о закупке условия о том, что цена договора не является критерием оценки конкурсной заявки и остается неизменной, по неверному указанию в подпункте 8.6 «Порядок рассмотрения, критерии оценки и сопоставления заявок» пункта 8 документации о закупке в части значимости критерия оценки 2.3 «Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг R, а также не определению перечня предоставляемого недвижимого имущества и иного имущества, необходимого для оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/17-1191/2023, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России действиях Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивана Ивановича Рынкового».

 

Председатель Комиссии <<--->>

Члены Комиссии <<--->>

<<--->>

<<--->>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны