Решение б/н решение по жалобе № 9399-эп/22 на действия Заказчика ФГБУ «1... от 27 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 086/07/3-1253/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 22.09.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 27.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_________» — «_________»;
Члены комиссии:
«_________» — «_________»;
«_________» — «_________»;
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;
в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев Жалобу «_________» (вх. от 08.09.2022 № 9399-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ФГБУ «18 Отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку мягкого инвентаря, извещение № 32211651339, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 08.09.2022 № 9399-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия Заказчика ФГБУ «18 Отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» (далее – Заказчик, ФГБУ «18 Отряд ФПС ГПС») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку мягкого инвентаря, извещение № 32211651339.
Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Согласно Уведомлению от 12.09.2022 рассмотрение Жалобы назначено на 16.09.2022. В назначенную дату, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения Жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений. Срок принятия решения по жалобе продлен, рассмотрение назначено на 22.09.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для ФГБУ «18 отряд ФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» (далее – Положение о закупке), утвержденным приказом ФГБУ «18 отряд ФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» от 28.12.2021 № 315.
29.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211651339. В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 29.08.2022 по 07.09.2022 10:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 12.09.2022.
07.09.2022 в ЕИС опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок, согласно которому на участие в закупке поступило 5 заявок. Из них одна заявка допущена к участию в закупке, четыре заявки отклонены в связи с несоответствием требованиям документации о закупке. Заявка заявителя отклонена по следующим основаниям:
1) Размеры пододеяльника - в заявке участника указанные размеры: ширина 149см, длина 210см, что не соответствуют ГОСТ 31307-2005 «Межгосударственный стандарт. Белье постельное. Общие технические условия». В ГОСТ 31307-2005 «Межгосударственный стандарт. Белье постельное. Общие технические условия» указаны следующие размеры: ширина 143см или 153см, длина 215см, тем самым Участник не предоставил требуемые заказчиком, что не соответствует, инструкции по заполнению заявки.
2) Размеры простыни - в заявке участника указанные размеры: длина 210см, что не соответствуют ГОСТ 31307-2005 «Межгосударственный стандарт. Белье постельное. Общие технические условия». В ГОСТ31307-2005 «Межгосударственный стандарт. Белье постельное. Общие технические условия» указаны следующие размеры: длина 214см, тем самым Участник не предоставил требуемые заказчиком, что не соответствует, инструкции по заполнению заявки.
3) Гарантийный срок - в заявке участник не указал гарантийный срок поставляемого товара.
Заявитель не согласен с решением закупочной комиссии об отклонении его заявки, считает первую часть заявки соответствующей требованиям документации.
Заказчик с Жалобой не согласен, считает отклонение заявки правомерным и обоснованным, поскольку заявка Заявителя не соответствует требованиям, предусмотренным документацией о закупке и Положением о закупках требованиям к заявке.
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
При этом, такие требования должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1.8.2 Положения о закупках в документации о закупке обязательно указываются требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям Заказчика.
Рассмотрев документацию о закупке, в том числе техническое задание, а также заявку Заявителя Комиссия установила следующее.
Описание предмета закупки содержится в части III Документации о закупке «Техническая часть»:
№ п/п |
Наименование товара, Требуемое значение показателей |
Ед. изм. |
Кол-во товара |
Код ОКПД-2 13.92.12.114 Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей |
|||
1
|
Комплект постельного белья Тип материала комплекта: батист, бязь, жатка, сатин, перкаль, поплин, фланель, ситец, жаккард. Состав ткани комплекта: лиоцелл, вискоза, акрил, бамбук, шелк, поликоттон, лен, тенсель, хлопок. Состав комплекта: простынь, наволочка, пододеяльник. Длина пододеяльника (без учета предельного отклонения): ≥ 210 и ≤ 220 см. Ширина пододеяльника (без учета предельного отклонения): ≥ 140 и < 150 см. Количество пододеяльников: 1 шт. Тип пододеяльника: В3 Длина простыни (без учета предельного отклонения): ≥ 210 и ≤ 220 см. Ширина простыни (без учета предельного отклонения): ≥ 150 и < 160 см. Количество простыней: 1 шт. Длина наволочки (без учета предельного отклонения): ≥ 70 и < 75 см. Ширина наволочки (без учета предельного отклонения): ≥ 70 и < 75 см. Количество наволочек: 1 шт. Поверхностная плотность ткани, г/кв.м: ≥ 125. Типовой размер простыни по ГОСТ 31307-2005 |
компл. |
138 |
В п.2 Технической части установлено требование о соответствии товара требованиям следующих технических регламентов и стандартов:
- Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»;
- ГОСТ 31307-2005 «Межгосударственный стандарт. Белье постельное. Общие технические условия»;
- ГОСТ 29298-2005 «Ткани хлопчатобумажные и мешанные бытовые. Общие технические условия.
Согласно п.3 Технической части установлены требования к гарантийному сроку товара: гарантийный срок на товар исчисляется с момента подписания Заказчиком документа о приемке и должен составлять не менее12 (двенадцати) месяцев, но не менее срока гарантии фирмы - производителя.
В письменных возражениях на жалобу Заказчик пояснил следующее. Согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 54393-2011 под постельным бельем понимаются все виды швейных изделий, выполненных из тканей и текстиля и предназначенных для создания требуемых гигиенических условий при организации спального места. Оценка соответствия таких принадлежностей установленным нормативам по безопасности производится на основании критериев, приведенных в межгосударственных стандартах системы ГОСТ. Постельное белье подлежит обязательной сертификации с применением нормативов, зафиксированных в международном стандарте ГОСТ 31307-2005. Основные особенности такого постельного белья заключается в его размерах и некоторых конструктивных особенностях. Так, в соответствии с ГОСТ 31307-2005 выделяются типовые характеристики и размеры постельного белья, предназначенные для детей, подростков и взрослых людей.
В отклоненных заявках участниками указаны размеры, не соответствующие требованиям ГОСТ 31307-2005, на который имеется прямая ссылка в описании объекта закупки и в соответствии с требованиями которого установлены размеры данного вида товаров.
Требование о соответствии постельного белья (простынь, наволочка, пододеяльник) конкретным параметрам, указанным в ГОСТ 31307-2005 обусловлена наличием у Заказчика товаров, соответствующих указанным в ГОСТе параметрам (подушки, одеяла, кровати).
Согласно пп.2 п. 5.4 документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если указанные в заявке участника сведения не соответствует требованиям, документации об аукционе.
Следовательно, довод Заказчика о необоснованном отклонении его заявки не нашел подтверждения.
Подавая заявку на участие в закупке, Заявитель согласился с положениями документации о закупке, в том числе с требованиями к обеспечению заявки. Так же Заявитель был ознакомлен с основаниями для отклонения заявки участника закупки.
Учитывая, что Заявитель не обжаловал положения закупочной документации в части установленных требований к характеристикам товара, нарушения в действиях конкурсной комиссии отсутствуют и действия Заказчика по отклонению от участия в конкурсе заявки Заявителя не противоречат закупочной документации и положениям Закона № 223-ФЗ.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу «_________» (вх. от 08.09.2022 № 9399-эп/22) на действия Заказчика ФГБУ «18 Отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку мягкого инвентаря, извещение № 32211651339, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_________»
Члены Комиссии: «_________»
«_________»