Решение б/н решение по жалобе № 428-ж от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-376/2021

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_______» – «_______»;

Члены комиссии:

«_______» — «_______»;

«_______» — «_______»;

в отсутствии Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС – «_______» по доверенности;

рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 09.03.2021 № 428-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Технопарк высоких технологий» при проведении запроса предложений на управление эксплуатацией нежилого здания АУ «Технопарк высоких технологий» и прилегающей территории, извещение № 32110035879, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 09.03.2021 № 428-ж) «_______» (далее - Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Технопарк высоких технологий» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на управление эксплуатацией нежилого здания АУ «Технопарк высоких технологий» и прилегающей территории, извещение № 32110035879

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, в том числе:

- при осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

- при предъявлении к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 18.03.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Технопарк высоких технологий», утвержденным Наблюдательным советом, протокол № 6 от 06.11.2020 (далее - Положение о закупках).

26.02.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) Заказчиком опубликовано извещение № 32110035879 о проведении запроса предложений.

Предметом договора является управление эксплуатацией нежилого здания Заказчика и прилегающей территории.

Начальная (максимальная) цена договора – 14 991 312 рублей.

В соответствии с Извещением о закупке установлены следующие сроки подачи заявок: с 01.03.2021 до 10.03.2021 17:00 (мск+2).

Заявитель обратился с Жалобой в Ханты-Мансийское УФАС России 09.03.2021, то есть до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. 

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В соответствии с протоколом запроса предложений от 12.03.2021 на участие в закупке поступила 1 заявка участника «_______». В результате закупка была признана несостоявшейся, принято решение заключить договор с единственным участником закупки. 

Заявитель считает, что положения документации о закупке ограничивают конкуренцию среди потенциальных участников закупки. Так, Заявитель обжалует:

1. Необоснованное укрупнение лота путем объединения в один лот несвязанных между собой товаров, работ, услуг.

2. Установление в документации о закупке избыточных требований к участникам закупки и предъявляемым документам.

 В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

Частью 22 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев, предусмотренных пп. а)-г) п.3 настоящей статьи.

Предметом закупки является управление эксплуатацией нежилого здания Заказчика и прилегающей территории в соответствии с техническим заданием (приложение № 4 к извещению о проведении закупки).

Заявитель в своей Жалобе указывает на нарушение заказчиком части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается ограничение конкуренции между участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Заказчик с доводом Заявителя не согласен, считает, что услуги, указанные в техническом задании, не являются разнородными услугами, которые Заявитель просит разделить, а представляют собой комплекс мер по управлению эксплуатацией всего нежилого здания.

Согласно формулировке части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции данные антимонопольные требования к торгам применяются в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так как запрос предложений проводится Заказчиком в порядке, установленном Законом о закупках, данная норма не подлежит применению. Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок описания предмета закупки, не нашел подтверждения.

Заявитель считает избыточными требования Заказчика представить в составе заявки следующие документы:

- Нотариально заверенную копию действующей лицензии, срок действия которой не истек, на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- Нотариально заверенную копию действующей лицензии, срок действия которой не истек, на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (котельная, газопроводы).

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки содержатся в приложении № 2 к извещению о проведении закупки. В п. 1.2 приложения № 2 установлены требования к обязательным копиям документов и сведения об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку. В соответствии с п. 1.2.13. приложения № 2 к извещению в случае привлечения Исполнителем к оказанию услуг Субподрядчиков, к заявке должны быть приложены сведения, документы, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным закупочной документацией требованиям.

Заказчик в своих письменных возражениях указал, что данные требования установлены для всех участников закупи во исполнение ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с целью подтверждения потенциальной возможности участника исполнения всего перечня услуг необходимого для полноценного, бесперебойного жизнеобеспечения здания.

Таким образом, доводы Заявителя об избыточности требований Заказчика не нашли подтверждения. Требования Заказчика к участникам закупки установлены на основании действующего законодательства, исходя из потребностей Заказчика.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «_______» (вх. от 09.03.2021 № 428-ж) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Технопарк высоких технологий» при проведении запроса предложений на управление эксплуатацией нежилого здания АУ «Технопарк высоких технологий» и прилегающей территории, извещение № 32110035879, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                      «_______»

 

Члены Комиссии:                                                                                 «_______»

                                                                                                             

                                                                                                                «_______»

Связанные организации

Связанные организации не указаны