Решение б/н решение по жалобе № 10566-эп/21 от 9 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1618/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 09.11.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в отсутствии Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителей Заказчика АО «Полярный кварц»«________» по доверенности от 11.01.2021; «________» по доверенности от 08.11.2021 посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 25.10.2021 № 10566-эп/21) (далее – Жалоба) на действия АО «Полярный кварц» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране имущества АО «Полярный кварц», извещение № 32110708937, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее - Заявитель) на действия АО «Полярный кварц» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране имущества АО «Полярный кварц» - объекты комплекса по производству особо чистого кварцевого концентрата в г. Нягань, извещение № 32110708937

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно отклонила его заявку на участие в закупке как не соответствующую требованиям закупочной документации.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 08.11.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «Полярный кварц» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров АО «Полярный кварц» (протокол от 30.07.2021 № 18).

08.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110708937 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране имущества АО «Полярный кварц». В соответствии с извещением срок подачи заявок: с 08.10.2021 по 18.10.2021 в 07:00 (мск+2).

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 25.11.2021, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Протокол подведения итогов закупки № 29/2021 от 18.11.2021 размещен в ЕИС 18.06.2021. Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило две заявки. Закупочная комиссия Заказчика, рассмотрев заявки участников, решила отказать Заявителю в допуске на основании пункта 11.6.4.2 Положения о закупках в связи с непредставлением сведений, предусмотренных пунктом 34 Извещения № 29, а именно непредставлением сведений об отсутствии:

- решения об исключении, в том числе предстоящем исключении, Участника закупки из ЕГРЮЛ регистрирующим органом; 

- дисквалифицированных лиц в исполнительных органах (единоличного исполнительного органа) Участника закупки;

- исполнительных производств, размер взыскания по которым превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

- фактов ненадлежащего выполнения обязательств по договорам, ранее заключённым с

Заказчиком, ущемления интересов Заказчика (наличие жалоб, претензий со стороны Заказчика, судебных решений в пользу Заказчика по вопросам исполнения договорных обязательств, причинения вреда имуществу Заказчика);

- фактов расторжения (одностороннего отказа) договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств по ранее заключённым договорам с Заказчиком. 

Заявитель не согласен с решением Заказчика, считает, что его заявка полностью соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования к участникам закупки установлены в пункте 34 Извещения. Аналогичные требования содержатся в п. 4.2.2 Положения о закупках.   

Согласно пункту 4.2.1 Положения о закупках участникам закупок устанавливаются обязательные требования, также могут быть установлены и дополнительные требования. Обязательные и дополнительные требования к Участникам закупки в обязательном порядке указываются в документации о конкурентной закупке, извещении о проведении
запроса котировок.

В соответствии с пунктом 4.2.2 Положения о закупке участникам закупок устанавливаются следующие обязательные требования:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (наличие лицензий, выписок из реестров членов саморегулируемых организаций, допусков и
других);
2) непроведение ликвидации Участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности Участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у Участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший
календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

5) отсутствие у Участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица – Участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) Участник закупки – юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях;
7) обладание Участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

8) отсутствие между Участником закупки и Заказчиком конфликта интересов. Участник закупки обязан продекларировать в заявке на участие в закупке отсутствие у него и его должностных лиц конфликта интересов с сотрудниками Заказчика (декларация об отсутствии конфликта интересов);
9) отсутствие сведений об Участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Федерального закона № 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ;

10) отсутствие решения об исключении, в том числе предстоящем исключении, Участника закупки из ЕГРЮЛ регистрирующим органом;
11) отсутствие дисквалификационных лиц в исполнительных органах единоличного исполнительного органа) Участника закупки;

12) отсутствие исполнительных производств, размер взыскания по которым превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
13) ненадлежащее выполнение обязательств по договорам, ранее заключенным с Заказчиком, ущемление интересов Заказчика (наличие жалоб, претензий со стороны Заказчика, судебных решений в пользу Заказчика по вопросам исполнения договорных обязательств, причинения вреда имуществу Заказчика);
14) отсутствие фактов расторжения (одностороннего отказа) договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств по ранее заключенным договорам с Заказчиком.

Рассмотрев материалы Жалобы и заявку Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.

В составе котировочной заявки Заявителем представлена декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным в Извещении. Вместе с тем, в декларации не содержится сведений о соответствии требованиям, установленным пп. 10-14 п. 34 Извещения о закупке.

В пункте 6 Формы котировочной заявки (приложение №4 к Извещению) указано, что подавая заявку на участие в закупке, участник соглашается с тем, что результаты рассмотрения заявки зависят от проверки всех представленных данных; ответственность за любую ошибку или упущение в представленной заявке несет участник, подавший такую заявку.

Согласно пункту 38 Извещения несоответствие котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме является основанием для отклонения заявки Участника. 

Таким образом, действия Заказчика по отклонению от участия в закупке заявки Заявителя не противоречат закупочной документации.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Полярный кварц» Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «________» (вх. от 25.10.2021 № 10566-эп/21) на действия АО «Полярный кварц» при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по охране имущества АО «Полярный кварц» - объекты комплекса по производству особо чистого кварцевого концентрата в г. Нягань, извещение № 32110708937, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                                  «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                             «________»

                                                                                                             

                                                                                                                          «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны