Решение №РВ/6381/23 РЕШЕНИЕ по делу №086/01/17-1241/2023 от 12 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-1241/2023

резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2023 года                                                                                  г.Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

– <<--->>;

Члены Комиссии:

– <<--->>;

– <<--->>;

– <<--->>,

рассмотрев дело №086/01/17-1241/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» (далее — МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский», Заказчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО ЧОО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО ЧОО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО ЧОО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России №132/23 от 31.07.2023 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбужденно дело №086/01/17-1241/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении в пункте 2.2 проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) «Обязанности исполнителя» по договору требования о том, что исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на объекте при наличии справки об отсутствии судимости, в документации о закупке информации о том, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки, а также в не установлении шкалы оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 11.08.2023 (исх.№РВ/5623/23) рассмотрение дела назначено на 21.08.2023, к участию в деле, в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО ЧОО «<<--->>», ООО ЧОО «<<--->>», ООО ЧОО «<<--->>», в качестве ответчика привлечен МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский», у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

Определением от 21.08.2023 (исх.№РВ/5909/23) в связи с принятием Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключения об обстоятельствах дела рассмотрение отложено на 11.09.2023.

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

10.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки №32211210334.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 10.03.2022 по 18.03.2022 11:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 18.03.2022.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» (далее – Положение о закупке), утвержденным решением Наблюдательного совета МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» (протокол от 25.06.2021 № 7).

В пункте 2 Проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) указаны обязанности исполнителя по договору. Так, согласно пункта 2.2 проекта договора Исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на Объекте при наличии необходимых документов, в том числе справки об отсутствии судимости.

Согласно статьи 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования с участием несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

В пункта 5, 6 статьи 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» же говориться о том, что не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица: граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления и граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).

В соответствии со статьей 11.1. Закона №2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Получая статус частного охранника, гражданин предоставляет все справки в уполномоченный орган в сфере частной охранной деятельности. Законодательство не обязывает частного охранника иметь какие-либо справки при оказании охранных услуг.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Приказа МВД России от 27.09.2019 №660 предоставление услуги по выдаче справок об отсутствии судимости осуществляется в течении 30 календарных дней, а также срок может быть продлен еще на 30 календарных дней.

В случае необходимости проверки соответствия охранника на отсутствие судимости, на момент исполнения обязательств по контракту, Заказчик вправе затребовать справку об отсутствии судимости, однако, срок предоставления такой справки должен быть не менее 60 календарных дней со дня, следующего за днем запроса такой справки у охранника.

Таким образом, наличие статуса частного охранника подтверждает факт отсутствия судимости.

Более того, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела извещение о проведении закупки №32211210334 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.03.2022. При этом дата начала оказания услуг определенная аукционной документацией — 31.03.2022, то есть на 22-ой день, после размещения извещения о проведении закупки.

Также из представленных документов установлено, что согласно пункту 2 Информационной карты предметом закупки является укрепление антитеррористической безопасности: оказание услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, защите жизни и здоровья граждан МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский».

При этом, в требованиях, предъявляемых к предложению участников запроса в соответствии с пунктом 3 Документации о закупке, в порядке оценки заявок (пункт 13 Информационной карты), равно как в перечне документов, которые участник должен представить в составе предложения (пункт 11 Информационной карты) не содержится требования подтвердить опыт участника по оказанию аналогичных услуг только исполненными контрактами по охране определенных объектов.

В соответствии с пунктом 5.4 Документации о закупке в рамках стадии оценки и сопоставления предложений Комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит подсчет баллов в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в извещении.

Оценка заявок осуществляется в соответствии с порядком и критериями оценки, установленными в пункте 13 Информационной карты. Так, оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок и их значимости:

Цена договора – 50%;

Функциональные качественные характеристики предоставляемых услуг – 20%;

Квалификация участника закупки – 30%.

Оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

1) цена договора;

2) функциональные качественные характеристики предоставляемых услуг:

- состав, количество и профессиональный уровень исполнителей, привлекаемых к оказанию услуг по предмету запроса предложений;

- наличие у участника конкурса исполнителей с опытом оказания услуг по предмету запроса предложений не менее 3-х лет;

3) квалификация участника закупки:

- опыт оказания услуг по предмету запроса предложений за последние три года;

- деловая репутация участника запроса предложений;

- мероприятия по охране труда, проверке знаний, интенсивность оказания услуг и т. д.

Оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется с использованием рейтингового метода.

Итоговое рейтинговое значение участника конкурса рассчитывается после суммирования рейтинговых мест, набранных таким участником по каждому из критериев с учетом их значимости, по формуле, указанной в п.13 Информационной карты.

Рейтинг, присуждаемый заявке по неценовому критерию, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по настоящему критерию, определяется по формуле:

 

Rci=

Ci1+ Ci2+ Ci3+… +Ci

k

где:

Rci - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Ci - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по критерию (показателю).

Для определения рейтинга заявки по критерию «Функциональные качественные характеристики предоставляемых услуг» в документации устанавливаются:

а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;

б) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае применения показателей.

При оценке заявок по критерию «Квалификация участника закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением.

Вместе с тем, Заказчиком в документации о закупке не установлено, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки. В документации не установлена шкала оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия.

Соответственно, установленный документацией порядок оценки заявок допускает возможность произвольного присвоения членами комиссии одинаковых баллов за разные предложения участников закупки.

Таким образом, Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявок участников закупки.

На основании изложенного, действия МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» по установлению в пункте 2.2 проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) «Обязанности исполнителя» по договору требования о том, что исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на объекте при наличии справки об отсутствии судимости, по не установлению в документации о закупке информации, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки, не установлению шкалы оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия, противоречат положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Целями вышеуказанного Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с положениями статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.10 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка для квалификации действий по статье 17 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временной интервал, предмет торгов и состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.07.2016 №1000/16, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка:

1. Временной интервал исследования рынка определен периодом с 10.03.2022 (дата размещения извещения №32211210334 о проведении запроса предложений) по 18.03.2022 (дата окончания подачи заявок).

2. Предметом торгов по указанной закупке является укрепление антитеррористической безопасности: оказание услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, защите жизни и здоровья граждан.

Рассматриваемые действия МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» привели к нарушению законодательства на рынке деятельности по оказанию услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, защите жизни и здоровья граждан (классификация по ОКПД2 — 80.10.12 Услуги охраны, ОКВЭД2 - 80.10 Деятельность частных охранных служб).

На рынке оказания услуг деятельности по оказанию услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, защите жизни и здоровья граждан имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, так и хозяйствующих субъектов, расположенных в других округах (районах и т.д.), то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Кроме того, как подтверждается материалами дела, установление в пункте 2.2 проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) «Обязанности исполнителя» по договору требования о том, что исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на объекте при наличии справки об отсутствии судимости, не установление в документации о закупке информации, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки, не установление шкалы оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия, привело к поступлению жалобы на действия МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» при совершении таких действий.

Таким образом, действия МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский», выразившиеся в установлении в пункте 2.2 проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) «Обязанности исполнителя» по договору требования о том, что исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на объекте при наличии справки об отсутствии судимости, не установлении в документации о закупке информации, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки, не установлении шкалы оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия, нарушают требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№РВ/5959/23 от 24.08.2023) в адрес лиц, участвующих в деле, для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что лица, участвующие в деле правом представления своих пояснения, доказательства и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела не воспользовались, хотя данная возможность им была представлена.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о нарушении МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в пункте 2.2 проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) «Обязанности исполнителя» по договору требования о том, что исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на объекте при наличии справки об отсутствии судимости, не установлении в документации о закупке информации, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки, не установлении шкалы оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 05.04.2022, во исполнение решения от 29.03.2022 №086/07-3-358/2022 и предписания от 29.03.2022 №19 Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация об отмене закупки (извещение № 32211210334).

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку закупка по оказанию услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, защите жизни и здоровья (извещение № 32211210334) отменена.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела №086/01/17-1241/2023, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский», выразившихся в установлении в пункте 2.2 проекта договора (приложение №2 к Документации о закупке) «Обязанности исполнителя» по договору требования о том, что исполнитель допускает сотрудника к выполнению обязанностей на объекте при наличии справки об отсутствии судимости, не установлении в документации о закупке информации, какими документами участники должны подтвердить характеристики оказываемых услуг и квалификацию участника закупки, не установлении шкалы оценки предложения участника по каждому показателю неценового критерия, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отменой закупки.

 

Председатель Комиссии <<--->>

Члены Комиссии <<--->>

<<--->>

<<--->>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны