Решение №ВТ/8228/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 11098-ЭП/23 от 20 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1774/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.11.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 20.11.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....> ;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика <....>;

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <....> (вх. № 11098-ЭП/23 от 08.11.2023) (далее – Жалоба) на действия АО <....>при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки электро и бензоинструмента для нужд филиала АО <....> Нижневартовские электрические сети (реестровый номер извещения 32312839107),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 11098-ЭП/23 от 08.11.2023) (далее – Заявитель) на действия АО <....> (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки электро и бензоинструмента для нужд филиала АО <....> Нижневартовские электрические сети (реестровый номер извещения 32312839107).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 18.10.2023 11:00, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 08.11.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 16.11.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

30.10.2023 опубликован Протокол рассмотрения заявок участников № 32312839107/2023.0855-1, согласно которому заявка ООО <....> отклонена от участия в закупке на основании подпункта пункта 5.3.4. (б) извещения о закупке, а именно заявка участника не соответствует пункту 1 приложения № 3 к извещению о закупке - Требования к документам и участникам:

Предлагаемые Участником закупки эквиваленты не соответствуют п. 2.5 Технического задания, а именно: предлагаемые замены должны быть равноценны по техническим характеристикам (Приложение 1 к ТЗ) заявленному товару либо превосходят его:

- пункт 10 Технического предложения: Дрель-шуруповерт аккумуляторная Вихрь ДА-18Л-2кУ 72/14/177 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару:- Тип двигателя: щеточный;- Мах крутящий момент :45 Нм> Жестк. вращ. момент:45 Нм;- Емкость аккумулятора: 2 А.ч;

- пункт 15 Технического предложения: Лобзик электрический DEKO DKJS650 063-4186 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару: - Маятниковый ход: нет;

- пункт 21 Технического предложения: Машина угловая шлифовальная DEKO DKG400-125 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару:-Нет поддержание постоянных оборотов под нагрузкой;-Длина кабеля 1.8 м;-Нет плавного пуска;-Нет защиты от перегрева двигателя;

- пункт 22 Технического предложения: Машина угловая шлифовальная аккумуляторная FERM FX Power AGM1131 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару:-Тип двигателя: щеточный;-Мах скорость вращения шпинделя, об/мин: 8000;

- пункт 33 Технического предложения: Паяльник REXANT с регулировкой температуры и дисплеем, подставка, керамический 65 вт 12-0620 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару, а именно: Мощность:65 В.

ООО <....> не согласно с отклонением заявки, считает свою заявку и все приложенные к ней документы соответствующими требованиям закупочной документации, а решение закупочной комиссии необоснованным.

Согласно пункту 3.1.2 Документации о закупке Участник закупки готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями раздела 3 «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» части I «ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПКИ» и в соответствии с формами документов, установленными частью III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

В соответствии с пунктом 3.5.5 Документации о закупке описание участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, описание выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик осуществляется участником закупки в соответствии с требованиями Технического задания (приложение 1 к настоящей документации) по формами, установленными в части III «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

Согласно документации, при описании продукции участником закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, за исключением случаев, когда допускается представление описания в ином порядке в соответствии с требованиями к продукции, установленными в Техническом задании (приложение 1 к настоящей документации).

В пункте 3.5.6 Документации о закупке указано, что Участник закупки должен принять во внимание следующее: если иное не установлено документацией о закупке ссылки в документации о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник закупки может представить в своей заявке иные типы продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в Техническом задании (приложение 1 к настоящей документации).

В приложении №1 к техническому заданию содержится описание предлагаемого товара в виде таблицы, в которой указаны технические характеристики. При этом, Заявитель указывает на следующее:

- в пункте 10 не содержалось требований к параметрам дрели-шуруповерта, а именно: типа двигателя (щеточный или бесщеточный); шах крутящий момент: жестк. вращ. момент: 45 Нм;

- в пункте 15 не содержалось требований к параметрам лобзика, а именно: тип пилки (маятниковый ход или нет);

- в пункте 21 не содержалось требований к параметрам машины угловой шлифовальной, а именно: обязательной функции поддержание постоянных оборотов под нагрузкой; требований к длине кабеля; оборудование плавным пуском; защиты от перегрева двигателя;

- в пункте 22 не содержалось требований к параметрам машины угловой шлифовальной, а именно: типа двигателя (щеточный или бесщеточный); шах скорость вращения шпинделя.

На основании вышеизложенного, Заявитель считает, что участники Закупки были вправе представить в составе заявки аналогичный товар с учетом установленных Заказчиком технических характеристик поставляемого товара.

Документация о закупке не исключает поставку эквивалента.

В пункте 3.5.9 Документации установлено, что участник процедуры закупки при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в документации о закупке.

В пункте 7.4.4 Положения о закупке установлено, что Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку.

В связи с чем, в данном случае предложенный Заявителем в составе заявки электро и бензоинструмент, по мнению Заявителя, не противоречит требованиям Закупочной документации, поскольку иных требований к инструментам в Закупочной документации не установлено.

Таким образом, как сообщает Заявитель, действия Заказчика АО <....>, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя в связи с несоответствием предложенного товара требованиям, не установленным в документации о закупке, нарушают положения частей 1 и 6 статьи 3, пункта 1 части 6.1 статьи 3, пунктов 1 и 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 11396-ЭП/23 от 15.11.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО <....>, утверждённым решением Совета директоров ПАО <....> (протокол от 30.12.2022 № 604) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 10.10.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 1 087 843,27 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 18.10.2023.

4. Количество заявок, поступивших на участие в запросе котировок в электронной форме — 11 заявок.

Согласно протоколу заочного заседания комиссии по рассмотрению заявок Участников закупки № 32312839107/2023.0855-1 от 30.10.2023 закупочная комиссия, руководствуясь требованиями Извещения и\или документации о закупке, регламентирующей порядок проведения закупочной процедуры, провела рассмотрение заявок участников, представленных на участие в закупке.

Заявка № 10 ООО <....> была отклонена по решению закупочной комиссии Заказчика на следующих основаниях:

на основании пункта 5.3.4 (б) Извещения о закупке, а именно заявка участника не соответствует пункту 1 приложения № 3 к извещению о закупке - Требования к документам и участникам:

Предлагаемые участником закупки эквиваленты, не соответствуют пункту 2.5 Технического задания, а именно: предлагаемые замены должны быть равноценны по техническим характеристикам (Приложение 1 к Техническому заданию) заявленному товару либо превосходят его:

- пункт 10 Технического предложения: Дрель-шуруповерт аккумуляторная Вихрь ДА-18Л-2кУ 72/14/177 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару:- Тип двигателя: щеточный;- Мах крутящий момент :45 Нм> Жестк. вращ. момент:45 Нм;- Емкость аккумулятора: 2 А.ч;

- пункт 15 Технического предложения: Лобзик электрический DEKO DKJS650 063-4186 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару: - Маятниковый ход: нет;

- пункт 21 Технического предложения: Машина угловая шлифовальная DEKO DKG400-125 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару:-Нет поддержание постоянных оборотов под нагрузкой;-Длина кабеля 1.8 м;-Нет плавного пуска;-Нет защиты от перегрева двигателя;

- пункт 22 Технического предложения: Машина угловая шлифовальная аккумуляторная FERM FX Power AGM1131 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару:-Тип двигателя: щеточный;-Мах скорость вращения шпинделя, об/мин: 8000;

- пункт 33 Технического предложения: Паяльник REXANT с регулировкой температуры и дисплеем, подставка, керамический 65 вт 12-0620 не соответствует техническим характеристикам заявленному товару, а именно: Мощность:65 В.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1.1 приложения № 2 к Положению с целью определения на равной конкурентной основе победителя закупочной процедуры, с которым по результатам закупки будет заключён договор, Заказчик обязан в Документации о закупке установить единые для всех участников требования, критерии, а также порядок оценки и сопоставление заявок участников с целью выявления наилучшей. Перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок участников закупок утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке при проведении каждой закупки (пункт 1.2 Положения).

На основании вышеизложенного, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в пункте 1 приложения № 3 к документации о закупке для участников закупки определено, что в случае, если участник, предлагает эквивалентный товар, он должен в составе заявки предоставить характеристики эквивалентного товара по форме и в соответствии с требованиями Технического задания. При этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в Техническом задании. В противном случае заявка участника подлежит отклонению по причине: «Несоответствие технических характеристик предлагаемого оборудования и материалов, технологии выполнения работ/услуг, установленных в документации/извещении о закупке».

Согласно пункту 2.5 Технического задания, приведенные в нем номенклатурные обозначения (тип, марка) носят описательный характер и указывают на технические характеристики и параметры товара с определением соответствия товара потребностям Заказчика. Возможно предоставление участником предложений на поставку эквивалента товара с иными номенклатурными обозначениями при условии, что предлагаемые замены равноценны по качеству (пункт 2.2 Технического задания) и по техническим характеристикам.

В пункте 33 Приложения № 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование к поставляемому товару:

- паяльник Yihua 928D 75Вт керамический нагреватель, электронный регулятор температуры

Однако, анализируя форму описания предлагаемого товара заявки Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что в пункте 33 ООО «Артул» был предложен паяльник Yihua 928D 65Вт керамический нагреватель, электронный регулятор температуры, что не соответствует указанному выше требованию Заказчика.

В соответствии с подпунктом 5.3.4 пункта 5 «Порядок проведения закупки» Извещения Заказчиком определено, что закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным извещением о закупке;

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным извещением о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено извещением о закупке);

в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным извещением о закупке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона; о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России при этом обращает внимание, что, поскольку требования, установленные Заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушении антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной процедуры ему ясны и понятны.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы Жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать Жалобу <....> (вх. № 11098-ЭП/23 от 08.11.2023) на действия АО <....> при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки электро и бензоинструмента для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Нижневартовские электрические сети (реестровый номер извещения 32312839107), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны