Решение №РВ/7545/23 РЕШЕНИЕ №086/07/3-1544/2023 по результатам рассмотрения жало... от 24 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1544/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 19.10.2023                                            г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 24.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, Управление, Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- *** - заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

- *** - эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления,

- *** - старший специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференцсвязи представителя заявителя ***, действующей на основании доверенности от 04.10.2023; представителя организатора торгов, заказчика ***, действующей на основании доверенности № 87419 от 27.03.2023; представителя участника закупки ***, действующей на основании доверенности от 17.10.2023; в отсутствии на заседании комиссии представителя оператора электронной торговой площадки ***; представителя участника закупки ***, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ***, рег.№9479-ЭП/23 от 29.09.2023 (далее - Жалоба) на действия заказчика *** при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Южного ТПО филиала *** Тюменские электрические сети, извещение № 32312698354, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба заявителя *** на действия заказчика *** при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Южного ТПО филиала *** Тюменские электрические сети, извещение № 32312698354.

Как следует из содержания жалобы заявителя заказчик при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Южного ТПО филиала *** Тюменские электрические сети, извещение № 32312698354, на основании протокола рассмотрения заявок открытого конкурса №32312692543/2023.0601-2 от 26.09.2023, отклонил заявку участника *** на основании пункта 6.2.3 (а) документации о закупке, так как согласно предоставленной справке для оценки опыта участника закупки *** по выполнению аналогичных договоров у коллективного участника отсутствует опыт работы не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», что не соответствует требованиям пункта 9 Приложения №3 к документации о закупке.

Заявитель *** не согласно с указанным решением заказчика, в связи с тем, что в конкурсной документации не говорится о том, что критерии оценки заявки не могут суммироваться между членами коллективного участия, в связи с чем опыт выполнения аналогичных работ у участника закупки *** подтверждается.

В связи с чем, по мнению заявителя, заказчик предъявил к участнику закупки *** требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке и положением о закупке, тем самым нарушил часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и пункт 1.4.5 документации о закупке.

На основании вышеизложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной; пересмотреть результата указанного конкурса.

В соответствии с уведомлением №086/07/3-1544/2023 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, исх.№ВТ/6986/23 от 04.10.2023, рассмотрение жалобы назначено на 06.10.2023, у заказчика запрошены необходимые документы и пояснения по существу жалобы.

Согласно уведомлению о продлении срока принятия решения по жалобе №086/07/3-1544/2023, исх.№ВТ/7083/23 от 06.10.2023, срок принятия решения по жалобе продлен до 19.10.2023; рассмотрение жалобы назначено на 16.10.2023; у заказчика запрошены необходимые документы и пояснения по существу жалобы.

В соответствии с уведомлением о продлении срока принятия решения по жалобе №086/07/3-1544/2023, исх.№ВТ/7331/23 от 17.10.2023, рассмотрение жалобы назначено на 19.10.2023; организатору торгов (заказчику) сообщено о необходимости направить в адрес заявителя возражения на доводы жалобы; у заявителя запрошена документально подтвержденная информация о наличии опыта работы (не менее трех лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса, письменные пояснения на возражения организатора торгов (заказчика); к участию в рассмотрении жалобы привлечены участники закупки ***, ***.

Заказчик представил запрошенные документы, а также пояснения, в которых с доводами жалобы не согласился, указав, что согласно оферте на участие в закупке от 04.09.2023 №140 участником закупки является коллективный участник на основании соглашения о коллективном участии в закупке от 01.09.2023 (далее - Соглашение) в составе *** (лидер коллективного участника) совместно с *** и ***.

В своей жалобе заявитель *** указывает, что закупочная комиссия неправомерно отклонила заявку коллективного участника, считает, что у коллективного участника имеется не менее трех лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, поскольку опыт членов коллективного участника должен суммироваться.

Вышеуказанный довод заявителя является ошибочным и несостоятельным, в связи с тем, что отборочный критерий по наличию опыта работы (не менее 3 лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 2258 от 08.12.2022 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», которое не предусматривает возможность суммирования предъявляемых требований к частным охранным организациям (ЧОП), оказывающим охранные услуги на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Кроме этого, в подтверждение наличия не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности коллективным участником предоставлена справка для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров (далее - справка для оценки опыта).

Вместе с тем, в справке для оценки опыта eчастником по перечисленным договорам не указаны объекты топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности. Анализ перечисленных договоров свидетельствует, о том, что только по трем из всех перечисленных в справке договорам осуществлялась охрана объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая категория опасности.

Информация о категорийности объектов, которые были приняты заявителем под охрану согласно представленным в заявке на закупку договорам, находится в общедоступных источниках, распоряжение от 04.12.2012 №783-РП «Об утверждений перечня объектов топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) подлежащих категорированию (в редакции распоряжения Президента РС(Я) от 01.04.2014 №288-РП, распоряжений Главы Республики Саха (Якутия) от 18.02.2015 №117-Г, от 26.05.2016 №498-РГ, от 10.10.2016 №1091-РГ, от 14.06.2017 №510-РГ); Распоряжение от 16.11.2012 №246-р Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса Амурской области подлежащих категорированию (в редакции распоряжений губернатора Амурской области от 23.05.2016 №77-р, от 02.05.2017 №69-р); Распоряжение от 05.12.2011 №771-рг «О перечне объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих категорированию (в ред. распоряжений Губернатора ХМАО - Югры от 24.08.2012 529-рг, от 22.03.2013 178-рг, от 05.06.2014 315-рг, от 11.12.2014 646-рг, от 06.10.2015 220-рг); Распоряжение от 19.07.2012 №170-р «Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, подлежащих категорированию.

Следует отметить, что при оценке требования по пункту 9 приложения № 3 заказчиком также были приняты во внимание не указанные в справке для оценки опыта, но действующие договоры, которые заключены между ***, ***, *** и ***.

В частности, у лидера коллективного участника *** принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала *** Тюменские электрические сети от 01.07.2021 № US04.3000.2021.2309 (срок оказания услуг с 01.07.2021 по 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору у *** с 01.07.2021 (дата начала оказания услуг) по 23.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312698354) составляет 2 года 1 месяц 22 день, что не соответствует п. 9 приложения № 3 к документации о закупке.

У участника № 2 *** принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала *** Северные электрические сети от 29.12.2020 № 06/01-20 (срок оказания услуг: 01.01.2021 - 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору *** с 01.01.2021 (дата начала оказания услуг) до 23.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312698354) составляет 2 года 7 месяцев 22 день.

У участника № 3 *** принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала *** Ноябрьские электрические сети от 29.06.2021 № 114 (срок оказания услуг: 01.07.2021 - 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору *** с 01.07.2021 (дата начала оказания услуг по охране Категорированных объектов) до 23.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312698354) составляет 2 года 3 месяца 22 день.

Таким образом, ни у одного члена Коллективного участника не имеется не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, что явилось основанием для отклонения заявки данного участника.

На основании вышеизложенного, заявка коллективного участника отклонена закупочной комиссией заказчика правомерно, в действиях постоянной действующей закупочной комиссии заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках и документации о закупке.

В связи с чем, заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.

Согласно пояснениям на вышеуказанные возражения заказчика заявитель  указал, что заказчик предъявил к участникам требования, не предусмотренные документацией.

В пункте 1.4.5 Документации указано только то, что лицензии суммируются без отнесения к распределению объема поставки/выполнения работ/оказания услуг по договору между членами коллективного участника. Про опыт участника заказчик ничего не пишет в Документации.

Заказчик не конкретизирует свои требования в Документации и вводит в заблуждение участников закупки.

В документации заказчик не пишет о том, что должен быть опыт на дату заключения договора или на дату оказания услуг, или на момент участия в закупке, но согласно Постановлению Правительства № 2258 от 08.12.2022 пишется о том, что специальные требования относятся к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов ТЭК.

Даже если брать во внимание только договоры ***, то у члена коллективного участника *** есть опыт не менее 3-х лет на объектах ТЭК.

Заказчик *** в своем возражении пишет о том, что Постановление Правительства № 2258 от 08.12.2022 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона» не предусматривает «суммирование», но заявитель *** отмечает, что в указанном Постановлении также не указано о том, что опыт работы нельзя «суммировать».

Также заявитель *** отмечает, что в справке для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договор указывается весь опыт.

Аналогичным договором (контрактом) является договор (контракт) на услуги по физической охране объектов.

В справке под п. 14, п. 15 и п. 16 прописывались объекты ***, но заказчик*** не учел и не прописал их в возражениях.

Также заказчик прописал в своём возражении не все договоры на оказание услуг по физической охране.

Лидер коллективного участника ***:

1) Договор №US04.1900.2021.207 от 13.08.2021 г. на оказание услуг по охране объектов Красноленинского РЭС филиала *** Энергокомплекс (срок оказания услуг 15.08.2021 - 31.10.2021);

2) Договор №US04.3000.2021.2317 от 30.06.2021 на оказание услуг по охране объектов Ишимского ТПО филиала *** Тюменские электрические сети (срок оказания услуг 01.07.2021 - 31.12.2023);

3) Договор №US04.3000.2021.2310 от 30.06.2021 на оказание услуг по охране объектов Тобольского ТПО филиала *** Тюменские электрические сети (срок оказания услуг 01.07.2021 - 31.12.2023);

4) Договор №US04.3000.2021.2309 от 01.07.2021 на оказание услуг по охране объектов филиала *** Тюменские электрические сети (срок оказания услуг 01.07.2021 - 31.12.2023);

5) Договор №US04.3000.2021.2318 от 30.06.2021 на оказание услуг по охране объектов Южного ТПО филиала *** Тюменские электрические сети (срок оказания услуг 01.07.2021 - 31.12.2023);

6) Договор №US04.1900.2021.208 от 08.10.2021 на оказание услуг по охране объектов Красноленинского РЭС филиала *** Энергокомплекс (срок оказания услуг 01.11.2021 - 31.12.2023).

Член коллективного участника ***:

1) Договор №2ББ-2020 от 31.12.2020 на оказание услуг по охране объектов филиала *** Сургутские электрические сети (срок оказания услуг 01.01.2021 -31.03.2021);

2) Договор №2ББ-2021 от 31.03.2021 на оказание услуг по охране объектов филиала *** Сургутские электрические сети (срок оказания услуг 01.04.2021 -31.12.2023);

3) Договор №06/01-20 от 29.12.2020 на оказание услуг по охране объектов филиала *** Северные электрические сети (срок оказания услуг 01.01.2021 -31.12.2023).

Член коллективного участника ***:

1) Договор №113 от 31.03.2021 на оказание услуг по охране объектов филиала *** Ноябрьские электрические сети (срок оказания услуг 01.04.2021 -30.06.2021);

2) Договор №114 от 29.06.2021 на оказание услуг по охране объектов филиала *** Ноябрьские электрические сети (срок оказания услуг 01.07.2021 -31.12.2023).

Исходя из вышеуказанного заказчик ввёл в заблуждение Комиссию ФАС по ХМАО-Югре и участников закупки, так как в возражении прописано только по одному договору и в справке не посчитали исполненные договоры.

В связи с чем, заявитель просит признать возражения заказчика необоснованными; аннулировать протокол заочного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых заявок участников и пересмотреть заявки участников; привести документацию требований к участникам закупки в соответствие.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей лиц, принявших участие в рассмотрении жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, в том числе могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно части 5.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа. Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции в силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и упомянутых в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом, такие требования должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы заявителя *** 23.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32312698354.

В соответствии с извещением наименованием, объектом закупки является оказание услуг по физической охране объектов Южного ТПО филиала *** Тюменские электрические сети (далее - Закупка).

Способ проведения закупки конкурс в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Дата начала срока подачи заявок 23.08.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 08.09.2023 12:00.

Дата рассмотрения первых частей заявок 13.09.2023.

Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений 25.09.2023.

Время начала срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика) 11:00.

Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика) 25.09.2023 14:00.

Дата проведения сопоставления дополнительных ценовых предложений 25.09.2023.

Дата рассмотрения вторых частей заявок 22.09.2023.

Дата подведения итогов 26.09.2023.

Срок предоставления документации с 23.08.2023 по 08.09.2023.

Заявителем *** была подана заявка на участие в закупке 04.09.2023.

В соответствии с протоколом заочного заседания закупочной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок участников № 32312698354/2023.0601-2 от 26.09.2023 заявка заявителя была отклонена заказчиком на основании пункта 6.2.3 (а) документации о закупке, так как согласно предоставленной справке для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров у коллективного участника отсутствует опыт работы не менее 3 лет в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»), что не соответствует требованиям пункта 9 Приложения №3 к документации о закупке.

Согласно протоколу заочного заседания комиссии по подведению итогов закупки № 32312698354/2023.0601-3 от 28.09.2023 на основании пункта 7.5.1 (в) Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров *** протокол от 30.12.2022 № 604, закупка признана несостоявшейся; на основании пункта 7.5.3 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупках), утвержденного решением совета директоров ПАО «Россети» протокол от 30.12.2022 № 604, заключить договор по цене, в объеме и на условиях, указанных в заявке единственного участника закупки с ООО ЧОО «КБ».

Договор на момент подачи жалобы заявителем *** заказчиком не заключен.

Из существа жалобы заявителя следует, что заявитель считает, что заказчик предъявил к участнику закупки требования, не предусмотренные документацией о конкурентной закупке и положением о закупке, тем самым нарушил часть 6 статьи 3 Закона о закупках и пункт 1.4.5 документации о закупке.

В связи с вышеуказанным, жалоба заявителя в указанной части подлежит рассмотрению Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России по существу, так как срок установленный частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции для обжалования не истек.

Согласно пункту 1.4.1 документации о закупке участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц из числа субъектов малого или среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом (в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом (в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»), либо физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и применяющее специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (в соответствии с положениями Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

В соответствии с пунктом 1.4.3 документации о закупке участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным частью II «Информационная карта закупки».

Согласно пункту 13 «Информационная карта закупки» требования к участникам установлены в Приложении №3 к документации о закупке.

Пунктом 9 приложения №3 к документации о закупке установлено отборочное требование:

- соответствие участника закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки:

- соответствие Участника требованиям Постановления Правительства РФ от 08.12.2022 № 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», в частности:

- наличие у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности (п.2 Постановления).

Перечень и форма документов, подтверждающих соответствие требованиям:

Справка для оценки опыта участника закупки по выполнению аналогичных договоров за последние 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке по форме, установленной в документации о закупке (с указанием категории опасности объектов топливно-энергетического комплекса), а также за периоды работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, если данные периоды были ранее 36 месяцев до даты размещения извещения о закупке (для подтверждения наличия у частной охранной организации не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности) (в справке необходимо указать перечень и объемы работ, аналогичных с предметом закупки. В случае, если договор включал в себя комплекс работ, в том числе аналогичные предмету закупки, в справке необходимо кроме указания предмета договора выделить отдельно работы аналогичные предмету закупки. Наличие аналогичных предмету закупки договоров/аналогичных предмету закупки работ в составе комплексных работ в обязательном порядке будут учитываться при оценке Заявок участников).

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия информации/документа установленным требованиям, в частности:

- Непредставление документа (ов);

- Несоответствие сведений, указанных в документах, установленным требованиям.

При этом, в случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям извещения о закупке и (или) настоящей документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствия в реестре иностранных агентов и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника суммируются в соответствии (пропорционально) с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в извещении о закупке и (или) документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника. В случае установления в соглашении членов коллективного участника солидарной ответственности на исполнение договора количественные параметры деятельности каждого члена коллективного участника по критерию «финансовая устойчивость участника закупки» суммируются без отнесения к распределению объема поставки/выполнения работ/оказания услуг по договору между членами коллективного участника (пункт 1.4.5 документации о закупке).

В соответствии с пунктом 6.2.3 документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке, в том числе если сведения об участнике закупки отсутствуют в едином реестре субъектов МСП, либо отсутствует информация об участнике закупки - физическом лице, не являющимся индивидуальным предпринимателем и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о применении участником закупки специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru/check-status/);

б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

Отборочный критерий по наличию опыта работы (не менее 3 лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №2258 от 08.12.2022 года «Об утверждении специальных требований к частным охранным организация, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Данный документ не предусматривает возможность «суммирования» предъявляемых требований к частным охранным организация (ЧОП), оказывающей охранные услуги на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Как следует из вышеуказанных возражений заказчика на доводы жалобы при оценке требования по пункту 9 приложения № 3 заказчиком также были приняты во внимание не указанные в справке для оценки опыта, но действующие договоры, которые заключены между ***, ***, *** и ***.

В частности, у лидера коллективного участника *** принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала *** Тюменские электрические сети от 01.07.2021 № US04.3000.2021.2309 (срок оказания услуг с 01.07.2021 по 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору у *** с 01.07.2021 (дата начала оказания услуг) по 23.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312698354) составляет 2 года 1 месяц 22 день, что не соответствует п. 9 приложения № 3 к документации о закупке.

У участника № 2 *** принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала *** Северные электрические сети от 29.12.2020 № 06/01-20 (срок оказания услуг: 01.01.2021 - 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору *** с 01.01.2021 (дата начала оказания услуг) до 23.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312698354) составляет 2 года 7 месяцев 22 день.

У участника № 3 *** принят во внимание договор на оказание услуг по физической охране объектов филиала *** Ноябрьские электрические сети от 29.06.2021 № 114 (срок оказания услуг: 01.07.2021 - 31.12.2023). Опыт работы по указанному договору *** с 01.07.2021 (дата начала оказания услуг по охране Категорированных объектов) до 23.08.2023 (дата публикации Извещения о проведении закупки № 32312698354) составляет 2 года 3 месяца 22 день.

Таким образом, ни у одного члена коллективного участника не имеется не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности, что явилось основанием для отклонения заявки данного участника.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что в данном случае закупочная комиссия обоснованно отклонила заявку ***, в связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что закупочная комиссия отклонила заявку ***, в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке, а также в связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы не было установлено, что у участника имеется не менее 3 лет опыта работы в сфере оказания охранных услуг на объектах топливно-энергетического комплекса, которым присвоена низкая или средняя категория опасности.

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что жалоба заявителя необоснованна.

Относительно дополнительных доводов жалобы заявителя указанных в пояснениях на вышеуказанные возражения заказчика о том, что заказчик не конкретизирует свои требования в документации и вводит в заблуждение участников закупки, в связи с чем заявитель просит привести документацию требований к участникам закупки в соответствие, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает следующее.

В целях соблюдения баланса частных и публичных интересов Законом о закупках регламентирован и детерминирован порядок обжалования действий заказчиков лицами, не являющимися участниками, а также порядок и случаи обжалования действий заказчика лицами, принявшими участие в закупках и процессуальные поводы для обращения этих категорий лиц в антимонопольный орган является разными, а именно как было указано ранее участник закупки вправе обжаловать любые действия заказчика с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках на любой стадии, лицо, не подававшее заявку лишь действия заказчика, хронологически предшествующие окончанию срока подачи заявок, поскольку именно до этой даты объявляется закупка, разрабатывается и размещается закупочная документация, заказчик обеспечивает информационное сопровождение, связанное с подачей заявок.

Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений, согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Напротив, предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы предоставление таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов, согласно части 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения, согласно части 4 статьи 1 ГК РФ, недопустимости злоупотребления правом, согласно части 1 статьи 10 ГК РФ.

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Из этого следует вывод о недопустимости применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны своевременно оспорить положения закупочной документации, а попытавшегося обойти эти требования. Указанные положения о закупке подлежали оспариванию до истечения срока подачи заявки.

Указанной позиции корреспондирует позиция Центрального аппарата ФАС России, изложенная в Решении от 14.08.2019 № 223ФЗ-835/19. Также данная позиция подтверждается разъяснениями ФАС России от от 25.06.2019 № МЕ/53183/19, согласно которым «жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

В связи с вышеуказанным, так как на момент обращения с жалобой, предметом которой также является оспаривание условий закупочной документации, срок подачи заявок истек, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке заявитель *** в антимонопольный орган не обращался, а также не использовал право на подачу запроса разъяснений условий документации, следовательно, на момент подачи заявки на участие в закупке, был согласен со всеми условиями документации о закупке, в связи с чем доводы заявителя *** на положения документации о закупке не подлежат рассмотрению Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России.

Относительно заявленного 19.10.2023 в устной форме довода *** о неправомерности признания победителем закупки ООО ЧОО «КБ», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России поясняет следующее.

Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Таким образом, ввиду несоблюдения заявителем сроков, установленных частью 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и несоответствия дополнительно заявленного возражения требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, довод, озвученный *** 19.10.2023 в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не рассматривался.

На основании изложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, статьи 3 Закона о закупках,

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ***, рег.№9479-ЭП/23 от 29.09.2023 на действия заказчика *** при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов Южного ТПО филиала *** Тюменские электрические сети, извещение № 32312698354, необоснованной.

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии ***

 

Члены Комиссии: ***, ***

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны