Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/11-191/2023 О НАРУШЕНИ... от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

07.02.2023 г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) поступили обращения Общества с ограниченной ответственностью <.....> (Вх. № 11644-ЭП/22 от 11.11.2022), Индивидуального предпринимателя <.....> (вх. № 11632- ЭП/2022 от 11.11.2023) и Общества с ограниченной ответственностью <.....> , указывающие на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства при участии в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке территорий, помещений, извещение № 32211769787 (заказчик БУ ХМАО-Югры <.....> )

Согласно доводам обращений, 18.10.2022 года на сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupku.gov.ru размещено сведения извещение № 32211769787 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке территорий, помещений.

Дата и время окончания подачи заявок: 03.11.2022 12:00 (МСК+2). Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 08.11.2022. Заказчиком выступает БУ ХМАО-Югры <.....> . В ходе проведения торгов участники № 7 и № 14 в пользу участника № 16 применили так называемую схему «таран» в результате которой за короткий промежуток времени цена аукциона была снижена более чем на 90%. Заявки участников № 7 и № 14 были признаны несоответствующими по следующим причинам: - Участник № 7 включен в реестр недобросовестных поставщиков, а также не предоставил документы второй части заявки, предусмотренные документацией аукциона; - Участник № 14 не предоставил документы второй части заявки, предусмотренные документацией аукциона.

В ходе торгов НМЦК аукциона, составляющая *** рублей, участником № 16 была снижена до *** рублей, а далее участники № 7 и 14 применив схему «таран» (в течении 3 минут) снизили стоимость до*** рублей заранее зная о том, что их заявки будут признаны несоответствующими.

При этом, по другим закупкам по аналогичному предмету, проведенным заказчиком БУ ХМАО-Югры <.....> , подобных снижений ценового предложения не прослеживается.

Податели обращения считают, что участники № 7, № 14 и № 16 вступили в картельный сговор с целью устранения конкурентов, тем самым нарушив ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях получения дополнительной информации Управлением был направлен запрос в адрес электронной торговой площадки ООО «РТС-Тендер» по закупке № 32211769787.

Согласно представленной информации было установлено следующее. 18.10.2022 на официальном сайте в сети интернет - www.zakupki.gov.ru (заказчик - БУ ХМАО-Югры <.....> ) размещено извещение № 32211769787 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке территорий, помещений, с начальной (максимальной) ценой договора *** рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 07.11.2022, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано 25 (двадцать пять) заявок, которым были присвоены следующие регистрационные номера:

Регистрационный номер заявки на участие в аукционе в электронной форме Дата, время регистрации заявки (МСК) 1 24.10.2022 20:04 2 26.10.2022 11:06 3 31.10.2022 12:25 4 31.10.2022 16:08 5 31.11.2022 16:38 6 01.11.2022 06:00 7 01.11.2022 16:11 8 01.11.2022 21:20 9 01.11.2022 23:15 10 02.11.2022 00:03 11 02.11.2022 10:07 12 02.11.2022 12:58 13 02.11.2022 14:19 14 02.11.2022 16:17 15 02.11.2022 16:42 16 02.11.2022 16:48 17 02.11.2022 16:53 18 02.11.2022 19:52 19 02.11.2022 20:25 20 02.11.2022 23:15 21 02.11.2022 23:25 22 03.11.2022 00:55 23 03.11.2022 06:34 24 03.11.2022 06:38 25 03.11.2022 09:52

Первые части заявок соответствовали требованиям документации о закупке. В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений аукциона от 08.11.2022, а также информации, представленной электронной торговой площадкой, были поданы следующие ценовые предложения:

Порядко вый номер заявки Участники закупки Дата и время подачи лучшего ценового предложения Сумма предложения Снижение, % 7 ИП <.....> (ИНН: ***) 08.11.2022 08:03 (МСК)***руб., с НДС 90,5 14 ИП <.....> (ИНН: ***) 08.11.2022 08:03 (МСК) *** руб., с НДС 85,9 16 ИП <.....> (ИНН: ***) 08.11.2022 08:00 (МСК) ***руб., с НДС 6,9 5 ИП <.....>  (ИНН: ***) 08.11.2022 08:00 (МСК)*** руб., с НДС 1,5 8 ИП <.....> (ИНН: ***) 08.11.2022 08:00 (МСК) *** руб., с НДС 0,9 24 ИП <.....> (ИНН: ***) 08.11.2022 08:00 (МСК) *** руб., с НДС 0,5

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 09.11.2022, заявка с регистрационным № 7 отклонена в связи с несоответствие участника закупки требованиям, установленным § 3 «Требования к участникам закупки» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», а именно участник включен в реестр недобросовестных поставщиков. также участник не представил документы и информацию, предусмотренную пунктом 8 § 1 «Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»

Заявка с регистрационным № 14 отклонена в связи с тем, что участник не представил документы и информацию, предусмотренную пунктом 8 § 1 «Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 09.11.2022 победителем закупки признан участник с регистрационным № 16 ИП <.....> с ценовым предложением *** руб.

Снижения участниками — ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) до 90,5 % от НМЦ договора были сделаны в первые 5 минут с момента начала ОАЭФ.

При этом, ценовое предложение ИП <.....> (ИНН: ***) в размере *** рублей ниже ценового предложения добросовестного участника на 5,4 %.

Управлением установлено, что заявки, а также ценовые предложения участников ИП<.....> (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) поступали с одного IP-адреса: 185.91.253.50.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

При этом также установлено, что ИП <.....> (ИНН: ***) включен в реестр недобросовестных поставщиков 30.09.2022.

Такое поведение участников не отвечает признакам экономической обоснованности, разумности и добросовестности (ценовые предложения, явно выходящие за пределы минимального уровня рентабельности, себестоимости поставляемой продукции).

Указанное поведение ИП <.....> (ИНН:****) и ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) свидетельствует об их договоренности, которую они реализовывали с целью введения добросовестных участников аукциона в заблуждение и выведения их своими противоправными действиями из конкурентной борьбы.

Таким образом, в действиях ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) достигнута договоренность в устной форме, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели - поддержание цены на торгах, и как следствие получение экономической выгоды.

ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) в ходе участия в указанном выше аукционе применяли следующую стратегию поведения: двое из участников соглашения поочередно понижали цену контракта на существенную величину, пока не убеждались, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем, третий участник соглашения – ИП <.....> (ИНН: ***) понижает незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона. ИП <.....> (ИНН: ***) становится победителем аукциона, так как участники соглашения, снижавшие цену контракта на существенную величину, были отклонены по вторым частям заявок, что сделало невозможным заключение с ними контракта.

В рамках рассмотрения обращений Управлением дополнительно был сделан запрос в адрес электронных торговых площадок на предмет совместного участия ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: **) и ИП П<.....> (ИНН: ***) в других закупках.

На основании анализа представленных сведений Управлением установлены следующее:

1. 13.10.2022 на официальном сайте в сети интернет - www.zakupki.gov.ru (заказчик - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Псковской области <.....> ) размещено извещение № 32211761874 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по уборке, с начальной (максимальной) ценой договора *** рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 07.11.2022, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано 9 (девять) заявок, которым были присвоены следующие регистрационные номера:

Порядковый помер заявки Дата и время подачи заявки 1 18.10.2022 12:00 (МСК) 2 20.10.2022 11:11 (МСК) 3 20.10.2022 14:37 (МСК) 4 21.10.2022 10:48 (МСК) 5 23.10.2022 09:27 (МСК) 6 23.10.2022 15:12 (МСК) 7 23.10.2022 20:02 (МСК) 8 23.10.2022 20:06 (МСК) 9 24.10.2022 00:27 (МСК)

Первые части заявок соответствовали требованиям документации о закупке.

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений аукциона от 08.11.2022, а также информации, представленной электронной торговой площадкой, были поданы следующие ценовые предложения:

Порядко вый номер заявки Участники закупки Дата и время подачи лучшего ценового предложения Сумма предложения Снижение, % 8 ИП<.....> (ИНН:***) 26.10.2022 11:03 (МСК) *** руб., с НДС 80.5% 7 ИП <.....> (ИНН: ***) 26.10.2022 11:01 (МСК) **** руб., с НДС 80% 6 ИП <.....> (ИНН: ***) 26.10.2022 11:00 (МСК) ***руб., с НДС 5%

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 27.10.2022, заявка с регистрационным №8 отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям документации по составу, содержанию и оформлению: непредставления документов и информации, которые указаны в п. 175 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ «<.....> ».

Заявка участника № 7 также была отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям документации по составу, содержанию и оформлению: непредставления документов и информации, которые указаны в п. 175 Положения о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ «<.....> »

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 27.10.2022 победителем закупки признан участник с регистрационным № 6 ИП <.....> с ценовым предложением *** руб.

Снижения участниками — ИП Б<.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) до 80,5 % от НМЦ договора были сделаны в первые 5 минут с момента начала ОАЭФ.

При этом, ценовое предложение ИП <.....> (ИНН: ***) в размере *** рублей ниже НМЦК на 5%.

Управлением установлено, что заявки, а также ценовые предложения участников ИП <.....> . (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) поступали с одного IP-адреса: 62.182.140.122.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

При этом также установлено, что ИП <.....> (ИНН: ***) включен в реестр недобросовестных поставщиков 30.09.2022.

2. 19.07.2022 на официальном сайте в сети интернет - www.zakupki.gov.ru (заказчик - Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "<.....> ") размещено извещение № 32211560106 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по ежедневной комплексной и поддерживающей уборке в помещениях санузлов, с начальной (максимальной) ценой договора ***руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 04.08.2022, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано 11 (одиннадцать) заявок, которым были присвоены следующие регистрационные номера:

Порядковый номер заявки Дата и время подачи заявки 1 25.07.2022 15:57 (по МСК) 2 28.07.2022 00:46 (по МСК) 3 28.07.2022 15:37 (по МСК) 4 29.07.2022 14:45 (по МСК) 5 30.07.2022 12:37 (по МСК) 6 31.07.2022 12:27 (по МСК) 7 31.07.2022 20:24 (по МСК) 8 31.07.2022 20:35 (по МСК) 9 31.07.2022 20:45 (по МСК) 10 31.07.2022 20:57 (по МСК) 11 01.08.2022 09:48 (по МСК)

Первые части заявок соответствовали требованиям документации о закупке. В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений аукциона от 08.08.2022, а также информации, представленной электронной торговой площадкой, были поданы следующие ценовые предложения:

Порядко вый номер заявки Участник закупки Дата и время подачи лучшего ценового предложения Сумма предложения Снижение % 8 ИП <.....> (ИНН: ***) 03.08.2022 10:03 (по МСК) *** руб., с НДС 90% 9 <.....> (ИНН ****) 03.08.2022 10:03 (по МСК) *** руб., с НДС 89.5% 7 ИП <.....> (ИНН: 745311807094) 03.08.2022 10:01 (по МСК) *** руб., с НДС 27.5% 4 ИП <.....> (ИНН ***) 03.08.2022 10:01 (по МСК) *** руб., с НДС 27% 1 ООО «К-2» (ИНН ***) 03.08.2022 10:01 (по МСК) *** руб., с НДС 1,5% 10 ООО <.....> (ИНН 6311164806) 03.08.2022 10:00 (по МСК) ***руб., с НДС 1%

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 04.08.2022, заявка с регистрационным №8 отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям документации по составу, содержанию и оформлению.

Победителем закупки признан участник с регистрационным № 9 <.....> . (ИНН ***) с ценовым предложением ***руб.

Подача заявок на участие в аукционе выражает согласие и намерение хозяйствующего субъекта исполнить контракт на представленных условиях и, соответственно, возлагает ответственность в случае отказа от его исполнения (пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков). Хозяйствующие субъекты, прежде чем направлять заявку на участие, устанавливают экономический интерес к контракту и свои экономические возможности по его исполнению.

Таким образом, хозяйствующий субъект, имеющий намерение участвовать в закупке, осуществляет юридически значимые действия, в том числе по подаче заявки и ценовых предложений.

Вместе с тем, победитель аукциона в электронной форме <.....> уклонилась от заключения договора.

Вышеуказанное действие, выразившиеся в уклонении от заключения договора, подтверждают довод о том, что целью <.....> . (ИНН ***) при участии в ОАЭФ является не заключение договора с заказчиком, а введение добросовестных участников аукциона в заблуждение.

Участником, занявшим второе место, является ИП <.....> (ИНН: *** с суммой предложенной участником *** руб.

Снижения участниками — ИП <.....> . (ИНН: ***) <.....> (ИНН ****) до 90 % от НМЦ договора были сделаны в первые 5 минут с момента начала ОАЭФ.

При этом, ценовое предложение ИП <.....> (ИНН: ****) в размере ***рублей ниже ценового предложения добросовестного участника на 5%.

Управлением установлено, что заявки, а также ценовые предложения участников ИП <.....> (ИНН:***) , <.....> (ИНН ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) поступали с одного IP-адреса: 62.182.143.209.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

3. 01.07.2022 на официальном сайте в сети интернет - www.zakupki.gov.ru (заказчик –АПОУ Вологодской области "Вологодский колледж связи и информационных технологий") размещено извещение № 32211520710 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по комплексной уборке зданий и прилегающей территории АПОУ ВО "ВКСиИТ", с начальной (максимальной) ценой договора 1 100 000,00 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 11.07.2022, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано 9 (девять) заявок, которым были присвоены следующие регистрационные номера:

Порядковый номер заявки Дата и время подачи заявки 1 04.07.2022 09:30 (по МСК) 2 07.07.2022 13:09 (по МСК) 3 07.07.2022 22:07 (по МСК) 4 08.07.2022 11:37 (по МСК) 5 08.07.2022 15:58 (по МСК) 6 10.07.2022 11:12 (по МСК) 7 10.07.2022 11:18 (по МСК) 8 10.07.2022 11:41 (по МСК) 9 10.07.2022 12:35 (по МСК)

Первые части заявок соответствовали требованиям документации о закупке. В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений аукциона от 13.07.2022, а также информации, представленной электронной торговой площадкой, были поданы следующие ценовые предложения:

Порядков ый номер заявки Участник закупки Дата и время подачи лучшего ценового предложения Сумма предложения Снижение % 4 ИП Б<.....> (ИНН ***) 12.07.2022 14:02 (по МСК) *** руб., с НДС 62% 6 ИП <.....> (ИНН: ***) 12.07.2022 14:01 (по МСК) *** руб., с НДС 61,5% 8 <.....> (ИНН ***) 12.07.2022 14:01 (по МСК) *** руб., с НДС 61% 9 ИП <.....> (ИНН: ***) 12.07.2022 14:00 (по МСК) *** руб., с НДС 0,5%

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 13.07.2022,заявка с регистрационным №4 и № 6 отклонена в связи с несоответствием участника закупки требованиям документации по составу, содержанию и оформлению.

Победителем закупки признан участник с регистрационным № 8 <.....> . (ИНН ***) с ценовым предложением ***руб.

Подача заявок на участие в аукционе выражает согласие и намерение хозяйствующего субъекта исполнить контракт на представленных условиях и, соответственно, возлагает ответственность в случае отказа от его исполнения (пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков). Хозяйствующие субъекты, прежде чем направлять заявку на участие, устанавливают экономический интерес к контракту и свои экономические возможности по его исполнению.

Таким образом, хозяйствующий субъект, имеющий намерение участвовать в закупке, осуществляет юридически значимые действия, в том числе по подаче заявки и ценовых предложений.

Вместе с тем, победитель аукциона в электронной форме <.....> . уклонилась от заключения договора.

Вышеуказанное действие, выразившиеся в уклонении от заключения договора, подтверждают довод о том, что целью <.....> (ИНН ***) при участии в ОАЭФ является не заключение договора с заказчиком, а введение добросовестных участников аукциона в заблуждение.

Участником, занявшим второе место, является ИП <.....> (ИНН: ***) с суммой предложенной участником ***руб.

Снижения участниками — ИП <.....> (ИНН: ****) <.....> (ИНН ***) до 61,5 % от НМЦ договора были сделаны в первые 5 минут с момента начала ОАЭФ.

При этом, ценовое предложение ИП <.....> (ИНН: ****) в размере <.....> рублей ниже НМЦК на 0,5%.

Управлением установлено, что заявки, а также ценовые предложения участников ИП <.....> (ИНН: **9), <.....> (ИНН ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) поступали с одного IP-адреса: 62.182.143.209.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

Такое поведение участников не отвечает признакам экономической обоснованности, разумности и добросовестности (ценовые предложения, явно выходящие за пределы минимального уровня рентабельности, себестоимости поставляемой продукции).

Указанное поведение ИП <.....> (ИНН: ***), <.....>  (ИНН ***) и ИП <.....> (ИНН: ***) свидетельствует об их договоренности, которую они реализовывали с целью введения добросовестных участников аукциона в заблуждение и выведения их своими противоправными действиями из конкурентной борьбы.

Таким образом, в действиях ИП <.....>  (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***), ИП <.....>  (ИНН: ****) и <.....> (ИНН ***) достигнута договоренность в устной форме, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели - поддержание цены на торгах, и как следствие получение экономической выгоды.

ИП <.....> (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***) и <.....> (ИНН ***) в ходе участия в указанном выше аукционе применяли следующую стратегию поведения: двое из участников соглашения поочередно понижали цену контракта на существенную величину, пока не убеждались, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона; затем, третий участник соглашения – ИП <.....> (ИНН: ***) понижает незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона. ИП <.....> (ИНН: ***) становится победителем аукциона, так как участники соглашения, снижавшие цену контракта на существенную величину, были отклонены по вторым частям заявок либо уклонились в дальнейшем от заключения договора в пользу участника закупки, занявшего второе место ИП <.....> (ИНН: ***), что сделало невозможным заключение с ними контракта.

Указанные действия свидетельствуют об осведомленности действиями друг друга, и осуществлении деятельности при участии в торгах в интересах друг друга.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум № 2), наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Пленума № 2 следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах. В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка. Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

При этом отсутствие материального интереса у одного из участников картеля не свидетельствует об отсутствии заключенного антиконкурентного соглашения, а указанные обстоятельства могут являться следствием реализации такого соглашения, когда один или несколько участников картеля совершают действия в интересах одного участника.

Положения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции устанавливают запрет на ценовые соглашения конкурентов на торгах, независимо от того принесет это кому-либо из участников преимущества или нет. В качестве картельного соглашения следует квалифицировать не только очевидное соглашение, направленное на получение преимущества, а любое соглашение, участники которого договорились об установлении, снижении цен, размера или условий предоставления скидок или надбавок к цене.

Заключение картельных соглашений не может расцениваться в качестве разумного поведения хозяйствующего субъекта, так как является незаконным.

Таким образом, рассматриваемое поведение ИП Б<.....> (ИНН:***, ИП <.....> (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***) и <.....> (ИНН ***) свидетельствует об осведомленности каждого из лиц о действиях друг друга, разработке единой стратегии действий при участии в торгах.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции, совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «Оконтрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Суть технологии электронных аукционов заключается в конкурентной борьбе между участниками за право подписания контракта на выполнение госзаказа. Каждый из них должен предложить свою цену, которая обязательно будет ниже максимальной стоимости, установленной заказчиком. Поведение участника торгов должно быть разумным, обусловленным исключительно объективными внешними обстоятельствами и направленным исключительно на достижение прозрачного экономического результата.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Признаками антиконкурентного соглашения являются:

- Минимальное снижение начальной максимальной цены контракта от цены контракта иных добросовестных участников в ОАЭФ; - Использования участниками одного IP-адреса при подаче заявок для участия в ОАЭФ; - Аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой, количеством участников, подавших заявки, и рядом других обстоятельств, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов; - Уклонение от заключения договора участниками закупки в случае победы в ОАЭФ. На основании вышеизложенного, в действиях ИП <.....> (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***), ИП <.....> (ИНН: ***) и <.....> (ИНН ***) имеются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07. 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашений:

1 Соглашение № 1 между ИП <.....> (ИНН: ***), ИП <.....>  (ИНН: ***), ИП <.....>  (ИНН: ***), направленное на поддержание цен при проведении аукционов в электронной форме № 32211769787, № 32211761874. 2 Соглашение № 2 между ИП <.....>  (ИНН: ***), ИП <.....>  (ИНН: ***) и <.....> (ИНН ***), направленное на поддержание цен при проведении аукционов в электронной форме № 32211560106, № 32211520710.

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре от 07.02.2023 № 21/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ИП <.....> (), ИП <.....> (), ИП<.....>  () и <.....> () п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/11-191/2023 к рассмотрению на 13.03.2023 в 12 часов 00 минут, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27;

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 086/01/11-191/2023 в качестве заявителей ООО <.....> (), ИП <.....> (), ООО<.....> ();

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 086/01/11-191/2023 в качестве ответчиков ИП <.....>  (), ИП <.....> (), ИП <.....> (), <.....> ().

4. Ответчикам в срок до 09.03.2023 представить к рассмотрению:

4.1 письменную аргументированную позицию по обстоятельствам рассматриваемого дела, с приложением подтверждающих позицию документов; 4.2 информацию обо всех торгах с указанием номеров закупок на сайте www.zakupki.gov.ru, в которых принимали участие ответчики; 4.3 информацию о взаимных операциях (включая время совершения операций, суммы в рублях и назначение платежа) между ответчиками, а также сведения о финансовых операциях по результатам заключения государственных контрактов, договоров, заключенных по результатам торгов (с приложением подтверждающих документов); 4.4 информацию о договорах, заключенных между ответчиками; 4.5 сведения (если имеются) о неисполненных контрактах, договорах, заключенных по результатам торгов, информацию по включению в Реестр недобросовестных поставщиков; 4.6 адреса регистрации и фактического места пребывания.

Все представленные материалы должны быть надлежащим образом заверены. Явка ответчика по делу, заинтересованного лица, заявителя и (или) их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие. В целях обеспечения прохода на территорию Управления, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернетвидеоконференции с использованием программной системы унифицированных коммуникаций TrueConf, перейдя по ссылке: https://cdto05.digital.gov.ru/c/7859360083 Для участия в заседании комиссии посредством интернет-видеоконференции сторонам необходимо заблаговременно направить на адрес электронной почты Ханты - Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны