Решение №ВТ/9269/22 Решение по жалобе №12257-эп/22 от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1690/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам

юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2022                                                     г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 12.11.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии:

  • <....> - <....>;
  • Члены комиссии:
  • <....> - <....>;
  • <....> - <....>,

в присутствии посредством видеоконференц-связи на заседании представителя Заявителя ООО «Компания «ДСА Урал», по доверенности;

в присутствии посредством видеоконференц-связи на заседании представителя Заказчика АО «Россети Тюмень», по доверенности,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Компания «ДСА Урал» (вх. №12257-эп/22 от 28.11.2022) на действия АО «Россети Тюмень» при

проведении конкурса в электронной форме на поставку запасных частей к трансформаторам для нужд АО «Россети Тюмень», извещение №32211761179,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба ООО «Компания «ДСА Урал» (вх. №12257-эп/22 от 28.11.2022) (далее - Жалоба), перенаправленная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, на действия АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку запасных частей к трансформаторам для нужд АО «Россети Тюмень», извещение №32211761179.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положениями Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (далее - Стандарт, Положение о закупке), утвержденного решением

Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 №334). АО «Тюменьэнерго» присоединено решением Совета директоров АО «Тгоменьэнерго» (протокол № 22/18 от 28.12.2018)(далее-Положение о закупках).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 13.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку запасных частей к трансформаторам для нужд АО «Россети Тюмень», извещение №32211761179. 28.10.2022 размещено извещение с внесенными изменениями в прилагаемую документацию о закупке.

Начальная (максимальная) цена договора составляет <....>.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

  • дата и время окончания срока подачи заявок - 07.11.2022 в 17:00 (мск+2);
  • дата подведения итогов - 18.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 28.11.2022, после даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует неправомерное отклонение заявки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель считает что, у комиссии по рассмотрению заявок Участников закупки не имелось оснований отклонять заявку ООО «Компания «ДСА-Урал» от дальнейшего рассмотрения со ссылкой на несоответствие требованиям Документации. Отклонение заявки по данному основанию, по мнению Заявителя, является незаконным и необоснованным.

Заявитель указывает, что в решении Комиссии АО «Россети Тюмень» по отклонению заявки ООО «Компания «ДСА-Урал» имеются нарушения ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», нарушающие права и законные интересы подателя жалобы в сфере предпринимательской деятельности.

Так, Заявитель сообщает, что согласно Протоколу заочного заседания комиссии по рассмотрению заявок Участников закупки № 32211761179/2022.0548-1 от 24.11.2022 г. комиссия приняла решение отклонить заявку ООО «Компания «ДСА-Урал». Основание для отклонения: п. 5.3.4 (б) Документации о закупке и п.3 приложения № 3 к Документации о закупке-Требования к Участникам, а именно: в свидетельстве подтверждения полномочий от компании АО ЧЗ «Энергозапчасть» не указано, что АО ЧЗ «Энергозапчасть» является производителем обмоток ВН и НН.

ООО «Компания «ДСА-Урал» считает решение комиссии неправомерным, влекущим нарушение прав и законных интересов Участника Конкурса по следующим причинам.

В соответствии с п. 5.3.4 Документации Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

а)       участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;

б)       заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

в)       участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

В п. 3 Приложения 3 к Документации о закупке - Требования к Участникам изложено:

Критерий рассмотрения и оценки заявки участников - Наличие полномочий от производителей продукции.

Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Требования к оформлению документа - Документ, подтверждающий наличие полномочий с гарантией предприятия производителя на предложение и поставку основного трансформаторного оборудования и материалов:

  • моторный привод;
  • вводы трансформаторные;
  • газовые и струйные реле;
  • переключающее устройство РПН;
  • маслоуказатели МС;
  • устройство газоотборное ZG;
  • обмотки ВН и НН;

Полномочия производителя определяются наличием сертификата качества (соответствия) и письмом от производителя, либо от официального дилера на реализацию указанной продукции с указанием номера проводимой закупочной процедуры и номера позиции Приложения № 1 к Техническому заданию.

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям:

  • не предоставление документа(ов);
  • отсутствие в документе сведений о наличии у участника соответствующих полномочий;
  • отсутствие документе сведений об участнике, о номере проводимой закупочной процедуры;
  • срок действия документа истек или не соответствует установленным требованиям к документу.

Так, Заявитель сообщает, что 07.11.2022 подал заявку на участие в указанной закупке, приложив в т.ч. свидетельство-подтверждение производителя АО ЧЗ «Энергозапчасть» от 07.11.2022 № 14/173.

В протоколе заочного заседания комиссии указана причина отклонения заявки Участника Конкурса: в данном свидетельстве не указано, что АО ЧЗ «Энергозапчасть» является производителем обмоток ВН и НН.

Однако это основание отклонения заявки, как указывает Заявитель, не соответствует действительности, поскольку свидетельство, приложенное ООО «Компания «ДСА-Урал» содержит сведения о том, что АО ЧЗ «Энергозапчасть является производителем комплектующих для силовых трансформаторов, в т.ч. обмоток ВН и НН.

Таким образом, Заявитель считает, что Заявка ООО «Компания «ДСА-Урал» была отклонена Заказчиком неправомерно, ввиду того, что заявка Заявителя полностью соответствовала требованиям Документации конкурса.

Заказчик с доводом Жалобы не согласен, просит признать Жалобу необоснованной в силу следующих пояснений.

Так, Заказчик сообщает, что довод ООО «Компания ДСА-Урал», что заявка отклонена неправомерно является ошибочным и несостоятельным. Действия Заказчика не противоречат Закону о закупках.

С целью определения на равноправной конкурентной основе победителя закупки, в документации о закупке устанавливаются единые для всех участников требования. Перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, утверждается закупочной комиссией в составе документации о закупке на основании «Типовых требований к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» Приложения № 2 к Стандарту (далее по тексту - Типовые требования), приложения № 1 к Типовым требованиям (п. 1.1., п. 1.2. Типовых требований).

Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не указанных в Типовых требованиях, не допускается (п. 2.5. Типовых требований).

Согласно п. 32 приложения № 2 к Типовым требованиям одним из критериев при проведении закупок является критерий «Наличие полномочий от производителей продукции». При этом параметром признания несоответствия заявки, является «отсутствие в документе сведений о наличии у участника соответствующих полномочий».

В соответствии с п. 1.2.1. документации о закупке Заказчик проводит закупку, предмет и условия которой указаны в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», в соответствии с процедурами, условиями и положениями настоящей документации о закупке.

В силу п. 3.4.1 Заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Пунктом 6 приложения № 3 «Требования к участникам закупки» предусмотрен отборочный критерий (аналогичный критерию, установленному п. 32 приложения № 1 Типовых требований Стандарта):

«Наличие полномочий от производителей продукции»

Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию. Требования к оформлению документа:

«Документ, подтверждающий наличие полномочий с гарантией предприятия производителя па предложение и поставку основного трансформаторного оборудования и материалов:

  • моторный привод;
  • вводы трансформаторные;
  • газовые и струпные реле;
  • переключающее устройство РПН;
  • маслоуказателн МС;
  • устройство газоотборное ZG;
  • обмотки ВН и НН;

Полномочия производителя определяются наличием сертификата качество (соответствия) и письмом от производителя, либо от официального дилера па реализацию указанной продукции с указанием номера проводимой закупочной процедуры и номера позиции Приложения № 1 к Техническому заданию.»

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям.

  • «Не предоставление документа(ов);
  • Отсутствие с документе сведений о наличии у-участника соответствующих полномочий;
  • Отсутствие документе сведений об участнике, о номере проводимой закупочной процедуры;
  • Срок действия документа истек или не соответствует установленным требованиям к документу»

Заявитель ссылается, что во исполнение данного критерия им предоставлено свидетельство - подтверждение производителя АО «Энергозапчасть» от 07.11.2022 № 14/173 (далее - свидетельство), в котором Заявитель полагает указаны все необходимые сведения.

В свидетельстве указано, что ЧЗ АО «Энергозапчасть» ИНН 2327009720 ЯВЛЯЮЩЕЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ, удостоверяет что участник АО «Компания «ДСА-Урал» ИНН 6662129279 имеет все необходимые полномочия на предложениеА поставку следующего оборудования: и перечислены обмотки ВН и НН.

Таким образом, ЧЗ АО «Энергозапчасть» указывает, что является производителем КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ, но не указывает/не конкретизирует каких именно комплектующих, при этом удостоверяет, что АО «Компания ДСА- Урал» имеет полномочия на поставку обмоток ВН и НН.

Однако, ЧЗ АО «Энергозапчасть будучи производителем комплектующих для силовых трансформаторов, не гарантирует и не свидетельствует, что является именно производителем обмотки ВН и НН, следовательно, Заявитель не предоставил соответствующий документ.

Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке).

Заказчик также указывает, что АО «Россети Тюмень» является сетевой организацией основным видом деятельности которой является бесперебойная передача электрической энергии посредством объектов электросетевого хозяйства. Предмет закупки — запасные части к трансформаторам используются АО «Россети Тюмень» для проведения текущих, капитальных, ремонтов объектов электроэнергетики, с целью обеспечения бесперебойной работы энергосистемы.

Таким образом, Заказчик считает, что обоснованно, в соответствии пп. «б» п. 5.3.4 документации о закупке отклонил заявку ООО «Компания ДСА-Урал» как не соответствующую требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России выслушав доводы Жалобы Заявителя, возражения Заказчика, сообщает следующее.

Заказчик в силу Закона о закупках вправе самостоятельно устанавливать требования в зависимости от особенностей: осуществления деятельности, установив при необходимости соответствующие требования к участникам закупки, критерии допуска к участию, к составу и перечню документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия. При этом, требования к участникам такой закупки должны быть указаны в документации о конкурентной закупке (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.).

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, в связи с чем при проведении закупок Заказчик вправе устанавливать дополнительные (повышенные) требования к участникам, в частности при специфичном характере производственной деятельности Заказчика или специфики закупаемого товара.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закушен.

На основании пункта 2 части. 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Поскольку как это следует из материалов дела Заказчиком в конкурсной документации к участникам закупки были установлены требования, которым не соответствовала требованиям заявка Заявителя, то действия Заказчика не противоречат требованиям действующего законодательства, в том числе Положения о закупках и конкурсной документации.

Также, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявитель не воспользовался правом на получение разъяснений положений документации о закупке, предусмотренным п. 2.2.1 Положением о закупке, а значит всю ответственность за правильность составления заявки взял на себя.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает данный довод Жалобы Заявителя необоснованным.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Компания «ДСА Урал» (вх. №12257-эп/22 от 28.11.2022) на действия АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку запасных частей к трансформаторам для нужд АО «Россети Тюмень», извещение №32211761179, необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны