Решение №ВТ/4305/24 РЕШЕНИЕ №086/07/3-905/2024 по результатам рассмотрения жалоб... от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 24.06.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.06.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- «...» - «...»;

Члены комиссии:

- «...» — «...»;

«...» «...»,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя «...», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление ВТ/4024/24 от 17.06.2024);

в присутствии на заседании комиссии представителя заказчика АУ «Многофункциональный Центр Югры» «...»,

рассмотрев посредством жалобу «...» (вх. №5862-ЭП/24 от 14.06.2024) (далее – Жалоба) на действия на действия АУ «Многофункциональный Центр Югры» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту (реестровый номер извещения 32413685016),

УСТАНОВИЛА:

В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба «...». (вх. №5862-ЭП/24 от 14.06.2024) (далее – Заявитель) на действия АУ «Многофункциональный Центр Югры» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту (реестровый номер извещения 32413685016).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела, дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 17.06.204 00:05, дата подведения итогов 20.06.2024, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 14.06.2024, жалоба зарегистрирована вх. №5862-ЭП/24 от 14.06.2024.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 17.06.2024 № ВТ/4024/24.

В связи с вышеизложенным уведомлением исх. №ВТ/4024/24 от 17.06.2024 рассмотрение Жалобы было назначено на 24.06.2024.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

07 июня 2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение №32413685016 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства: «Выполнение работ по текущему ремонту».

Дата начала срока подачи заявок: 07 июня 2024 г.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика): 17 июня 2024г. в 00 часов 05 минут.

Положениями ч. 19.5. ст. 3.4. Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Частью 19.2. вышеназванной статьи установлено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки.

Заявитель отмечает, что Пункт 27 Документации содержит следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:

1) Цена договора, значимость 50%

2) Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация), значимость 50%

Величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме приведены в Приложении к Разделу I «Информационная карта электронного конкурса(извещение)». Так, Заказчиком установлены два показателя оценки критерия «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)»:

- опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (С1);

- сколько лет организация существует на рынке услуг (С2).

 

Величина значимости показателя критерия оценки в процентах и порядок определения значимости показателя определена Заказчиком и представлена в информационной карте электронного конкурса(извещение).

В качестве подтверждения опыта оказания аналогичных услуг (С1) участником закупки предоставляются копии контрактов, договоров на выполнение аналогичных работ, составляющих предмет настоящего конкурса, заключенных в 2022 – 2023 г.г. с приложением копий документов, свидетельствующих об их исполнении (в подтверждение в составе заявки предоставляются копии контрактов, договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ).

Показатель критерия оценки С2 подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, а именно датой внесения в ЕГРЮЛ вида экономической деятельности ОКВЭД 43.

Баллы по данному показателю распределяются в зависимости от количества лет с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о виде экономической деятельности:

- от 6 (шести) лет включительно и более – 100 баллов;

- от 3 (трех) до 5 (пяти) лет включительно – 50 баллов;

- от 0 (нуля) до 2 (двух) лет включительно – 20 баллов;

- информация по данному показателю не предоставлена – 0 баллов

Максимальное количество баллов по показателю 100 баллов.

Коэффициент значимости показателя – 0,60.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности вид деятельности ОКВЭД 43 включает в себя работы строительные специализированные. Эта группировка включает специальную строительную деятельность (специальные отрасли), т.е. строительство частей зданий и работ гражданского строительства или подготовки. Эта деятельность обычно специализируется в одном аспекте, общем для различных структур, требующем специальных навыков или оборудования, например, забивка свай, работы по закладке фундамента, каркасные работы, бетонные работы, работы по кладке кирпича, кладка камня, подмотка, установка крыш и т.д. Также сюда включена конечная обработка зданий по завершении строительства. Сюда включена установка приспособлений для работоспособности здания. Действия для обеспечения работоспособности обычно выполняются на участке строительства, хотя части работ могут быть выполнены в специальной мастерской. Сюда относятся также слесарные работы, а также работы по установке отопительных и кондиционерных систем, антенн, систем сигнализации и прочие электротехнические работы, работы по установке систем пожарной сигнализации, лифтов, эскалаторов и т.д. Сюда относятся также работы по водо-, тепло- и звукоизоляции, обшивке листовым металлом, установке торговых холодильных установок, установке освещения и сигнальных систем для автомобильных и железных дорог, аэропортов, портов и т.д. А также сюда относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ. Работы по полной отделке зданий включают работы, имеющие отношение к отделке, такие как полировка, штукатурные, малярные работы, плиточное покрытие полов и стен или покрытие такими отделочными материалами как паркет, ковролин, обои и т.д., а также циклевание полов, отделочные плотничные работы, звукоизолирующие работы, очистка внешней территории и т.д. Также сюда относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ.

Заявитель сообщает, что согласно Техническому заданию по оспариваемой закупке, работы по текущему ремонту включают в себя выполнение работ по текущему ремонту фасада здания помещения Объекта:

- обшивка фасада профлистом с утеплением,

- замена оконных проемов;

- ремонт кровли,

- ремонт входных групп по периметру стены фасада (основной входной группы помещения,

- ремонт крыльца, запасного входа, дополнительного входа, входа в подвал.

Работы выполняются в объеме 1 условной единицы.

Работы, подпадающие под понятие строительные специализированные в данном случае отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности установлен п. 1.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры», согласно которому Положение о закупке регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, в том числе для их коммерческого использования, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Заявитель считает, что показатель критерия оценки «сколько лет организация существует на рынке услуг (С2)», а именно ограничение вида экономической деятельности (ОКВЭД 43) участника закупки, установлены Заказчиком неправомерно, поскольку ставят в неравное положение участников Конкурса.

По мнению заявителя, осуществление участником Конкурса видов деятельности по указанному коду ОКВЭД не может являться подтверждением квалификации такого участника, поскольку участником Конкурса, не имеющим соответствующих записей в ЕГРЮЛ, могут быть ранее оказаны услуги по предмету Конкурса надлежащим образом и, наоборот, участником Конкурса может быть лицо, обладающее в ЕГРЮЛ всеми вышеперечисленными видами услуг, при этом ни разу не оказывающее услуги по предмету Конкурса, что свидетельствует об отсутствии объективности при сопоставлении квалификации участников Конкурса. Кроме того, соответствующие коды ОКВЭД могут быть получены участником Конкурса после подведения итогов закупки.

Заявитель отмечает, так, к примеру, у участника закупки может быть указан код ОКВЭД 41 строительство зданий. Эта группировка включает:

- общее строительство зданий всех типов

В нее включено строительство новых зданий, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций на участке, а также строительство временных зданий.

Эта группировка также включает:

- строительство жилья, административных зданий, складов и прочих общественных и обслуживающих зданий, фермерских помещений и т.д.

Соответственно, он может иметь соответствующий опыт выполнения ремонтных работ, однако при оценке заявки получит 0 баллов, исключительно по причине отсутствия в ЕГРЮЛ записи об ОКВЭД, установленный Заказчиком.

По какой причине Заказчиком установлен исключительно код ОКВЭД 43, тогда как выполнение работ по оспариваемой закупке не предполагает проведение строительных специализированных работ и чем вызвана целесообразность установления такого критерия и порядка оценки заявок участников закупки. На взгляд Заявителя, это ставит кого-то из участников закупки в преимущественные условия.

Заявитель полагает, что Заказчиком предъявляются избыточные требования к потенциальным участникам Конкурса и завышенные критерии оценки подаваемых заявок, условия конкурсной документации существенно сужают круг хозяйствующих субъектов, имеющих возможность принять участие в закупочной процедуре.

Заявитель отмечает, что указанный критерий оценки заявок участников Конкурса не субъективен, а также не направлен на выявление лучших условий исполнения обязательств по договору, поскольку возможность участников закупки получить баллы всецело зависит не от опыта выполнения работ аналогичных предмету договора, а от наличия записи в ЕГРЮЛ. Следовательно, это ограничивают количество участников Конкурса, ставит их в неравное положение и не соответствует требованиям Закона о закупках.

По мнению Заявителя, установление подобного критерия оценки влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, является избыточным, т.к. не несет в себе каких-либо критериев оценки реальных способностей участников выполнить работы.

Заявителя считает, что Заказчик нарушил положения п. 2 ч.1. ст.3 Закона о закупках, закрепляющих принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заявитель просит Управление рассмотреть по существу и признать настоящую жалобу обоснованной.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем направил письменные возражения (вх. №5974-ЭП/24 от 18.06.2024). Заказчик считает доводы Заявителя несостоятельными, а жалобу необоснованной.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выраженными в установлении нестоимостных критериев оценки заявок.

Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Югры» (утверждено наблюдательным советом АУ «Многофункциональный Центр Югры» - протокол №11 от 15.09.2023) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 07.06.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 7 569 000,00 рублей;

3. Дата начала срока подачи заявок — 07.06.2024;

4. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 17.06.2024 00:05;

5. Дата рассмотрения первых частей заявок — 18.06.2024;

6. Дата рассмотрения вторых частей заявок — 19.06.2024;

7. Дата подведения итогов — 20.06.2024;

8. На участие в конкурсе было подано — 2 заявки.

Из определения, указанного в Положении о закупке, конкурс - это форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурса, заявка, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС установлено, что согласно Приложению №1 Положения о закупке «Примерный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, запросе предложений» указанно, что нестоимостные критерии оценки заявок могут составлять не более 70%. Для проведения оценки по критерию «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» в документации о закупке необходимо установить конкретный предмет оценки по критерию, формы для заполнения участником закупки по соответствующему предмету оценки, требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки.

Документацией о закупке установлено (приложение к разделу I «Информационная карта электронного конкурса (извещение) (пункт 27))»:

Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов:

- критерий оценки заявок «Цена Договора», значимость критерия 50 %;

- критерий оценки заявок «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)», значимость критерия 50 %;

- критерий оценки заявок «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (С1), значимость критерия 40 %;

- критерий оценки заявок «Сколько лет организация существует на рынке услуг (С2), значимость критерия 60 %;

Для получения рейтинга заявок по критерию «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация) каждой заявке по каждому из указанных критериев комиссией Заказчика выставляется значение от 0 до 100 баллов. Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия составляет 100 баллов.

Лучшим условием исполнения Договора является наибольшее значение показателя. По данному критерию предполагается оценка нескольких показателей. Предметом оценки являются, предоставленные в составе заявки на участие в открытом конкурсе, следующие сведения:

1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (С1). Коэффициент значимости показателя – 0,40.

2. Сколько лет организация существует на рынке услуг (С2). Коэффициент значимости показателя – 0,60.

№ п/п

Показатель оценки критерия

Величина значимости показателя критерия оценки в процентах

Порядок определения значимости показателя

1.

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема (С1)

В качестве подтверждения опыта оказания аналогичных услуг участником закупки предоставляются копии контрактов, договоров на выполнение аналогичных работ, составляющих предмет настоящего конкурса, заключенных в 2022 - 2023 г. г. с приложением копий документов, свидетельствующих об их исполнении (в подтверждение в составе заявки предоставляются копии контрактов, договоров, актов сдачи-приемки выполненных работ).

Под аналогичными договорами понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) на строительство, ремонт, реконструкцию объектов жилищно-гражданского назначения сопоставимого объема (с ценой договора свыше 3 784 500 рублей).

Под успешным опытом выполнения работ понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в соответствии с условиями, установленными в контрактах (договорах), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).

В случае если представленный контракт (договор) исполнен с применением штрафных или иных нарушений, допущенных по вине участника закупки, данный контракт (договор) не будет засчитан Комиссией при оценке заявок. Сведения об исполнении контрактов (договоров) аффилированными лицами участника закупки учитываться при оценке заявок не будут.

Комиссия оставляет за собой право обратиться к Заказчикам по представленным к оценке договорам за информацией, свидетельствующей об исполнении договоров без применения штрафных санкций

Рекомендуемая форма «Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» приведена в Приложении к настоящим критериям оценки заявок.

Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии со шкалой оценки и рассчитывается по формуле:

- от 5 (пяти) контрактов включительно и более - 100 баллов;

- от 3 (трех) до 4 (четырех) контрактов включительно - 70 баллов;

- от 1 (одного) до 2 (двух) контрактов включительно - 50 баллов;

- информация по данному показателю не предоставлена - 0 баллов.

С1i=КЗ* (Ki), где

Ki - количество баллов, присвоенное заявке участника закупки.

КЗ - коэффициент значимости

Максимальное количество баллов по показателю 100 баллов. Коэффициент значимости показателя - 0,40

2.

Сколько лет организация существует на рынке услуг (C2)

Подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, а именно датой внесения в ЕГРЮЛ вида экономической деятельности ОКВЭД 43

Количество лет с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о виде экономической деятельности:

- от 6 (шести) лет включительно и более - 100 баллов;

- от 3 (трех) до 5 (пяти) лет включительно - 50 баллов;

- от 0 (нуля) до 2 (двух) лет включительно - 20 баллов;

- информация по данному показателю не предоставлена - 0 баллов

C2i=K3* (Ki), где

Ki - количество баллов, присвоенное заявке участника закупки.

КЗ - коэффициент значимости

Максимальное количество баллов по показателю 100 баллов. Коэффициент значимости показателя - 0,60

Количество баллов по критерию (РНЦБi) определяется путём умножения значения количества баллов (НЦБ1) на соответствующую указанному критерию значимость (КЗ) по формуле:

РНЦБi = НЦБi х КЗ

Где, КЗ - коэффициент значимости Критерия;

НЦБi = (Cli + C2i) количество баллов, присуждаемых по показателю «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» и определяется как сумма баллов, полученных по всем интервалам шкалы оценки.

Также документацией установлены порядок определения значимости каждого из показателей и сведения, предоставленные в составе заявки, подлежащие оценке. Критерии оценки заявок установлены Заказчиком в соответствии с Положением о закупке.

Заказчик в возражениях отмечает, что требования, предъявляемые к участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора.

Конкурс является конкурентной процедурой заключения договора, предназначенной для определения по заранее установленным заказчиком параметрам лучшего претендента на заключение договора из числа принявших участие в конкурсе.

Критерии оценки заявок, применяемые в конкурсе, образуют систему параметров, которые в том или ином сочетании потенциально могут характеризовать квалификацию участников конкурса в сфере деятельности, к которой относится предмет закупки. Эти критерии оцениваются в совокупности, учитывая, что от участников не требуется обязательного соответствия всем критериям одновременно.

Примененные в конкурсе оценочные параметры являются заданными заказчиком рамками конкурентной борьбы участников закупки, в пределах которых каждый участник, исходя из своих возможностей, предлагает определенные условия выполнения договора.

Учитывая значимость оспариваемого критерия в общей значимости всех оценочных параметров, отсутствие у участника закупки соответствующего показателя не лишает его возможности конкурировать по ценовому критерию и иным параметрам квалификационного критерия.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Касательно установления подкритерия «Сколько лет организация существует на рынке услуг (С2)» и сведений, подлежащие оценке «подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, а именно датой внесения в ЕГРЮЛ вида экономической деятельности ОКВЭД 43» Заказчик поясняет следующее.

Предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту фасада здания помещения Объекта: обшивка фасада профлистом с утеплением, замена оконных проемов, ремонт кровли, ремонт входных групп по периметру стены фасада.

В ОКПД2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX

класс

XX.X

подкласс

XX.XX

группа

XX.XX.X

подгруппа

XX.XX.XX

вид

XX.XX.XX.XX

категория

XX.XX.XX.XXX

подкатегория

Описанному в Техническом задании конкурсной документации в соответствии с ОКПД2 соответствует подкатегория 43.39.19.190 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки» вида 43.39.19 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях прочие, не включенные в другие группировки». Эта группировка включает: - работы по улучшению акустики помещений, предусматривающие установку акустических панелей, плит и прочих элементов на внутренние стены и потолки помещений; - завершающие и отделочные работы в зданиях и сооружениях, не включенные в другие группировки.

Заказчик отмечает, что выбор ОКВЭДа обусловлен соответствием коду ОКПД2.

Класс ОВКЭД 43 «Работы строительные специализированные» включает специальную строительную деятельность (специальные отрасли), т.е. строительство частей зданий и работ гражданского строительства или подготовки. Эта деятельность обычно специализируется в одном аспекте, общем для различных структур, требующем специальных навыков или оборудования. Сюда относятся также работы по водо-, тепло- и звукоизоляции, обшивке листовым металлом. Работы по полной отделке зданий включают работы, имеющие отношение к отделке, такие как полировка, штукатурные, малярные работы, плиточное покрытие полов и стен или покрытие отделочными материалами, отделочные плотничные работы, звукоизолирующие работы, очистка внешней территории и т.д. Также сюда относятся ремонтные работы ко всем типам вышеперечисленных работ.

Закон о закупках не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2. Заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Заказчик сообщает, что класс ОКВЭД 41 «Строительство зданий» не может быть определен, так как эта группировка включает общее строительство зданий всех типов. В нее включено строительство новых зданий, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт и дополнительные работы, монтаж сборных сооружений или конструкций на участке, а также строительство временных зданий. «Если выполняются только специализированные строительные работы, деятельность классифицируется в группировке 43».

Предметом закупки является выполнение текущего ремонта фасада здания, что исключает в соответствии с градостроительным законодательством отнесение данных работ к строительству, реконструкции, капитальном ремонту.

Таким образом, объект закупки соответствует выбранному коду ОКПД2 43.39.19.190 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки» и коду ОКВЭД 43 «Работы строительные специализированные».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС отмечает, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что документацией о закупке установлены порядок определения значимости каждого из показателей и сведения, предоставленные в составе заявки, подлежащие оценке. Критерии оценки заявок установлены Заказчиком в соответствии с Положением о закупке и не противоречат положениям Закона о закупках.

Требования, предъявляемые к участникам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам, к условиям исполнения договора.

Установленные в документации закупки критерии оценки заявок и способы подтверждения соответствия данным критериям не препятствуют участию в закупке, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика, и отвечают целям эффективного использования источников финансирования.

Комиссия также считает необходимым отметить, что согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Как отмечается в Определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 №305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки. Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок. При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки. Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 года, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. В настоящем случае, установленные Заказчиком подкритерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав указанными критериями Заявителем Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не представлено, а действия Заказчика не могут быть признаны нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств по делу Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «...» (вх. №5862-ЭП/24 от 14.06.2024) на действия АУ «Многофункциональный Центр Югры» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по текущему ремонту (реестровый номер извещения 32413685016), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны