Решение №ВТ/9002/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 12347-ЭП/23 от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1988/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.12.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 15.12.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя ООО <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика СГМУП <....> <....>; <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <....> (вх. № 12347-ЭП/23 от 05.12.2023) (далее – Жалоба) на действия СГМУП <....> при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку насосных агрегатов (реестровый номер извещения 32312987926),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 12347-ЭП/23 от 05.12.2023) (далее – Заявитель) на действия СГМУП <....> (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку насосных агрегатов (реестровый номер извещения 32312987926).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

ООО <....> 29.11.2023 в 20.29 была подана заявка на участие № 1193150. Решением Закупочной комиссии согласно протоколу рассмотрения, оценки заявок и подведение итогов по извещению №32312987926. 01.12.2023 года (далее Протокол) заявка была допущена к оценке, однако на ЭТП статус заявки «не допущена по итоговому протоколу».

Заявитель с данным решением не согласен, так как размеры, указанные на габаритном чертеже, носят информационный характер. Все основные размеры, как пояснил Заявитель, были соблюдены, в том числе и посадочные размеры. Фундаментная плита не выходит за общие габариты насоса и ее размеры могут изменяться в пределах от 1800 до 2545 мм, в зависимости от места установки.

Согласно п.п б) п 1.1.2 «Положения o закупке товаров, работ, услуг <....> (далее Положение) одной из целей проведение закупок является «эффективное использование денежных средств», так же согласно п. 5.5.10 «Положения» «Заказчик вправе запросить разъяснение Заявки на любом этапе проведения Закупки. Срок предоставления разъяснений устанавливается Заказчиком одинаковым для всех Участников, которым был направлен запрос. Ответ на запрос не должен изменять условия Заявки (сроки и условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, графика платежей и иные существенные условия Заявки). Данные запросы могут направляться, в том числе по техническим условиям Заявки (уточнение перечня предлагаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, технических характеристик продукции, иных условий), при этом данные уточнения не должны изменять предмет Закупки, объем и состав предлагаемых Участником товаров, работ, услуг.». Уточняющий запрос от Заказчика не поступил.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 12596-ЭП/23 от 12.12.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг <....> (редакция № 21), утвержденного приказом СГМУП <....> от 28.06.2021 г. № 2806/01 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 22.11.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 3 185 669,34 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 30.11.2023;

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 3 заявки.

В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки заявок и проведение итогов по извещению № 32312987926 от 01.12.2023 закупочной комиссией Заказчика было принято решение об отказе в допуске к участию в процедуре и признать несоответствующей требованиям Извещения заявку № 1193150 (ООО <....>) на основании: «Не соответствует требованиями пункта 12 части 25 Раздела II Извещения».

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Подпунктом 13 пункта 2.1 раздела II Извещения установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика приведены в в разделе IV «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» и разделе V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА» Извещения.

Подпунктом 25.12 пункта 2.2 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Извещения Заказчиком установлено, что для участия в закупке участник подает заявку на участие в закупке в соответствии с формами документов, установленными в Разделе III «ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ» Извещения, заявка на участие в закупке (по рекомендуемой форме 1 Раздела III Извещения) должна содержать следующие документы и информацию:

12) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки: конкретные показатели товара (по рекомендуемой форме 3.1 раздела III Извещения), соответствующие значениям, установленным разделом IV (Техническое задание) Извещения, и указание на товарный знак (при наличии), страну происхождения товара (по рекомендуемой форме 3.1 раздела III Извещения).

В разделе IV «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» Заказчиком установлены функциональные и качественные характеристики, а именно размеры к товару «Фундаментная плита», которые соответствуют приложению № 1 к разделу IV «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ».

 


 

Как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в составе заявки Заявителя, а именно в форме 3.1 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» указано, что значения показателей, которые не могут изменяться (измеримые), соответствуют приложенному чертежу, однако чертеж отсутствует в составе заявки Заявителя.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 2.2 раздела II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» Извещения по результатам рассмотрения заявки участник не допускается Заказчиком к дальнейшему участию в запросе котировок в электронной форме, в том числе в следующих случаях:

1. Несоответствия Участника требованиям, установленным пунктом 15 раздела II Извещения;

2. Непредоставления требуемых согласно настоящему Извещению документов (копий документов), либо наличия в таких документах (копиях документов) недостоверных сведений об Участнике или о предлагаемых товарах, работах, услугах;

3. Несоответствия заявки Участника (в том числе представленного технико-коммерческого предложения) требованиям настоящего Извещения;

4. Предложенная участником цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в настоящем Извещении.

Заявка и Участник признаются несоответствующими Извещению о закупке, если Заявка, в том числе указанные в ней товары, работы, услуги, и (или) Участник не соответствуют требованиям, установленным настоящим Извещением, и отклоняются от требований, установленных настоящим Извещением о закупке, в сторону ухудшения.

Таким образом, поскольку Заявителем в составе заявке указаны не все характеристики предлагаемого к поставке товара, в частности не приложен чертеж с характеристиками товара, то данное основание в силу требования закупочной документации является основанием для отказа в допуске к участию в закупке участнику.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России критически относится к доводу Заявителя о том, что Заказчиком не был направлен запрос на разъяснение заявки Заявителя.

Согласно статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Принцип проведения торгов заключается в состязательности хозяйствующих субъектов, включающего этап отбора участников путем установления к ним требований в закупочной документации, которым они должны соответствовать, а также допуска таких участником до этапа непосредственно самой процедуры торгов, в ходе которой участники закупки предлагают наилучшие условия поставки товара, работы, услуги, а также наименьшую стоимость таких товаров.

Поэтому Заказчик не имеет права предоставлять какому-либо участнику преимущества при проведении закупки, в том числе предоставлять возможность изменять/дополнять заявку после окончания срока подачи заявок, поскольку это действие будет нарушать права других добросовестных участников, которые на этапе подачи заявки исполнили все требования, установленные в закупочной документации.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать Жалобу <....> (вх. № 12347-ЭП/23 от 05.12.2023) на действия СГМУП <....> при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку насосных агрегатов (реестровый номер извещения 32312987926), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны