Решение №ВТ/1211/23 Решение по жалобе №1391-эп/23 от 21 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-215/2023 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам

юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 16.02.2023    г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 21.02.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее -Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

-    

Члены комиссии:

-    

-    

в присутствии на заседании комиссии посредством видео онлайн-конференции представителя заявителя ООО «Сибирский центр лесовосстановления», - ,

в присутствии на заседании комиссии посредством видео онлайн-конференции представителя заказчика АО «Тюменьэнерго Инжиниринг», - ;

рассмотрев посредством видео онлайн-конференции жалобу ООО «Сибирский центр лесовосстановления» (вх. №1391-эп/23 от 10.02.2023) (далее - Жалоба) на действия АО «Тюменьэнерго Инжиниринг» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах BJI 10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС (реестровый номер извещения 32312039736),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба ООО «Сибирский центр лесовосстановления» (далее - Заявитель) (вх. №1391-эп/23 от 10.02.2023) на действия АО «Тюменьэнерго Инжиниринг» (далее -Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах BJI 10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС (реестровый номер извещения 32312039736).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении 

торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 03.02.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 10.02.2023.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России уполномочена на рассмотрение данной жалобы по существу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 16.02.2023.

Заявитель в своей Жалобе сообщает, что Заказчик неправомерно признал закупку на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах ВЛ 10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС №32312039736 несостоявшейся и принял решение не заключать договор с единственным допущенным участником ООО «Сибирский центр лесовосстановления».

Заказчик с Жалобой не согласен в силу представленных им письменных возражений (вх.№1601-ЭП/23-эп от 15.02.23).

Так, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, изучив материалы дела, 

заслушав письменные и устные доводы сторон, установила следующее.

18 января 2023 года Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) опубликовано извещение №32312039736 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах BJ1 10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС (далее - Конкурс).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Документацией о закупке конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах BJI 10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС, а также Единым стандартом закупок ПАО «РОССЕТИ» , Утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334 в редакции протокола от 20.10.2022 № 509) (далее - Положение о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора — - рублей.

Срок подачи заявок - с момента размещения извещения о проведении аукциона до 03.02.2023.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре №32312039736/0172-1 от 03.02.2023 г. решением закупочной комиссии Заказчика были допущены к участию к закупке две заявки: №991315 и №1001821.

В соответствии с протоколом по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре №32312039736/0172-2 от 06.02.2023 г. решением закупочной комиссии была допущена к участию в закупке только заявка участника №1001821 — ООО «Сибирский центр лесовосстановления».

Протоколом №32312039736/0172-2 от 06.02.2023 г. закупочная комиссия Заказчика принимает решении о признании закупки несостоявшейся:

«Закупочной комиссии предлагается на основании п.6.7 Закупочной документации признать закупку несостоявшейся, так, как только одна заявка соответствует требованиям.

Решили:

1.    На основании п.7.5.4. а) «Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) предлагается признать закупку на право заключения договора на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах BJI10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС несостоявшейся.

2.    На основании п,7.5.1. а) «Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) провести закупку повторно таким же способом без изменения предмета закупки.»

На основании вышеизложенного Комиссией Ханты-Мансийского УФАС было установлено следующее.

В Положении о закупке подпунктом 7.5.1, 7.5.3, 7.5.4 пункта 7.5 раздела 7 

«Порядок подготовки и принятия решения о закупке» указано следующее:

«7.5.1. Процедура закупки признается несостоявшейся в следующих случаях:

а)    если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;

б)    если по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске всем участникам закупки, подавшим заявки;

в)    если по результатам рассмотрения заявок принято решение о допуске только одного участника закупки;

г)    если по результатам закупки от заключения договора уклонились участники закупки, обязанные заключить договор в соответствии с условиями извещения и (или) документации о закупке.

7.5.3.    Если при проведении любой конкурентной закупки была представлена только одна заявка, либо принято решение о допуске только одного участника закупки Закупочная комиссия принимает решение о заключении договора с участником закупки, подавшим такую заявку при одновременном соблюдении следующих условий:

а)    данный участник закупки соответствует требованиям документации о закупке, о чем принято соответствующее решение Закупочной комиссией;

б)    договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником закупки в его заявке (а для аукциона - по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для Заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров в случае их проведения).

7.5.4.    Если при проведении конкурентной либо неконкурентной закупки (за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) закупка признана несостоявшейся в связи с принятием Закупочной комиссией решения о допуске только одного участника закупки Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении повторной закупки таким же способом с изменением либо без изменения условий закупки (не считая сроков проведения закупки). При проведении конкурентной закупки настоящая норма не применяется в случае возникновения обязательства Заказчика по заключению договора по результатам закупки в силу закона.»

Между тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС во время рассмотрения Жалобы, в соответствии с устными пояснениями было установлено, что в Положении о закупке Заказчик не регламентировал возможность установленного выбора решения закупочной комиссии, позволяющие Заказчику провести закупку повторно или же заключить договор, в случае, если при проведении любой конкурентной закупки была представлена только одна заявка, либо принято решение о допуске только одного участника закупки.

Так, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС сообщает следующее.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и 

обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении будет регулироваться нормами права, предусмотренными для данного правоотношения, вне зависимости от того, как оно названо.

Рассматривая вопрос о конституционности положений пункта 2 статьи 432, пункта 1 статьи 438, пункта 4 статьи 445, пункта 5 статьи 447 и пункта 4 статьи 448 ГК РФ, Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.2022 № 57-П сформулированы следующие подходы.

Согласно пункту 6 статьи 447 ГК РФ правила, предусмотренные его статьями 448 и 449, применяются к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. Это указание означает возможность конкретизации процедуры торгов в специальном законодательстве. В свою очередь, пункт 5 статьи 447 ГК РФ, устанавливая, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, не регламентирует, какие конкретно последствия могут наступать в случае признания торгов несостоявшимися.

Конституционным Судом была отмечена важность Положения о закупке заказчика, поскольку такой документ призван восполнить краткость регулирования собственно закупочной деятельности в Законе о закупках. Допуская решение такого рода вопросов в положении о закупке, законодатель тем самым не исключает решения в нем и вопроса о последствиях признания торгов несостоявшимися, в том числе в части возможности или необходимости заключить договор с единственным участником торгов.

Также не должны создаваться и условия для ограничения конкуренции, для произвольного усмотрения в правоотношениях, в которых затрагиваются интересы иных лиц - потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг, порождающего в том числе коррупционные риски. Соответственно, условием реализации указанных принципов является отсутствие в положении о закупке предписаний, создающих условия для дискриминации участника торгов и нарушения его прав. Поэтому документами, регламентирующими закупки, включая соответствующее положение о закупке, не должна допускаться ситуация, когда заказчик (организатор торгов) действовал бы в отношениях с единственным участником торгов по своему произвольному усмотрению, не основанному на какой-либо регламентации, определенным образом предписывающей его поведение при признании торгов 

несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов.

В связи с чем Конституционный Суд признал, что пункт 2 статьи 432, пункт 1 статьи 438, пункт 5 статьи 447 и пункт 4 статьи 448 ГК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку эти нормы - по своему конституционно-правовому смыслу и в системной связи с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - не предполагают обязанности заказчика (организатора торгов) заключить договор, на право заключения которого проводятся обязательные торги, с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов, если в положении о закупке, принятом в соответствии с данным Федеральным законом, прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно;

- когда же в названном документе подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика (организатора торгов) в вопросе о заключении такого договора, признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется (заказчик имеет возможность заключить договор с единственным участником, предложение которого является конкурентным, соответствует закупочной документации, а она, в свою очередь, не ограничивает условия для свободной конкуренции).

Из Положения о закупке Заказчика следует, что решение вопроса о заключении договора с единственным участником закупки, признанной несостоявшейся, относится к усмотрению Заказчика: Заказчик может как заключить договор, так и провести новые закупочные процедуры. Какие-либо условия, определяющие выбор заказчиком тех или иных действий ни в Положении о закупке, ни в документации о закупке не приведены.

Равно как и не приведены Заказчиком объективные обстоятельства, которые препятствовали бы ему заключить договор с единственным участником, выводы о неконкурентности проведенной закупки отсутствуют, заявка Заявителя ООО «Сибирский центр лесовосстановления» была признана Заказчиком соответствующей требованиям документации о закупке протоколом № №32312039736/0172-2 от 06.02.2023 года.

Вышеизложенные выводы подтверждаются позицией Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 №18АП-16580/2022 по делу №А76-26061/2022.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и 

реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Согласно части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, принявшего решение о проведении закупки повторно таким же способом без изменения предмета закупки, ввиду признания закупки несостоявшейся, являются неправомерными, поскольку по результатам проведения Конкурса, соответствующего всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у Заказчика в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках возникает обязанность заключить договор с единственным участником закупки, в том числе при наличии одной заявки, признанной соответствующей требованиям документации о конкурентной закупке.

Кроме того, Законом о закупках не предусмотрено исключений в части отказа от заключения договора по результатам проведения закупочной процедуры в виде признания процедуры несостоявшейся.

Таким образом, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение о проведении закупки повторно, ввиду признания закупки несостоявшейся, и не заключением договора с Заявителем, заявка которого соответствовала всем требованиям закупочной документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 15 статьи 3.2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.    Признать Жалобу ООО «Сибирский центр лесовосстановления» (вх. №1391-эп/23 от 10.02.2023) на действия АО «Тюменьэнерго Инжиниринг» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по расчистке трасс и валке деревьев в охранных зонах ВЛ 10-110 кВ Тобольского территориального производственного отделения филиала АО «Россети Тюмень» ТЭС (реестровый номер извещения 32312039736), обоснованной.

2.    Признать в действиях АО «Тюменьэнерго Инжиниринг» нарушение части 15 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «Тюменьэнерго Инжиниринг» обязательное для исполнения предписание.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны