Решение №086/07/3-1631/2022 Решение по жалобе №11945-эп/22 от 2 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-1631/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам

юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2022                                                     г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 02.12.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе: Председатель комиссии:

<.....> - <.....>;

Члены комиссии:

<.....> -<.....>;

<.....> - <.....>;

в присутствии Заказчика МАДОУ «ДС №10 «Золотая рыбка», <.....> и представителя Заказчика, <.....>посредством видео-конференц-связи;

в отсутствии Заявителя ООО ЧОО «Илир-24», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения;

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. №11945-эп/22 от 21.11.2022) на действия АУ «Концертно- театральный центр «Югра-Классик» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги по комплексной охране объекта АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение №32211818443, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО ЧОО «Илир-24» (далее - Заявитель) (вх. №11945-эп/22 от 21.11.2022) (далее - Жалоба) на действия АУ «Концертно- театральный центр «Югра-Классик» (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги по комплексной охране объекта АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение №32211818443.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
  2. неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
  3. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  4. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
  5. неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Концертно-театральный центр «Югра-Классик», утвержденным от 26.09.2022 года Протоколом №19-АУ заочного голосования наблюдательного совета автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» (далее-Положение о закупках).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 03.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги по комплексной охране объекта АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение №32211818443.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 7 296 000,00 (семь миллионов двести девяносто шесть тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

  • дата и время окончания срока подачи заявок - 21.11.2022 в 10:00 (мск+2);
  • дата подведения итогов - 24.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 21.11.2022, до времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель указывает на неправомерность установленного в пункте 2.2.2. Описания объекта закупки Заказчиком требования о том, что каждый сотрудник охраны должен иметь в числе прочего иметь удостоверение пожарно-технического минимума (ПТМ) и проходить обучение по ПТМ.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заказчик с доводом жалобы не согласен и просит оставить Жалобу без удовлетворения в силу следующих пояснений.

Так, Заказчик указывает на правомерность установленного требования в п. 2.2.2. Описания объекта закупки «Иметь удостоверение пожарно-технического минимума (ПТМ) и проходить обучение по ПТМ, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

В связи с вступлением в силу новых Правил противопожарного режима в РФ изменилась формулировка одного из видов обучения мерам ПБ - вместо пожарно- технического минимума некоторым категориям работников теперь необходимо получать дополнительное профессиональное образование (ДПО) как обязательное условие допуска к работе (абз. 2 п. 3 Правил № 1479). Указанная норма новых Правил ППР противоречит ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в которой упомянут пожарно-технический минимум, а не ДПО.

Формулировка ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» делает эти два вида обучения фактически равнозначными. Данное общее требование к исполнителю говорит о том, что в случае признания победителем участника закупки обязанности по обучению или подтверждение о прохождении инструктажа ложатся на поставщика услуг, а не на заказчика.

Заказчик отмечает, что данное требование не является оценочным требованием или же требованием допуска для участия в торгах на оказания услуг по комплексной охране объекта АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик», а является общими требованиями необходимыми на этапе исполнении оказываемых услуг. А значит, не ограничивает конкуренцию и не нарушает требования Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Также в соответствии с пунктом 3 Информационной карты аукционной документации, любой участник закупки вправе направить в письменной форме запрос о разъяснении положений документации о закупке. Подобный запрос, как сообщает Заказчик, в адрес АУ «Концертно-театральный центр «Югра - Классик» не поступал.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, с учетом проведенного анализа закупочной документации и письменных пояснений Заказчика установлено, что требование о наличии у работников исполнителя услуг знаний по пожарной безопасности не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, а обязательно на этапе заключения и исполнения договора. Указанное условие включено в целях безопасности охраняемого объекта заказчика, его сотрудников и прибывающих на объекте людей, так и в целях безопасности сотрудников самого исполнителя. Указанная практика является общепринятой и распространяется как на заказчика, так и на исполнителя.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства никаким образом не привели к нарушению прав Заявителя на этапе подачи заявки.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает необоснованными доводы Жалобы Заявителя.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО ЧОО «Илир-24» (вх. №11945-эп/22 от 21.11.2022) на действия АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуги по комплексной охране объекта АУ «Концертно-театральный центр «Югра-Классик», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение №32211818443, необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны