Решение б/н решение по жалобе № 8687-эп/22 на действия Заказчика АО «ЮРЭ... от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1147 /2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.08.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 02.09.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя, действующего по доверенности, посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика, действующего по доверенности;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 19.08.2022 № 8687-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности по итогам 2022 финансового года Акционерного общества «Югорская региональная электросетевая компания», извещение № 32211619509, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                             

                                                                             УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 19.08.2022 № 8687-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АО «Югорская региональная электросетевая компания» (далее – Заказчик, АО «ЮРЭСК») при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности по итогам 2022 финансового года Акционерного общества «Югорская региональная электросетевая компания», извещение № 32211619509.

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 29.08.2022. В связи с необходимостью получения дополнительной информации, срок принятия решения по жалобе продлен. Рассмотрение назначено на 31.08.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская региональная электросетевая компания», утвержденное протоколом совета директоров АО «ЮРЭСК» №2 от 29.06.2021 (далее – Положение о закупке).

15.08.2022 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение и конкурсная документация (далее - КД) о проведении закупки № 32211619509 на право заключения договора оказания услуг по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности по итогам 2022 финансового года Акционерного общества «Югорская региональная электросетевая компания»

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 15.08.2022 до 31.08.2022. Дата подведения итогов - 02.09.2022.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Обжалуя положения документации, Заявитель приводит следующие доводы.

  1. Заявитель считает, что Заказчик при проведении закупки должен руководствоваться положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ), Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).
  2. В связи с этим Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлены следующие требования в документации о закупке:
    1. Обязательное требование для участника предоставить в составе заявки расчёт предлагаемой цены договора и её обоснование, если участник предложил демпинговую цену, которая ниже начальной (максимальной) цены более чем на 25 %.
    2. По подкритерию «Обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» оценивается размер выручки аудиторской организации от оказания аудиторских услуг за предыдущий отчетный год, который подтверждается копиями годового бухгалтерского баланса и формы № 2 «Отчет о финансовых результатах».
    3. Заказчик не обосновал корреляцию между объемом выручки аудиторской компании и качеством услуг. Показатель объема выручки не отражает качество предоставляемых услуг.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.  

Заявитель считает, что Заказчик при проведении закупки должен руководствоваться положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ), Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

      1. организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»;
      2. организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
      3. организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;
      4. организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б)  сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей.

В соответствии с ч.4 ст.5 Закона №307-Ф3 договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Комиссией установлено, что на дату размещения извещения о закупке у Заказчика АО «ЮРЭСК» доля государственной собственности составляет менее 25 процентов, что подтверждается представленными сведениями о группе лиц АО «ЮРЭСК».

Следовательно, требования Закона № 44-ФЗ и Закона № 307-ФЗ на порядок проведения конкурса на проведение аудита в АО «ЮРЭСК» не распространяются.

Довод Заявителя №1 является необоснованным.  

2.1. По доводу участника о неправомерном требовании представлении в составе заявки расчёта предлагаемой цены договора и её обоснования, Комиссией установлено следующее.

Закон №223-ФЗ не ограничивает заказчиков в применении антидемпинговых мер к участникам закупки в зависимости от того, является ли предметом закупки поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо).

Ввиду того, что требования Закона № 44-ФЗ и Закона № 307-ФЗ на порядок проведения конкурса на проведение аудита в АО «ЮРЭСК» не распространяются, довод Заявителя о нарушении Заказчиком ч. 9 статьи 37 Закона о контрактной системе, а также Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2064 является необоснованным.

В соответствии п.3.3.1 Положения о закупках, процедуры закупок могут проводиться с подачей заявок на бумажных носителях и в электронной форме, с проведением предварительного квалификационного отбора или без него, с установлением антидемпинговых мер или без них, с выбором нескольких победителей по одному лоту и в иных формах, с проведением переторжки или без неё в случаях и порядке, предусмотренных Положением.

В соответствии п.3.3.4 Положения о закупках условиями закупки могут быть установлены антидемпинговые меры при предложении Участником закупки цены договора (цены лота), которая ниже начальной (максимальной) цены договора (цены лота) на размер, указанный в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок (далее - демпинговая цена договора).

Заказчиком могут применяться следующие антидемпинговые меры:

        1. Если при участии в закупке (за исключением закупок, Участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) Участником закупки, с которым заключается договор, предложена демпинговая цена договора, договор заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

Обеспечение исполнения договора в соответствии с настоящим подпунктом предоставляется Участником закупки, с которым заключается договор, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения договора.

        1. Требованиями к составу заявки на участие в закупке, содержащей предложение о демпинговой цене договора (цене лота), может быть предусмотрено, что в составе такой заявки Участник закупки обязан представить обоснование предлагаемой цены договора (цены лота), которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у Участника закупки, иные документы и расчёты, подтверждающие возможность Участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
        2. В случае осуществления закупки работ (услуг) требованиями к составу заявки на участие в закупке, содержащей предложение о демпинговой цене договора (цене лота), может быть предусмотрено, что в составе такой заявки Участник закупки обязан представить расчёт предлагаемой цены договора (цены лота) и её обоснование.

Обоснование, расчёты, заключения, указанные в настоящем подпункте, представляются:

а) Участником закупки, предложившим демпинговую цену договора в составе заявки на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений. В случае невыполнения таким Участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены договора необоснованной заявка на участие в закупке такого Участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе, составляемом по итогам закупки; б) Участником закупки, предложившим демпинговую цену договора, с которым заключается договор, при направлении Заказчику подписанного проекта договора при проведении аукциона, в том числе в электронной форме. В случае невыполнения таким Участником данного требования он признается уклонившимся от заключения договора. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены договора (цены лота) необоснованной, договор с таким Участником не заключается и право заключения договора переходит к Участнику аукциона, который предложил такую же, как и победитель аукциона, цену договора или предложение о цене договора (цене лота) которого содержит лучшие условия по цене договора (цене лота), следующие после условий, предложенных победителем аукциона.

В случае признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора на Участника закупки, с которым в соответствии с Положением заключается договор, распространяются требования настоящего пункта в полном объёме.

Таким образом, Положением о закупках установлена возможность установления в закупочной документации требования об антидемпинговых мерах.

Довод Заявителя № 2.1 является необоснованным.

2.2. По доводу участника о неправомерном установлении порядка оценки заявок по подкритерию «Обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору», Комиссией установлено следующее.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

В п.п. 3 «Порядок оценки заявок по критерию «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки», а также в п. 8.13 раздела III документации Заказчик установил, что по неценовому подкритерию «Обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору» оценивается размер выручки аудиторской организации от оказания аудиторских услуг за предыдущий отчетный год, который подтверждается копиями годового бухгалтерского баланса и формы № 2 «Отчет о финансовых результатах».

Исходя из доводов Жалобы, Заявитель предполагает, что Заказчиком должны быть применены положения части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, согласно которой для оценки заявок, заказчик в документации о закупке может установить критерий «квалификация участников закупки», в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Однако, Заявитель ошибочно ссылается на Закон о контрактной системе, так как АО «ЮРЭСК» не подпадает под требования обязательного аудита.

Так как предметом Закупки является право заключения договора на оказание услуг по проведению ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, не являющегося обязательным, закупка проводится в общем порядке, предусмотренном Законом №223-Ф3.

Соответственно критерии оценки заявок участников установлены в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ и Положением о закупках Заказчика.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, более того, они являются оценочными и за несоответствие данным критериям не следует отклонение заявки, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

Таким образом, довод №2.2 не нашел подтверждения.

По доводу о том, что Заказчик не обосновал корреляцию между объемом выручки аудиторской компании и качеством услуг, Комиссией Управления установлено следующее.

Из пояснений Заказчика следует, что финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией. Обжалуемые положения документации относятся к оценочным, а не обязательным критериям, не влекут отклонение участников от участия в закупке.

Исходя из положений Закона № 223-ФЗ заказчик самостоятельно выбирает критерии и показатели, являющиеся для него значимыми для определения наилучших условий исполнения договора.

В связи с чем использование названных критериев оценки в закупке не противоречит нормам Закона о закупках, Положения о закупках Заказчика.

Таким образом, довод № 2.3 является необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_________» (вх. от 19.08.2022 № 8687-эп/22) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности по итогам 2022 финансового года Акционерного общества «Югорская региональная электросетевая компания», извещение № 32211619509, необоснованной.

         

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                               «_________»

 

                                                                                                              «_________»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны