Решение б/н решение по жалобе № 1639-эп/22 на действия Заказчика АУ «Югр... от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-251/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 04.03.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в присутствии представителя Заявителя по доверенности «________» посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности «________» посредством видео-конференц-связи,

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 21.02.2022 № 1639-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра» (КЭ-002.22), извещение № 32211098618, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                             

                                                                УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 21.02.2022 № 1640-эп/21) «________» (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра» (КЭ-002.22), извещение № 32211098618.

Заявитель обжалует положения документации о закупке в части оценки и сопоставления заявок участников закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 28.02.2022. В связи с отсутствием кворума в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 01.03.2022.

01.03.2022 состоялось рассмотрение Жалобы в присутствии представителей Заявителя и Заказчика по видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «ЮграМегаСпорт» в редакции от 21.10.2021 (далее – Положение о закупке), утвержденным решением Наблюдательного совета АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» (протокол №20/2021 от 29.10.2021).

03.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на сайте https://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211098618. 09.02.2022 в Извещение были внесены изменения.          В соответствии с извещением срок подачи заявок с 03.02.2022 до 21.02.2022 09:00 (мск+2).

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 21.02.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлена формула оценки заявок участников по критерию «опыт участника», поскольку в ней не отражены предельные максимальные и минимальные количественные значения критерия.    

Заявитель в своей Жалобе указывает, что установленный Заказчиком способ оценки по критерию «опыт участника» может привести к тому, что наличие у участников избыточного опыта препятствует сохранению конкурентной среды при проведении закупки.

Заказчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п.п. 13, 14 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При этом, Законом о закупках не установлен конкретный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.

Согласно ч.2 ст.2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок установлены в разделе IV документации о закупке.

Для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает следующие критерии оценки:

1. Цена договора. Значимость критерия – 50%.

2. Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом договора.  Значимость критерия – 50%.

По неценовому критерию оценке подлежат предложения участников настоящей закупки о наличии контрактов (договоров), по аналогичным предмету закупки работам (услугам), за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в закупке, заключенных с государственными и/или муниципальными заказчиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Под аналогичными предмету закупки работами (услугами) понимаются работы (услуги) по контрактам (договорам), заключенным с государственными (муниципальными) заказчиками, имеющим следующий предмет:

- выполнение работ по техническому обслуживанию (содержанию) инженерных систем и оборудования (объектов).

Порядок оценки заявок по показателю:

Значение суммарного опыта рассчитывается по формуле, согласно предоставленным участниками документам и сведениям в реестре контрактов (договоров):

ОД(i) = (0,50хД(i)/Д(max))+(0,50хО(i)/О(max)),

где:
 ОД(i) – значение суммарного опыта i-ого участника закупки;

Д(i) – количество всех учитываемых контрактов (договоров) i-ого участника закупки;

Д(max) – количество всех учитываемых контрактов (договоров) участника закупки, имеющего максимальное количество таких контрактов/договоров среди других участников закупки;

О(i) – суммарная стоимость всех учитываемых контрактов (договоров) i-ого участника закупки;

О(max) – суммарная стоимость всех учитываемых контрактов (договоров) участника закупки, имеющего максимальную суммарную стоимость контрактов (договоров) среди других участников закупки.

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:
НЦБi = 100 х (ОД(i)/ОД(max)),

где:
НЦБi – значение показателя в баллах;

ОД(i) - значение суммарного опыта участника закупки, предложение которого оценивается;

ОД(max) - значение суммарного опыта участника закупки, набравшего максимальное значение.

Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику настоящей закупки, который не имеет контрактов (договоров) по аналогичным предмету закупки работам (услугам); не предоставил в составе своей заявки на участие информацию, подтверждающую сведения о наличии опыта аналогичных предмету закупки работ (услуг) за указанный в показателе период.

Отсутствие в составе заявки на участие в закупке в электронной форме документов и сведений, подтверждающих квалификацию участника настоящей закупки, не является основанием для признания таковой не соответствующей требованиям документации.

Примерный порядок оценки и сопоставления заявок содержится в приложении №1 к Положению о закупках.

Для оценки и сопоставления заявок могут использоваться следующие
критерии и соответствующая значимость критериев:

1. Цена договора;

2. Нестоимостные критерии:

- квалификация участника или его сотрудников,

- качество товара (работ, услуг);

- срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг).  

Согласно п.6.4 приложения №1 Положения о закупках для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)», «Качество товара (работ, услуг)» каждой заявке по каждому из указанных критериев комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Значение определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по критерию. В случае, если показатели оценки критериев «Квалификация участника и (или) коллектива его работников (в том числе опыт, образование, квалификация работников, деловая репутация)», «Качество товара (работ, услуг)» имеют числовое выражение, в документации о закупке устанавливается формула или шкала присвоения баллов членами комиссии по таким показателям.

Таким образом, порядок оценки заявок по критерию «опыт участника», установленный Заказчиком в документации о закупке, не противоречит Положению о закупке. Следовательно, довод Заявителя не нашел подтверждения.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

Согласно протоколу подведения итогов от 24.02.2022 Заявитель не является участником закупки № 32211098618.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Принцип равноправия участников закупки, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «________» (вх. от 21.02.2022 № 1640-эп/21) на действия Заказчика АУ «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра» (КЭ-002.22), извещение № 32211098618, необоснованной.

         

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                «________»

 

Члены Комиссии:                                                 «________»                                                                                              

                                                                                          «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны