Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 086/01/11-871/2019 от 11 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 11.06.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<....> – временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

<....> — главный специалист - эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

<....> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

рассмотрев дело № 086/01/11-871/2019 по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на снижение и поддержание цен при участии в открытом аукционе в электронной форме,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее — Управление), в ходе мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, были обнаружены признаки антиконкурентных соглашений в действиях следующих участников открытых аукционов в электронной форме (далее - ОАЭФ): ООО УК «Меркурий» (628260, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Югорск, ул. Агиришская, 13, ИНН 8622013190) и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» (347922, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 104А , ИНН 6154134397).

В результате проведенного Управлением анализа данных в единой информационной системе, а также информации, представленной электронно-торговыми площадками (далее - ЭТП) установлено следующее.

  1. 02.11.2018 на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0387200001517000269 о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее - ОАЭФ) на оказание услуг по сопровождению программного комплекса медицинской информационной системы «Пациент» с начальной (максимальной) ценой (далее – НМЦ) контракта 3 540 000,00 руб.

В соответствии с итоговым протоколом поданы заявки на участие в аукционе:

Идентификационный
номер заявки

Наименование участника

Предложение о цене контракта

Вид аукциона

Дата и время подачи предложения

Решение комиссии о соответствии или несоответствии

2

Общество с ограниченной ответственностью "Инжиниринговая компания "Медотрейд"

3504600.00

понижение

18.12.2017 11:37:09

соответствует

1

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Меркурий"

3522300.00

понижение

18.12.2017 11:31:14

соответствует

Иные ценовые предложения в ходе проведения данного аукциона отсутствуют.

В результате рассмотрения вторых частей заявок победителем электронного аукциона признано ООО «Инжиниринговая компания «Медотрейд», предложившее цену контракта 3 504 600,00 руб, что ниже НМЦ на 1%.

Вместе с тем, Управлением установлено, что заявки и ценовые предложения участников поступили с одного IP - 218.198.160.192.

Вышеуказанное свидетельствует об использовании участниками единой инфраструктуры для подготовки заявок и участия в ОАЭФ.

Аналогичное поведение также наблюдается при участии в следующих ОАЭФ:

ОАЭФ

Предмет закупки

НМЦК

0387200001519000286

Оказание услуг по сопровождению программного комплекса медицинской информационной системы «Пациент»

3 681 600,00

018720000171900131

Оказание услуг по сопровождению и технической поддержке Медицинской информационной системы "Пациент" в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» – Югры в 2020 году

4 021 206,00

0322200016919000269

Оказание услуг по техническому сопровождению и модификации медицинской информационной системы "Пациент. NET

350 495,33

0122200002519007184

Оказание услуг по технической поддержке подсистемы «Учет услуг» программы ЭВМ Медицинская информационная система «Пациент.NET»

3 394 284,00

0122200002519006884

Оказание услуг по техническому сопровождению и модификации медицинской информационной системы "Пациент. NET

4 366 492,00

0387200001919000142

Оказание услуг по сопровождению медицинской информационной системы «Пациент»

3 774 000,00

0387200001519000205

Оказание услуг по сопровождению программного комплекса медицинской информационной системы «Пациент»

3 681 600,00

0322200016919000135

Оказание услуг по техническому сопровождению и модификации медицинской информационной системы "Пациент. NET

350 495,33

0322200016919000125

Оказание услуг по техническому сопровождению и модификации медицинской информационной системы "Пациент. NET

350 495,33

0387200001519000146

Выполнение работ по доработке программных модулей подсистемы «Лабораторная информационная система» медицинской информационной системы «Пациент»

237 600,00

0387200001519000146

Выполнение работ по доработке программных модулей подсистемы «Лабораторная информационная система» медицинской информационной системы «Пациент»

237 600,00

0122200002519002175

Оказание услуг по технической поддержке подсистемы «Учет услуг» программы ЭВМ Медицинская информационная система МИС «Пациент.NET»

1 999 998,00

0387200001518000269

Оказание услуг по сопровождению программного комплекса медицинской информационной системы «Пациент»

3 681 600,00

038720000281800050 8

Оказание услуг по сопровождению и технической поддержке Медицинской информационной системы "Пациент" и ресурсов в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» – Югры в 2019 году

3 641 832,00

0387200028618000153

Оказание услуг по модификации и сопровождению медицинской информационной системы "Пациент"

1 580 741,76

0387200001918000136

Оказание услуг по сопровождению медицинской информационной системы «Пациент»

3 504 600,00

0122200002518006960

Оказание услуг по технической поддержке информационной системы «Электронный паспорт медицинских учреждений Хабаровского края»

5 717 250,00

0387200001518000025

Выполнение работ по доработке программных модулей подсистемы «Лабораторная информационная система» медицинской информационной системы «Пациент»

240 000,00

0122200002518001400

Оказание услуг по техническому сопровождению и модификации медицинской информационной системы "Пациент. NET"

3 536 666,16

0387200002817000476

Оказание услуг по сопровождению и технической поддержке Медицинской информационной систем "Пациент" в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» в 2018 году

3 641 833,33

0362200025817001082

Оказание услуг по модификации (путем предоставления обновленных версий программного продукта) и сопровождению программы для ЭВМ МИС "Пациент" и поддержанию ее работоспособности на сервере Заказчика

984 000,00

0387200001917000205

Оказание услуг по сопровождению медицинской информационной системы «Пациент»

3 540 000,00

0122200002517007003

Оказание услуг по технической поддержке информационной системы «Электронный паспорт медицинских учреждений Хабаровского края» для нужд Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края

5 775 000,00

0387200028617000263

Оказание услуг по модификации и сопровождению медицинской информационной системы "Пациент"

1 519 944,00

0387200000917000225

Оказание услуг по техническому сопровождению Медицинской информационной системы «Пациент», используемой БУ «Сургутская окружная клиническая больница»

3 747 099,96

 

Более того, установлены факты аффилированности участников:

 

 

 

Также Управлением установлено, что при участии иных добросовестных участников в закупке, к примеру ОАЭФ №0277100001518000054 падение НМЦ составляет более 30%.

Таким образом, действия ООО УК «Меркурий» и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» в вышеуказанных ОАЭФ направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение победы одного из участников сговора с наименьшим снижением цены контракта.

Указанные субъекты в ходе участия в открытых аукционах в электронной форме применяли следующую стратегию поведения: с минимальным шагом аукциона, общества достигали снижения цены близкого к минимальному, при этом подавая одинаковое ценовое предложение, в результате чего снижение по аукционам составило не более 1 %.

Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ООО УК «Меркурий» и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах. Каждый из участников осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение контракта, однако, будучи допущенными до участия к торгам, участники не конкурировали между собой, а подавали минимальные ценовые предложения, либо равные ценовые предложения чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых аукционах.

Аукцион является конкурентной процедурой, которая подразумевает самостоятельную подготовку и участие хозяйствующих субъектов-конкурентов в торгах. С момента признания первых частей заявок соответствующими документации аукциона все допущенные организации становятся конкурентами в рамках открытых аукционов в электронной форме.

В соответствии с ч.4 ст. 24 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.

Подавая заявку на участие в аукционе, внеся обеспечение заявки, претендент обладает информацией о необходимости подать наименьшее ценовое предложение в целях победы на аукционе и заключения государственного контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции(далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 2).

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно части 1 статьи 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). При этом частью 2 статьи 158 ГК РФ также установлено, что сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Законом о защите конкуренции не установлено специального требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Следовательно, подобное соглашение может быть заключено и в устной форме с учетом фактических действий сторон соглашения.

Из анализа вышеприведенной нормы следует, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Закон о защите конкуренции содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 и с учетом положений статьи 4Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к последствиям, перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются, и у антимонопольного органа отсутствует обязанность доказывания фактического исполнения участниками достигнутых соглашений.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 по делу №А27-12323/2009, согласно которой возможность доказывания согласованных действий через их результат в отсутствие документального подтверждения наличия договоренности об их совершении применима только к согласованным действиям, а не к соглашениям.

Следует учитывать, что поскольку картелем является соглашение, запрещенное законом и влекущее административную либо уголовную ответственность, случаи заключения формальных (документальных) картельных соглашений чрезвычайно редки. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников картеля, не являющихся его инициаторами.

Из изложенного выше определенного поведения хозяйствующих субъектов на аукционах в электронной форме, состоящего в отказе от конкурентного поведения, усматриваются признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре от 25.12.2019 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО УК «Меркурий» (628260, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Югорск, ул. Агиришская, 13, ИНН 8622013190) и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» (347922, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 104А , ИНН 6154134397) п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 086/01/11-871/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 13.01.2020 рассмотрение дела назначено на 10.02.2020.

11.03.2020 определением об отложении комиссия приняла решение об отложении рассмотрение дела на 15.04.2020 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении от 13.03.2020 рассмотрение дела было отложено на 15.04.2020.

13.04.2020 комиссией было принято решение о продлении срока рассмотрения дела до 13.10.2020.

Определением об отложении от 15.04.2020 рассмотрение дела было отложено на 03.06.2020.

В ходе рассмотрения дела , 07.02.2020 в Управление поступило заявление от ООО УК «Меркурий» о признании нарушения.

Признаки заключения антиконкурентного соглашения ООО УК «Меркурий» и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» при участии в вышеуказанных аукционах усматриваются в следующем:

- подача заявок и ценовых предложений осуществлялась с разницей в интервале от 1 до 10 минут;

- торги по всем вышеназванным аукционам проходили единообразно: делалось предложение, одним из двух участников. Дальше вторым участником делалось минимальное ценовое предложение либо равное первому ценовое предложение;

- при участии во всех вышеуказанных ОАЭФ подача заявок и (или) ценовых предложений осуществлялась с использованием одного IP-адреса;

- при участии добросовестных участников наблюдается значительное снижение НМЦ контракта.

- установлена аффилированность между участниками аукциона;

- аукционы проходили в разные дни, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой, количеством участников, подавших заявки, и рядом других обстоятельств, однако описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом из перечисленных аукционов;

- заявление о признании нарушения антимонопольного законодательства поступило 07.02.2020 от ООО УК «Меркурий», в рамках примечания ч.1 к ст. 14.32 КоАП РФ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, генеральным директором и единоличным учредителем ООО УК «Меркурий» является <....>, генеральным директором ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» является <....>, а учредителями являются <....> (60%), <....> (5%), <....> (5%), <....> (5%), <....>(5%), <....> (5%), <....> (5%), <....> (5%), <....> (5%).

Следовательно, условия о допустимости антиконкурентных соглашений, установленных в частях 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, на ООО УК «Меркурий» и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» не распространяются.

С учетом вышеизложенного, в действиях ООО УК «Меркурий» (628260, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Югорск, ул. Агиришская, 13, ИНН 8622013190) и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» (347922, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 104А , ИНН 6154134397) выявлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении устного картельного соглашения, которое привело к поддержанию цен, при участии в 25 ОАЭФ на общую сумму 71 061 033,2 рублей.

В соответствии с пунктом 5 части1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушения антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО УК «Меркурий» и ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с исполнением вышеуказанных контрактов в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО УК «Меркурий» (628260, Россия, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Югорск, ул. Агиришская, 13), ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» (347922, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Чехова, 104А, ул. Красных командиров 29, ИНН 6686086031) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, направленного на поддержание цен при участии в 25 ОАЭФ на общую сумму 71 061 033,2 рублей.

2. ООО «ИК МЕДОТРЕЙД» надлежит явиться 22.07.2020 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

 

Председатель Комиссии <....>

 

 

Члены Комиссии <....>

 

 

<....>

Связанные организации

Связанные организации не указаны