Решение б/н РЕШЕНИЕ №086/07/3-856/2023 по результатам рассмотрения жалоб... от 26 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

<........> - <........>;

Члены комиссии:

<........> — <........>;

<........> — <........>,

в присутствии на заседании Комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя <........>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заказчика АО "УК "Промышленные парки Югры" — <........>,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу <........> (вх. № 5442-ЭП/23 от 02.06.2023) на действия заказчика АО "УК "Промышленные парки Югры" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» (реестровый номер извещения № 32312389306),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба <........> (далее - Заявитель) (вх. № 5442-ЭП/23 от 02.06.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика АО "УК "Промышленные парки Югры" (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» (реестровый номер извещения № 32312389306).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на нарушение принципа конкуренции и создание преимущественных условий для одного из участников закупки Заказчиком.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 05.06.2023 06:00 (МСК+2), жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 02.06.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес <........> и Заказчика направлено Уведомление (вх. №ВТ/3773/23 от 05.06.2023) о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Рассмотрение жалобы было назначено на 13.06.2023.

На рассмотрении Комиссией Управления установлена необходимость получения дополнительной информации. Определением от 15.06.2023 исх. № ВТ/4003/23 рассмотрение жалобы отложено на 21.06.2023.

На рассмотрение жалобы 21.06.2023 от Заявителя поступили дополнения к Жалобе.

Комиссией установлено, что 17 мая 2023 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32312389306 на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань».

В своей Жалобе, а также в дополнении к Жалобе, Заявитель указывает на следующие обстоятельства.

В соответствии с Приложением № 1.4 к Конкурсной документации «Критерии и порядок оценки и сопоставления конкурсных заявок»:

Наименование критерия оценки:

1. «Цена контракта», сумма цен единиц товара, работы, услуги со значимостью критерия - 60%.

2. «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», со значимостью критерия 40%, оценивается по следующему детализирующему показателю:

2.1 Подкритерий:

Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки: опыт выполнения подготовительных работ для строительства объектов, заключенных и исполненных в период с 2018 года по 2023 год, со значимостью подкритерия - 25%;

2.2 Подкритерий:

Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наибольшее количество сотрудников участника конкурса, имеющих образование в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 (2.15.01.09 - Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин; 2.08.03.01 - Строительство; 2.21.02.04 - Землеустройство; 2.23.01.06 - Машинист дорожных и строительных машин; 2.23.01.07;

- Машинист крана (крановщик)); Общероссийским классификатором занятий ОК 010- 2014 (МСКЗ-08) (8342 - Операторы землеройных и аналогичных машин; 8332 - Водители грузового транспорта; 2165 - Геодезисты, картографы и топографы; 9622 - Разнорабочие, привлекаемых к выполнению работ), со значимостью подкритерия - 25%;

2.3. Подкритерий:

Наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I

- IV классов опасности, а именно для работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности (выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования), со значимостью подкритерия - 25%;

2.4 Подкритерий:

Срок выполнения работ, со значимостью подкритерия — 25%.

 

Оценка заявок по показателю 2.1 подкритерия «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки» определяется, только по количеству исполненных контрактов/договоров, предмет которых предусматривает в том числе выполнение подготовительных работ для строительства объектов, заключенных и исполненных в период с 2018 года по 2023 год, информация о которых одновременно указана в следующих документах: а) в копиях исполненных контрактов/договоров, заключенных в период с 2018 года по 2023 год и актах сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг по каждому контракту/договору.

Участник конкурса вправе предоставить информацию по исполнению контрактов/договоров в произвольной форме или по форме, установленной в Конкурсной документации (Форма сведений об опыте выполнения работ).

Оценка заявок по показателю 2.2 подкритерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется, только по тому количеству сотрудников участника конкурса, которые будут привлечены к оказанию услуг, информация о которых указана одновременно в следующих документах:

а) в копиях трудовых книжек (копии разворотов «Сведения о работе» трудовых книжек с информацией о последнем месте работы) и/или выписки из трудовых книжек и/или сведения о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и/или копиях трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения с участником (на дату подачи заявки на участие в конкурсе);

б) в копиях трудовых договоров;

б) в копиях документов, подтверждающих наличие образования в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 (2.15.01.09 - Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин; 2.08.03.01 - Строительство; 2.21.02.04 - Землеустройство; 2.23.01.06 - Машинист дорожных и строительных машин; 2.23.01.07 - Машинист крана (крановщик)); Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (8342 - Операторы землеройных и аналогичных машин; 8332 - Водители грузового транспорта; 2165 - Геодезисты, картографы и топографы; 9622 - Разнорабочие, привлекаемых к выполнению работ).

Оценка заявок по показателю 2.3 подкритерия «Наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно для работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности (выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования)».

 

Оценка осуществляется по следующей шкале предельных величин значимости показателя 3.3 критерия «Наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно для работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности (выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования)»:

НЦБ13.3 = 0 баллов, в случае если указанная лицензия не представлена; НЦБ13.3 = 100 баллов, в случае если указанная лицензия представлена.

Оценка заявок по показателю 2.4 подкритерия «Срок выполнения работ». Участник конкурса вправе предоставить информацию о сроке выполнения работ в произвольной форме или по форме, установленной в Конкурсной документации (Форма сведений о сроке выполнения работ).

 

Пунктом 8.8.12 Положения о закупках установлено, что в составе конкурсной документации должны быть указаны как критерии оценки и сопоставления заявок, так и их веса, а также порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с указанными критериями.

Пунктом 8.8.13. Положения о закупках, установлено, что при проведении закупки используются критерии оценки, приведенные в Приложении № 2 к Положению.

В пункте 3 Приложения №2 Критерии оценки указано, что Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

- цена договора;

- цена договора за единицу товара, работы, услуги (в данном критерии может оцениваться коэффициент снижения стоимости);

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

 

4. В документации о закупке Заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена договора».

5. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых Заказчиком, должна составлять 100 процентов.

6. В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

7. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100- балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 6 настоящего Приложения в отношении критерия оценки в документации о закупке Заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) Заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) Участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

8. Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).

9. Победителем признается Участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого Участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Таким образом, по мнению Заявителя, положение о закупках не предусматривает установление такого подкритерия как срок и наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно для работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности (выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).

 

Принимая во внимание, что предметом открытого конкурса является выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань», который фактически является выполнением работ по вертикальной планировке земельного участка, то есть этапом работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а не строительством всего объекта. Однако, Заказчиком в качестве подкритерия установлен показатель квалификации «Опыт выполнения работы, связанного с предметом закупки» определяется, только по количеству исполненных контрактов/договоров, предмет которых предусматривает в том числе выполнение подготовительных работ для строительства объектов.

Так как подготовительные работы не являются объектом, поэтому невозможно определить, что имел ввиду Заказчик, устанавливая такой критерий и по какому объекту необходимо предоставить договор, для присвоения баллов по квалификации.

В разделе II. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений» установлены критерии объектов:

7. Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта;

8. Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

9. Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

10. Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

11. Работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик установил не надлежащим образом критерий по установлению «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки» определяется, только по количеству исполненных контрактов/договоров, предмет которых предусматривает в том числе выполнение подготовительных работ для строительства объектов, заключенных и исполненных в период с 2018 года по 2023 год.

 

Установление требований по показателю 2.2 подкритерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется, только по тому количеству сотрудников участника конкурса, которые будут привлечены к оказанию услуг, информация о которых указана одновременно в следующих документах: в копиях трудовых книжек (копии разворотов «Сведения о работе» трудовых книжек с информацией о последнем месте работы) и/или выписки из трудовых книжек и/или сведения о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и/или копиях трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения с участником (на дату подачи заявки на участие в конкурсе).

Заявитель считает, что нельзя оценивать обеспеченность трудовыми ресурсами, только по числу штатных сотрудников. При таком подходе игнорируется возможность участника закупки привлечь персонал по гражданско-правовому договору, а это неправомерно. Суды поддержали антимонопольный орган (Постановление АС Московского округа от 01.07.2021 по делу №А40-154253/2020).

 

Таким образом, по мнению Заявителя, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчиком установлен порядок оценки по критериям, которые не позволяют выявить наилучшее предложение и позволяют Заказчику произвольно присваивать баллы по установленным критериям.

 

В ходе рассмотрения Жалоба была дополнена Заявителем следующим доводом:

Пунктом 1.9.1 Части 1 Условия проведения конкурса в электронной форме Заказчиком установлено требование к участникам о наличии членства в саморегулируемой организации:

Участник подтверждает, что на момент подачи заявки его уровень ответственности члена саморегулируемой организации, установленный частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, составляет не ниже второго и совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по аналогичным договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был внесен взнос в компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

Участник подтверждает, что в соответствии с главой 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» в отношении______________________________________

(указать наименование участника, лиц(а), выступающих(его) на стороне участника] включены сведения в Реестр членов саморегулируемой организации______________________________________

(указать наименование, ИНН саморегулируемой организации)

и, одновременно, отсутствуют сведения об исключении из членов саморегулируемой организации (применимо, если условиями закупки установлено требование о соответствии участника требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов капитального строительства).

 

Предметом закупки является выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань», а именно:

- разбивка осей проектируемых улиц;

- расчистка полосы отвода от деревьев и кустарника;

- выторфовка территории с заменой торфа минеральным грунтом;

- снятие почвенно-растительного грунта;

Согласно пункту 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем относятся к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

(*) Данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил требование в Закупочной документации о наличии членства в саморегулируемой организации при условии, что вид работ не предполагает необходимость наличия СРО.

 

Представитель Заказчика с доводами Жалобы Заявителя не согласен, просит признать жалобу Заявителя необоснованной. Заказчиком приведены доводы относительно обжалуемых Заявителем положений Документации о закупке.

 

Как указывает Заказчик, в соответствии с документацией о закупке к участию в ней допускаются участники, имеющие членство в саморегулируемой организации (СРО) в области строительства. Заявитель не являлся участником закупки и на дату подачи жалобы ни в одной саморегулируемой организации в т.ч. в области строительства не состоит. Таким образом, заявитель не обладает Специальной правоспособностью для участия в закупке, соответственно не имел действительного намерения в участии в конкурсе, жалоба подана исключительно с целью причинить вред Заказчику.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В соответствии с ч.2. ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Вместе с тем заявителем не приведено доводов и не представлено доказательств, подтверждающих реальность своих намерений на участие в спорной закупке, способности выполнить закупаемые работы. А также не представлено подтверждение соответствия общества требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Указанное подтверждается практикой рассмотрения жалоб в УФАС (Омского УФАС от 23.09.2022 г. № 055/06/31-762/2022).

Таким образом, жалоба Заявителя является недопустимым злоупотреблением правом.

 

Относительно доводов жалобы:

Установление подкритерия как срок и наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а именно по транспортированию отходов I-IV классов опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) довод заявителя неправомерен на основании следующего:

В соответствии с подпунктом б) пункта 3 Приложения № 2 к Положению о закупках общества «Критерии оценки и сопоставления заявок» установлены следующие критерии оценивания:

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 17 Приложения № 2 Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

е) иные подкритерии, определенные документацией.

 

Срок: Готовность участника закупки выполнить работы в более короткий срок зависит и характеризует его обеспеченность необходимым оборудованием, трудовыми и иными материальными ресурсами. Учитывая значимость реализуемого проекта, необходимости выполнения Заказчиком обязательств по реализации инфраструктурного проекта во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. №2530 «О создании на территории городского округа Нягань Ханты-Мансийского автономного округа - Югры особой экономической зоны промышленно-производственного типа», заказчик заинтересован в заключении договора с более квалифицированным участником, обладающего необходимыми ресурсами для выполнения строительства в предложенным им более короткий срок.

В соответствии с частью 16 статьи 3.2. Закона о защите конкуренции под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора. Срок выполнения работ, предложенный участником исходя из его самостоятельной оценки собственных сил и средств является в том числе его предложением об условиях исполнения договора. В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса РФ, срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.

 

Лицензия: Отдельные виды работ, предусмотренные техническим заданием, могут осуществляться только при наличии действующей лицензии. При этом проектом договора установлено право подрядчика привлекать субподрядчиков, в том числе имеющих такую лицензию.

Довод о ненадлежащим образом установленного критерия «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки», согласно которому опыт определяется только по количеству исполненных контрактов/договоров, предмет которых предусматривает в том числе опыт подготовительных работ для строительства объектов несостоятелен, т.к. основан на Постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 г. № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», которое не распространяется на заказчика, осуществляющего закупку по Закону о закупка. В соответствии с подпунктом б) пункта 17 Приложения № 2 к Положению о закупках общества показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

б) опыт Участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Согласно Форме сведений об опыте выполнения подготовительных работ для строительства объектов «Сведения об опыте выполнения подготовительных работ для строительства объектов», являющейся приложением к конкурсной документации участник предоставляет информацию об исполненных договорах, содержащие обязательства по выполнению аналогичных видов работ (т.е. исполненные обязательства участника должны содержать в том числе подготовку земельного участка к строительству).

Установление данного критерия не вызвало вопросов у участников закупки, т.к. были представлены договоры, отвечающие данному требованию.

 

Довод о неправомерном установлении критерия оценивания квалификации - наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации несостоятелен, поскольку основан на утратившем силу нормативном акте - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Приведенная заявителем судебная практика также основана на нарушении указанного Постановления, утратившего силу.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», подпунктом «д» пункта 24 Положения установлен критерий оценивания: наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В соответствии с пунктом 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением 1 к Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт

обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом а) пункта 17 Приложения № 2 к Положению о закупках общества показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, участник закупки, по мнению Заказчика, должен обладать необходимыми трудовыми ресурсами на дату подачи заявки.

 

Комиссией Управления в ходе рассмотрения Жалобы было запрошено техническое обоснование необходимости членства в СРО для участников закупки № 32312389306 (для каких видов работ в соответствии с технической документацией необходимо членство в СРО?) и техническое обоснование необходимости наличия лицензий на транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (какие предполагаются отходы на объекте, для которых требуется лицензия с указанными классами опасности?)

 

На запрос комиссии УФАС России по ХМАО-Югре о предоставлении технического обоснования необходимости членства в СРО для участников закупки № 32312389306 и необходимости наличия лицензий на транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности Заказчик сообщает следующее.

Предметом закупки является выполнение подготовительных работы для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка в г. Нягань.»

Таким образом подготовка земельного участка необходима в целях реализации проекта для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры. Проектной документацией по непосредственно созданию инженерной инфраструктуры предусмотрено размещение на промышленной площадке в том числе опасных производственных объектов.

Согласно подразделу 6. Система газоснабжения Раздела 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений на земельном участке, подлежащего строительству, подлежат размещению опасные производственные объекты - Котельная и сети газоснабжения (газопровод 2 категории высокого давления и среднего давления).

Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства (далее - Перечень № 624).

Согласно блоку III «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту» указанного Перечня № 624 к таким работам относятся:

3. Земляные работы

3.1. Механизированная разработка грунта*;

3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками*.

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.

Выполнение указанных работ, отмеченных знаком * требует наличия у лица, выполняющего данный вид работ членства в СРО, в случае если данные работы выполняются для дальнейшего размещения опасных производственных объектов, указанных в ст. 48.1. ГрК РФ, т.е. опасных производственных объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Котельная и сети газоснабжения, предусмотренные проектом к размещению на разрабатываемом земельном участке, требуют регистрации в качестве опасных производственных объектов.

Также, согласно Техническому заданию установлено, что в соответствии с отчетом по инженерно-геологическим изысканиям (п. 8 63-22ПИ-ИГИ1-Т) на проектируемом объекте расположены болотные грунты (торф) II типа.

Техническим заданием установлено выполнение комплекса мероприятий по подготовке территории земельного участка в условных границах Контур № 6; 10 - 24, включая вырубку (снос) зеленых насаждений, расчистка территории (выкорчевка, срезка почвенно-растительного слоя, выемка непригодного грунта (выторфовка)) с последующий отсыпкой грунта, организация временных подъездных путей.

Проектной документацией, разделом 6. «Проект организации строительства. Организация строительства временных подъездных путей», являющейся приложением

к документации о закупке предусмотрено выполнение работ по водопонижению грунтовых вод (см. раздел 18).

Пунктом 3.7. Перечня № 624 установлены работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода без отметки *. Таким образом данные работы влияют на безопасность объекта строительства независимо от того, относятся размещаемые далее объекты к объектам, указанным в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ или нет.

Относительно лицензии Заказчик поясняет:

В соответствии с подпунктом 30) части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемой. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» утвержден одноименный каталог, согласно которому отходы грунта при проведении открытых земляных работ и отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо относятся к IV классу опасности, т.е. их сбор, транспортировка и утилизация осуществляются на основании лицензии.

Таким образом, установление критерия оценки «Наличие действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» не противоречит подпункту е) пункта 17 Приложения № 2 Положения.

Наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно для работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности (выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) предоставляет участнику закупки дополнительные преимущества в момент рассмотрения и оценки заявок. Отсутствие указанной лицензии не является основанием для отклонения или признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям Конкурсной документации.

По результатам рассмотрения доводов Жалобы, возражений к Жалобе, а также заслушав сторон по рассмотрению Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

 

Заявитель указывает, что Положение о закупках Заказчика не предусматривает установление подкритерия: срок выполнения работ и наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Комиссия Управления относительно указанных доводов поясняет следующее.

Срок выполнения работ.

В соответствии с ч 6 ст. 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссия Управления соглашается с доводом Заказчика относительно того, что Положением о закупке предусмотрена возможность установления иных критериев (подпункт б) пункта 3 Приложения № 2 к Положению о закупках - иные подкритерии, определенные документацией)

Однако, критерии оценки, устанавливаемые Заказчиком не должны нарушать принципы, установленные Законом о закупках.

Установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона о закупках ("Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Приложением к извещению установлено, что предельно необходимый минимальный срок выполнения работ – 100 календарных дней.

Предельно необходимый максимальный срок выполнения работ – 150 календарных дней.

Таким образом, данные критерии, установленные Заказчиком в конкурсной документации, не позволяют выявить лучшее предложение по исполнению договора, в частности по показателю "сроки выполнения работ", так как техническое задание содержит неизменное требование по срокам поставки товара (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2018 по делу А40-176000/2018).

Комиссия Управления указывает, что критерий оценки «срок выполнения работ» является необъективным, нарушает принципы равноправия, соответственно признает данный довод заявителя обоснованным.

 

Наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности:

Комиссия Управления соглашается с доводом Заказчика относительно того, что Положением о закупке предусмотрена возможность установления иных критериев (подпункт б) пункта 3 Приложения № 2 к Положению о закупках - иные подкритерии, определенные документацией)

Однако, критерии оценки, устанавливаемые Заказчиком не должны нарушать принципы, установленные Законом о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании п.п. 1, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе, стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Согласно приложению № 2 «Техническое задание», в краткой характеристике объекта установлено следующее:

Территория проектирования - земельный участок 86:13:0601001:652. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования – производственная деятельность. Площадь участка для подготовительных работ в границах ГПЗУ- 1582929,0 м2 в том числе: в границах контуров (63-22ПИ-ПЗУ2) - 1132178,0 м2 и в границах улично-дорожной сети (63-22ПИ-ПЗУ1.1.,63-22ПИ-ПЗУ1.2.) - 450751,0м2.

Местоположение (адрес): Российская Федерация, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, квартал городских земель 37, участок 1.

В административном отношении земельный участок расположен в границах муниципального образования г. Нягань Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, недалеко от микрорайона Энергетиков. Территория участка представляет собой незастроенную территорию. Территории объекта ограничена с северо-западной стороны существующей асфальтированной автодорогой г. Нягань – пгт. Приобье, с юго-восточной – действующей железнодорожной веткой ст. Нягань – ст. Приобье. В юго-западном углу расположено анодное поле.

Подъезд к площадке осуществляется с асфальтированной автодороги г. Нягань – пгт. Приобье.

Комплекс мероприятий по подготовке территории земельного участка в условных границах Контур № 6; 10 – 24, включая вырубку (снос) зеленых насаждений, расчистка территории (выкорчевка, срезка почвенно-растительного слоя, выемка непригодного грунта (выторфовка)) с последующий отсыпкой грунта, организация временных подъездных путей.

Подготовительные работы предусматривают:

- вырубка (снос) зеленых насаждений,

- выторфовка территории с заменой торфа минеральным грунтом;

- снятие почвенно-растительного грунта;

1. Очередь.

Необходимо произвести следующие работы:

- разбивка осей проектируемых улиц;

- расчистка полосы отвода от деревьев и кустарника;

- выторфовка территории с заменой торфа минеральным грунтом;

- снятие почвенно-растительного грунта;

Срезка почвенно-растительного слоя грунта предусмотрена с временным складированием для дальнейшего использования в насыпь площадок.

Площадка строительства подлежит очистке от кустарника, производится рубка деревьев и корчевка пней (объемный вес 0,8 т/м3). После рубки деревьев производится разделка древесины на деловую древесину, дровяную древесину. Древесина грузится в автомобили-самосвалы и увозится на площадку складирования на расстояние до 13 км, а ветки, сучья и выкорчеванные пни должны быть очищены, погружены в автомобили-самосвалы и вывезены на полигон ТБО на расстояние до 32 км. После корчевки пней образующиеся ямы подлежат засыпке грунтов выемки. В соответствии с отчетом по инженерно-геологическим изысканиям (п.8 63-22ПИ-ИГИ1-Т) на проектируемом объекте расположены болотные грунты (торф) II типа.

В соответствии с п.7.7, 7.8 СП34.13330.2021 торфы относятся к особым слабым грунтам. Использование данных грунтов в пределах рабочего слоя не допускается в соответствии с п.20 СП34.13330.2021. Для обеспечения устойчивости насыпи улиц, исключения недопустимых упругих колебаний и просадок дорожной одежды капитального типа при отсыпке насыпи на болоте предусмотрена технология полного выторфовывания. Удаление торфа из основания земляного полотна на болотах II типа предусмотрено механическим способом, т.е. экскавацией и

транспортировкой слабого грунта в соответствии с п.5.3, п.6.1.1 СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011.

Выторфовывание допускается выполнять в теплый или в зимний период года с обеспечением соответствующей технологии производства работ в соответствии с требованиями п.6.1 СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011. Выторфовывание предусмотрено на следующих участках:

- на Улице 1 ПК7+01-ПК10+79 протяженностью 378 м;

- на Улице 2 ПК7+35-ПК11+37; ПК13+75-ПК14+43 протяженностью 470 м;

- на Улице 4 ПК0+00-ПК1+98 протяженностью 198 м;

- на Улице 8 ПК2+75-ПК2+98; ПК3+60-ПК7+20 протяженностью 383 м;

- на Улице 11 ПК0+20-ПК1+90 протяженностью 190 м;

- на Улице 12 ПК0+00-ПК2+35 протяженностью 235 м.

Местоположение участков выторфовывания показано на чертеже 63-22ПИ-ПЗУ1.2, лист 2.

Выторфованный грунт транспортируется в район торфяного карьера. Замена слабого грунта предусмотрена из штабеля грунта, разработанного на участках проектируемых улиц, расположенных в выемке.

2. Очередь.

В рамках договора на территории земельного участка в условных границах Контур № 6; 9 – 24, необходимо произвести следующие работы:

- вынос осей в натуру;

- расчистка от деревьев и кустарника;

-пригрузка торфа минеральным грунтом;

- выторфовка территории контуров с заменой торфа минеральным грунтом;

Срезка почвенно-растительного слоя грунта не предусмотрена, вследствие его непригодности для озеленения (см. отчет ИЭИ стр. 101-102), ПРС срезается с улиц 1-12 (том1.1) и применяется для основной отсыпки территории в нижние слои насыпи – распределяется по близлежащим контурам на расстояние 20м.

Площадка строительства подлежит очистке от кустарника, производится рубка деревьев и корчевка пней (объемный вес 0,8 т/м3). После рубки деревьев производится разделка древесины на деловую древесину, дровяную древесину. Древесина грузится в автомобили-самосвалы и увозится на площадку складирования на расстояние до 13 км, а ветки, сучья и выкорчеванные пни должны быть очищены, погружены в автомобили-самосвалы и вывезены на полигон ТБО на расстояние до 32 км. После корчевки пней образующиеся ямы подлежат засыпке грунтом выемки.

В соответствии с отчетом по инженерно-геологическим изысканиям 63-22ПИ-ИГИ на проектируемом объекте расположены болотные грунты (торф) II типа. Для обеспечения устойчивости насыпи улиц и площадок , исключения недопустимых упругих колебаний и просадок дорожной одежды капитального типа при отсыпке насыпи на болоте предусмотрена технология пригрузки торфа минеральным грунтом, расчет минерального грунта на осадку торфа принят по ВСН 26-90 приложение 4. Удаление торфа из основания земляного полотна на болотах II типа предусмотрено только в контуре 16 механическим способом, т.е. экскавацией и транспортировкой слабого грунта в соответствии с п.5.3, п.6.1.1 СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011.

Выторфовывание допускается выполнять в теплый или в зимний период года с обеспечением соответствующей технологии производства работ в соответствии с требованиями п.6.1 СТО НОСТРОЙ 2.25.27-2011 Выторфовывание предусмотрено на следующих участках:

- Контур16.

Пригрузка торфа грунтом (осадка торфа) предусмотрены на участках:

-Контур 13, 14, 15, 19-20, 10-11

Местоположение участков для осадки и выторфовывания показано на чертеже 63- 22ПИ-ПЗУ2. Лист 15-1-,21-22.

Выторфованный грунт транспортируется в район торфяного карьера. Замена слабого грунта предусмотрена привозным грунтом из карьера.

Отсыпка территории до руководящей планировочной отметки производится из привозного грунта – песчаный непучинистый, и существующего грунта территории с мест срезки, который применяется повторно в последующей отсыпке, только в нижних слоях насыпи, верхние слои насыпи (на высоте 1,5м от верха) должны быть отсыпаны и утрамбованы привозным песком.

Работы по отсыпке площадки строительства должны производиться в соответствии указаниями СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 45.13330.2012 "СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".

После отсыпки территории грунтом, необходимо произвести уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на 8 проходов по одному следу при толщине слоя 30 см.

Минимальный требуемый коэффициент уплотнения грунта – 0,95 и коэффициент относительного уплотнения 1,23 для песчаных грунтов принят согласно «Методике определения коэффициента относительного уплотнения песков».

 

Исходя из вышеуказанной характеристики, в перечень работ, связанных со сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов является:

Срезка почвенно-растительного слоя грунта предусмотрена с временным складированием для дальнейшего использования в насыпь площадок.

Площадка строительства подлежит очистке от кустарника, производится рубка деревьев и корчевка пней (объемный вес 0,8 т/м3). После рубки деревьев производится разделка древесины на деловую древесину, дровяную древесину. Древесина грузится в автомобили-самосвалы и увозится на площадку складирования на расстояние до 13 км, а ветки, сучья и выкорчеванные пни должны быть очищены, погружены в автомобили-самосвалы и вывезены на полигон ТБО на расстояние до 32 км. После корчевки пней образующиеся ямы подлежат засыпке грунтов выемки. В соответствии с отчетом по инженерно-геологическим изысканиям (п.8 63-22ПИ-ИГИ1-Т) на проектируемом объекте расположены болотные грунты (торф) II типа.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО 2017) утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 242, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 110 01 21 5) относятся к V классу опасности.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что согласно Техническому заданию на объекте заказчика, не предусматривается проведение работ, требующих лицензию по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Требования, предъявляемые Заказчиком к участникам закупки, должны быть непосредственно связаны с предметом закупки.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о представлении участником закупки в составе заявки на участие в закупке копии лицензии может ограничить количество участников закупки.

Отсутствие подтверждения наличия указанной лицензии у участника закупки не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по ее результатам, поскольку участником может быть привлечен субподрядчик для выполнения данных работ. (позиция подтверждается судебной практикой по делу № А40-70290/2022).

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в документации с учетом отсутствия необходимости такого требования к составу работ, установленных документацией, которое ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования п.п. 1, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

Относительно довода Заявителя, что Заказчик установил критерий «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки», а также довода об установлении критерия «обеспеченность трудовыми ресурсами только по числу штатных сотрудников» Комиссия Управления сообщает следующее.

Законом № 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного Закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

При этом согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий), свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.

Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).

Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках).

Таким образом, принимая во внимание наличие у заказчика разумных ожиданий надлежащего исполнения участниками закупки принятых на себя ранее договорных обязательств, установленные Заказчиком требования к предоставлению участниками закупок документов по критериям оценки «опыт работы» и «трудовые ресурсы» являются правомерным и не противоречат требованиям Закона № 223-ФЗ.

 

Относительно довода Жалобы о незаконном установлении требования в Закупочной документации о наличии членства в саморегулируемой организации, Комиссия Управления сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании п.п. 1, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе, стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В соответствии с ч. 2. ст. 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем работы, которые необходимо выполнить согласно техническому заданию, не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. В рассматриваемом случае работы, поименованные в техническом задании, являются подготовительными и их объем и характер не требуют специального разрешения для их выполнения.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает данный довод Заявителя обоснованным, действия Заказчика нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3, Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания АО "УК "Промышленные парки Югры".

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА :

1. Признать жалобу <........> (вх. № 5442-ЭП/23 от 02.06.2023) на действия заказчика АО "УК "Промышленные парки Югры" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» (реестровый номер извещения № 32312389306), обоснованной в части доводов об установлении критериев оценки «срок выполнения работ» и «наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», а также в части требования о наличии у участников закупки членства в СРО; необоснованной в части доводов об установлении Заказчиком критериев оценки «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки», а также «обеспеченность трудовыми ресурсами только по числу штатных сотрудников».

2. Признать в действиях заказчика АО "УК "Промышленные парки Югры" нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, требования п.п. 1, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать АО "УК "Промышленные парки Югры" обязательное для исполнения предписание.

 

Председатель Комиссии                                                  <........>

Члены Комиссии:                                                           <........>

                                                                                         <........>

 

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны