Решение б/н решение по жалобе № 6407-эп/21 нв действия заказчика СГМУП "... от 14 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1018/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 14.07.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

«________» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

«________» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя по доверенности посредством ВКС;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности посредством ВКС;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 02.07.2021 № 6407-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, извещение №32110348051, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 02.07.2021 № 6407-эп/21) «________» (далее Заявитель) на действия Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал»  (далее – Заказчик, СГМУП «Горводоканал») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по бурению артезианской скважины. «Артезианская скважина 20-940 в/з Гидростроитель», извещение № 32110348051.

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно присвоила максимальное количество баллов и первое место заявке другого участника, чем нарушила права и законные интересы Заявителя как участника закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 09.07.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность СГМУП «Горводоканал» в период проведения закупки регламентируется Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд СГМУП «Горводоканал» (Редакция 12) (далее - Положение о закупках) в соответствии с приказом СГМУП «Горводоканал» № 1506/01 от 15.06.2021.

03.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110348051 о проведении открытого конкурса в электронной форме. 09.06.2021 в ЕИС размещены изменения.

Начальная (максимальная) цена договора: 12 270 738 рублей с учетом НДС 20%.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 03.06.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 22.06.2021 в 11:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 25.06.2021 (мск+2).

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 02.07.2021, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок участников от 23.06.2021 на участие в закупке поступило 3 заявки.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 25.06.2021 заявки участников получили следующую оценку:

         1 место - ЗАО «________», 92,5 баллов;

         2 место – Заявитель, 76,2 баллов;

         3 место – ООО «________», 57,07 баллов.   

         По мнению Заявителя, продление Заказчиком срока подачи заявок необоснованно, а оценка заявки ЗАО «________» не соответствует фактическим показателям. Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно занизил баллы по нестоимостным критериям «опыт участника закупки» и «квалификация участника закупки», тем самым нарушил права и законные интересы Заявителя как участника закупки.

Рассмотрев материалы Жалобы и заявку Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования к участникам закупки установлены в п. 14 Информационной карты.

Критерии оценки и сопоставления Заявок, величины значимости этих критериев, а также порядок оценки заявок содержатся в п. 15 Информационной карты.

 

№ п/п

Наименование критерия

Весовой коэффициент значимости

Максимально возможный балл по критерию

1

Цена договора (ЦБi)

0,20

20

2

Опыт участника закупки (ЦБо)

0,30

30

3. Квалификация Участника закупки Участника

3.1.

- инженерно-технический персонал (ЦБп)

0,25

25

3.2.

- технические ресурсы (ЦБр)

0,25

25

Итого, максимальный возможный балл по критериям с учетом значимости критериев

100

 

Согласно п. 15.2.1 Документации под «Опытом участника закупки» понимается документальное подтверждение исполнения контрактов (договоров) на выполнение работ по бурению артезианских скважин водоснабжения, заключенных на сумму не менее 70 % начальной (максимальной) цены настоящей закупочной процедуры. Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление подтверждающих документов: копии контрактов (договоров) за 2017-2020 годы, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.

Таким образом, Заказчик при оценке заявок участников по критерию «опыт участника закупки» оценивал договоры на сумму не менее 8 589 516,6 рублей.

По доводу о неправильном учете договоров, представленных участниками закупочной процедуры Заказчик пояснил следующее.

Заявитель предоставил в составе своей заявке 18 договоров из них, при рассмотрении были учтены и взяты в расчет 4 договора:

  • Договор № КОН-01804 от 11.01.2019 на сумму 15 387 936,00 руб.;
  • Договор № вбв-51 -2019 от 02.12.2019 на сумму 10 666 092,91 руб.;
  • Договор № 6543 от 13.06.2018 на сумму 9 785 418,40 руб.;
  • Договор № 1 от 02.10.2017 на сумму 18 040 500,00 руб.

Вместе с тем, 14 договоров не были учтены закупочной комиссией, так как цены представленных договоров менее 70 % начальной (макси­мальной) цены настоящей закупочной процедуры (менее 8 589 516,60 руб.).

Победитель закупки предоставил в составе своей заявке 9 договоров, которые были рассмот­рены и учтены при расчете баллов:

  • Муниципальный контракт № 1-01/2019 (0151300031317000105-0152378-02) от 29.01.2018 на сумму 18 454 762,50 руб.;
  • Муниципальный контракт № 0151300035118000013-0097042-023 от 24.07.2018 на сумму 27 787 469,22 руб.;
  • Муниципальный контракт № 0151300046818000031.2018.316842 от 09.07.2018 на сумму 9 748 808,75 руб.;
  • Муниципальный контракт № 44/18 от 30.07.2018 на сумму 20 792 922,20 руб.;
  • Муниципальный контракт № 0851200000619001425 от 04.06.2019 на сумму 23 050 705,42 руб.; -Муниципальный контракт № 08516000023190000140001 от 25.06.2019 на сумму 10 154 929,54 руб.;
  • Договор № 2019.480840 от 09.12.2019 на сумму 19 500 000,00 руб.;
  • Муниципальный контракт № ф.2020.111142 от 14.10.2020г. цена 32 442 656,90 руб.;
  • Муниципальный контракт № 0851200000620002847 от 13.07.2020 на сумму 28 158 598,85 руб.

         Представленные победителем закупки контракты (договоры) были заключены и исполнены в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок това­ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закона 223-Ф3, информация о них находится в открытом доступе в ЕИС на официальном сайте  https://zakupki.gov.ru.

Также Заказчик пояснил, что к оценке принимались договоры за 2017-2020 годы, а предоставление участниками бухгалтерского баланса в составе заявки за 2020 год требованиями закупочной документации не предусмотрено. Таким образом, довод Заявителя, что данные победителя получили неверную оценку по критерию «опыт участника закупки» не нашли своего подтверждения.

3. По факту учета критерия «Квалификация участника закупки»:

В соответствии с пунктом 15.3.1.1 закупочной документации для целей оценки была рассмотрена информация о количестве инженерно-технического персонала, обладающих следующей квалифи­кацией:

  • высшее профессиональное (техническое) или средне-специальное образование, и/или про­фессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки в сфере производства буровых работ.

Подтверждением наличия у Участника персонала, соответствующего данному подкритерию, считалось предоставление подтверждающих документов:

  • копии трудового договора между работником и организацией Участника или копии трудо­вой книжки данного работника, или копии договора гражданско-правового характера на оказание услуг с соответствующим специалистом;
  • копии диплома о высшем профессиональном или средне-специальном образовании и/или диплома, удостоверения о профессиональном обучении по программам профессиональной подго­товки, переподготовки в сфере производства буровых работ.

Победитель закупки в качестве подтверждения наличия у него инженерно-технического персонала предоставил информацию о 18 сотрудниках (копии дипломов, трудовых книжек), в расчет Заказчиком были учтены 9 сотрудников, имеющих высшее профессиональное (техническое) или средне-специальное образование, и/или профессиональное обучение по про­граммам профессиональной подготовки, переподготовки в сфере производства буровых работ. При этом, 9 сотрудников участника не учтены в связи с отсутствием документов подтверждающих высшее профессиональное (техническое) или средне-специальное образование, и/или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, переподготовки в сфере производства буровых работ.

Таким образом, довод Заявителя, о неправильной оценке заявки Победителя по критерию «Квалификация участника закупки» на нашел подтверждения.

4. По доводу Заявителя об исключении закупочной комиссией Заказчика единиц техники Заказчик пояснил следующее.

Согласно пункту 15.3.2 закупочной документации подтверждением наличия «технических ре­сурсов (специализированной буровой установки для роторного бурения артезианских сква­жин глубиной не менее 300 метров)» является предоставление подтверждающих документов:

- надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственно­сти или иное законное основание использования буровой установки (право может быть подтвер­ждено договором купли-продажи, лизинга, аренды и т.д.);

- копия паспорта транспортного средства или копия свидетельства о регистрации транс­портного средства или копия технического паспорта на буровую установку.

Заявитель в качестве подтверждения показателей по критерию «наличие технических ресур­сов» представил информацию о 42 единицах техники. Из них учтены и приняты в расчет были только 5 единиц техники. Заказчик пояснил, что остальные 37 единиц техники не учтены, так как данная техника не относиться к специализированной буровой установке для роторного бурения артезианских скважин глубиной не менее 300 метров.

Рассмотрев заявку участника ЗАО «________» Комиссия установила, что в составе заявки представлены подтверждающие документы (свидетельства о регистрации транспортных средств, паспорта транспортных средств, а также инвентарные карточки учета объектов основных средств) на 7 буровых установок.  

Таким образом, Комиссия управления приходит к выводу, что довод Заявителя о неправильной оценке заявок участников закупки  по критерию «Наличие технических ресурсов» на нашел подтверждения.

5. Пунктом 22 Информационной карты документации о закупке предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в Извещение о закупке и настоящую Документацию в любое время, но не позднее даты окончания подачи Заявок.

Изменения, вносимые в Извещение о закупке, Документацию о закупке размещаются Заказчиком в ЕИС, на ЭП, не позднее, чем в течение 3 (трёх) дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Любые изменения, вносимые в Извещение о закупке, настоящую Документацию, являются её неотъемлемой частью.

Заказчик вправе принять решение о продлении срока окончания подачи Заявок в любое время до даты истечения такого срока.

В случае внесения изменений в Извещение о закупке, Документации о закупке срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок.

В соответствии с п. 2.2.3. Положения о закупках и п. ч. 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документа­цию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке раз­мещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документа­цию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных измене­ний до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее поло­вины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Заказчиком было осуществлено продление срока подачи заявок на участие в конкурсе с со­блюдением закона о закупках № 223-ФЗ с целью, дать возможность подать заявку на участие в конкурсе большему кругу лиц.

Согласно извещению о закупке изначально срок подачи заявок был установлен с 03.06.2021 по 15.06.2021 (11:00 мск+2). В новой редакции извещения срок подачи заявок продлен до 22.06.2021 (11:00 мск+2).

Таким образом, внесение Заказчиком изменений в части продления срока подачи заявок не нарушает права и законные интересы участников закупки, подавших заявки до 15.06.2021.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком СГМУП «Горводоканал» положений Закона №223-ФЗ в части оценки и сопоставления заявок участников при проведении закупки № 32110348051, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать необоснованной жалобу «________» (вх. от 02.07.2021 № 6407-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по бурению артезианской скважины. «Артезианская скважина 20-940 в/з Гидростроитель», извещение № Выполнение работ по бурению артезианской скважины. «Артезианская скважина 20-940 в/з Гидростроитель», извещение № 32110348051.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                 «________»

 

Члены Комиссии:                                                                           «________»

                                                                                                             

                                                                                                           «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны