Решение №РВ/6966/23 РЕШЕНИЕ по делу №086/01/17-1291/2023 от 3 октября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-1291/2023

резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года                                                                                                       г.Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

– <<--->>;

Члены Комиссии:

– <<--->>;

– <<--->>;

– <<--->>,

рассмотрев дело №086/01/17-1291/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным учреждением «Сургутская филармония» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от Муниципального автономного учреждения «Сургутская филармония», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя от заинтересованного лица, ООО «<<--->>», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России №143/23 от 09.08.2023 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбужденно дело №086/01/17-1291/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным учреждением «Сургутская филармония» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившихся в установлении в конкурсной документации о закупке противоречивых сведений в части оформления первых частей заявок.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 17.08.2023 (исх.№РВ/5791/23) рассмотрение дела назначено на 31.08.2023, к участию в деле, в качестве ответчика привлечено МАУ «Сургутская филармония», у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы и информация.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 31.08.2023 (исх.№РВ/6134/23 от 01.09.2023) рассмотрение дела отложено на 12.09.2023, в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО «<<--->>», ООО «<<--->>», ООО «<<--->>», ООО «<<--->>» и ООО «<<--->>».

Определением от 12.09.2023 (исх.№РВ/6441/23 от 14.09.2023) в связи с принятием Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключения об обстоятельствах дела рассмотрение отложено на 28.09.2023.

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

16.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211385663. 23.05.2022 в Извещение были внесены изменения.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 17.05.2022 по 01.06.2022 11:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 01.06.2022.

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения закупки регламентируется Положением о закупках товаров (работ, услуг) МАУ «Сургутская филармония» (далее – Положение о закупках).

Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 02.06.2022 установлено, что поступило 6 заявок на участие в закупке. Из них пять заявок отклонены от участия в закупке, так как признаны несоответствующими требованиям документации о закупке (в первой части заявки указаны сведения об участнике закупки).

В соответствии с пунктом 3.2 Конкурсной документации, первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурса, в соответствии с требованиями конкурсной документации (пункт 7.14 Информационной карты конкурса). При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурсе сведений о предлагаемой цене договора и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 3.5.1 конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе, которую представляет участник закупки в соответствии с настоящей конкурсной документацией, должна быть подготовлена по формам (если иное не установлено разделом III Информационная карта конкурса), определенным информационной картой конкурса.

В соответствии с пунктом 3.5.2 конкурсной документации, представление документов с отклонением от установленных в настоящей конкурсной документации форм, а также непредставление документов или предоставление недостоверных сведений, может быть расценено закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным настоящей конкурсной документацией (за исключением случаев, заполнения документов и форм в произвольной форме, в соответствии с требованиями раздела III Информационная карта конкурса).

В соответствии с пунктом 7.14 раздела III Информационная карта конкурса, первая часть заявки заполняется в соответствии с Формой 1 части IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ».

При этом, Форма 1 части IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ», прямо требует ее подписания уполномоченным лицом.

Таким образом, МАУ «Сургутская филармония» указало в документации о закупке противоречивые сведения в части оформления первых частей заявок, чем ввело участников закупки в заблуждение. Данные действия МАУ «Сургутская филармония» повлекли отклонение пяти из шести поступивших заявок на участие в закупке, следовательно, послужили причиной ограничения круга лиц, участвующих в закупке.

В данном случае отклонение заявки, которая не соответствует незаконному требованию документации о закупке, неправомерно.

На основании изложенного, действия МАУ «Сургутская филармония» по установлению в документации о закупке противоречивых сведений в части оформления первых частей заявок, а именно, что конкурсная документация не содержит запрета на указание сведений об участнике в первой части заявки, и одновременно прямо требует подписания заявки уполномоченным лицом и проставления печати, противоречат положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как следует из письменных пояснениях МАУ «Сургутская филармония» (вх.№8532/23 от 01.09.2023) в рассматриваемых Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России действиях МАУ «Сургутская филармония» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела представители МАУ «Сургутская филармония» поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев указанные пояснения МАУ «Сургутская филармония», считает их несостоятельными ввиду нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.10 названного Порядка, а именно проводится обзор рынка.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка для квалификации действий по статье 17 Закона о защите конкуренции не требуется проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, достаточно определить временной интервал, предмет торгов и состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

В соответствии с пунктом 11.3 Порядка с учетом изменений, внесенных Приказом ФАС России от 20.07.2016 №1000/16, составлен краткий обзор об исследовании товарного рынка:

1. Временной интервал исследования рынка определен периодом с 17.05.2022 (дата размещения извещения №32211385663 о проведении закупки) по 01.06.2022 (дата окончания подачи заявок).

2. Предметом торгов по указанной закупке является приобретение светодиодного видеооборудования для здания МАУ «Сургутская филармония», в составе: 1) светодиодный медиаэкран уличный – 1 штука, 2) светодиодный медиаэкран для использования в помещении – 2 штуки.

Рассматриваемые действия МАУ «Сургутская филармония» привели к нарушению законодательства на рынке поставки светодиодного видеооборудования (классификация по ОКПД2 – 27.90.20.110 Панели индикаторные с устройствами жидкокристаллическими или светодиодами, ОКВЭД2 – 27.90.9 Производство электрического оборудования прочего, не включенного в другие группировки ).

На рынке поставки светодиодного видеооборудования имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так и хозяйствующих субъектов, расположенных в других округах (районах и т.д.), то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Таким образом, действия МАУ «Сургутская филармония» выразившиеся в установлении в документации о закупке противоречивых сведений в части оформления первых частей заявок, а именно не содержание в конкурсной документации запрета на указание сведений об участнике в первой части заявки, и одновременно требование подписания заявки уполномоченным лицом и проставления печати, нарушают требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№РВ/6452/23 от 14.09.2023) в адрес лиц, участвующих в деле, для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

При этом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что лица, участвующие в деле правом представления своих пояснения, доказательства и доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела не воспользовались, хотя данная возможность им была представлена.

28.09.2023 от МАУ «Сургутская филармония» до рассмотрения дела №086/01/17-1291/2023 о нарушении антимонопольного законодательства поступило ходатайство (вх.№9409-ЭП/23 от 28.09.2023) о рассмотрении дела в отсутствие представителя от МАУ «Сургутская филармония».

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что доводы МАУ «Сургутская филармония» об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными, и приходит к выводу о нарушении МАУ «Сургутская филармония» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении в документации о закупке противоречивых сведений в части оформления первых частей заявок, а именно не содержание в конкурсной документации запрета на указание сведений об участнике в первой части заявки, и одновременно требование подписания заявки уполномоченным лицом и проставления печати.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку по результатам проведенной закупки между МАУ «Сургутская филармония» и ООО «<<--->>» (победитель закупки) заключен договор №<<--->> от 25.07.2022.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела №086/01/17-1291/2023, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Муниципального автономного учреждения «Сургутская филармония», выразившихся в установлении в документации о закупке противоречивых сведений в части оформления первых частей заявок, а именно не содержание в конкурсной документации запрета на указание сведений об участнике в первой части заявки, и одновременно требование подписания заявки уполномоченным лицом и проставления печати, нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с заключенным по результатам проведения закупки договора.

 

Председатель Комиссии <<--->>

Члены Комиссии <<--->>

<<--->>

<<--->>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны