Решение б/н решение по жалобе № 6624/22 от 15 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-870/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 12.07.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 15.07.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

         Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителей Заказчика по доверенности;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 24.06.2022 № 6624/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку инвентаря и хозяйственных принадлежностей, извещение № 32211472190, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 24.06.2022 № 6624/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (далее – Заказчик, АО «Юграэнерго») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку инвентаря и хозяйственных принадлежностей, извещение № 32211472190.     

        Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.

        Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

         Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 04.07.2022. В связи с необходимостью получения дополнительных сведений срок принятия решения по Жалобе был продлен. Рассмотрение Жалобы отложено на 12.07.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

           Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» (далее – Положение о закупке), утвержденным Решением Совета директоров АО «Юграэнерго», №02/2021 от 29.06.2021.

 

15.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211472190.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 16.06.2022 до 23.06.2022 08:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 24.06.2022 года.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Из протокола подведения итогов закупки от 23.06.2022 установлено, что до окончания срока подачи заявок поступило четыре заявки на участие в закупке. Из них три заявки были отклонены от участия в закупке в связи с несоответствием требованиям документации.

Установлено, что Заявитель является участником закупки (заявка № 863363). Согласно указанному протоколу, заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: «Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Заявка«_________» не соответствует п/п. 1, п. 11.4.3.1. Положения о порядке проведения закупки товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны», п/п. 1, п. 15 Извещения о запросе котировок. В составе заявки отсутствует документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника.

На основании п. 11.6.3.3. Положения о порядке проведения закупки товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны», «_________» не допускается к участию в запросе котировок на право заключения договора на поставку инвентаря и хозяйственных принадлежностей».

Заявитель считает действия заказчика неправомерными по следующим причинам.

Согласно сведений информационного портала сайта АО «Единая электронная торговая площадка», размещена заявка общества, в составе которой, в том числе. содержатся: выписка из ЕГРЮЛ; свидетельство ИНН; Устав общества; решение №11; решение о согласии на совершении или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки; решение № 3.

Согласно приложенного решения № 11, функции единоличного исполнительного органа общества в должности директора «_________» сроком на пять лет, возложены на единственного участника общества Чернега Владимира Васильевича.

Таким образом, причины указанные заказчиком, послужившие основанием не допуска заявки общества, отсутствуют, обжалуемое решение заказчика, незаконно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. б) ч.13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать сведения о результатах рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе об основаниях отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пп. 1 п. 11.4.3.1 Положения о закупках, п/п. 1 п. 15 Извещения о запросе котировок, к документу, подтверждающему полномочия лица на осуществление действий от имени участника, относится копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (руководитель).

Комиссией Управления установлено, что Заявителем в составе заявки представлены следующие документы:

      1. Основная часть
      2. Ценовые предложения;
      3. Декларация о соответствии.

Основная часть «_________» содержала следующие сведения:

        1. СМП 2022.06.03.
        2. ЗАЯВКА.
        3. Заявка 1 ч.
        4. Сведения.
        5. Обязательства.
        6. ИНН, ОГРН.
        7. УСН.
        8. Бух баланс 2021 г.
        9. Задолж 2022.02.04.

10. Декл. Соотв. «_________» 44,223.

Ценовое предложение «_________» содержало следующие сведения:

          1. Заявка 2 ч.
          2. Приложение № 1 к ЦП.

Декларация о соответствии «_________» содержала следующие сведения:

1. Декларация участника.

Таким образом, установлено, что Заявитель не прикрепил к заявке решение №11, подтверждающее полномочия лица на осуществление действий от имени участника.

Право Заказчика установить в документации о конкурентной закупке обязанность представления копии документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотрена пунктом 5 части 19.1. статьи 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с правовой позицией указанной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                           

                                  

РЕШИЛА:

 

           Признать жалобу «_________» (вх. от 24.06.2022 № 6624/22) на действия Заказчика АО «Югорская энергетическая компания децентрализованной зоны» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку инвентаря и хозяйственных принадлежностей, извещение № 32211472190, необоснованной.

         

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                                        «_________»

 

                                                                                                                       «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны