Решение №РВ/334/24 Признать жалобу Федорова П.Н. (вх.№13324-ЭП/23 от 28.12.2023... от 19 января 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/10/18.1-2205/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.01.2024г. г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 19.01.2024г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №75/23 от 24.04.2023 в составе:

Председатель комиссии:

"---"

Члены комиссии:

"---";

"---";

"---";

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя "---", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя Организатора торгов - Администрации Нефтеюганского района "---", действующей на основании "---",

рассмотрев жалобу "---"(вх.№13324-ЭП/23 от 28.12.2023),


 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба "---" (вх.№13324-ЭП/23 от 28.12.2023) на действия Администрации Нефтеюганского района при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, п.Каркатеевы, с кадастровым номером 86:08:0020101:3412, площадью 14 110 кв.м. с видом разрешенного использования: строительная промышленность, извещение №21000023050000000050, лот №1 (далее – аукцион).

Как следует из содержания жалобы Заявителя, Организатор торгов не правомерно допустил других участников аукциона, поскольку согласно регламенту ЭТП документы подаются в формате электронный документ или сканированных копий документов в формате pdf. Копия паспорта, представленная другими участниками аукциона, не является электронным документом или сканированной копией документа в формате pdf. В связи с чем, по мнению Заявителя Организатор торгов должен был отклонить данных участников.

Кроме того, Заявитель указал на то, что извещение не содержит все виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования застройки.

На основании вышеуказанного Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписания.

В соответствии с уведомлением Ханты-Мансийского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (от 29.12.2023 №РВ/9462/23) рассмотрение жалобы назначено на 16.01.2024.

Организатор торгов представил письменные возражения (вх.№169-ЭП/24 от 11.01.2024) на жалобу Заявителя, согласно которым считает, что жалоба Заявителя является необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя сторон, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Согласно статьям 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.

Статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ введен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей предоставления таких земельных участков.

В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В пункте 20 статьи 39.11 ЗК РФ указано, что организатор торгов также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Согласно постановлению Администрации Нефтеюганского района от 13.11.2023 №505-ра «О проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 14 110 кв.м, относящегося к категории земель «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «строительная промышленность (код 6.6)», с кадастровым номером 86:08:0020101:3412, расположенного по адресу (местонахождение): Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский р-н, п.Каркатеевы.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» информация о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности размещается на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).

17.11.2023 на официальном сайте Организатором торгов опубликовано извещение №21000023050000000050 о проведении аукциона.

Информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности: имеется.

Срок аренды земельного участка – 10 лет 8 месяцев.

Начальная цена предмета аукциона (размер ежегодной арендной платы) – 278 698 (двести семьдесят восемь тысяч шестьсот девяносто восемь) рублей 00 копеек (рыночная стоимость).

Для участия в электронном аукционе заявители представляют следующие документы: заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением следующих документов:

- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

- надлежащим образом, заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

- документы, подтверждающие внесение задатка. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.

Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

В случае, если с заявкой на участие в аукционе обращается представитель заявителя, предъявляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.

Дата и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми документами, адрес места их приема: заявки с прилагаемыми документами на участие в аукционе принимаются со дня опубликования извещения о проведении аукциона по 15 декабря 2023 года включительно, на электронной площадке: Акционерное общество «Сбербанк- автоматизированная система торгов» в сети Интернет http://www.utp.sberbank-ast.ru/. Дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 18 декабря 2023 года в 10.00 часов.

Дата и время начала проведения аукциона: 20.12.2023 10:00 (МСК+2).

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 18.12.2023 № 45 на участие в аукционе поступило десять заявок: ООО «Ремонтно-строительное управление «Север» (дата и время подачи заявки 30.11.2023 в 06:59:35, заявка №6772), ИП "---" (дата и время подачи заявки 13.12.2023 в 15:38:36, заявка №8563), "---" (дата и время подачи заявки 14.12.2023 в 22:36:45, заявка №4138), "---" (дата и время подачи заявки 14.12.2023 в 22:38:02, заявка №5626), "---" (дата и время подачи заявки 15.12.2023 в 07:04:02, заявка №8650), "---" (дата и время подачи заявки 15.12.2023 в 07:35:00, заявка №2811), "---" (дата и время подачи заявки 15.12.2023 в 14:26:00, заявка №589), "---" (дата и время подачи заявки 15.12.2023 в 14:32:09, заявка №9144), "---" (дата и время подачи заявки 15.12.2023 в 15:15:35, заявка №9703), "---" (дата и время подачи заявки 15.12.2023 в 15:17:20, заявка №35051).

В соответствии с указанным протоколом все претенденты подавшие заявки на участие в аукционе признаны участниками аукциона.

Согласно протоколу о результатах аукциона от 20.12.2023 №46 победителем аукциона признано ООО «Ремонтно-строительное управление «Север».

В силу части 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно части 8 статьи 39.12. заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Как следует из представленных документов, аналогичные требования указаны в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно опубликованному извещению продажа имущества осуществлялась на электронной торговой площадке АО «Сбербанк-АСТ».

Указанные сведения направляются оператору ЭТП в виде электронных документов, заверенных электронной подписью претендента либо лица, имеющего право действовать от имени претендента.

Как установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, на участие в аукционе по лоту №1 было подано 10 заявок, в том числе заявка Заявителя. Ни одна заявка участников не была отклонена.

Организатором торгов в письменных пояснениях (вх.169-ЭП/24 от 11.01.2024) также указано, что заявки и копии, приложенных к ним документов, поступили на электронную площадку уже в электронном виде в связи с чем, правомерно допущены к участию.

Исследовав допущенные заявки на участие в торгах, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что копии паспорта участником приложены в соответствующем виде, следовательно, у Организатора торгов отсутствовали основания для отклонения заявок участников.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что целью проведения торгов является привлечение максимального количества заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом власти максимальной цены за объект торгов. Необоснованный отказ в допуске к участию в торгах не приводит к достижению цели их проведения, в том числе по причине уменьшения круга участников торгов, и как следствие к ограничению, устранению конкуренции.

Для целей проведения торгов копия документа, удостоверяющего личность заявителя, может быть представлена в объеме, позволяющем идентифицировать лицо, подавшее заявку, и сделать вывод об отсутствии препятствий для его участия в торгах.

Данная позиция Ханты-Мансийского УФАС России согласуется с многочисленной судебной практикой, в том числе, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.04.2023 по делу №А56-76375/2022, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.03.2023 по делу №А83-20960/2021, определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 по делу №А83-17293/2020.

Как верно отмечено Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 17.07.2018 по делу №А66-17240/2017, указанное в пункте 1 статьи 39.12 ЗК РФ требование о предоставлении копии паспорта установлено в целях идентификации личности.

Согласно определению Верховного Суда РФ от 08.09.2020 по делу №А63-13382/2019 требование о представлении копий документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан), имеет целью подтвердить ту информацию, которую претендент заполняет в графе «заявитель», то есть фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта и т.д.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Организатор торгов правомерно признал заявки участников соответствующими требованиям, поскольку все необходимые документы были представлены в полном объеме и подавались исключительно в электронной форме, без предоставления копий документов удостоверяющих личность нарочно Организатору торгов.

В своей жалобе Заявитель также указал на то, что извещение и аукционная документация не содержит информации обо всех возможных видах разрешенного использования земельного участка.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 7 ЗК РФ в отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования

В соответствии с пунктом 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения).

Следовательно, в силу положений пункту 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о разрешенном использовании земельного участка, при этом требование о внесении сведений обо всех видах разрешенного использования отсутствует.

Согласно пункту 5 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование.

Из анализа извещения установлено, что извещение содержит следующую информацию:

Предметом аукциона по лоту №1 является земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 14 110 кв. метра, с кадастровым номером 86:08:0020101:3412, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский р-н, п.Каркатеевы, вид разрешенного использования - строительная промышленность (код 6.6).

Основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (Зона производственных объектов IV-V классов опасности (П1), определены постановлением Администрации сельского поселения Каркатеевы от 28.07.2022 №94-па «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Каркатеевы».

Минимальная площадь участка - не подлежит установлению.

Максимальная площадь участка - не подлежит установлению.

Количество этажей – до 3 надземных этажей включительно.

Высота - не подлежит установлению.

Минимальный отступ от красной линии - 3 м.

В условиях реконструкции допускается сокращение отступа и/или размещение зданий по красной линии улиц.

Расстояние от границ смежного земельного участка – 3 м.

Максимальный процент застройки в границах земельного участка – не подлежит установлению.

Минимальный процент озеленения: - для объектов I – II класса вредности – 10% от площади земельного участка; - для объектов III класса вредности – 10% от площади земельного участка;- для объектов IV, V класса вредности – 15% от площади земельного участка.

Организатор торгов в своих пояснениях указал на то, что образование земельного участка осуществлялось в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Кроме того, Организатор торгов указал, что соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке указан только один вид разрешенного использования. Указание в извещении о проведении аукциона всех виды разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительному и земельному законодательству.

Действующее законодательство не предусматривает возможность установления одновременно нескольких основных видов разрешенного использования земельного участка; при указании всех видов разрешенного использования земельного участка в аукционной документации будущему арендатору такого участка предоставляются широкие полномочия по использованию земельного участка в соответствии с любым видом разрешенного использования, что может противоречить градостроительным решениям, принятым органом местного самоуправления. Такой подход нарушает права собственника земельного участка по установлению ограничений в пользовании арендованным имуществом, в частности, путем указания цели использования такого имущества. Вопросы выработки градостроительных решений, определяющих стратегию развития территории, относятся к компетенции органа местного самоуправления, который вправе ограничить для будущих правообладателей земельных участков объем правомочий, при этом арендатор не имеет прав как на одностороннее изменение видов разрешенного использования земельного участка, так и на изменение условий договора аренды в части своих правомочий и цели использования арендованного имущества. В рамках реализации градостроительной политики может возникнуть ситуация, при которой согласно планировке территории земельный участок, находящийся в границах одной территориальной зоны, возможно будет использовать исключительно с одним основным видом разрешенного использования несмотря на то, что градостроительным регламентом предусмотрены и иные основные виды разрешенного использования.

Установление для земельного участка одновременно нескольких основных видов разрешенного использования земельного участка сделает невозможным определение выкупной цены (либо ставки арендной платы) для такого участка.

Кроме того, Организатор торгов в своих пояснениях указал, что выставленный на аукцион земельный участок уже имеет вид разрешенного использования (строительная промышленность), он установлен при постановке земельного участка на кадастровый учет на основании постановления Администрации Нефтеюганского района от 02.08.2023 №1109-па «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

При этом Организатор торгов отметил, что ссылка в жалобе Заявителя на судебную практику и письмо ФАС России не содержит положений, устанавливающих предписания и правила, направленные на понуждение органов местного самоуправления к установлению нескольких основных видов разрешенного использования земельного участка, а содержит разъяснения относительно обязанности организатора торгов указать в извещении о проведении аукциона все виды разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки, и не ограничивает полномочия Администрации Нефтеюганского района как собственника земельного участка и его права по проведению аукциона и заключению по его итогам соответствующего договора.

Также Организатор торгов указал, что с учетом положений пунктов 1, 8, 9 статьи 39.8 ЗК РФ считает, что содержащееся в письме ФАС предписание для организатора торгов обязательно указать в извещении о проведении аукциона все виды разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительному и земельному законодательству. Следовательно, указанная судебная практика не может быть применима к указанным правоотношениям.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что согласно представленной Организатором торгов Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020101:3412), вид разрешенного использования: строительная промышленность (код 6.6).

Таким образом, довод Заявителя в указанной части является необоснованными.

Кроме того, как установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, Заявителем была подана заявка на участие, а также принято участие в аукционе, следовательно, Заявитель был осведомлен о всех существенных характеристиках земельного участка, приобретаемого на аукционе. Жалобы в адрес Ханты-Мансийского УФАС России на стадии подачи заявок и до проведения аукциона ни от Заявителя ни от участников аукциона не поступало.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

Признать жалобу "---" (вх.№13324-ЭП/23 от 28.12.2023) на действия Администрации Нефтеюганского района при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, п.Каркатеевы, с кадастровым номером 86:08:0020101:3412, площадью 14 110 кв.м. с видом разрешенного использования: строительная промышленность, извещение №21000023050000000050, лот №1, необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "---"

 

 

Члены Комиссии: "---"

"---"

"---"

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны