Решение №АМ/2355/22 РЕШЕНИЕ по делу №086/01/17-1611/2021 от 29 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-1611/2021

резолютивная часть решения оглашена «15» марта 2022 года

решение в полном объеме изготовлено «29» марта 2022 года г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

- <<--->>;

Члены Комиссии:

- <<--->>;

- <<--->>,

- <<--->>,

рассмотрев дело №086/01/17-1611/2021 по признакам нарушения Администрацией Сургутского района части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующего на основании доверенности №<<--->> от 01.02.2022,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующей на основании доверенности №<<--->> от 09.02.2022,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующего на основании доверенности №<<--->> от 02.02.2022,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующей на основании доверенности №<<--->> от 11.03.2022,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующего на основании доверенности №1394 от 07.12.2021,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующей на основании доверенности №<<--->> от 10.12.2021,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующей на основании доверенности №<<--->> от 10.12.2021,

в присутствии посредством видеконференцсвязи представителя ответчика от Администрации Сургутского района <<--->>, действующей на основании доверенности №<<--->> от 10.12.2021,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступило письмо ФАС России от 29.10.2021 №ТН/92551/21, содержащее сведения о признаках нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях Администрации Сургутского района при проведении открытых конкурсов на право заключения инвестиционных договоров для реализации инвестиционных проектов по созданию объектов местного значения.

Так, из представленных ФАС России документов следует, что Сургутским муниципальным районом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее также - Сургутский муниципальный район) в соответствии с Порядком формирования «белых и черных» книг проконкурентных и
антиконкурентных региональных практик, утвержденным приказом ФАС России
от 14.03.2017 №299/17, письмом от 11.12.2020 №01-02-2117, в адрес ФАС России была представлена информация о принятии в 2020 году актов и осуществлении действий, имеющих конкурентный характер, в том числе примеры «Разработка и реализация стратегии инвестиционного развития муниципалитета», «Строительство объектов местного значения на условиях инвестиционных договоров».

Согласно представленной информации, с целью улучшения инвестиционного климата на территории муниципального образования Сургутского района, развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне была принята Стратегия муниципального образования Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2030 года «От прожектов к проектам», утвержденная Постановлением администрации Сургутского района от 09.11.2017 №3922 (далее - Стратегия), в целях реализации которой администрацией Сургутского района принято постановление от 15.06.2017 №1806-нпа «Об утверждении порядка заключения инвестиционных договоров в отношении объектов местного значения Сургутского района».

В рамках реализации Стратегии Сургутским муниципальным районом заключено 8 инвестиционных договоров на строительство объектов местного значения:

- «Школа-комплекс (средняя общеобразовательная школа на 60 учащихся с
детским садом на 35 мест) п. Высокий Мыс (Общеобразовательная организация с
универсальной безбарьерной средой)» (инвестиционный договор от 07.08.2017
№ 528);

- «Детский сад, п. Солнечный» на 300 мест (инвестиционный договор

от 14.05.2018 № 290);

- «Детский сад на 300 мест в п. Нижнесортымский», микрорайон №8
(инвестиционный договор от 05.07.2018 № 471);

- «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в с.п. Угут»,
(инвестиционный договор от 16.04.2019 № 300);

- «Многофункциональный культурно-досуговый центр г.п. Барсово» (инвестиционный договор от 26.04.2019 № 341);

- «Столовая на 100 посадочных мест, д. Сайгатина» (инвестиционный договор
от 02.07.2019 № 541);

- «Нежилое здание для размещения дошкольной образовательной организации» («Детский сад на 80 мест в д. Сайгатина») (инвестиционный договор от 30.07.2020
№ 551);

- «Нежилое здание для размещения дошкольной образовательной организации» («Детский сад на 300 мест в пгт. Белый Яр») (инвестиционный договор от 15.09.2020
№ 635).

В качестве одного из преимуществ инвестиционных договоров для
муниципалитета Сургутским муниципальным районом отмечался тот факт, что
предусмотрен перечень оборудования, необходимый для ввода объекта в эксплуатацию.

В целях определения целесообразности включения примеров «Разработка и реализация стратегии инвестиционного развития муниципалитета», «Строительство объектов местного значения на условиях инвестиционных договоров» в проект «Белой книги» ФАС России в адрес Главы Сургутского района был направлен соответствующий запрос информации (исх. от 15.06.2021 №ТН/48790/21) (далее - Запрос ФАС России).

В ответ на Запрос ФАС России письмом Администрации Сургутского района от 18.06.2021 №04-02-1377 было сообщено, что перечень оборудования зависит от назначения объекта и устанавливается в соответствии с потребностями его использования.

В качестве примеров таких перечней оборудования Администрацией Сургутского района, в адрес ФАС России, направлены ссылки, содержащие на конкурсные документации и заключенные инвестиционные договоры по 2 из 8 объектам:

- «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в с.п. Угут» (http://www.admsr.ru/invest/news/1956/133457/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=140364);

- «Столовая на 100 посадочных мест д. Сайгатина» (http://www.admsr.ru/invest/news/1956/136872/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=140362).

Дополнительно ФАС России установлено, что на Инвестиционном портале Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (http://www.admsr.ru/invest/) (далее – Инвестиционный портал) размещены конкурсные документации и заключенные инвестиционные договоры по остальным объектам местного значения, информация о которых содержится в примерах «Разработка и реализация стратегии инвестиционного развития муниципалитета», «Строительство объектов местного значения на условиях инвестиционных договоров»:

- «Школа-комплекс (средняя общеобразовательная школа на 60 учащихся с детским садом на 35 мест) п. Высокий Мыс (Общеобразовательная организация с универсальной безбарьерной средой)» (http://admsr.ru/news/268/95694/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=140366);

- «Детский сад п. Солнечный» на 300 мест (http://www.admsr.ru/invest/news/1956/110928/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=140358);

- «Детский сад на 300 мест в п. Нижнесортымский», микрорайон №8 (http://www.admsr.ru/invest/news/1956/114251/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=140357);

- «Многофункциональный культурно-досуговый центр г.п. Барсово» (http://www.admsr.ru/invest/news/1956/134220/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=140365);

- «Нежилое здание для размещения дошкольной образовательной организации» («Детский сад на 80 мест в д. Сайгатина») (http://www.admsr.ru/invest/news/5393/164407/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=156124);

- «Нежилое здание для размещения дошкольной образовательной организации» («Детский сад на 300 мест в пгт. Белый Яр») (http://www.admsr.ru/invest/news/1956/167610/, https://www.admsr.ru/invest/partnership/mcp/?EID=156302).

Из представленных Администрацией Сургутского района материалов на Запрос ФАС России, а также материалов, содержащихся на Инвестиционном портале и доступных по указанным выше ссылкам, ФАС Росси установлено следующее.

1. Разделом VII конкурсной документации открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Столовая на 100 посадочных мест, д. Сайгатина» предусмотрен проект соответствующего инвестиционного договора, Приложением № 5 к которому утверждена Спецификация технологического оборудования (далее - Спецификация).

В Спецификацию включены конкретные модели оборудования. Например, пункт 1 «Прилавок для столовых приборов ПСП-70КМ», пункт 2 «Прилавок, холодильный ПВВ(Н)-70КМ-02-НШ вся нерж.», пункт 3 «Мармит 1-х блюд ПМЭС-70КМ (2 конфорки, одна полка, подсветка)», пункт 4 «Мармит 2-х блюд ПМЭС-70КМ-80 (две полки, подсветка, с гастроемкостями)», пункт 10 «Пароконвектомат ПКА10-1/1ВМ2 инжекц., 10 GN 1/1, вся нерж», пункт 13 «Стол СР-С-1-1200.600-02-ПСОц (СР-3-1200/600-Сп) сплошная полка, с бортом», пункт 17 «Тележка-шпилька ТШГн-20 GN2/1 (680н*590*1800 мм), нерж. ст.», пункт 26 «Ванна ВСМ-Б-3.530-1-02 (ВМ-3/530 с бортом)», пункт 34 «Рукомойник технологический консольный РТКн 330*330*150 «Norma Inox», отв. д/смесит.», пункт 39 «Овощерезка МПР 350М» и т. д.

Кроме того, ФАС России установлено, что производителем оборудования, указанного в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 23 Спецификации, является ООО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пунктах 10, 11, 54, 55, 57 Спецификации, является АО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пунктах 12, 22 Спецификации, является ООО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пунктах 13, 14, 15, 18, 19, 24, 25, 26, 27, 29, 32, 33, 35, 40, 41, 45, 46, 50, 52, 56, 62, 64, 70, 74, 75 Спецификации, является ООО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пунктах 16, 39, 47, 68 Спецификации, является ООО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пунктах 7, 17, 20, 21, 28, 31, 34, 36, 42, 44, 49, 51, 53, 58, 59, 60, 63, 69, 73 Спецификации, является ООО «Компания <<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пунктах 37, 38, 48, 66, 72, 77, 78 Спецификации, является ОАО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пункте 9 Спецификации, является ОАО «<<--->>».

Производителем оборудования, указанного в пункте 67 Спецификации, является ООО «<<--->>».

2. Разделом VII конкурсной документации открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Многофункциональный культурно-досуговый центр г.п Барсово» предусмотрен проект соответствующего инвестиционного договора, Приложением №5 к которому утвержден Минимальный перечень оборудования для укомплектования объекта.

Пункты 35, 36, 37 Минимального перечня оборудования для укомплектования объекта содержат конкретные модели оборудования. Пункт 35 «Пульт цифровой ЦИФРОВОЙ МИКШЕР ALLEN & НЕАТН QU-16», пункт 36 «Мониторы сценические JВL PRX 615», пункт 37 «ПОРТАЛ dB Technologies ES 1203».

3. Разделом VII конкурсной документации открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Детский сад на 80 мест в д. Сайгатина» предусмотрен проект соответствующего инвестиционного договора, Приложением № 5 к которому утвержден Перечень монтируемого технологического оборудования.

В Перечень монтируемого технологического оборудования включены конкретные модели оборудования. Например, пункт 4 раздела «Горячий цех с раздаточной» содержит описание модели кондиционера, которое соответствует определенной модели кондиционера (Hisense, серия Neo Premium Classic), пункт 5 раздела «Холодный цех» содержит указание на конкретную модель облучателя (ДЕЗАР).

4. Разделом VII конкурсной документации открытого конкурса на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Нежилое здание для размещения дошкольной образовательной организации» предусмотрен проект соответствующего инвестиционного договора, Приложением № 5 к которому утвержден Перечень технологического оборудования, мебели, оргтехники для комплектации объекта.

В Перечень технологического оборудования, мебели, оргтехники для комплектации объекта включены конкретные модели оборудования. Например: пункты 146, 188 «Интерактивная панель типа Iiyama TH5565MIS-B1AG 55"»; пункт 206 «ПЕЧЬ КОНВЕКЦИОННАЯ UNOX ХЕВС 16EU ElR»; пункт 215 «Сковорода опрокидывающаяся Проммаш СЭЧ-0.45»; пункт 217 «Пароконвектомат Abat ПКА 20-1/1ПП2 с комплектом гастроемкостей»; пункт 219 «Котел пищеварочный Abat КПЭМ-160-ОР»; пункт 287 «Шкаф морозильный объемом 1400 л Полаир CB114S ШХ l.4»; пункт 288 «Шкаф холодильный Полаир CM114S»; пункты 353, 391 «Стул для персонала и посетителей BRABIX Iso CF-001»; пункт 467 «Перфоратор AEG КН24IЕ 451555»; пункт 468 «тиски WILTON Мастерская WS6 WI63302»; пункт 497 «Подметальная машина КARCHER S 650» и т. д.

В Перечень технологического оборудования, мебели, оргтехники для комплектации объекта включены пункты, содержащие в графе «Технические характеристики» указания на определенную модель оборудования. Например, пункты 27, 63, 100, 140, 182, 199, 205, 214 Передвижной облучатель-рециркулятор воздуха» (ДЕЗАР-4); пункт 200 «Овощерезательная машина» (Robot Coupe CL50 с комплектом дисков), пункт 218 «Электрический привод универсальный» (УКМ-01); пункты 263, 273 «Ванна моечная 3-х секционная цельнотянутая» (ВМЛц-3); пункт 274 «Полка настенная открытая решетчатая» (ПНК-1200Р); пункт 277 «Шкаф для уборочного инвентаря» (МЕТ Эссен 1 Му); пункт 278 «Навесной шкаф для дез.средств» (ПЗК-950); пункт 282 «Ванна моечная» (ВМБ-1); пункты 313, 348, 363, 369, 375, 383, 389, 395, 405, 441 «системный блок» (ACER Extensa EX2610G); пункт 332 «Вешалка стойка напольная» (СН-4511, артикул 4511 СН); пункты 432, 449 «Кушетка смотровая» (МСК-203); пункт 434 «Весы медицинские» (ВЭМ-150); пункт 435 «Стулья» (металлокаркас ISO blac); пункт 452 «холодильник для МИБП» (INDESIT ST 145); пункт 473 «диски» (Starfit Диск балансировочный с лабиринтом); пункт 494 «Телевизор» (Samsung (Самсунг) UE60J6300AU) пункт 507 «Фен» (Connex НАD-120-20А) и т. д.

Кроме того, пункты 29, 65, 102, 142, 184 «Шкаф сушильный металлический» в графе «Технические характеристики» содержат описание, которое соответствует определенной модели шкафа сушильного металлического (производитель ООО «КМК Завод»).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В связи с тем, что требования или указания на конкретные характеристики товаров могут привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках при осуществлении закупок (ограничение количества участников закупки), то указанное выше свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России №121/21 от 17.11.2021 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбужденно дело №086/01/17-1611/2021 по признакам нарушения Администрацией Сургутского района части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся во включении в конкурсную документацию на право заключения инвестиционных договоров по созданию объектов местного значения «Столовая на 100 посадочных мест, д. Сайгатина», «Многофункциональный культурно-досуговый центр г.п. Барсово», «Детский сад на 80 мест в д. Сайгатина», «Нежилое здание для размещения дошкольной образовательной организации» перечней оборудования, содержащих конкретные модели оборудования.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 22.11.2021 (исх.№АМ/9100/21) рассмотрение дела назначено на 15.12.2021, у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы (информация).

Письмом от 10.12.2021 №04-02-2988 (вх.12737/21 от 13.12.2021) Администрацией Сургутского района представлены запрошенные документы, а также представлены письменные пояснения по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений Администрации Сургутского района следует, что выбор конкретных характеристик оборудования, мебели, оргтехники для укомплектования объектов, указанных в конкурсной документации, был обусловлен на основании следующего.

В целях создания качественного объекта, удовлетворяющего по своим характеристикам требованиям действующего законодательства, в том числе требованиями СНиП и СанПиН, при подготовке к проведению конкурса на право заключения инвестиционного договора формируется задание на проектирование, предусматривается перечень монтируемого и не монтируемого оборудования, необходимого для ввода объекта в эксплуатацию.

Перечень оборудования в конкурсной документации сформирован с учетом длительности эксплуатирования, бесперебойного функционирования, энергоэффективности, высокой производительности, надежности, простоты в эксплуатации, доступности по ценам, минимального дизайна, а также анализа функционирования существующего оборудования в образовательных и культурно-досуговых учреждениях Сургутского района.

Вместе с тем, Администрация Сургутского района также указала на то, что наличие в конкурсной документации конкретных характеристик и моделей оборудования не может служить основанием для ограничения конкуренции, поскольку не ограничивает рынок поставщиков и продавцов данного оборудования. Определение поставщиков оборудования остается на усмотрение инвестора при реализации инвестиционного проекта.

Как следует из раздела 5 приложения №1 «Задание на проектирование объекта, подлежащего к возведению при реализации инвестиционного проекта» объект должен быть укомплектован необходимым для осуществления деятельности оборудования в соответствии с приложением №5 к инвестиционному договору при этом пунктом 10.2 «Требования к технологическим решениям» предусмотрено, что комплектование объекта технологическим оборудованием необходимо осуществить в соответствии с передовыми и современными требованиями отечественного и зарубежного производства, при этом при разработке спецификаций выбор производителей и поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного оборудования произвести из числа российских предприятий. В случае использования в проекте строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного оборудования, производство и поставку аналогов которых отечественные производители не выполняют, выбор произвести из числа зарубежных поставщиков. Таким образом, договором предусмотрено право инвестора на выбор поставщиков оборудования.

Кроме того, в договоре отсутствует указание на приобретение оборудования конкретных производителей, а предусмотрена возможность согласования инвестором отступлений от проектной документации, что предполагает, в том числе, замену оборудования, необходимого для комплектации объекта, на аналогичное либо оборудование с улучшенными характеристиками.

Также в письменных пояснениях Администрация Сургутского района отметила, что предметом открытых конкурсов является право заключения инвестиционных договоров для реализации инвестиционных проектов по созданию объектов местного значения на территории Сургутского района, а не определение поставщиков оборудования для укомплектования объектов. Следовательно, ограничения конкуренции по смыслу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытых конкурсов на право заключения инвестиционных договоров отсутствуют.

На основании вышеизложенного, Администрация Сургутского района считает доводы Ханты-Мансийского УФАС России, изложенные в определении от 22.11.2021 №АМ/910021 о назначении дела №086/01/17-1611/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, необоснованными и несостоятельными, а дело №086/01/17-1611/2021 подлежащим прекращению.

Определением от 15.12.2021 (исх.№АМ/10032/21 от 16.12.2021) рассмотрение дела отложено на 24.01.2022, у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы (информация).

Письмом от 27.12.2021 №04-02-3132 (вх.13407/21 от 27.12.2021) Администрацией Сургутского района представлены запрошенные документы, а также сведения, запрошенные определением от 15.12.2021г.

Администрацией Сургутского района представлена информация о количестве объектов, построенных в рамках инвестиционных договоров, и в последующем приобретенных в муниципальную собственность.

Также предоставлена информация о количестве проведенных конкурсов в рамках постановления администрации Сургутского района от 15.06.2017 №1806-нпа «Об утверждении порядка заключения инвестиционных договоров в отношении объектов местного значения Сургутского района» (далее – Постановление от 15.06.2017 №1806-нпа).

Определением от 24.01.2022 (исх.№АМ/714/22 от 28.01.2022) рассмотрение дела отложено на 17.02.2022, у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы (информация).

Письмом от 09.02.2022 №04-02-256 (вх.1239/22 от 09.02.2022) Администрацией Сургутского района представленные письменные пояснения в части установления в конкурсных документациях обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в размере 1%, а также обеспечения исполнения инвестиционного договора в размере 3%.

Так, согласно письменным пояснениям Администрации Сургутского района, обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе установлено пунктом 4 «Перечень документов и материалов, представленных заявителями, формы представления таких документов и материалов» раздела I «Общие сведения об организации и проведении конкурса» конкурсной документации, в соответствии с пунктом 4.4 главы 4 приложения №2 к Постановлению от 15.06.2017 №1806-нпа.

Обеспечение исполнения инвестиционного договора установлено разделом «Проект инвестиционного договора» конкурсной документации, в соответствии с пунктом 4.4 главы 4 приложения №2 Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа.

Администрация Сургутского района пояснила, конкретные размеры обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в размере 1%, а также обеспечения исполнения инвестиционного договора в размере 3% утверждены конкурсной документацией в составе раздела III «Информационная карта конкурса», которая содержит, в том числе требования к участникам конкурса.

В соответствии с пунктом 2.1, 2.2 приложения №2 к Постановлению от 15.06.2017 №1806-нпа полномочия по разработке и утверждению конкурсной документации возложены на управление инвестиционной политики, развития предпринимательства и проектного управления администрации Сургутского района.

Согласно пункту 3.4 главы 3 приложения №1 и пункта 4.2 главы 4 приложения №2 к Постановлению от 15.06.2017 №1806-нпа конкурсная документация, до её утверждения организатором конкурса, согласовывается отраслевыми (функциональными) органами Администрации Сургутского района в соответствии с направлением деятельности, юридическим комитетом администрации Сургутского района.

Относительно сведений о необходимости заключения договора на осуществление функций строительного контроля именно с МКУ «УКС Сургутского района», Администрация Сургутского района пояснила, что договор на осуществление функций строительного контроля заключается в целях исполнения принятых на себя в рамках заключенного инвестиционного договора обязательств (пункты 8.1.2 и 8.1.5 инвестиционных договоров) по осуществлению контроля и надзора за реализацией инвестиционного проекта.

Администрация Сургутского района пояснила, что МКУ «УКС Сургутского района» создано в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления Сургутского района в сфере архитектуры и градостроительства, земельных отношений, полномочий по заключенным соглашениям и является специализированной организацией, осуществляющей функции по строительному контролю, надзору за ходом и качеством выполняемых работ по строительству объектов капитального строительства на территории Сургутского района. Иные организации, обладающие необходимыми полномочиями и функциями для исполнения принятых обязательств в Администрации Сургутского района, отсутствуют.

Также Администрацией Сургутского района были представлены сведения о включении объектов, построенных в рамках инвестиционных договоров, заключенных по результатам конкурсных процедур на основании Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа, в муниципальные и государственные программы.

Определением от 17.02.2022 объявлен перерыв, рассмотрение дела назначено на 24.02.2022, у Администрации Сургутского района повторно запрошены документы, запрошенные определением от 22.11.2021, ранее не представленные в адрес Ханты-Мансийского УФАС России.

Определением от 24.02.2022 (ВИ/1400/22 от 24.02.2022) рассмотрение дела отложено на 15.03.2022, у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы (информация).

15.03.2022 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении
торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются
действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или
устранению конкуренции.

В силу части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1
указанной статьи распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ( далее – Закон о закупках).

В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением
судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума
№2) указано, что по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1
и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный
контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых
прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения
монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка,
создания условий его эффективного функционирования, например, конкурентных
процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Федерального
закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Равным образом, исходя из взаимосвязи требований части 5 статьи 17 Закона о
защите конкуренции, частей 2 - 3.1 статьи 3 Закона о закупках, правила статьи 17
Закона о защите конкуренции применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом о закупках.
В Постановлении Пленума №2 также отмечается, что иные торги,
проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере
антимонопольного контроля по правилам статьи 17 Закона о защите конкуренции не
относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о
признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам,
недействительными и о применении последствий недействительности (например, на
основании пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации , статей 61.8, 139 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Пунктом 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что в случаях, указанных в Гражданском кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Как следует из положений Закона о защите конкуренции и позиции, изложенной в Постановлении Пленума №2, к полномочиям антимонопольного органа относится рассмотрение заявлений, дел о признаках нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в случае, если проведение торгов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае из материалов дела не усматривается, что спорные конкурсы проведены в предусмотренном законодательном порядке.

Проведение указанных выше конкурсов основано на Постановлении Администрации Сургутского района от 15.06.2017 №1806-нпа, принятого администрацией со ссылкой на Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон №39-ФЗ), Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), пункта 42 статьи 33 Устава Сургутского района.

При этом ни Законом №39-ФЗ, ни соответственно Законом №131-ФЗ не предусмотрен порядок проведения торгов на право заключения инвестиционного договора.

Соответственно, поскольку проведение Администрацией Сургутского района указанных выше конкурсов прямо не предусмотрено законом, т.е. не являются обязательными, то положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в данном случае не подлежат применению.

Таким образом, дело, возбужденное в отношении Администрации Сургутского района по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что указанное выше обстоятельство не исключает возможности оценки антимонопольным органом действий, совершенных при проведении необязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов, на предмет наличия признаков нарушения других норм Закона о защите конкуренции, в частности статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Так, в рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России были получены документы и информация, которые указывают на возможные признаки нарушения в действиях Администрации Сургутского района статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Проведение конкурсов на право заключения инвестиционных договор для реализации инвестиционных проектов по созданию объектов местного значения осуществлялось в соответствии с Постановлением от 15.06.2017 №1806-нпа.

В период с 2017-2021 годы в рамках Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа проведено 23 конкурсных процедуры, по результатам которых заключено 16 инвестиционных договоров.

В рамках рассмотрения дела Администрацией Сургутского района были представлены документы, из которых установлено следующее.

14.07.2017 года Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Школа-комплекс (средняя общеобразовательная школа на 60 учащихся с детским садом на 35 мест) п. Высокий Мыс».

По результатам конкурса победителем признано ООО «<<--->>», с которым заключен инвестиционный договор от 07.08.2017 №528.

Вместе с тем, из представленных документов также следует, что указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Образование Сургутского района» постановлением администрации Сургутского района от 18.02.2016 года №528 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района 19.12.2013 №5588» пунктом 2 приложения №3 к указанному постановлению.

Также вышеуказанный объект включен в государственную программу ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» постановлением от 22.12.2016г. №541-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы» пунктом 139 таблицы 6 перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности, предназначенных для размещения образовательных организаций.

На основании муниципального контракта от 20.12.2018г. №62 на приобретение нежилого здания, заключенным между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района и ООО «Сургутстройцентр», в муниципальную собственность МО Сургутский район приобретен объект «Школа-комплекс (средняя общеобразовательная школа на 60 учащихся с детским садом на 35 мест) п. Высокий Мыс» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

22.02.2018г. Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Детский сад на 300 мест в п. Нижнесортымский, микрорайон №8».

В результате того, что на конкурс не было подано ни одной заявки, конкурс признан несостоявшимся.

01.06.2018г. Администрацией Сургутского района вновь размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию вышеуказанного объекта.

По результатам конкурса победителем признано ООО «<<--->>», с которым заключен инвестиционный договор от 05.07.2018 №471.

Указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Образование Сургутского района» от 29.06.2017г. №2011 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5588» пунктом 12 приложения №3 настоящего постановления.

В государственную программу объект включен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 22.12.2016 №541-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2016-2020 годы» пунктом 147 таблицы 6 перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности, предназначенных для размещения образовательных организаций.

На основании муниципального контракта от 04.12.2020г. №66 на приобретение нежилого здания, заключенным между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района и ООО «СК «Град», в муниципальную собственность МО Сургутский район приобретен объект «Детский сад на 300 мест в п. Нижнесортымский, микрорайон №8» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

02.03.2018г. Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Детский сад, п. Солнечный».

В результате того, что на конкурс не было подано ни одной заявки, конкурс признан не состоявшимся.

06.04.2018г. Администрацией Сургутского района вновь размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию вышеуказанного объекта.

По результатам конкурса победителем признано АО «<<--->>», с которым заключен инвестиционный договор от 14.05.2018 №290.

Указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Образование Сургутского района» от 29.06.2017г. №2011 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5588» пунктом 13 приложения №3 настоящего постановления.

В государственную программу объект включен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы» пунктом 125 таблицы 6 перечня объектов капитального строительства муниципальной собственности, предназначенных для размещения образовательных организаций.

На основании муниципального контракта от 15.12.2020г. №70 на приобретение нежилого здания, заключенным между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района и АО «ДСК «<<--->>», в муниципальную собственность МО Сургутский район приобретен объект «Детский сад, п. Солнечный» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

01.02.2019г. Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Многофункциональный культурно-досуговый центр г.п.Барсово».

В результате того, что на конкурс не было подано ни одной заявки, конкурс признан несостоявшимся.

22.03.2019г. Администрацией Сургутского района вновь размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию вышеуказанного объекта.

По результатам конкурса победителем признано ООО «Строительная компания «Титан», с которым заключен инвестиционный договор от 26.04.2019 №341.

Указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Образование Сургутского района» от 11.03.2019г. №935 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5597» пунктом 4.1.2.4 приложения №2 настоящего постановления.

В государственную программу объект включен постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.10.2020 №458-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.10.2018г. №341-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Культурное пространство» пунктом 9 таблицы 6 перечня объектов капитального строительства.

Согласно письменным пояснениям Администрации Сургутского района (вх.13407/21 от 27.12.2021), по состоянию на 27.12.2021 право собственности на объект «Многофункциональный культурно-досуговый центр г.п.Барсово» принадлежит муниципальному образованию Сургутский муниципальный район ХМАО-Югры. В подтверждение указанной информации, администрацией представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием Сургутский муниципальный район ХМАО-Югры (№<<--->>-5 от 22.01.2021).

01.03.2019 года Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в с.п. Угут».

По результатам конкурса победителем признано ООО «Строй Актив», с которым заключен инвестиционный договор от 16.04.2019 №300.

Вместе с тем, из представленных документов также следует, что указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Физическая культура, спорт и молодежная политика Сургутского района» постановлением администрации Сургутского района от 17.01.2019 года №220 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5595» пунктом 5.2.1.5 приложения №2 к указанному постановлению.

Также, вышеуказанный объект включен в государственную программу ХМАО-Югры «Развитие физической культуры и спорта» постановлением от 08.02.2019г. №29 «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.10.2018 №342-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие физической культуры и спорта» пунктом 19 таблицы 6 перечня объектов капитального строительства.

На основании муниципального контракта от 30.12.2019г. №25 на приобретение нежилого здания, заключенным между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района и ООО «Строй Актив», в муниципальную собственность МО Сургутский район приобретен объект «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в с.п. Угут» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

08.05.2019 года Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объекта местного значения «Столовая на 100 посадочных мест, д. Сайгатина».

По результатам конкурса победителем признано ООО «Домаск», с которым заключен инвестиционный договор от 02.07.2019 №541.

Вместе с тем, из представленных документов также следует, что указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Образование Сургутского района» постановлением администрации Сургутского района от 16.07.2019 года №2673 «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 19.12.2013 №5588» пунктом 14 приложения №3 к указанному постановлению.

На основании муниципального контракта от 16.12.2020г. №71 на приобретение нежилого здания, заключенным между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района и ООО «Домаск» в муниципальную собственность МО Сургутский район приобретен объект «Столовая на 100 посадочных мест, д. Сайгатина» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно письменным пояснениям Администрации Сургутского района (вх.13407/21 от 27.12.2021), по состоянию на 27.12.2021 право собственности на объект «Столовая на 100 посадочных мест, д. Сайгатина» принадлежит муниципальному образованию Сургутский муниципальный район ХМАО-Югры. В подтверждение указанной информации, администрацией представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием Сургутский муниципальный район ХМАО-Югры (№<<--->>/2020-3 от 21.12.2020).

25.12.2020 года Администрацией Сургутского района размещено извещение на право заключения инвестиционного договора для реализации инвестиционного проекта по созданию объектов спорта местного значения в с.п. Сытомино.

По результатам конкурса победителем признано ООО «Строй Актив», с которым заключен инвестиционный договор от 10.02.2021 №61.

Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что указанный объект местного значения был включен в муниципальную программу «Образование Сургутского района» постановлением администрации Сургутского района от 22.04.2021 года №1428-нпа «О внесении изменений в постановление администрации Сургутского района от 22.01.2021 №198-нпа» пунктом 1.1.3 приложения №5 к указанному постановлению.

На основании муниципального контракта от 19.12.2021г. №60 на приобретение нежилого здания, заключенным между Департаментом управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района и ООО СЗ «Строй Актив» в муниципальную собственность МО Сургутский район приобретено имущество «Объекты спорта местного значения в с.п. Сытомино», «Ледовый каток со спортивной площадкой» в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Таким образом, из указанного выше следует, что у Администрации Сургутского района имелась муниципальная нужда в вышеуказанных объектах как до начала этапа проведения конкурсов на право заключения инвестиционных договоров для реализации инвестиционного проекта по созданию объектов местного значения, так и в период строительства объектов инвестором, что подтверждается включением таких объектов в муниципальные и государственные программы.

При этом из представленных документов и информации следует, что Администрацией Сургутского района проводились конкурсные процедуры на строительство объектов местного значения, в рамках инвестиционных договор инвесторы осуществляли проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и оформление права собственности на вышеуказанные объекты, после чего администрация выкупала объекты в рамках муниципальных контрактов, в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1.5 Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа инвестиционный договор заключается в целях создания объекта местного значения Сургутского района на территории Сургутского района.

Таким образом, положения данного постановления фактически направлены на строительство объектов в целях удовлетворения муниципальной нужды.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65). К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 69).

В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона №131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 54 Закона №131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

В силу пункта 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Таким образом, размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.

Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Согласно частям 1, 2 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок; открытость и прозрачность такой информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В силу части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение, об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 9 статьи 3 Закона о контрактной системе, единая информационная система в сфере закупок определена как совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 названного закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, указанная в части 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.

В соответствии с Положением о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60 информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, и доступ к нему осуществляется на безвозмездной основе.

Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Между тем, как следует из материалов дела, Администрация Сургутского района в данном случае не обеспечивала размещение информации о проведении закупки в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru), что говорит о нарушении принципа открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, поскольку не обеспечивалось доведение такой информации до всех заинтересованных лиц, в том числе до профессиональных участников рынка.

При этом Постановление от 15.06.2017 №1806-нпа предусматривает размещение извещения о проведении конкурса только в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования Сургутский район (www.admsr.ru).

Строительство объектов, в том числе социальных, необходимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд должно осуществляться в условиях равного доступа к выполнению строительства таких объектов всех заинтересованных лиц.

Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок строительства на соответствующей территории.

Доступ к строительному рынку в целях удовлетворения муниципальных и государственных нужд обеспечивается посредством размещения информации на официальном интернет ресурсе, установленном законодательством о контрактной системе и принятыми в соответствии с ним нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Не размещение же муниципальными и государственными органами информации на официальном сайте о потребностях в тех или иных товарах, работах, услуг существенным образом влияет как на круг потенциальных участников, так и на эффективное расходование бюджетных средств, поскольку обеспечение конкуренции и эффективное расходование бюджетных средств может достигаться лишь при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Поэтому заключение инвестиционного договора, по условиям которого инвестор за счет собственных средств осуществляет строительство нового объекта, который в последующем выкупается заказчиком для муниципальных нужд за счет бюджетных средств, должен осуществляться с соблюдением предусмотренных Законом о контрактной системе публичных (конкурентных) процедур.

В частности, аналогичная позиция указана в Определении Верховного Суда РФ от 26.04.2021 №308-ЭС21-3966 по делу №А15-3498/2019, Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу №А15-746/2020.

Также, согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 №54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» в случаях, когда по условиям договора одна сторона, имеющая в собственности или на ином праве земельный участок, предоставляет его для строительства здания или сооружения, а другая сторона обязуется осуществить строительство, к отношениям сторон по договору подлежат применению правила главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе правила параграфа 3 названной главы («Строительный подряд»). В силу договора строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (часть 1 статьи 740 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (ст. 740), проектные и изыскательские работы (ст. 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Таким образом, поскольку как показывает практика реализации Администрацией Сургутского района Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа в соответствии, с которым объекты местного значения сначала строятся инвесторами по результатам конкурсных процедур, порядок проведения которых не предусмотрен действующим законодательствам, после чего такие объекты в последующем приобретаются администрацией у единственного поставщика по пункту 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то указанное свидетельствует о намеренном уходе Администрацией Сургутского района от проведения конкурентных процедур по строительству объектов местного значения, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку.

Данная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 №307-КГ15-1408, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 №8799/11.

В части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции установлено, что целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Администрации Сургутского района по принятию и реализации Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа, существенным образом направленного на «обход» от проведения обязательных процедур торгов по строительству объектов местного значения, предусмотренных Законом о контрактной системе, свидетельствуют о возможных признаках нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Также наряду с указанными обстоятельствами Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также установила положение Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа, не отвечающего требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Так, пунктом 1.13 Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа установлено, что предоставление земельного участка осуществляется лицу, с которым заключен инвестиционный договор в соответствии подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Между тем, нормами земельного законодательства не регулируются отношения по приобретению товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и не устанавливаются случаи выполнения строительных работ без проведения закупочных процедур.

Предоставление земельного участка лицам, осуществляющим строительство объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд, регламентировано пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, из которого следует, что земельный участок предоставляется после проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2021 №Ф03-3000/2021 по делу №А04-8093/2020, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 16.09.2021 № 303-ЭС21-15536 по делу №А04-8093/2020, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.10.2021 №Ф03-4524/2021 по делу №А04-7894/2020, Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 по делу №А04-323/2021.

Соответственно поскольку как было указано выше объекты местного значения, строительство которых осуществляется в рамках инвестиционных договоров в последующем приобретаются Администрацией Сургутского района в муниципальную собственность посредством заключения муниципального контракта на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то такие земельные участки под строительство объектов недвижимости для муниципальных нужд могут быть предоставлены только после проведения конкурентной процедуры, предусмотренной Законом о контрактной системе, что прямо следует из пункта 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренная пунктом 1.13 Постановления от 15.06.2017 №1806-нпа возможность предоставления земельного участка без торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта местного значения без проведения конкурентной процедуры, предусмотренной Законом о контрактной системе указывает о наличии в действиях Администрации Сургутского района признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая то, что указанные выше обстоятельства стали известны в ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, производство по которому подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения в действиях Администрации Сургутского района части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необходимым передать материалы настоящего дела должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для принятия решения о выдаче Администрации Сургутского района предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, часть 1 стати 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/17-1611/2021, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России действиях Администрации Сургутского района.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для принятия решения о выдаче Администрации Сургутского района предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии <<--->>

 

 

Члены Комиссии: <<--->>

 

 

<<--->>

 

 

<<--->>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны