Предписание б/н Решение и предписание от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-800/2023

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2023                                       г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 15.06.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

- <<--->>;

Члены комиссии:

- <<--->>,

- <<--->>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заявителя ООО «ХИМПЭК ПРО» <<--->>, действующей на основании доверенности от 29.05.2023, <<--->>, действующей на основании доверенности от 29.05.2023;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АО «Горэлектросеть» <<--->>, действующего на основании доверенности №01-51/3 от 16.01.2023,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО «ХИМПЭК ПРО» (вх. № 5077-ЭП/23 от 23.05.2023),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «ХИМПЭК ПРО» (далее - Заявитель) (вх. №5077-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия заказчика АО «Горэлектросеть» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме поставка железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В жалобе Заявитель указывает, что после изучения закупочной документации по извещению №32312361483, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru, им принято решение об участии в закупке.

Как указывает Заявитель, в извещении о проведении запроса котировок и информационной карте (п.24) было указано, что денежные средства, в качестве обеспечения заявки вносится участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или независимой гарантией. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Заявитель указывает, что им был выбран способ обеспечения - внесения денежных средств на специальный счет открытый в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом Заявитель отмечает, что следовало условиям извещения, поскольку оно является неотъемлемой частью конкурсной документации и содержит все существенные условия для участия в запросе котировок.

Однако как указывает Заявитель, 16 мая 2023 года при отправке документов заявка не была принята. Причиной отказа явилось отсутствие денежных средств для обеспечения заявки.

Заявитель отмечает, что при настройке и размещении закупки на площадке, Заказчик указал обеспечение заявки с внесением денежных средств на лицевой счет открытый участником на электронной площадке, что по мнению Заявителя противоречит информации, указанной в извещении Заказчика.

Таким образом как указывает Заявитель, разночтения в документации Заказчика привели к нарушению прав и законных интересов Заявителя, который ориентировался на требования Заказчика, указанные в документации. В связи с этим 17.05.2023 года Заявитель направил в адрес Заказчика возражения с требованием запустить процедуру на этап подачи заявки и указать верную информацию внесения обеспечительного платежа заявки. Однако как отмечает Заявитель, данное действие не привело к какому-либо результату.

Заявитель указывает, что из-за ошибочных действий Заказчика он был лишен возможности участвовать в запросе котировок.

На основании изложенного, Заявитель просит признать действия Заказчика незаконным, выдать предписание об устранении допущенных нарушений и отменить результаты закупки.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 25.05.2023 (№ВТ/3512/23), рассмотрение жалобы назначено на 31.05.2023, у Заказчика истребованы необходимые документы и информация.

Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях (вх.№5338-ЭП/23 от 30.05.2023).

31.05.2023 в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости получения дополнительной информации.

В соответствии с уведомлением от 31.05.2023 (№ВТ/3675/23) срок рассмотрения жалобы продлен, жалоба назначена к рассмотрению на 08.09.2023, у Заявителя запрошены подтверждающие документы направления заявки для участия в запросе котировок в электронной форме поставка железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483). Также у Оператора электронной площадки - АО «РТС-тендер» запрошены подтверждающие документы направления ООО «ХИМПЭК ПРО» заявки для участия в запросе котировок в электронной форме поставка железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483) и подтверждающие документы, что при отправке документов ООО «ХИМПЭК ПРО» заявка для участия в запросе котировок в электронной форме поставка железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483) не была принята по причине отказа - «отсутствие денежных средств для обеспечения данной заявки».

08.06.2023 в ходе рассмотрения жалобы установлено, что информация, запрошенная у Оператора электронной площадки - АО «РТС-тендер» в адрес Ханты-Мансийского УФАС России не поступила.

В связи с этим, на основании уведомления от 08.06.2023 (№ВТ/3862/23) был продлен срок рассмотрения жалобы, жалоба назначена к рассмотрению на 09.09.2023, у Оператора электронной площадки - АО «РТС-тендер» повторно запрошены документы.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей лиц, принявших участие в рассмотрении жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закон о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Заказчик в своей деятельности руководствуется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг АО «Горэлектросеть», утвержденным Советом директоров АО «Горэлектросеть» от 29.09.2022 (далее - Положение).

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Разделом 5 Положения установлены требования к извещению и закупочной документации при проведении конкурентной закупки. В частности подпунктом 11 пункта 5.3.2 Положения установлено, что в извещении о закупке должны быть указаны размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения. В подпункте 17 пункта 5.4 также указано, что в документации о конкурентной закупке должны быть сведения о размере обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заказчиком 05.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении о проведении запроса котировок в электронной форме № ГЭ098ЗК на поставку железа хлорного технического (№32312361483).

Согласно подпункту 11.2.2 и 11.2.2.12 пункта 11.2 Положения в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны сведения в соответствии с п. 5.3. и 5.4. (за исключением подпункта 11) Положения, а также реквизиты счета для внесения обеспечения заявок, обеспечения исполнения договора (при необходимости).

В извещении в пункте 24 информационной карты указано, что Заказчик вносит обязательное требование обеспечения заявки на участие в закупке Участника в размере: 2% (Два %) от начальной (максимальной) стоимости договора.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств (денежные средства вносятся участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») или независимой гарантией. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

При этом в электронной версии извещения, размещенной на сайте Оператора электронной площадки https://223.rts-tender.ru указано, что обеспечение заявки осуществляется как в виде банковской гарантии или денежными средствами (с внесением д/с на эл. Площадку).

Таким образом из указанного следует, что информация о порядке внесения обеспечения заявки на участие в закупке, размещенной на сайте Оператора электронной площадки https://223.rts-tender.ru различается от информации, размещенной на сайте ЕИС.

Как следует из материалов дела с целью участия в запросе котировок Заявитель выбрал способ обеспечения - внесение денежных на специальный счет открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и осуществил платеж в размере 129 600 руб. (платежное поручение №66 от 16.05.2023, выписка по счету от 19.05.2023).

При отправке документов с помощью функционала Оператора электронной площадки заявка Заявителя не была принята, по причине отсутствия денежных средств для обеспечения данной заявки, в связи с чем Заявитель с письмом от 17.05.2023 №29 обратился в адрес Заказчика о разночтении информации размещенной на сайте ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки в части порядка внесения обеспечения и просил вернуть процедуру закупки на этап подачи заявки, указав верную информацию внесения обеспечительного платежа заявки.

Ответа от Заказчика на данное письмо Заявителя не последовало.

Из представленной Оператором электронной площадки информации следует, что заявка Заявителя находится в статусе «формирование». Таким образом, как отмечает оператор, участником создан только черновик заявки, но заявка не была подана в рамках процедуры.

Заказчик в своих письменных возражениях указал, что на участие в процедуре закупки было подано две заявки, признанные соответствующими закупочной документации. При этом как отметил Заказчик он не имеет доступа к информации о подаче Заявителем заявки и ее отклонения.

Заказчик также указал о возможной ошибке в разночтении информации, размещенной на сайте ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки в части порядка внесения обеспечения заявки, указав при этом, что правильным в рассматриваемой ситуации является внесение денежных средств на счет электронной площадки.

Заказчик также указал, что в соответствии с пунктом 9 Положения о размещении в единой информационной системе, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. №908 (далее - Постановление №908), сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно аппаратным комплексом единой информационной системы, и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Как отмечает Заказчик, из указанного следует, что приоритетными, во всяком случае, признаются сведения и информация, содержащиеся в извещении, составленном с помощью средств программно аппаратного комплекса электронной площадки.

С учетом данного правила иные участники закупки предоставили обеспечение с соблюдением порядка, указанного в извещении, составленном с помощью средств программно аппаратного комплекса электронной площадки.

В свою очередь как отмечает Заказчик, от Заявителя жалобы каких-либо запросов о разъяснении документации и электронного извещения не поступало.

24.05.2023 по закупке были подведены итоги, соответствующий протокол размещен в ЕИС.

Поскольку как указывает Заказчик Заявитель обратился в адрес Заказчика по окончании срока приема заявок, последний не имел возможности «повернуть» (изменить) процесс закупки, так как она проводится с использованием средств программно-аппаратного комплекса электронной площадки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев указанные возражения Заказчика считает их несостоятельными, поскольку информация о проведении запроса котировок размещена на разных ресурсах - в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки. Противоречивая информация относительно порядка внесения обеспечительного платежа содержалась на сайте Оператора электронной площадки в общей части.

При этом как указывает Заявитель в своей жалобе, о порядке внесения обеспечительного платежа ему стало известно из извещения, размещенного на сайте ЕИС (стр.1 жалобы). Этому порядку он последовал, выбрав способ обеспечения - внесение денежных на специальный счет открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом как следует из существа жалобы, Заявителю стало известно потом, что информация на сайте Оператора электронной площадки (в общей части) содержит иной порядок внесения денежных средств - на лицевой счет открытый участником на электронной площадке и то, что этот способ внесения денежных средств противоречит в том числе печатному тексту извещения, размещенного на также на сайте Оператора электронной площадки.

Кроме того, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что требования Постановления №908 распространяется при размещении положения о закупке, типового положения о закупке, информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», коим является сайт www.zakupki.gov.ru, при размещении информации непосредственно на сайте оператора электронной площадки данное постановление не распространяется.

В любом случае, информация размещаемая заказчиком на официальных сайтах относительно условий проведения конкурентной закупки, не должна содержать противоречий, которые каким-либо образом способны вводить в заблуждение участников закупки, тем самым ограничивать их в возможности подачи заявки для участия в закупке.

Соответственно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заявитель фактически был введен в заблуждение вследствие размещения Заказчиком разной информации в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки о порядке внесения обеспечения заявки, тем самым ограничив Заявителя в возможности подать заявку на участие в запросе котировок. Следовательно доводы Заявителя, изложенные в жалобе Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает обоснованными.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ХИМПЭК ПРО» (вх. №5077-ЭП/23 от 23.05.2023) на действия заказчика АО «Горэлектросеть» при проведении запроса котировок в электронной форме поставка железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483), обоснованной.

2. Признать в действиях АО «Горэлектросеть» нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «Горэлектросеть» обязательное для исполнения предписание.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<<--->>

Члены комиссии:

 

<<--->>

 

 

 

 

 

<<--->>

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №36

 

15.06.2023 г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

- <<--->>;

Члены комиссии:

- <<--->>,

- <<--->>,

на основании решения Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России от 15.06.2023 №086/07/3-800/2023, вынесенного по жалобе ООО «ХИМПЭК ПРО» (вх. № 5077-ЭП/23 от 23.05.2023), руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику АО «Горэлектросеть» аннулировать запрос котировок в электронной форме по поставке железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483).

2. Разместить информацию об аннулировании запроса котировок в электронной форме по поставке железа хлорного технического (ГЭ098 ЗК) (реестровый номер извещения 32312361483) в ЕИС в сфере закупок в сети интернет по адресу zakupki.gov.ru, а также на сайте Оператора электронной площадки.

3. Исполнить настоящее предписание в срок до 23.06.2023.

4. Оператору электронной площадки обеспечить техническую возможность исполнения настоящего предписания.

5. Заказчику представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении настоящего предписания в трехдневный срок с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<<--->>

Члены комиссии:

 

<<--->>

 

 

 

 

 

<<--->>

 

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Примечание: предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны