Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №086/01/17.1-966/2020 от 10 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17.1-966/2020

 

 

резолютивная часть решения оглашена «10» марта 2021 года

решение в полном объеме изготовлено «10» марта 2021 года                                                г. Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

– <<--->>;

Члены Комиссии:

– <<--->>;

– <<--->>,

рассмотрев дело №086/01/17.1-966/2020 по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Югорский государственный университет» (далее- Университет) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителя заявителя от Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

в присутствии на заседании представителя ответчика от ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» <<--->>, действующего на основании доверенности №<<--->> от 03.12.2020 г.,

в присутствии на заседании представителя заинтересованного лица от ООО «Нет Бай Нет Холдинг» <<--->>, действующей на основании доверенности №148 от 24.01.2020г.,

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица от ООО «Мобильные телевизионные системы», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии на заседании представителя заинтересованного лица от ПАО Ростелеком, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России) поступили заявление и материалы проверки Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры от 20.02.2020 исх.№52Ж-2020 (вх.№02-1705 от 28.02.2020), проведенной в рамках обращения ООО «Мобильные телевизионные системы», указывающие на признаки нарушения Закон о защите конкуренции в действиях Университета при распоряжении государственным имуществом.

        Как следует из представленных материалов, ООО «Мобильные телевизионные системы» обратилось с жалобой в Прокуратуру Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на действия Университета.

        Из существа жалобы следует, что на протяжении 2-х лет Университет затягивает процесс согласования по размещению оборудования (сетей связи) в общежитиях по адресам: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая №1, 3, 5, 7, 9, 11, 13. 

        Также, в жалобе общество просило провести проверку на предмет законности нахождения операторов связи ПАО «Ростелеком» и ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» в указанных общежитиях.

        Из документов следует, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой в адрес Ректора Университета вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 20.02.2020г.

        В частности, в представлении прокуратуры говорится о том, что на протяжении более полутора лет Университетом не рассмотрен вопрос о возможности размещения ООО «Мобильные телевизионные системы» сетей связи, иных коммуникаций и иного сервисного оборудования в помещениях общежитий университета, чем существенно нарушены права и законные интересы общества.

        Также, проведенной проверкой было установлено, что в общежитиях университета проложены каналы связи операторов связи ПАО «Ростелеком» и ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг», которыми разрешения собственника не получено, соответствующие договоры с Университетом не заключены, что свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.  

В рамках рассмотрения заявления Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, Ханты-Мансийским УФАС России у Университета истребованы дополнительные документы и информация, из которых установлено, что в общежитиях по улице Студенческая №1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 г. Ханты-Мансийск размещено оборудование ООО «Нет бай Нет Холдинг», предназначенное для обеспечения широкополосного доступа к сети «Интернет». При этом какие-либо договорные отношения между Университетом и обществом по размещению указанного оборудования отсутствуют.

        По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/17.1-966/2020 по признакам нарушения Университетом статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 28.05.2020 №144.

        Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05/АЯ-5528 от 10.06.2020), рассмотрение дела назначено на 06.07.2020, у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

Определением от 06.07.2020 (исх.№05/АА-6433) рассмотрение дела отложено на 24.07.2020г., у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

Определением от 24.07.2020 (исх.№05/АЯ-7353) рассмотрение дела отложено на 07.09.2020г., у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

На основании определения об объявлении перерыва от 07.09.2020 (исх.№05/АЯ-9209) рассмотрение дела отложено на 11.09.2020г.

На основании определения от 07.09.2020 (исх.№05/АЯ-9210) срок рассмотрения дела продлен до 10.03.2021г.

Определением от 11.09.2020 (исх.№05/АЯ-9454) рассмотрение дела отложено на 20.10.2020г., у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

Определением от 20.10.2020 (исх.№05/АЯ-11031) рассмотрение дела отложено на 26.11.2020г., у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05/АЯ-12138 от 26.11.2020), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 09.12.2020.

В связи с привлечением к участию в деле, в качестве заинтересованного лица ПАО Ростелеком, определением от 19.02.2021 (исх. №05/ЭА-1390) рассмотрение дела отложено на 25.02.2020 г., у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

        Определением от 25.02.2021 (исх. №05/ЭА-1479) рассмотрение дела отложено на 01.03.2021 г., у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

        В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05/ЭА-1620 от 01.03.2021), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 10.03.2021.

        Изучив материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

        В ходе анализа представленных документов Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в общежитиях Университета по адресам: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая №1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 расположено оборудование ООО «Нет бай Нет Холдинг», предназначенное для широкополосного доступа к сети «Интернет».

Однако, какие-либо правоустанавливающие документы по размещению ООО «Нет бай Нет Холдинг» сетей связи (оборудования) для предоставления доступа к сети «Интернет», отсутствуют.

Из пояснений ООО «Нет бай Нет Холдинг», перенаправленных Университетом вх. №02-3011 от 10.04.2020 следует, что оборудование по указанным адресам размещено в период с 2004 по 2009 ОАО «Югрател», которое в свою очередь 05.12.2013 было реорганизовано в ООО «Нет бай Нет Холдинг».

В результате указанной реорганизации, как указывает общество, оборудование перешло в пользование ООО «Нет бай Нет Холдинг», в связи с чем общество продолжило оказание услуг связи. При этом общество указало, что не располагает документами первого право предшественника, разместившего оборудование ОАО «Югрател», а также на каком основании осуществлялось размещение оборудования в 2009 году.

Из письменных пояснений Университета (вх.02-2512 от 25.03.2020) следует, что в рамках реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Электронная Югра» на 2006-2008 годы, утвержденной законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.02.2006 №14-оз, были проложены каналы связи в здания общежитий Университета и в 2009 году Территориальным управлением Росимущества по ХМАО-Югре было передано Университету телекоммуникационное оборудование, которое до настоящего времени используется Университетом для получения услуг связи «Интернет» для собственных нужд. В связи с тем, что переданные Университету точки доступа, их количество и мощность не позволяли обеспечить высокую скорость интернет-соединения для нужд Университета и для проживающих в общежитиях студентов, действующими на тот момент операторами связи ПАО Ростелеком и ОАО «Югрател» было принято решение об оказании соответствующих услуг связи студентам на коммерческой основе посредством заключения прямых договоров между гражданами и операторами связи.

Ханты-Мансийским УФАС России письмом №05/АЯ-3674 от 27.04.2020 у ПАО «Ростелеком» были истребованы документы (информация) о том, заключались ли между ПАО «Ростелеком» и Университетом договоры аренды, безвозмездного пользования по размещению сетей связи и иного оборудования в общежитиях Университета.

        Из представленных документов следует, что между ПАО «Ростелеком» и Университетом заключен контракт №К-223/19-ЮГУ-239 на оказание услуг по обеспечению доступа к информационным ресурсам сети «Интернет» от 16.12.2019.

        Предметом контракта является обеспечение доступа к информационным ресурсам сети «Интернет».

Контракт заключен на срок с 01.01.2020 до 31.12.2020 года. Указанным контрактом в том числе предусмотрено размещение оборудования, необходимого для предоставления интернет услуг.

Также согласно представленной Университетом информации (вх.02-6203 от 24.07.2020) следует, что в 2012 году между Университетом и ОАО «Югрател» был заключен государственный контракт №КДО/ГК-12-ЮГУ-387 от 31.12.2012 на оказание услуг по организации и обслуживанию канала доступа к сети интернет на 2013 год для объектов Университета (г. Ханты-Мансийск ул. Студенческая, д. 5 узел связи ЖК «Студенческий городок», учебный корпус ЮГУ ул. Мира, 13).

        Предметом государственного контракта являлось обеспечение доступа к информационным ресурсам сети «Интернет».

        Согласно пункта 3.1.2. государственного контракта №КДО/ГК-12-ЮГУ-387 от 31.12.2012 следует, что исполнитель (ООО Югрател) обеспечивает круглосуточный и бесперебойный доступ к сети «Интернет». Организовывает комплекс работ по подключению объектов, указанных государственным заказчиком к сети «Интернет».

Государственный контракт заключен с 01.01.2013 по 31.12.2013 года.

        В связи с реорганизацией ООО Югрател, дополнительным соглашением от 27.12.2013 в государственный контракт №КДО/ГК-12-ЮГУ-387 от 31.12.2012 внесены изменения.

        Также, согласно представленной Университетом информации (вх.02-6203 от 24.07.2020) следует, что в 2012 году между Университетом и ОАО «Югрател» был заключен государственный контракт №КДО/ГК-11-ЮГУ-257 от 16.01.2012 на оказание услуг по организации и обслуживанию канала доступа к сети интернет на 2012 год для объектов Университета (г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16, узел связи Университета, ЖК «Студенческий городок» (общежития 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), учебный корпус ул. Мира, 13.

        Предметом государственного контракта являлось обеспечение доступа к информационным ресурсам сети «Интернет».

        Согласно пункта 3.1.2. государственного контракта №КДО/ГК-11-ЮГУ-257 от 16.01.2012 следует, что исполнитель (ООО Югрател) обеспечивает круглосуточный и бесперебойный доступ к сети «Интернет». Организовывает комплекс работ по подключению объектов, указанных государственным заказчиком к сети «Интернет».

Государственный контракт заключен с 16.01.2012 по 31.12.2012 года.

        Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что размещение оборудования (сетей связи) в общежитиях № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 было размещено в рамках указанных государственных контрактов. Однако, указанное оборудование (сетей связи) не было демонтировано после окончания сроков государственных контрактов и размещается в указанных общежитиях по настоящее время.

        Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

        В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

        Таким образом, с момента вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача государственного и муниципального имущества осуществляется с учетом требований, предусмотренных названной нормой Закона.

          Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, что Университетом небыли соблюдены требования статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку ООО «Нет Бай Нет Холдинг» продолжало размещать на государственном имуществе свое оборудование (сетей связи), для предоставления абонентам услуг интернет-связи тем самым Университет предоставил обществу необоснованные преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности. 

        Материалами дела также подтверждается, что в результате проведенного открытого аукциона (извещение №1271003/1/31908566431-02) 10.01.2019 между ПАО Ростелеком и Университетом был заключен контракт на оказание услуг по обеспечению доступа к информационным ресурсам сети Интернет для нужд Университета в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, 

        Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что согласно письму ПАО Ростелеком (исх. №0506/05/1324-13 от 14.02.2013), направленного в адрес Университета, общество сообщило о предстоящих работах в 2013 году по модернизации уже существующих сетей связи в комплексе общежитий по ул. Студенческая, принадлежащих Университету.

        Согласно представленному ООО «Мобильные телевизионные системы» возражению на заключение об обстоятельствах дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России в ходе анализа документов, представленных Определением об отложении рассмотрения дела  от 25.02.2021 (исх. №05/ЭА-1479) установила, что в период с 2013 г. по 2020 г. было заключено 705 договоров на предоставление Интернет услуг между ПАО Ростелеком и физическими лицами (абонентами), а также 718 договоров на предоставление Интернет услуг между ООО «Нет Бай Нет Холдинг» и физическими лицами (абонентами), проживающими (проживавшими)  в период с 2013 по 2020 гг. в общежитиях по указанным выше адресам.         

        Следовательно, исходя из указанного письма следует, что в 2013 году и ранее на территории общежитий по улице Студенческая были проложены каналы связи ПАО Ростелеком, и данным оператором предоставлялись услуги доступа к сети Интернет.

В своих объяснениях (вх. №02-3697 от 08.05.2020) Университет указал, что какие-либо договоры аренды, безвозмездного пользования, по размещению оборудования (сетей связи) в общежитиях по адресам: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, заключенных с ПАО «Ростелеком», ООО «Югрател», ООО «Нет Бай Нет Холдинг» у Университета отсутствуют.

Таким образом, несмотря на отсутствие договорных отношений, факт размещения оборудования (сети связи), принадлежащих ООО «Нет Бай Нет Холдинг» и ПАО «Ростелеком» предназначенного для предоставления абонентам интернет-услуг, подтверждается материалами дела.

При этом из материалов дела следует, что ООО «Мобильные телевизионные системы» также было заинтересовано в размещении оборудования (сетей связи) в указанных выше общежитиях, что подтверждается соответствующей перепиской между обществом и Университетом.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

        В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 указанной статьи, утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67).

Таким образом, в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества осуществляется исключительно по торгам, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье.

Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, договоры доверительного управления имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, предусмотренном главой 5 настоящего Закона, устанавливающей основания и условия предоставления государственных или муниципальных преференций.

В силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Университетом небыли совершены действия, направленные на проведение торгов в порядке, предусмотренном Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, а также небыли совершены действия по направлению заявления в адрес антимонопольного органа о получении согласия на предоставление муниципальной преференции Университетом в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в  Постановлении  от  05.04.2011  №  14686/10  в тех случаях, когда требуется проведение конкурса,  подразумевающее  состязательность  хозяйствующих  субъектов,  его непроведение,  за  исключением  случаев,  допускаемых  законом,  не  может  не  влиять на  конкуренцию,  поскольку  лишь  при  публичном  объявлении  конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары,  работы,  услуги,  доступ  к  соответствующему  товарному  рынку  либо  право ведения деятельности на нем.

Поскольку как было указано выше, Университет предоставив возможность ПАО Ростелеком и ООО «Нет Бай Нет Холдинг» размещать в период с 2012 по 2020гг. на государственном имуществе оборудование (сети связи), предназначенного для предоставления интернет услуг абонентам, проживающим в общежитиях по ул. Студенческой без проведения соответствующих торгов на право размещения таких объектов (сетей связи) и без согласования с антимонопольным органом на предоставление государственной преференции, Университет тем самым предоставил преимущественные условия указанным хозяйствующим субъектам в осуществлении хозяйственной деятельности и лишил возможности других хозяйствующих субъектов, в том числе ООО «Мобильные телевизионные системы» получить такое право на конкурентной основе.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о нарушении Университетом части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При этом доводы Университета о возможности применения в данном случае положений пункта 7 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, исключающего необходимость проведения торгов при заключении договоров для размещения сетей связи, является необоснованным.

В Письме ФАС России от 24.04.2014 №ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» сделан следующий вывод: заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона №135-ФЗ. При этом исключения, установленные пунктом 1 статьи 17.1 Закона 135-ФЗ, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в пункте 3 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ.

Случаи заключения договоров, предусматривающие в соответствии с положениями пункта 1 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов, не устанавливают безусловного права требовать от правообладателя заключение такого договора и не являются соответствующей обязанностью последнего.

При наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных пунктом 1 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ, отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур и последующая передача указанного имущества на торгах не будут являться нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Таким образом, поскольку как следует из материалов дела на размещение оборудования (сетей связи), предназначенного для предоставления интернет услуг абонентам, проживающим в общежитиях по ул. Студенческой, г.Ханты-Мансийск претендуют два и более хозяйствующих субъекта, то предоставление таких прав должно было обеспечиваться Университетом путем проведения торгов.

        Определением об отложении рассмотрения дела от 20.10.2020 (исх.№05/АЯ-11031) у Университета запрошены сведения о проведении торгов на аренду имущества в отношении общежитий Университета, расположенных по адресу: г. Ханты-Мансийск улица Студенческая №1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.

Из представленных Университетом документов (вх.№02-9582 от 13.11.2020) следует, что 14.09.2020 Университет разместил на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение №140920/3858928/01 (лоты №№1-6), где предметом данного аукциона являлось право заключения договора аренды федерального имущества, а именно:

- Лот №1 - часть нежилого помещения №III, площадью 1, 0 кв.м, расположенного на 3 этаже здания общежития №1, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая д.13.

   Лот №2 - часть нежилого помещения №III, площадью 1,0 кв.м., расположенного на 3 этаже в здании общежития №2, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 11.

- Лот №3 - часть нежилого помещения №III, площадью 1,0 кв.м., расположенного на 3 этаже в здании общежития №3, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 9

- Лот №4 - часть нежилого помещения №III, площадью 1,0 кв.м., расположенного на 3 этаже в здании общежития №4, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 7;

- Лот №5 - нежилое помещение №III площадью 15,9 кв.м., расположенное на чердаке, часть нежилого помещения №III площадью 1 кв.м., расположенного на 3 этаже в здании общежития №5, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 5;

- Лот №6 - часть нежилого помещения №III, площадью 1,0 кв.м., расположенного на 3 этаже в здании общежития №5, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 1.

Целевое назначение по данному аукциону являлось оказания услуг связи (размещение сетей связи, коммуникационного оборудования).

Согласно протокола №1 от 06.10.2020 рассмотрения заявок, по указанным выше лотам, за исключением лота №5, поступила только одна заявка от ООО «Нет Бай Нет Холдинг», по лоту №5 не поступило ни одной заявки, в связи с чем, комиссия признала данный аукцион несостоявшимся.

Также, 14.09.2020 Университетом на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №140920/3858928/03 (лоты №№1-6), где предметом данного аукциона являлось право заключения договора аренды федерального имущества, а именно:

- Лот №1 - часть нежилого помещения IV, площадью 1,0 кв.м., расположенного на 2 этаже в здании общежития №1, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 13;

- Лот №2 - часть нежилого помещения №3, площадью 1,0 кв.м., расположенного в подвале здания общежития №2, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 11;

- Лот №3 - часть нежилого помещения №3, площадью 1,0 кв.м., расположенного в подвале здания общежития №3, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 9;

- Лот №4 - часть нежилого помещения №3, площадью 1,0 кв.м., расположенного в подвале здания общежития №4, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 7;

- Лот №5 - часть нежилого помещения №3, площадью 1,0 кв.м., расположенного в подвале здания общежития №5, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д. 5;

- Лот №6 - часть нежилого помещения №4, площадью 1,0 кв.м., расположенного в подвале здания общежития №7, по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая д. 1.

Согласно протокола рассмотрения заявок от 06.10.2020 №1 по указанным выше лотам, на участие в данном аукционе поступила только одна заявка от ПАО Ростелеком, в связи с чем данный аукцион признан несостоявшимся, с обществом заключен договор аренды.

Таким образом, из указанного следует, что на момент рассмотрения настоящего дела Университет провел торги на право размещения сетей связи, коммуникационного оборудования с целью оказания услуг связи.

        На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

        Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

       б) предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества.

Учитывая даты заключения государственных контрактов между Университетом и (с 16.01.2012 по 06.10.2020), временной интервал определен с 16.01.2012 по 06.10.2020.

Поскольку договорные отношения между Университетом и ПАО Ростелеком, ООО «Нет Бай Нет Холдинг» по размещению на государственном имуществе оборудования (сетей связи), предназначенных для предоставления интернет-услуг абонентам, проживающим в общежитиях по ул. Студенческая оформлены небыли, однако фактически такое оборудование (сети связи) там находилось, что подтверждается материалами дела и объяснениями лиц, участвующих в деле, то предметом такого договора (ов) могло быть размещение сетей связи, коммуникационного оборудования для оказание услуг связи.

Как следует из материалов дела рынок по предоставлению услуг связи (интернет услуг), обеспечивающего за счет размещения соответствующего оборудования (сетей связи) на государственном имуществе, как это следует из обстоятельств настоящего дела, является конкурентным, соответственно   хозяйствующие субъекты, в том числе и ООО «Мобильные телевизионные системы», осуществляющие деятельность на указанном рынке, в связи с несоблюдением Университетом требований Закона о защите конкуренции, были лишены права доступа к данному имуществу на конкурентной основе, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке предоставления интернет услуг связи. 

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05/ЭА-1619 от 01.03.2021) в адрес лиц, участвующих в деле, для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле, не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела в письменном виде.

При этом представитель Университета в ходе заседания, состоявшегося 10.03.2021, выразил несогласие с выводами Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, изложенными в заключении об обстоятельствах дела (исх. №05/ЭА-1619 от 01.03.2021), просит дело №086/01/17.1-966/2020 прекратить за отсутствием нарушений.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что, заявляя указанное ходатайство, представитель Университета каких-либо новых доказательств, свидетельствующих об отсутствии в действиях Университета нарушений Закона о защите конкуренции не представил.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что все имеющиеся документы и объяснения лиц, участвующих в деле изучены в полном объеме, достаточны для того, чтобы сделать вывод о нарушении Университетом требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку как было указано выше, ПАО Ростелеком и ООО «Нет Бай Нет Холдинг» получили возможность размещать оборудование (сети связи) на государственном имуществе, находящегося в пользовании у Университета на не конкурентной основе и извлекать из этого прибыль, предоставляя интернет-услуги абонентам, проживающим зданиях общежитий, расположенных по ул. Студенческая, г.Ханты-Мансийск. При этом материалами дела подтверждается, что ООО «Мобильные телевизионные системы» также было заинтересовано в получении государственного имущества для размещения на нем оборудования (сетей связи) для оказания интернет-услуг.

Университет провел торги на право размещения сетей связи, коммуникационного оборудования для оказания услуг связи лишь на этапе рассмотрения настоящего дела.    

Таким образом, указанное обстоятельство лишь свидетельствует о том, что Университет знал и осознавал, что размещение на государственном имуществе оборудования (сетей связи) операторов связи должно было осуществляться на конкурентной основе путем проведения соответствующих торгов.       

С учетом изложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции не имеется.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку как было указано выше Университетом были проведены торги для размещения на государственном имуществе сетей связи, коммуникационного оборудования для оказания услуг связи.

        Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

        1. Основания для прекращения рассмотрения дела 086/01/17.1-966/2020, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет» нарушение части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении возможности ПАО Ростелеком и ООО «Нет Бай Нет Холдинг» размещать сети связи, коммуникационное оборудование для оказания услуг связи в общежитиях по улице Студенческая №1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 г. Ханты-Мансийск без проведения торгов и без согласия антимонопольного органа. 

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                           <<--->>

        

 

Члены Комиссии:                                                                               <<--->>

 

 

                                                                                                              <<--->>

                                                                                                                                                                  

                                                                                                                     

                                                                                                                  

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны