Решение №02/2569/23 Решение по жалобе №3263-эп/23 от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-491/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2023                                                                         г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

-   <.....> ;

Члены комиссии:

-   <.....>

- <.....>,

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ИП <.....>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» <.....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ИП <.....> (вх. № 3263-ЭП/23 от 03.04.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» при запросе котировок в электронной форме на поставку оборудования, лицензий программного обеспечения и проведение работ по пусконаладке локальной автоматизированной билетно-пропускной системы в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» (реестровый номер извещения 32312199219),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ИП <.....> (далее — Заявитель) (вх. № 3263-ЭП/23 от 03.04.2023) на действия заказчика МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» (далее - Заказчик) при запросе котировок в электронной форме на поставку оборудования, лицензий программного обеспечения и проведение работ по пусконаладке локальной автоматизированной билетно-пропускной системы в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» (реестровый номер извещения 32312199219).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела, срок окончания подачи заявок 15.03.2023, подведение итогов 24.03.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 03.04.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 11.04.2023.

Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

Муниципальное автономное учреждение «Региональный историко-культурный и экологический центр» разместило запрос котировок в электронной форме, извещение № 32312199219, на поставку оборудования, лицензий программного обеспечения и проведение работ по пуско-наладке локальной автоматизированной билетно-пропускной системы в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» на электронной площадке ЭТП «Торги 223» 16 марта 2023 года.

Заявитель сообщает, что принял участие в данной процедуре в соответствии с требованиями закупочной документации. Однако, по итогам проведения котировочной сессии (Протокол подведения итогов №7868 от «24» марта 2023 года) заявка признана несоответствующей «по составу, содержанию и оформлению».

В ходе телефонного разговора Заказчиком было разъяснено заявителю, что причиной отклонения является отсутствие Технического предложения и приложения «Спецификация поставляемого товара» в составе заявки.

Вместе с тем, Заявитель указывает, что в разделах 2 и 2.1 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а также в других закупочных документациях  Заказчика, отсутствует требование о необходимости предоставления указанного Заказчиков документа. Кроме того, Заявитель обращает внимание, что в составе заявки им был приложен файл «СОГЛАСИЕ», где Заявитель принял все условия размещаемых документов к закупке.

Заказчик с Жалобой не согласился, представил в Ханты-Мансийское УФАС России письменные возражения (вх. № 3588-ЭП/23 от 10.04.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, возражений Заказчика на доводы жалобы, заслушав позиции представителей сторон, присутствовавших на рассмотрении жалобы, изучив материалы жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения «Экоцентр», утвержденным решением наблюдательного совета МАУ «Экоцентр» от 18.08.2023 № 18   (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 16.03.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора - <.....>  рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 24.03.2023;

4. Дата подведения итогов — 24.03.2023;

5. На участие в аукционе в электронной форме подано 3 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов № 7868 от 24.03.2023 закупочная комиссия Заказчика, рассмотрев заявки на участие в закупке, приняла следующее решение:

№ за­явки

Информация об участнике

Предлагаемая цена

Результаты

рассмотрения

заявок

Причина отклонения

11103

Индивидуальный предприниматель <.....>

<.....>

Не соответствует

Несоответствие заявки по составу, содер­жанию и оформлению

11092

<.....> <.....>

Соответствует

 

11112

<.....> <.....>

Соответствует

 

Исходя из устных пояснений Заказчика, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в разделе 13 «Требования к участникам процедур закупки, условия допуска» Положения о закупке определены основания для отклонения заявки участника. Так, пунктом 13. 4 раздела 13 Положения о закупке установлено, что участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае:

- непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

- несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке;

- непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в документации о закупке;

- несоответствия заявки требованиям закупочной документации, в том числе наличия в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора либо предложения о сроке выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышающем срок, установленный документацией о закупке;

- наличия в составе заявки недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных;

- осуществления закупки лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае если предельная отпускная цепа на лекарственные препараты, предлагаемые таким участником, не зарегистрирована.

В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме Заказчиком установлено, что количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг установлено в соответствии с техническим заданию (приложение №1 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме).

Также в извещении установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки (п. 2.1 извещения), согласно которым, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены закупочной документацией.

Для критериев оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме является цена договора и квалификация участников закупки, в том числе:

наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора;

деловая репутация;

обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация).

Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в запросе предложений, установленных в конкурсной документации, составляет сто процентов.

В техническом задании заказчика приведены требования к поставке оборудованию, спецификации.

Исходя из возражений Заказчика, при направлении заявки участнику закупки необходимо отражать все позиции, указанные в техническом задании, так как при исполнении контракта важно, чтобы он был выполнен именно с учетом всех требований, отраженных в техническом задании.

Заказчик также пояснил, что из заявки Заявителя не ясно, с соблюдением каких именно условий технического задания будет выполняться контракт, из чего складывается стоимость в <.....> рублей и была ли пропущена какая-либо позиция из технического задания и предусмотрены ли участником дополнительные затраты или процессы.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что обязанность по исполнению договора на условиях указанных в извещении о закупке, участники декларируют в заявке. Заявитель указал в заявке, что обязуется заключить договор (в случае признания его победителем закупки) в соответствии с требованиями документации о проведении запроса предложений.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не обнаружено, что в разделе 1 Извещения установлено требование предоставления Технического предложения и приложения «Спецификация поставляемого товара», а также требование о необходимости отражать полностью все позиции технического задания, а также стоимость каждой позиции.

Отсутствие конкретных требований к составу документов, не гарантирует соблюдение принципов равноправия и справедливости при рассмотрении поступивших заявок, поскольку при установлении соответствия представленных участником документов документации о закупке (их полноты) определяющим будет являться субъективное мнение Закупочной комиссии.

Данное обстоятельство может создавать предпосылки для недобросовестного использования своего права закупочной комиссией Заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также указывает, что в соответствии с  подпунктами 4, 5 пункта 17.2 раздела 17 «Конкурсная документация» Положения о закупке установлено, что конкурсная документация должна содержать:

4) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

5) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с  частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Между тем, в закупочной документации Заказчика отсутствует требование о  предоставлении Технического предложения и приложения «Спецификация поставляемого товара», а также требование о необходимости отражать полностью все позиции технического задания, а также стоимость каждой позиции.

Отсутствие в Положении закупке и Документации конкретных требований к форме заявки и указываемых сведений в заявке дает право участнику закупки обеспечивать представление документов в том виде, как он посчитает нужным и возможным.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно протоколу подведения итогов № 7868 от 24.03.2023, в графе «причина отклонения» заявки участника указано «Несоответствие заявки по составу, содер­жанию и оформлению».

В соответствии подпунктом «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Однако, в протоколе подведения итогов № 7868 от 24.03.2023 отсутствует ссылка на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, в соответствии с которыми заявка участника ИП Кирюхина Кирилла Владимировича не соответствует установленным требованиям.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1)         осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2)         неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3)         предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4)         осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5)         неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

На основании вышеизложенного, Жалоба Заявителя о необоснованном принятии Заказчиком решения об отказе в допуске к участию в закупке является обоснованным.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что отказав Заявителю в допуске к участию в запросе котировок, Заказчик нарушил часть 1 статьи 2, пункты 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр».

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <.....> (вх. № 3263-ЭП/23 от 03.04.2023) на действия заказчика МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» при запросе котировок в электронной форме на поставку оборудования, лицензий программного обеспечения и проведение работ по пусконаладке локальной автоматизированной билетно-пропускной системы в МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» (реестровый номер извещения 32312199219), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, требования части 6 статьи 3 и подпункта «б» пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

4. Представителю МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» (<.....>) надлежит явиться <.....> по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Мира. д. 27, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения юридическим лицом административного нарушения, предусмотренного частью 8 статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо направить для этих целей представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в данном административном производстве (в доверенности должны быть указаны: признаки административного правонарушения; статья КоАП РФ, по которой юридическое лицо привлекается к ответственности; орган исполнительной власти, осуществляющий рассмотрение дела; дата, время и место составления протокола), включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1, 25.4 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае явки защитника (статья 25.5 КоАП РФ), обязательно наличие доверенности (от имени юридического и должностного лица, в отношении которого составляется протокол).

Неявка лица до истечения указанного срока не препятствует дальнейшему движению дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии указанного лица (часть 4.1. статья 28.2 КоАП РФ).

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в РФ Ханты-Мансийское УФАС России рекомендует воздержаться от личной явки лиц, участвующих в составлении протокола (в том числе, защитников), направив ходатайство (to86@fas.gov.ru) о составлении протокола в их отсутствие с учетом представленных письменных пояснений.

Независимо от формы участия в составлении протокола все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при его составлении.

Также Ханты-Мансийское УФАС России сообщает, что принять участие в процедуре составления протокола возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием системы TrueConf, перейдя по ссылке <.....>

В случае участия в процедуре составления протокола посредством интернет-видеоконференции необходимо заблаговременно направить на электронную почту Ханты-Мансийского УФАС России документы, подтверждающие полномочия представителя, либо защитника на представление интересов юридического лица в административном органе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны