Решение №ВТ/7883/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе №10605-ЭП/23 от 8 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1690/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 07.11.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 08.11.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя АО <....> <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей Заказчика МУП <....> <....>, <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу АО <....> (вх. № 10605-ЭП/23 от 26.10.2023) (далее – Жалоба) на действия МУП <....> при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг расчетно-кассового центра в сфере коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, оказываемых собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, с размещением информации в системе ГИС ЖКХ, а также очном и заочном обслуживании Потребителей (реестровый номер извещения 32312872759),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба АО <....> (вх. № 10605-ЭП/23 от 26.10.2023) (далее – Заявитель) на действия МУП <....> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг расчетно-кассового центра в сфере коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, оказываемых собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, с размещением информации в системе ГИС ЖКХ, а также очном и заочном обслуживании Потребителей (реестровый номер извещения 32312872759).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) и подведения итогов 27.10.2023 12:00, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 26.10.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 07.11.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

19.10.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 32312872759 о закупке услуг расчетно-кассового центра в сфере коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, оказываемых собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, с размещением информации в системе ГИС ЖКХ, а также очном и заочном обслуживании Потребителей.

Закупка производится в рамках Закона № 223-ФЗ в виде конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).

Как сообщает Заявитель, АО «Газпром энергосбыт Тюмень» не является СМСП, при этом отвечает остальным требованиям указанным в закупочной документации, заинтересовано в участии в вышеуказанной закупочной процедуре, однако, включение Заказчиком в документацию о закупке требования об участии в закупке только СМСП (при том, что осуществляется закупка услуг к которой должны быть допущены также лица не являющиеся СМСП), сужает круг потенциальных участников проводимой закупки, по мнению Заявителя, такие действия являются нарушением антимонопольного законодательства, т.к. они приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Законом № 223-ФЗ установлено соответствующее исключение из требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее - Положение № 1352), закупки у субъектов МСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только СМСП.

Так, в соответствии с пунктом 8 Положения № 1352, для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения (участниками которых являются только СМСП) заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП.

Указанный перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ)).

В пунктом 7.1.2. Положения о закупках Заказчика указано, что закупки, участниками которых могут являться исключительно СМСП, проводятся если их предмет включен в утвержденный и размещенный в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП.

Пунктом 6 Конкурсной документации Заказчика «Предмет Договора, объем и состав оказываемых Услуг» установлено что требования к объему и составу оказываемых Услуг, а также иные требования, связанные с определением соответствия оказываемых Услуг потребностям Заказчика указаны в разделе III «Проект договора» и разделе IV «Техническое задание» документации.

В техническом задании (Раздел 2. Описание условий исполнения договора) Заказчика указан комплекс услуг, перечень которых выходит за рамки перечня товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляется исключительно у СМСП для Заказчика, а именно:

- организация защиты персональных данных Потребителей, полученных от Заказчика - подпадает под код 74.90.20.149 (Услуги (работы) в области защиты информации прочие);

- смс-информирование населения, имеющих задолженность по оплате за коммунальные услуги, в интересах Заказчика - подпадает под код 63.99.10.140 (Услуги компьютерные информационные телефонной связи);

- предоставление гражданам по их запросам информации об установленных ценах и тарифах на коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях, о размерах оплаты за коммунальные услуги в соответствии с этими ценами и тарифами, предоставление информации органам местного самоуправления по вопросам расчетов за коммунальные услуги, в том числе своевременности исполнения обязанности по внесению платы за коммунальные услуги - подпадают под код 82.99.19.000 (Услуги вспомогательные, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки).

Приказом МУП «Белоярские коммунальные системы» № 01-04/1038/П от 16.10.2023г. (размещенным в системе ЕИС) дополнен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется у СМСП позициями ОКПД2:

63.11.13.000 - Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя); 63.11.11.000 - Услуги по обработке данных;

18.12.19.190 Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки; 66.19.99.131 Услуги операторов по приему платежей физических лиц.

Приказом <....> № 01-04/1039/П от 16.10.2023г. (размещенным в системе ЕИС) дополнен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется у СМСП позицией ОКПД2 - «63.11.12.000» Услуги по размещению в информационно-коммуникационной сети Интернет.

В перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется Заказчиком у СМСП не включены позиции ОКПД2:

- 74.90.20.149 (Услуги (работы) в области защиты информации прочие);

- 63.99.10.140 (Услуги компьютерные информационные телефонной связи);

- 82.99.19.000 (Услуги вспомогательные, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки).

Исходя из смысла пункта 8 Положения № 1352 осуществление закупок услуг у СМСП возможно только если данные услуги включены в перечень товаров, работ, услуг утвержденный Заказчиком. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Заказчиком неправомерно ограничено право Общества на участие в закупочной процедуре, путем установления требования к участникам конкурса о наличии статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, при том, что Заказчиком производятся закупки услуг, отсутствующие в перечне ТРУ Заказчика, которые могут закупаться только у СМСП.

Заявитель считает, что включение заказчиком в Документацию о закупке требований об участии только СМСП, предъявляемых к участникам закупки, сужает круг потенциальных участников проводимой закупки, такие действия являются нарушением антимонопольного законодательства, Закона № 223-ФЗ т.к. приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-Ф3, пункт 8 Положения № 1352, пункт 7.1.2. Положения Заказчика, часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 10998-ЭП/23 от 07.11.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг <....> (приказ № 01-04/14/П от 08.11.2022) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 19.10.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 28 830 106,88 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 27.10.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В разделе 1 «Общие требования» Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке Заказчик указал следующее:

Предметом договора является оказание услуг расчетно-кассового центра в сфере коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, оказываемых собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах (далее Потребители), с размещением информации в системе ГИС ЖКХ, а так же очном и заочном обслуживании Потребителей.

Услуги расчетно-кассового центра включают в себя технологически взаимосвязанные услуги:

1) ежемесячный прием и обработка показаний приборов учета, расчет объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начисление платы за коммунальные услуги с выгрузкой, выставлением, документированием, изготовлением платежных и других документов по коммунальным услугам, уведомлений о снятии показаний приборов учета и иных документов, связанных с взаимодействием с Потребителями (очное и заочное обслуживание), а так же предоставление отчетов (63.11.11.000 Услуги по обработке данных);

2) ведение, обслуживание и содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных об абонентах, договорах, начислениях, платежах и задолженности за коммунальные услуги (63.11.13.000 Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя);

3) печать и рассылка платежных документов, уведомлений и других документов (18.12.19.190 Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки);

4) прием платежей от Потребителей (66.19.99.131 Услуги операторов по приему платежей физических лиц);

5) размещение информации в системе ГИС ЖКХ в соответствии с действующим законодательством, на основе выгрузки из информационной системы/базы данных, которую ведет Агент (63.11.12.000 Услуги по размещению в информационно-коммуникационной сети Интернет)

1.2. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2:

63.11.11 Услуги по обработке данных

63.11.13 Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя);

66.19.99.131 Услуги операторов по приему платежей физических лиц;

18.12.19.190 Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки

63.11.12.000 Услуги по размещению в информационно-коммуникационной сети Интернет

Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов .малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» годовой объем закупок у СМСП устанавливается в размере не менее чем 25 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с СМСП по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 указанного Постановления, должен составлять не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Положением Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено следующее:

8. Для осуществления закупок, участниками которых являются только СМСП , заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг.

9. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

10. Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.1.2. Положения закупки, участниками которых могут являться исключительно СМСП, проводятся, если их предмет включен в утвержденный и размещенный в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП. Следовательно, Заказчик самостоятельно определяет и утверждает перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП.

Так, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с приказом № 01-04/1038/П от 16.10.2023, в целях выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заказчиком дополнен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП, следующие позиции ОКПД2:

63.11.13.000 - Услуги по предоставлению программного обеспечения без его размещения на компьютерном оборудовании пользователя.

63.11.11.000 - Услуги по обработке данных.

18.12.19.190 - Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки.

66.19.99.131 - Услуги операторов по приему платежей физических лиц.

Согласно приказу № 01-04/1039/П от 16.10.2023, в целях выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Заказчиком дополнен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП, следующие позиции ОКПД2:

63.11.12.000 - Услуги по размещению в информационно-коммуникационной сети Интернет.

На основании вышеуказанного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила наличие определенных в разделе 1 «Общие требования» Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке и включенных Заказчиком в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства позиции ОКПД2 по каждой услуге расчетно-кассового центра, включающих в себя технологически взаимосвязанные услуги.

В возражениях Заказчик также сообщил, что необходимость в закупке обусловлена тем, что МУП <....> осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению на территории г.п. Белоярский и Белоярского района, которому был присвоен статус единой ресурсоснабжающей организации на указанных территориях, и нуждается в закупке услуг расчетно-кассового обслуживания в части обеспечения публичных интересов (ввиду того, что конечным получателем услуг являются жители города Белоярский и Белоярского района, нуждающиеся в качественных услугах по обслуживанию расчетно-кассового характера).

Как пояснил Заказчик, вышеперечисленные виды услуг являются технологически и функционально связанными между собой услугами, отсутствие одного из вида услуг повлекло бы невозможность выполнить весь комплекс закупаемых услуг. В соответствии с собственными потребностями, Заказчик при формировании Технического задания установил наиболее подходящие для него требования к порядку оказания услуг. При осуществлении закупки, учитывая свои потребности в целях получения конечного результата в том числе: качестве, порядке и объеме услуг, Заказчик указал, что вправе объединять комплекс услуг в одну услугу, так и разделить виды услуг по ОКПД (при наличии такой возможности) с разделением объема и стоимости за единицу каждого вида услуг.

Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

В настоящем случае, установленные Заказчиком требования в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 № 305-ЭС21-21513 по делу № А40-265434/2020.

В связи с чем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные в документации о закупке требования отвечают потребности Заказчика и установлены в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке.

Также Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России учитывает, что на момент подачи жалобы Заявителем и рассмотрения Жалобы срок подачи заявок, установленный Извещением закупки, не истек, исходя из чего можно предположить о наличии возможных потенциальных участников закупки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также отмечает, что проведение Заказчиком конкурса в электронной форме (реестровый номер извещения 32312872759), участниками которого могут быть только СМСП, не является ограничением конкуренции и нарушением прав Заявителя в силу не принадлежности АО <....> к СМСП, а следовательно, первоначальной невозможности являться участником указанной закупки.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать Жалобу АО <....> (вх. № 10605-ЭП/23 от 26.10.2023) на действия МУП <....> при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг расчетно-кассового центра в сфере коммунальных услуг теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, оказываемых собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, с размещением информации в системе ГИС ЖКХ, а также очном и заочном обслуживании Потребителей (реестровый номер извещения 32312872759), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны