Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 086/01/10-373/... от 17 мая 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Ханты-Мансийск                                                                                                                                                         17 мая 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <........> - <........>;

Члены Комиссии:

- <........> - <........>,

- <........> - <........>,

рассмотрев дело № 086/01/10-373/2023 по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее - ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»), расположенного по адресу: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, тер. Аэропорт, ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873, КПП 860101001, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании комиссии заявителя <........>а, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в присутствии на заседании комиссии представителя ответчика ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» <........>, действующей на основании <........>,

УСТАНОВИЛА:

Управлением в результате рассмотрения заявления <........>, были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», расположенного по адресу: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, тер. Аэропорт, ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873, КПП 860101001, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с установлением ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на авиаперевозки по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск».

В ходе анализа представленной в рамках рассмотрения указанного заявления информации установлено, что до 2023 года маршрут «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» субсидировался из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках постановления Правительства округа от 30.12.2021 № 636-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Современная транспортная система».

В соответствии с условиями субсидирования тарифы устанавливались на уровне, утвержденном в соответствии с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациями воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 (ред. от 15.06.2022) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациями воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети» (далее - Правила).

В соответствии с Приложением № 2 к Правилам авиаперевозчик устанавливает размер специального тарифа на перевозку одного пассажира в одном направлении в салоне экономического класса воздушного судна в зависимости от протяженности маршрута.

Протяженность маршрута Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск составляет 500 км., соответственно, как следует из письменных пояснений ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», тариф на перевозку пассажиров по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» с 01.01.2022 по 31.12.2022 составлял 3 225 руб. Топливный сбор на перевозку пассажиров по указанному маршруту не взимался.

В соответствии с объявлением о проведении отбора, размещенном на официальном сайте Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, маршрут «Ханты-Мансийск - Тюмень - Ханты-Мансийск не вошел в перечень субсидируемых маршрутов в 2023 году.

Прекращение субсидирования маршрута подтверждается письмами заместителя губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» указало, что вследствие отмены субсидирования перевозки по маршруту Ханты-Мансийск - Тюмень и обратно тарифы на перевозку пассажиров были пересмотрены авиакомпанией и установлены по коммерческому принципу, что, явилось следствием их роста. Кроме того, как отметило общество, изменение тарифов на перевозку произошло вследствие роста в среднем на 24% аэропортовых и наземных тарифов на обслуживание пассажиров и воздушных судов и стоимости авиаГСМ на 18%.

В ходе рассмотрения указанного обращения у ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» запрошена информация (калькуляция) о ценообразовании и тарифах на билеты по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» в 2022-2023 г.г.

Согласно представленного расчета ПАО «Авиакомпания «Ютэйр», плановая калькуляция стоимости авиаперевозки одного пассажира по указанному выше маршруту по состоянию на 2023 год составила 8 535 руб.

Также, ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» представлены тарифы на авиаперевозку пассажиров по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск», действующие в период с 01.01.2023, из которых следует, что тарифы имеют разные коды и различаются по стоимости. Например, тариф с кодом LLTOW имеет наименьшую стоимость 4 300 руб. в одну сторону, тариф с кодом YFLEXOW имеет наибольшую стоимость по отношению к другим тарифам 24 300 руб. в одну сторону.

Формирование и применение тарифов осуществляется ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» на основании документа Системы менеджмента качества «Тарифы и льготы».

В ходе анализа официального сайта ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» https://www.utair.ru/ установлено, что авиаперевозка пассажиров по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» осуществляется по группам тарифов экономического класса обслуживания - «Премиум», «Оптиум», «Минимум».

В частности, была проанализирована информация о стоимости авиабилетов по данным тарифам по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» на авиарейсы с вылетом из г. Ханты-Мансийска 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 марта, 16 апреля 2023 года.

В результате анализа установлено следующее.

дата

тариф/стоимость руб.

14.03.2023

«Премиум»

11 085 р.

 

«Оптимум»

8 485 р.

«Минимум»

5 985 р.

15.03.2023

«Премиум»

15 085 р.

 

«Оптимум»

12 485 р.

«Минимум»

9 985 р.

16.03.2023

«Премиум»

10 585 р.

 

«Оптимум»

7 985 р.

«Минимум»

5 485 р.

17.03.2023

«Премиум»

11 085 р.

 

«Оптимум»

8 485 р.

«Минимум»

5 985 р.

18.03.2023

«Премиум»

10 585 р.

 

«Оптимум»

7 985 р.

«Минимум»

5 485 р.

19.03.2023

«Премиум»

12 085 р.

 

«Оптимум»

9 485 р.

«Минимум»

6 985 р.

20.03.2023

«Премиум»

10 585 р.

 

«Оптимум»

7 985 р.

«Минимум»

5 485 р.

16.04.2023

«Премиум»

11 585 р.

 

«Оптимум»

8 985 р.

«Минимум»

6 485 р.

При этом условия применения тарифов внутри одной группы тарифов ничем не различаются, однако имеют существенное различие по стоимости.

Согласно части 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

В соответствии с пунктами 14, 15 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 №155 (далее - Правила №155) каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа. Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке. Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

При этом Правила №155, не представляют авиаперевозчикам, право произвольного установления различных цен тарифов при одинаковых условиях применения тарифов без экономического, технологического либо иного обоснования, в том числе подтвержденного документально.

Также в представленных документах ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обоснованности установления различной стоимости указанных тарифов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1. совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2. в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3. реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции), были проведены анализы и оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» за период с 2022 по 2023 год.

По результатам проведенного анализа было установлено, что ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» с долей 100%, в связи с чем, на ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Вышеуказанные действия ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» могут иметь своим результатом ущемление интересов пассажиров, пользующихся услугами Общества, занимающего доминирующее положение, поскольку пассажиры получают одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсов с одинаковым набором услуг, обслуживанию, размещены в соседних креслах и т.п.), оплачивая их фактически по разным ценам, без раскрытия каких-либо установленных критериев, позволяющих приобрести билет по более приемлемой цене, и как указывалось ранее, без надлежащего экономического, технологического или иного обоснования таких различий со стороны перевозчика.

Таким образом, действия ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» в части установления экономически, технологически и иным образом необоснованных цен (тарифов) на авиаперевозки по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск», не могут являться допустимыми, так как приводят (могут привести) к ущемлению прав и законных интересов потребителей услуги регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск».

В результате чего, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела № 086/01/10-373/2023 по признакам нарушения ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 43/23 от 16.03.2023.

Определением о назначении дела к рассмотрению от 27.03.2023 рассмотрение дела назначено на 17.05.2023.

17.05.2023 в ходе рассмотрения дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 15.05.2023, а также в ходе рассмотрения дела от представителя ответчика ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» <........> поступило заявление об ознакомлении с материалами дела, которое Комиссией рассмотрено и удовлетворено.

Также, 17.05.2023 в ходе рассмотрения дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в результате изучения письменных пояснений и документов, представленных ответчиком ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», в связи с исполнением определения о назначении дела к рассмотрению, рег.№ 4709-ЭП/23 от 12.05.2023, возникла необходимость в истребовании у ответчика ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 5 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства:

1) по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на заседание комиссии по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

2) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;

3) для привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ;

5) в иных предусмотренных настоящей главой случаях.

На основании вышеизложенного, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции, принято решение о том, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства необходимо отложить, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также в связи с ознакомлением представителя ответчика ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» <........> с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частями 2, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Отложить рассмотрение дела № 086/01/10-373/2023.

2. Назначить рассмотрение дела № 086/01/10-373/2023 на 28.06.2023 в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27, зал заседаний.

3. Лицу, в действиях которого имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представить в срок до 22.06.2023:

3.1. письменное, нормативное документально подтвержденное объяснение о необходимости введении ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в 2022 году дополнительных рейсов по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск», на которые условия субсидирования не распространялись;

3.2. динамику изменения уровня тарифов в 2022 г., 2023 г. (по каждому тарифу и за каждый год отдельно, в табличном виде) по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск»;

3.3. информацию об условиях применения тарифа на субсидируемые авиаперевозки в 2021 г., 2022 г. по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» (за каждый год отдельно, в табличном виде), с указанием различий с условиями применения тарифов по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск», установленных по коммерческому принципу в 2022 году;

3.4. информацию (калькуляцию) о ценообразовании тарифов по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск»в 2021 г., 2022 г., 2023 г. (по каждому тарифу и за каждый год отдельно), с предоставлением нормативного обоснования и документального подтверждения включения в установленные тарифы статьей затрат;

3.5. различия в условиях применения установленных тарифов по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» в 2021 г., 2022 г., в 2023 г. (по каждому тарифу и за каждый год отдельно) (в ранее представленной информации указаны только индивидуальные условия применения тарифов, без конкретизации различий в условиях применения с другими тарифами);

3.6. разницу между установленными в 2022 г., 2023 г. тарифами по направлению «Ханты-Мансийск - Тюмень, Тюмень - Ханты-Мансийск» по стоимости, с предоставлением документально подтвержденного экономического, технологического и иного обоснования установления разницы в уровне установленных тарифов по стоимости в период их действия в 2022 г., 2023 г. (по каждой группе тарифов и за каждый год отдельно).

Все представленные материалы должны быть надлежащим образом заверены.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

В целях обеспечения прохода на территорию Ханты-Мансийского УФАС России, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием программной системы унифицированных коммуникаций TrueConf, перейдя по ссылке <........>.

Для участия в заседании комиссии посредством интернет-видеоконференции сторонам необходимо заблаговременно направить на адрес электронной почты Ханты-Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                            <........>

 

Члены Комиссии                                                                                                                                                         <........>

 

                                                                                                                                                                                      <........>

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны