Решение №ВТ/3276/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 4364-ЭП/24 от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-634/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 21.05.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- ***;

Члены комиссии:

- ***,

- ***,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции заявителя ИП ***;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика МАУК ***,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ИП *** (вх. № 4364-ЭП/24 от 03.05.2024),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ИП *** (вх. № 4364-ЭП/24 от 03.05.2024) (далее – Заявитель) на действия МАУК *** (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку звукового оборудования (реестровый номер извещения 32413504762).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

22.04.2024 года в итоговом протоколе, размещенном Заказчиком, ценовое предложение Заявителя 6нло наименьшим. Однако, Заказчик признает победителем другого участника, применив нормы Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925.

Заявитель считает, что действия Заказчика неправомерны по следующей причине.

Постановление № 925 устанавливает приоритет товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства. Заказчик в итоговом протоколе ссылается на тот факт, что Заявитель в заявке вообще не указал страну происхождения, следовательно, товар считается иностранным. А значит, по логике Заказчика, применяется нормы Постановления № 925.

Как сообщает Заявитель, Заявитель не стал указывать в заявке страну происхождения, т.к. из опыта своей деятельности знал, что указанной в заявке товар иностранный и что не указание страны происхождения в заявке не является основанием для отклонение согласно пп. г) п. 5 Постановление № 925. Согласно пп. а) п. 5 данного Постановления условием предоставления приоритета является указание страны происхождения товара. Для подтверждения страны происхождения достаточно продекларировать это в заявке. Приоритет может быть предоставляться только в том случае, если хотя бы одна из заявок содержит товар российского производства. Исходя из опыта деятельности требуемый Заказчику товар не может быть произведен в Российской Федерации, а также не имеет аналогов на отечественном рынке. Производства подобного оборудования в Российской Федерации не существует.

Другими участникам была указана страна происхождения товара — Китай. По мнению Заявителя, в таком случае согласно п. 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется, если в заявках на участие в закупке не содержатся предложений о поставке товаров российского происхождения.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 4660-ЭП/23 от 14.05.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Муниципального автономного учреждения культуры ***, утвержденного Решением Наблюдательного совета Муниципального автономного учреждения культуры *** (Протокол заседания наблюдательного совета от «25» августа 2022г. № 2)(далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 15.04.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 497 990,00 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 22.04.2024;

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 4 заявки.

В соответствии с пунктом II итогового протокола в редакции № 1 от 22.04.2024 поданные заявки всех (4) участников запроса котировок в электронной форме закупочной комиссией Заказчика были допущены до участия в закупочной процедуре.

Согласно пункта III итогового протокола в редакции № 1 от 22.04.2024 сопоставление и присвоение участникам закупки порядковых номеров было осуществлено закупочной комиссией Заказчика согласно Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 №925.

Также в данном пункте итогового протокола закупочной комиссией Заказчика было сообщено, что так как в заявке № 263070 не была указана страна происхождения, данная заявка рассматривалась, как содержащая предложение поставке иностранных товаров.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что участниками с порядковыми номерами заявок № 262875, № 262877, № 262910 была указана страна происхождения — Китайская Народная Республика.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Пунктом 34 Извещения установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925.

В пункте 20 подпункта 10 Извещения установлено, что техническое предложение по товарам предоставляется участниками закупочной процедуры по форме 1 Технического предложения на поставку товаров, при этом все заявки, поданные на участие по настоящей процедуре участниками содержат информацию с указанием стран происхождения товаров в соответствии с общероссийским классификатором стран мира (OKCM), принимаемую в качестве страны изготовления товаров российского происхождения. Стоимость таких товаров по каждой из предоставленных заявок составляет более 50% стоимости всех предложенных товаров по таким заявкам.

Пунктом 1 статьи 57 Раздела 11 Положения о закупках Заказчик, в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках устанавливает приоритет товарам, работам, услугам российского происхождения, учитывая минимальную долю, указанную в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2013.

Пунктами 4, 5 статьи 57 Раздела 11 Положения о закупках Заказчиком установлено следующее:

4. В случае, если извещением (документацией) о закупке установлено предоставление приоритета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 925 участник закупки в заявке указывает (декларирует) наименование страны происхождения поставляемых товаров.

5. Отсутствие в заявке Участника указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров. Участник закупки несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, указанного в заявке на участие в закупке.

Указанный выше пункт 5 статьи 57 Раздела 11 Положения о закупках соответствует подпункту «г» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 925.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о соответствии действий Заказчика положениям Постановления Правительства Российской Федерации № 925 при определении факта не указания страны происхождения товара, предложенного в заявке Заявителя, к товару иностранного происхождения.

Касаясь факта указания участниками с порядковыми номерами заявок № 262875, № 262877, № 262910 страны происхождения — Китайская Народная Республика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

В силу пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Согласно положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ) товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994).

В состав Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года.

Согласно пункту 1 статьи 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон.

В соответствии с пунктами 4, 8 «а» статьи III части II Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что при закупке товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона о закупках, приоритет, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации № 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения.

На основании того, что Китайская Народная Республика является членом Всемирной торговой организации, предложенный участниками товар иностранного происхождения приравнен к товарам российского происхождения, так как произведен в стране, являющейся участником международных соглашений.

Вывод Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 23.01.2020 № 303-ЭС19-12126, от 27.01.2022 № 301-ЭС21-27010, а также Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 № 01АП-41/2024 по делу № А43-28049/2023.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что товары участников закупки, чьи заявки признаны соответствующими требованиям Извещения, и содержат сведения о стране происхождения Китайская Народная Республика в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 925 законно приравнены закупочной комиссией Заказчика к товарам российского происхождения.

Исключением является заявка Заявителя, в которой участником не была указана страна происхождения предложенного к поставке товара, на основании чего в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации №925 Заказчиком приоритет не предоставлялся.

Следовательно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что обжалуемые Заявителем действия Заказчика не могут быть признаны нарушающими положения Закона о закупках, Постановления Правительства Российской Федерации № 925.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП *** (вх. № 4364-ЭП/24 от 03.05.2024) на действия *** при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку звукового оборудования (реестровый номер извещения 32413504762), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны