Решение б/н Решение по жалобе 89-ж от 1 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «29» января 2019 года г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено «01» февраля 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 133 от 30.11.2018 года в составе:
Председатель комиссии:
<...> – заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<...> — ведущий специалист-эксперт Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
<...> — старший государственный инспектор Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
в присутствии представителей Заказчика — <...>по доверенности от 21.12.2018года № 41/12; <...> по доверенности от 04.06.2018 года № 86 АА 2332420;
в присутствии представителя Заявителя — <...>, по доверенности от 07.09.2016 года № 513;
рассмотрев жалобу АО «ГСК «Югория» (вх. от 18.01.2019 № 89-ж),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба АО «ГСК «Югория» на действия заказчик АО «Тюменьэнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» на условиях КАСКО «с ответственностью за гибель и повреждения» без франшиз, с учетом риска по потере фрахта, извещение № 31807385466.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 21.01.2019 № 02/СР-289).
Рассмотрение жалобы назначено на 29 января 2019 года.
Доводы жалобы заключаются в следующем:
1) нарушены правила описания предмета закупки;
2) не корректное указание страховой суммы, без разбивки по видам страхования;
3) установленные критерии оценки необоснованно ограничивают круг потенциальных участников.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Северречфлот», утвержденным решением Наблюдательного совета АО «Северречфлот» № 14 от 14.10.2015 года.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.12.2018 года Заказчиком опубликовано извещение № 31807385466 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» на условиях КАСКО «с ответственностью за гибель и повреждения» без франшиз, с учетом риска по потере фрахта.
Начальная цена договора (с учетом НДС): 4 084 445, 59 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика): 23.01.2019 в 08:00 (МСК+2).
Дата рассмотрения заявок: 24.01.2019 (МСК+2).
Дата подведения итогов: 24.01.2019 (МСК+2).
Согласно извещению № 31807385466, размещенному в ЕИС в сфере закупок 15.01.2019 года, предметом проводимой закупки является оказание услуг по страхованию водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» на условиях КАСКО «с ответственностью за гибель и повреждения» без франшиз, с учетом риска по потере фрахта, в качестве классификатора указан код 65.11.
Согласно «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее — ОКПД) вышеуказанный код отнесен к категории страхования жизни.
Кроме того, вышеуказанный ОКПД предусматривает иные виды классификаторов, отнесенные к предмету проводимой закупки, а именно: 65.12.34, 65.12.34.000, 65.12.35, 65.12.35.000.
Таким образом, вышеуказанные услуги, составляющие предмет проводимой закупки, и указанный Заказчиком классификатор 65.11, не могут быть взаимосвязанны и составлять единый предмет проводимой закупки.
Кроме того, согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, отраженной в пункте 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) (далее — Обзор судебной практики) для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.
Согласно пунктам 1, 5, 7 и 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются установленные заказчиком требования, связанные с определением соответствия выполняемой работы его потребностям, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора, а также перечень документов, представляемых для подтверждения соответствия установленным требованиям. Сведения о предмете договора с указанием объема выполняемых работ должны быть размещены в извещении о закупке, согласно пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, приходит к выводу, что в целях информационного обеспечения закупки выше названные сведения должны быть достаточными и позволять потенциальному участнику проводимой закупки, сформировать свое предложение.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика, в части описания предмета проводимой закупки, выявлены признаки нарушения части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, довод Заявителя жалобы № 1, о нарушении правил описания предмета закупки, является обоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 10 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. От 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховая сумма — денежная сумма, которая определена в порядке, установленном федеральным законом и (или) договором страхования при его заключении, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.
Предметом проводимой закупки является оказание услуг по двум видам страхования: КАСКО и риск потери фрахта, в отношении двух водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин».
Таким образом, с учетом особенностей предмета проводимой закупки, необходимо указание размера страховой суммы в отношении каждого вида страхования, по каждому объекту страхования.
Кроме того, согласно части 1 статьи 942 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора страхования является достигнутое, сторонами договора, соглашение о размере страховой суммы.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика, выявлены признаки нарушения части 9 статьи 4 Закона о закупках, в части неправильного указания размера страховой суммы.
Таким образом, довод заявителя жалобы № 2, о не корректном указании страховой суммы, без разбивки по видам страхования, является обоснованным.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 5 Документации запроса коммерческих предложений одним из критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке является — величина уставного капитала.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики, установление заказчиком требования, связанного с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не могут приводить к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Кроме того, установление Заказчиком в качестве одно из критерия оценки и сопоставления заявок на участие в закупке — величину уставного капитала, позволяют судить о финансовой устойчивости организации и способности выполнить объем работ, услуг в полном объеме.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика, признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части установления критерия оценки и сопоставления заявок величину уставного капитала, не выявлено.
Таким образом, довод Заявителя жалобы № 3, об установлении критериев оценки, которые необоснованно ограничивают круг потенциальных участников, является необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «ГСК «Югория» на действия заказчик АО «Тюменьэнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» на условиях КАСКО «с ответственностью за гибель и повреждения» без франшиз, с учетом риска по потере фрахта, извещение № 31807385466, в части довода № 1, 2 — обоснованной.
2. Признать жалобу АО «ГСК «Югория» на действия заказчик АО «Тюменьэнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» на условиях КАСКО «с ответственностью за гибель и повреждения» без франшиз, с учетом риска по потере фрахта, извещение № 31807385466, в части довода № 3 — необоснованной.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
4. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии: <...>
ПРЕДПИСАНИЕ № 13
01 февраля 2019 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
<...> – заместитель руководителя;
Члены комиссии:
<...> — ведущий специалист-эксперт Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
<...> — старший государственный инспектор Отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
в присутствии представителей Заказчика — <...> , по доверенности от 21.12.2018года № 41/12; <...> , по доверенности от 04.06.2018 года № 86 АА 2332420;
в присутствии представителя Заявителя — <...> ., по доверенности от 07.09.2016 года № 513;
на основании своего Решения от 01.02.2019 года, вынесенного по жалобе АО «ГСК «Югория» (вх. от 18.01.2019 № 89-ж) на действия заказчика АО «Тюменьэнерго» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по страхованию водных судов проекта А-145 «Рем Вяхирев» и «Виктор Черномырдин» на условиях КАСКО «с ответственностью за гибель и повреждения» без франшиз, с учетом риска по потере фрахта, извещение № 31807385466, руководствуясь подпунктом «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО «Северречфлот» в срок до 11 февраля 2019 года:
1. Вернуть участникам закупки, ранее поданные заявки на участие в запросе предложений, а также денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в данном запросе (при наличии).
3. С учетом принятого Решения от 01.02.2019 года, вынесенного по жалобе АО «ГСК «Югория» (вх. от 18.01.2019 № 89-ж) внести изменения в Документацию запроса коммерческих предложений.
4. В срок до 15 февраля 2019 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru обеспечить исполнение Организатором закупки, пунктов 1, 2 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии <...>