Решение №РВ/6165/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе №8215-ИП/23 от 4 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1351/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.08.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 04.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <.....>;

Члены комиссии:

- <.....>;

- <.....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя ИП <.....>, <.....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей Заказчика АУ ХМАО-Югры «Научно-Аналитический Центр Рационального Недропользования им. В.И. Шпильмана» <.....>, <.....>, <.....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ИП Шлейко Л.Г. (вх. № 8215-ИП/23 от 22.08.2023) (далее – Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры «Научно-Аналитический Центр Рационального Недропользования им. В.И. Шпильмана» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по закупке комплекта сплит системы кондиционирования потолочного типа с зимним комплектом внешнего блока (реестровый номер извещения 32312692310),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ИП <.....> (вх. № 8215-ИП/23 от 22.08.2023) (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Научно-Аналитический Центр Рационального Недропользования им. В.И. Шпильмана» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по закупке комплекта сплит системы кондиционирования потолочного типа с зимним комплектом внешнего блока (реестровый номер извещения 32312692310).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 18.09.2023 18:00 и дата подведения итогов 19.09.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 22.08.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 31.08.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

Заявитель указывает на нарушении части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

Требования к параметрам содержат требование к конкретным числовым значениям, без эквивалентности, то есть, как поясняет Заявитель, возможны к участию только те цифры и числа параметров, которые указаны в ТЗ.

Вместе с тем Заявитель обращает внимание, что модель Electrolux EACU-48H/UP3/N3 не соответствует ТЗ (Ссылка на сайт дистрибьютора https://www.rusklimat.ru/product-komplekt_electrolux_eacu_48h_up3_n3_split_sistemy napolno_potolochnoqo_tipa/specification/ ).

Заявителем были приложены скриншоты к Жалобе, на основании которых Заявитель уточнил:

- Требуется Мощность в режиме охлаждения 14 кВт - на сайте 14,1 квт.

- Требуется Мощность в режиме обогрева 16 кВт - на сайте 16,5 квт.

- Требуется Обслуживаемая площадь 140 кв.метров - на сайте 145.

По остальным параметрам лоббируемая модель соответствует.

Заявитель сообщает о невозможности предоставления эквивалента в силу отсутствия слов «не более» и «не менее» в установленных Заказчиком показателях ТЗ.

Заявителем приводится позиция пункта 2 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.):

«Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.»

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил в Управление письменные возражения (вх. № 8488-ЭП/23 от 31.08.2023), где сообщил сдедующее.

Выставляемый на конкурсную закупку комплект сплит системы кондиционирования потолочного типа с зимним комплектом внешнего блока приобретается взамен существующего промышленного кондиционера, отработавшего уже более 12 лет. Существующий кондиционер установлен в 10 этажном офисном здании. Внутренний блок в потолочном исполнении на 6 этаже в серверном помещении, внешний блок в напольном исполнении на крыше здания. Параметры по охлаждению рассчитывались исходя из мощности выделяемой тепловой энергии, установленного в серверном помещении оборудования. Для обеспечения такой мощности охлаждения применяются промышленные кондиционеры. Для внутреннего и внешнего блоков кондиционера проведены линии электроснабжения под напряжение 380 В.

Заказчик пояснил, что оборудование закупается на замену, и обращает внимание, что вновь закупаемое оборудование должно обладать теми же техническими характеристиками в способах крепления внутреннего и наружного блока, не превышать потребляемую мощность 4,5 кВт, в противном случае нужно будет переделывать существующие коммуникации, что соответственно повлечет дополнительные расходы бюджетных средств. Закупаемое оборудование должно соответствовать используемому напряжению 380 В (соответствовать точно), длине коммуникаций (быть не менее 50 м.), мощности в режиме охлаждения - 14 кВт (если будет больше, при соблюдении остальных требований, это только плюс).

Заказчик также сообщает, что под указанные выше требования подошел кондиционер «Electrolux EACU-48H/UP3/N3», поэтому Заказчиком он был указан как пример. В документации о закупке указана возможность поставки эквивалента.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им В.И. Шпильмана», утвержденного Наблюдательным советом АУ ХМАО-Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им В.И. Шпильмана» (протокол №8 от 18.08.2023)(далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 22.08.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 220 000,00 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 18.09.2023.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в соответствии с Техническим заданием (требования, технические характеристики и технические условия) документации о закупке указано следующее:

 

Наименование товара

Характеристики

 

 

Комплект сплит-системы кондиционирования потолочного типа

Electrolux EACU-48H/UP3/N3 с низкотемпературным комплектом

(или эквивалент)

Необходимое кол-во: 1 шт.

Либо АНАЛОГ с характеристиками, равнозначными

(не более и не менее) указанным, обязательным является лишь напряжение электропитания в

380

 

 

 

 

 

 

 

Обслуживаемая площадь

140 м2

Расход воздуха, м3/ч

2200 м3/ч

Максимальная длина коммуникаций

50 м

Максимальный перепад высот между блоками, м

30 м

Мощность в режиме охлаждения

14 кВт

Мощность в режиме обогрева

16 кВт

Максимальная потребляемая мощность

4,5 кВт

Уровень шума внутреннего блока

51 дБ

Габариты внутреннего блока (ШxВxГ)

1570x665x235 мм

Габариты внешнего блока (ШxВxГ)

940x820x460 мм

Вес внутреннего блока

43 кг

Вес внешнего блока

97 кг

Тип хладагента

R 410A

Напряжение электропитания, В

380

Низкотемпературный комплект

В наличии

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что Заказчиком указаны точные значения показателей в сведениях о технических характеристиках товара, в то время как Заказчиком допускается предложение и поставка участниками закупки эквивалентного товара.

Вместе с тем, такие характеристики как мощность в режиме охлаждения, мощность в режиме обогрева не соответствуют техническим характеристикам комплекта Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа, указанным на официальном сайте производителя https://elux.com.ru/catalog/napolno_potolochnye_konditsionery/electrolux_eacu_48h_up3_n3/.

На основании выше установленного, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении Жалобы до 31.08.2023 16 час. 30 мин. и запросе следующего перечня документов:

- коммерческие предложения на поставку комплекта сплит системы кондиционирования потолочного типа с зимним комплектом внешнего блока;

- информация о существовании минимум двух производителей, имеющих аналоги комплекта сплит-системы кондиционирования потолочного типа Electrolux EACU-48H/UP3/N3 с низкотемпературным комплектом с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с запросом Заказчиком были представлены следующие коммерческие предложения:

- исх. №211 от 03.07.2023 <.....> - комплект Ballu Machine BLC_CF-48HN1_21Y сплит-системы напольно-потолочного типа;

- от 27.07.2023 <.....> - комплект Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа;

- исх. №127 от 28.06.2023 <.....> - комплект Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа;

- исх. №54 от 28.07.2023 <.....> - комплект Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа.

Также, Заказчиком была представлена сравнительная таблица комплекта Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа с аналогами:

Т
аким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что Заказчик указав точные значения в Техническом задании документации о закупке, создал преимущества только одной модели одного производителя. Однако на рынке производителей существуют аналоги комплекта Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа, что в то же время было доказано самим Заказчиком.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что допущенная Заказчиком неточность в техническом задании относительно установленных требований к техническим характеристикам в соответствии c товаром Electrolux EACU-48H/UP3/N3 сплит-системы напольно-потолочного типа без указания в закупочной документации допустимых диапазонов в технической характеристике закупаемого товара («от», «до», «не ниже», «не выше», «не менее», «не более» и т.д.) привела к неточному толкованию участниками закупки установленных требований относительно закупаемого товара.

Указание конкретного наименования закупаемого товара (с конкретными характеристиками без допустимых отклонений в характеристике товара), привело к тому, что участники закупки не имели возможность предложить к поставке эквивалентный товар с техническими характеристиками, которые фактически соответствовали бы требуемым Заказчику параметрам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в Национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод Заявителя о том, что Заказчиком указаны конкретные значения характеристик товаров обоснованным, в силу нарушений Заказчиком пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП <.....> (вх. № 8215-ИП/23 от 22.08.2023) на действия АУ ХМАО-Югры «Научно-Аналитический Центр Рационального Недропользования им. В.И. Шпильмана» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по закупке комплекта сплит системы кондиционирования потолочного типа с зимним комплектом внешнего блока (реестровый номер извещения 32312692310), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АУ ХМАО-Югры «Научно-Аналитический Центр Рационального Недропользования им. В.И. Шпильмана» нарушение пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику АУ ХМАО-Югры «Научно-Аналитический Центр Рационального Недропользования им. В.И. Шпильмана» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны