Решение б/н РЕШЕНИЕ № 086/07/3-516/2024 по результатам рассмотрения жало... от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- "             ";

Члены комиссии:

- "             ";

- "             ";

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференцсвязи представителя заявителя;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференцсвязи представителя заказчика,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференцсвязи жалобу(вх. №3772/24 от 16.04.2024),

УСТАНОВИЛА:

В Ханты-Мансийское УФАС России в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба  (вх. № 3772/24 от 16.04.2024) (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра» (КЭ-009.24) (реестровый номер извещения 32413437541).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела, дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 16.04.2024, Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 16.04.2024.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу исх. № ВТ/2533/24 от 18.04.2024 рассмотрение Жалобы назначено на 25.04.2024.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации и сведений, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России уведомлением исх. № ВТ/2761/24 от 26.04.2024 был продлен срок принятия решения по Жалобе, а рассмотрение Жалобы назначено на 03.05.2024.

Однако, в назначенную дату, в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения Жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений.

В связи с вышеизложенным уведомлением исх. № ВТ/2940/24 от 06.05.2024 рассмотрение Жалобы было назначено на 08.05.2024.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

1. Заказчик нарушил требования размещенной документации и указал в первой части заявки необходимость предоставления документов, относящихся к критериям оценок заявок участников, которые должны размещаться во 2x частях заявок, так: в РАЗДЕЛЕ II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ KOHKУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ сказано:

6. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, подготовленное в соответствии с формами раздела V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» и с учетом требований, предусмотренных § 2 «Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) и подаче предложения о цене» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

a. В случае осуществления закупки только у субъектов МСП не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке в электронной форме сведений об участнике закупки, о ценовом предложении.

7. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец, пробу товара, закупка которого осуществляется.

8. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать:

2) сведения и (или) документы, необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критериям оценки и сопоставления заявок «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» и (или) «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)» (в случае если в разделе IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» установлены критерии оценки и сопоставления заявок «Квалификация участника и (или) его сотрудников (в том числе опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация)» и (или) «Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)»).

Заявитель считает, что Качество оказания услуг - является критерием оценки и должно быть представлено во второй части заявки.

2. Раздел V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» ФОРМА 1. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ). ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ):

Заявитель отмечает, что в составе первой части заявок Заказчик требует Описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги): Участник формирует свое техническое предложение, опираясь на требования Технического задания.

Таким образом, Заявитель приходит к выводу, что требования Заказчика относятся к товарам, используемым при оказании услуг, выполнении работ, а не к самим работам, услугам.

Кроме того, в первой части заявок участник декларирует о согласии исполнить условия договора в соответствии с требованиями технического задания.

Исходя из этого, Заявителю неясна необходимость пункта и каким образом заполнять пункт «Описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги)».

3. Участник формирует свое техническое предложение, опираясь на требования Технического задания (в соответствии с Разделом IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК»).

По мнению Заявителя, если участник укажет на выполнение данных работ по Техническому заданию, что Заказчик оценит заявку по данному неценовому критерию на 0 баллов, поскольку будет считать описание полностью не представленным.

Из вышеуказанного, Заявитель сообщает о неясности, с какой целью необходимо описывать качество оказания ycлyг, которые не должны повторять техническое задание и не понятно, как это будет использоваться при оказании услуг в рамках заключенного договора по результатам закупки, т.к. все характеристики оказания услуг указаны в техническом задании, вариантов изменения ТЗ нет.

Вместе с тем, Заявитель считает, что указанный критерий не может характеризовать качество услуг, не влияет на фактическое исполнение договора, а также направлен на ограничение конкуренции путем занижения Заказчиком оценки по указанному критерию из-за невозможности однозначно и правильно трактовать все пункты инструкции по его заполнению.

4. Пунктом 22 Информационной карты установлено следующее:

Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги:

Место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги: В соответствии с Техническим заданием (Приложение II к документации о закупке).

Условия поставки товара, выполнения работы, оказания услуги: В соответствии с Техническим заданием (Приложение II к документации о закупке).

Сроки поставки товара, выполнения работы, оказания услуги: В соответствии с Техническим заданием (Приложение II к документации о закупке).

Заявитель сообщает, что проектом договора установлено, что выполнение работ по настоящему договору осуществляется исполнителем в соответствии с технические заданием.

Подавая заявку, участник конклюдентно соглашается со всеми условиями, в т.ч. с объемами работ, оказания услуг.

При этом Заявитель считает, что описание о качестве выполнения работ не влияет на объем или условия выполняемых работ, победитель в любом случае выполняет работы исключительно в соответствии с технические заданием.

Заявитель также отмечает, что Заказчик не учитывает, что подобного рода критерии не могут быть установлены без соблюдения баланса частных интересов Заказчика и публичных интересов расширения количества участников торгов, предотвращение различных злоупотреблений и недопущения ограничения конкуренции на торгах, что установлено законодательство о защите конкуренции, в т. ч. Законом о закупках. При этом, рассматривая установленные в закупочной документации требования, признать их соответствующим указанным принципам закупочной деятельности, по мнению Заявителя, не представляется возможным.

Установление подобного критерия оценки влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, является избыточным, т.к. не несет в себе каких-либо критериев оценки реальных способностей участников выполнить работы. Заказчик требует описать процесс выполнения работ, но требований относительно к самому процессу (каким будет этим процесс: успешно, убыточным, некачественным и т.д.) документация не содержит.

Наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры не означает, что реализация данного права должна осуществляться произвольно. Следовательно, требования должны устанавливаться таким образом, при котором обеспечиваются равные возможности (условия) для принятия участия в процедуре.

Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закуски по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги, что не является свойством объекта закупки, поскольку исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с теми требованиями, которые установлены Заказчиком при описание объекта закупки, а описание тoгo, как это будет описано в заявке не может являться основанием для субъективной оценки конкурсной комиссии тoгo описаны все процессы в полном объеме или нет, что приводит к возможности «манипулирования» количеством баллов.

Вышеуказанная практика подтверждена Арбитражным судом Санкт- Петербурга и Ленинградской области по делу № A56-9711/2022 г.

5. Заявитель отмечает, что Заказчик в соответствии с проектом Договора обязывает исполнителя заключить договор аренды недвижимого имущества, принадлежащего Заказчику, обяжет оплачивать аренду данного имущества и коммунальные расходы. При это Заявитель не понятны размеры арендной платы и коммунальных расходов, что затрудняет расчет ценового предложения. Кроме того, Заявителю непонятна сама процедура передачи и порядок использования арендуемого имущества. Кроме того, по мнению Заявителя, размеры помещения, их характеристики напрямую навязываются исполнителю, без возможности выбора места осуществления деятельности.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем направил письменные возражения (вх. № 4155-ЭП/24 от 25.04.2024), где сообщил следующее.

1. В соответствии с частью 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

В случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки (часть 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках).

Согласно утвержденного Заказчиком Положения о закупках от 14.09.2023 г., разделом 13 устанавливается порядок проведения конкурса в электронной форме, в том числе соответствующая этапность, по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме:

1) рассмотрение первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме;

2) сопоставление ценовых предложений;

3) рассмотрение вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, оценка и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки;

4) подведение итогов конкурса в электронной форме.

Комиссия рассматривает первые части заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям документации о закупке (пункт 13.4 Положения о закупках).

По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме комиссия формирует протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, который не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок направляется оператору электронной площадки (пункт 13.5 Положения о закупках).

Комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок, соответствующих требованиям документации, по нестоимостным критериям. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критерию «Качество товара (работ, услуг)» (при наличии такого критерия) осуществляется на основании информации о поставляемом товаре, выполняемой работе или оказываемой услуге, содержащейся в первых частях заявок на участие в конкурсе в электронной форме (пункт 13.9 Положения о закупках).

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки комиссия составляет протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки, который не позднее даты окончания срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме направляется оператору электронной площадки (пункт 13.11 Положения о закупках).

Кроме этого, в соответствии с параграфом 1 документации о проведении конкурса в электронной форме:

5. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна состоять из первой части, ценового предложения и второй части.

6. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, подготовленное в соответствии с формами раздела V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» и с учетом требований, предусмотренных § 2 «Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) и подаче предложения о цене» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Таким образом, установленное Заказчиком требование о предоставлении информации Участниками закупки по нестоимостному критерию оценки заявок «Качество товара (работ, услуг)» в составе первых частей заявок полностью соответствует требованиям Закона о закупках, утвержденного Положения о закупках Заказчика и требованиям документации о проведении конкурса в электронной форме.

При этом, требование Заказчика в пункте 1 Раздела V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» ФОРМА 1. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ) об описании поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) (Участник формирует свое техническое предложение, опираясь на требования Технического задания) установлено на основании типовой формы заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Данный пункт необходимо заполнять Участникам закупки исключительно в случае установления в Техническом задании требований к конкретным значениям показателей товаров.

Ввиду того, что такие требования не установлены Заказчиком, заполнение данного пункта при подаче заявки не требуется.

В случае возможного недопонимания требований Заказчика, Участник имел возможность воспользоваться правом подачи запроса разъяснений положения документации о конкурсе в электронной форме. Однако, данное право не было реализовано Заявителем.

При этом, указание типового требования в форме заявки на участие в закупке не повлияло на результат ее проведения.

Кроме этого, параграфом 2 документации о закупки установлено условие заполнения сведений о предлагаемых к поставке товаров, а именно в пункте 6 «Сведения в заявке участника закупки о наименовании предлагаемого к поставке (используемого при выполнении работ, оказании услуг) товара, содержащие указание на товарные знаки, не должны сопровождаться словами «или эквивалент», «или аналог» и подобными. При указании участником закупки сведений о товаре, который предлагается к поставке, необходимо указывать точные и достоверные значения показателей, присущих товарам, в соответствии с требованиями, установленным в настоящей документации о закупке. Требования к поставляемым товарам в составе закупки не установлены, следовательно у Участников закупки отсутствует необходимость указывать конкретные показатели предлагаемого к поставке товара.

2. Критерий оценки «Качество товара (работ, услуг)».

Данный предмет закупки предполагает наличие у Исполнителя специалистов и(или) службы, с инженерно-техническим образованием и опытом работы.

В компетенцию указанных специалистов входит в том числе, как знание нормативно-технической и методической документации, так и умения в процессе работы (оказании услуг) применения их, в том числе создание и составление документов нормативно-технической и методической направленности.

К данному виду документации, нормативно-технической и(или) методической, относятся и запрошенные сведения в форме «Качество товара (работ, услуг)».

В целях определения наилучших предлагаемых условий исполнения договора, которые позволят обеспечить наилучшее качество выполнения работ (оказание услуг), Заказчику необходимо определить Исполнителя, имеющего конкурентные качества, в том числе учитывающего и применяющего наиболее эффективные технологические решения, методы производства труда, соблюдающего все требования по охране труда и техники безопасности.

Именно этой цели и служит предоставление участником закупки информации как о своих квалификации и опыте, так и о качественных характеристиках предлагаемых работах (услугах), в виде заполненных форм сведений:

- Качество работ, услуг;

- Квалификация;

- Сведения о деловой репутации.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора (часть 16 статьи 3.2. Закона о закупках).

Под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (часть 18 статьи 3.2. Закона о закупках).

Таким образом, Закон о закупках устанавливает разновидность форм определения поставщика в зависимости от целей закупаемых товаров (работ, услуг). Конкурс проводится в случае необходимости получения от участника лучшего предложения исполнения договора. Аукцион проводится в случае необходимости получения наиболее низкой цены договора.

В свою очередь, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок отдельных видов юридических лиц.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом II Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию, согласно которому оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:

Качество товара (работ, услуг).

Значимость критерия: 30%.

Коэффициент значимости критерия составляет 0,30

Содержание показателя: По критерию «Качество товара (работ, услуг)» участником конкурса представляются сведения о предлагаемом Участником качестве выполнения работ (оказания услуг).

Порядок оценки заявок по показателю:

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по шкале оценки:

Отсутствие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг): 0 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по одному свойству объекта закупки: 25 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по двум свойствам объекта закупки: 50 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по трем свойствам объекта закупки: 75 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по четырем свойствам объекта закупки: 100 баллов.

При этом, Участники при подготовке своего предложения по критерию обязаны руководствоваться Пунктом II Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации и требованиями, установленными в Инструкции по заполнению формы «Качество товара (работ, услуг)». Присвоение баллов по указанному критерию происходит на основании предоставления всей требуемой Заказчиком информации, что позволяет выявить лучшее предложение среди Участников закупки по критерию. Участник в составе заявки для принятия участия в закупке, а также для получения соответствующего балла по критерию «Качество товара (работ, услуг)» должен представить техническое предложение, которое формируется на основании применяющихся методов выполнения работ (оказания услуг) и мер обеспечения качества выполнения работ (оказания услуг), применяемых участником с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. При этом, данное предложение не повторяет требование Технического задания, а описывает порядок его качественного исполнения в процессе выполнения работ (оказания услуг) по договору.

Установление критерия «Качество товара (работ, услуг)» позволяет удостовериться в высокой квалификации исполнителя, сократить срок выполнения работ, а также минимизировать риски неисполнения условий договора. Порядок оценки заявок участников закупки по критерию установлен Заказчиком с целью выявления участника наилучшим образом соответствующего требованиям Заказчика, а также способного обеспечить надлежащее оказание услуг по предмету закупки, при этом выявить наилучшие предложения возможно путем сопоставления представленных участниками закупки сведений с помощью шкалы оценки.

По всем оцениваемым свойствам критерия «Качество товара (работ, услуг)» предусмотрено конкретное количество баллов за конкретные параметры, то есть баллы начисляются только при наличии в составе предложения участника оцениваемых позиций, и только в том размере, который указан в порядке оценки по критерию. Никаких иных факторов, влияющих на объективность и корректность оценки, критерий «Качество товара (работ, услуг)» не содержит. Вышеуказанная шкала установлена таким образом, чтобы Заказчик при сопоставлении заявок участников выявил среди всех возможных предложений наиболее лучшее предложение по итогам проведения оценки, что в свою очередь отвечает требованиям, указанным в части 16 статьи 3.2 Закона о закупках.

Вышеуказанный порядок оценки заявок по критерию не является квалификационным требованием к участникам закупки, а является исключительно критерием оценки заявок, поданных на участие в Конкурсе.

Вместе с тем Заявитель в составе доводов жалобы не представил сведений, свидетельствующих о том, что установление порядка оценки заявок участников Конкурса по критерию, в том числе требования в части предоставления описания о качестве выполнения работ (оказания услуг) с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств, ограничивает количество участников закупки, противоречит положениям Закона о закупках, Положению о закупке.

Отдельно стоит отметить, что, согласно протоколу, подведение итогов Конкурса, оценка заявок Участников по оспариваемому Заявителем критерию не повлияла на итоги определения Исполнителя.

3. В соответствии с пунктом 2.1.18 проекта договора, Исполнитель обязан заключить с Заказчиком договор аренды на часть нежилого помещения, используемого для размещения сотрудников Исполнителя, задействованных при исполнении настоящего Договора. Компенсировать Заказчику стоимость коммунальных услуг (холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения), ежемесячно, потребленных Исполнителем за этот период. Соответствующая сумма определяется на основании счетов ресурсоснабжающих организаций пропорционально занимаемой Исполнителем площади и оплачивается на основании счета, выставляемого Заказчиком с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций.

Указанная обязанность Исполнителя следует из требования раздела 11 Технического задания о наличии круглосуточного дежурства на объектах и необходимости размещения персонала Исполнителя на территории Заказчика. При этом, стоимость коммунальных услуг определяется на основании счетов ресурсоснабжающих организаций.

Состав РАЗДЕЛА III. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Документации о проведение закупки включает в себя пункт 24 «Прочие условия», который содержит информацию об общей площади, предлагаемой к аренде Исполнителю, в соответствии с условиями Договора, а также установлен размер арендной такого имущества.

Кроме того, Документация о проведении закупки включает в себя Приложение V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЧАСТИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ».

На основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» передано имущество в оперативное управление.

Согласно разъяснениям Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в случае, если для целей исполнения государственного контракта исполнителю предоставляется во временное владение и/или пользование государственное имущество автономного округа, то такое предоставление с учетом пункта 3 статьи 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.12.2010 №225-оз должно осуществляться на условиях договора аренды.

Порядок согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на праве оперативного управления, утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2017 №466-п.

Заказчик, руководствуясь указанным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которое регламентирует подробный порядок процедуры передачи в аренду нежилых помещений, с учетом всех положений и требований вышеназванного Порядка, включил условия заключения договора аренды при формировании закупочной документации.

Указанное требование Заказчика не ограничивает конкуренцию среди потенциальных Участников заказа, что в свою очередь не может являться нарушением Закона о защите конкуренции.

Данные требования установлены в равной степени в отношении всех участников закупки, предусматривают различные способы подтверждения способности участников закупки осуществить оказание услуг, соответствует требованию пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и, следовательно, не могут быть нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба Заявителя не содержит доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов Участника закупки действиями Заказчика, а также доказательств, что действия Заказчика ограничили круг участников закупки.

26.04.2024 в ходе рассмотрения Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что для рассмотрения жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений. Уведомлением исх. № ВТ/2761/24 от 26.04.2024 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России запросила следующую информацию:

1) Заказчик - АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт»: письменные пояснения по вопросу: является ли обязательным заключение договора аренды на часть нежилого помещения, используемого для размещения сотрудников исполнителя, задействованных при исполнении договора на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах и в каком случае возможно не заключение такого договора;

2) Заявитель: письменные пояснения по вопросу: обоснование невозможности или отсутствия необходимости заключения договора аренды на часть нежилого помещения, используемого для размещения сотрудников исполнителя при исполнении договора на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах, с приложением подтверждающей данное обоснование информации.

В связи с вышеизложенным Заказчиком и Заявителем была представлена запрашиваемая информация в письмах вх. № 4293-ЭП/24 от 02.05.2024 и вх. № 4315-ЭП/24 от 02.05.2024 соответственно.

В представленных пояснениях, касаемо предмета запроса Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, Заявитель сообщил следующее.

Заказчик не указывает с какой фактической целью арендуются помещения. Например, у ООО «         » имеется помещение в аренде в г. Ханты-Мансийск, в котором располагается обособленное подразделение, имеются автомобили для аварийной бригады и доставки материалов, оборудования. Инструментов.

Учитывая изложенное, Заявитель считает, что Заказчик неправомерно навязывает аренду конкретных помещений, не указывая цель их использования и порядок. Заявитель сообщает, что невозможно определить точную плату за аренду таких помещений (отсутствуют расчеты коммунальных услуг).

В представленных пояснениях касаемо предмета запроса Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, Заказчик сообщил следующее.

В соответствии с пунктом 2.1.18 проекта договора, исполнитель обязан заключить с Заказчиком договор аренды на часть нежилого помещения, используемого для размещения сотрудников исполнителя, задействованных при исполнении настоящего Договора.

Согласно пункту 9.8 проекта договора, Заказчик передает исполнителю часть нежилого помещения по договору аренды в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 ноября 2017 г. № 466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа Югры на праве оперативного управления», по согласованию с Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Указанная обязанность исполнителя следует из требования раздела 11 Технического задания о наличии круглосуточного дежурства на объектах и необходимости размещения персонала исполнителя на территории Заказчика.

Данная необходимость обусловлена размещением в обособленных помещениях на объектах Заказчика, средств диспетчеризации инженерных систем, лифтового оборудования, систем пожаротушения и иных систем и оборудования.

Круглосуточное дежурство на объектах, в целях оперативного контроля за эксплуатационными параметрами систем и оборудования, в том числе диспетчерами, является неотъемлемой частью условий по надлежащему исполнению обязательств со стороны исполнителя по договору.

Состав РАЗДЕЛ III. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Документации о проведение закупки включает в себя пункт 24 «Прочие условия», который содержит информацию об общей площади, предлагаемой к аренде Исполнителю, в соответствии с условиями Договора, а также установлен размер арендной такого имущества.

На основании распоряжения Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» передано имущество в оперативное управление.

Согласно разъяснениям Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в случае, если для целей исполнения государственного контракта исполнителю предоставляется во временное владение и/или пользование государственное имущество автономного округа, то такое предоставление с учетом пункта 3 статьи 12 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.12.2010 №225-оз должно осуществляться на условиях договора аренды.

Объектом аренды может быть любое имущество, не противоречащее статье 607 Гражданского кодекса РФ, предоставляемое в пользование исполнителю для оказания им услуг в соответствии с договором.

Порядок согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на праве оперативного управления, утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.11.2017 №466-п.

Заказчик, руководствуясь указанным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которое регламентирует подробный порядок процедуры передачи в аренду нежилых помещений, с учетом всех положений и требований вышеназванного Порядка, включил условия заключения договора аренды при формировании закупочной документации.

Указанное требование Заказчика не ограничивает конкуренцию среди потенциальных участников заказа, что в свою очередь не может являться нарушением Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Документация дополнена Приложением V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЧАСТИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ», которое содержит всю необходимую информацию и условия о заключаемом договоре аренды с потенциальным Исполнителем услуг по Договору, который является предметом закупки.

03.05.2024 в ходе рассмотрения Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что для рассмотрения жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений. Уведомлением исх. № ВТ/2940/24 от 06.05.2024. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России привлекла к рассмотрению Жалобы участника конкурса в электронной форме ООО «            » и запросила у Заказчика следующую информацию:

- порядок осуществленной оценки заявок участников конкурса в электронной форме (реестровый номер извещения 32413437543) по критерию II «Качество товара (работ, услуг)» Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации о закупке, в том числе с указанием перечня документов/сведений/информации, учитываемых Заказчиком при присвоении баллов.

У Заявителя запрошена следующая информация:

- почему конкурс в электронной форме (реестровый номер извещения 32413437541) стал исключением для подачи заявки на участие.

В связи с вышеизложенным Заказчиком была представлена запрашиваемая информация в письме вх. № 4510-ЭП/24 от 08.05.2024.

В представленных пояснениях, касаемо предмета запроса Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, Заказчик сообщил следующее.

1. В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Разделом 13 Положения о закупке АУ «ЮграМегаСпорт» и § 5 раздела II Документации о проведении закупки определен порядок проведения конкурса в электронной форме, в соответствии с которым Единая комиссия Заказчика осуществляет свою деятельность по оценке и сопоставлению заявок на участие в закупке.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными в разделе IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК».

Пунктом II Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации установлен подробный порядок оценки заявок участников закупки по критерию, согласно которому оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:

Не стоимостные критерии оценки:

II. Качество товара (работ, услуг).

Значимость критерия: 30%.

Коэффициент значимости критерия составляет 0,30

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по шкале оценки:

Отсутствие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг): 0 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по одному свойству объекта закупки: 25 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по двум свойствам объекта закупки: 50 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по трем свойствам объекта закупки: 75 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по четырем свойствам объекта закупки: 100 баллов.

Участники при подготовке своего предложения по критерию "Качество товара (работ, услуг)» обязаны руководствоваться Пунктом II Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации и требованиями, установленными в Инструкции по заполнению формы «Качество товара (работ, услуг)». Присвоение баллов по указанному критерию происходит на основании предоставления всей требуемой Заказчиком информации, что позволяет выявить лучшее предложение среди Участников закупки по критерию.

В рамках критерия «Качество товара (работ, услуг)» соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.

На момент окончания срока подачи Заявок на участие в Конкурсе, а именно, до 10:00 Уральского времени (UTC+5) 16.04.2024, на электронную торговую площадку, была представлена только 1 заявка.

Комиссия, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 § 6. Документации о проведении закупки, признала конкурс несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в конкурсе в электронной форме.

В этом случае не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет Заказчику первую и вторую части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, а также ценовое предложение. Указанная заявка рассматривается в порядке, установленном настоящей документацией о закупке.

В соответствии с протоколом от 16.05.2024 №32413437541-01, протоколам от 17.05.2024 №32413437541-02, №32413437541-03, комиссия рассмотрела заявку Участника 1 (Общество с ограниченной ответственностью «Окна Трокал»). и признала единственную заявку соответствующей требованиям и условиям, установленными в Документации о проведении закупки.

Согласно пункту 13.9 Разделом 13 Положения о закупке АУ «ЮграМегаСпорт» оценка и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки не осуществляется в случаях, при которых закупка признается в соответствии с Положением о закупке несостоявшейся.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «ЮграМегаСпорт» (утверждено решением Наблюдательного совета Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «ЮграМегаСпорт» - протокол № 23/2023 от 14.09.2023) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 27.03.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 130 051 194,98 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 16.04.2024.

4. На участие в конкурсе в электронной форме было подана1 заявка.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Касаясь довода № 1 Жалобы Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Частью 19.2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в случае, если документацией о конкурентной закупке установлено применение к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, данная документация должна содержать указание на информацию и документы, подлежащие представлению в заявке на участие в такой закупке для осуществления ее оценки. При этом отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.

Частью 19.5 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги).

Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев).

Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

На основании вышеизложенного, Заказчиком пунктом 13.2 раздела 13 «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» Положения о закупках установлено следующее:

13.2. Если иное не предусмотрено документацией о закупке, после окончания срока подачи заявок конкурс в электронной форме проводится в соответствии со следующими этапами:

1) рассмотрение первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме;

2) сопоставление ценовых предложений;

3) рассмотрение вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, оценка и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки;

4) подведение итогов конкурса в электронной форме.

Пунктом 13.4 раздела 13 «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» Положения о закупках Заказчиком установлено, что комиссия рассматривает первые части заявок на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям документации о закупке.

Пунктом 13.9 раздела 13 «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» Положения о закупках Заказчиком установлено следующее:

13.9. Комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок, соответствующих требованиям документации, по нестоимостным критериям. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критерию «Качество товара (работ, услуг)» (при наличии такого критерия) осуществляется на основании информации о поставляемом товаре, выполняемой работе или оказываемой услуге, содержащейся в первых частях заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что аналогичные положения установлены Заказчиком в документации о закупке.

Так, пунктами 5, 6 § 1 РАЗДЕЛА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации о закупке Заказчиком установлено:

5. Заявка на участие в конкурсе в электронной форме должна состоять из первой части, ценового предложения и второй части.

6. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, подготовленное в соответствии с формами раздела V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» и с учетом требований, предусмотренных § 2 «Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) и подаче предложения о цене» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

При этом пунктом 7 § 1 РАЗДЕЛА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации о закупке Заказчиком установлено:

7. Комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критерию «Качество товара (работ, услуг)» (при наличии такого критерия) осуществляется на основании информации о поставляемом товаре, выполняемой работе или оказываемой услуге, содержащейся в первых частях заявок на участие в конкурсе в электронной форме. Дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, оценки и сопоставления заявок по нестоимостным критериям оценки указана в пункте 14 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА».

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что требование о предоставлении информации потенциальными участниками закупки по нестоимостному критерию оценки заявок «Качество товара (работ, услуг)» в составе первых частей заявок не противоречит части 19.2, 19.5 Закона о закупках, пунктам 13.4, 13.9 Положения о закупках, пунктам 5, 6, 7 § 1 РАЗДЕЛА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации о закупке.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод № 1 Жалобы Заявителя необоснованным.

Касаясь доводов № 2, № 3, № 4 Жалобы Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, установила следующее.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 7 § 5 РАЗДЕЛА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации о закупке Заказчиком установлено: комиссия рассматривает вторые части заявок на предмет соответствия требованиям документации о закупке, а также осуществляет оценку и сопоставление заявок по нестоимостным критериям оценки. При этом оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме по критерию «Качество товара (работ, услуг)» (при наличии такого критерия) осуществляется на основании информации о поставляемом товаре, выполняемой работе или оказываемой услуге, содержащейся в первых частях заявок на участие в конкурсе в электронной форме.

Пунктом 11 § 5 РАЗДЕЛА II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ документации о закупке Заказчиком установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными в разделе IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК».

Пунктом «б» Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации о закупке Заказчиком установлено следующее:

II. Качество товара (работ, услуг).

Значимость критерия: 30%.

Коэффициент значимости критерия составляет 0,30

Содержание показателя: По критерию «Качество товара (работ, услуг)» участником конкурса представляются сведения о предлагаемом Участником качестве выполнения работ (оказания услуг).

Участник закупки предоставляет сведения в таблице, установленной в Форме №1 раздела V «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» (далее – Форма № 1).

Предмет оценки: предложение участника конкурса о качестве выполнения работ (оказания услуг).

Оценка заявки участника по критерию «Качество товара (работ, услуг)» определяется согласно представленному участником закупки предложению о качестве выполнения работ (оказания услуг). Для получения соответствующего количества баллов по критерию участник обязан руководствоваться требованиями, установленными настоящим порядком оценки.

Для оценки по критерию «Качество товара (работ, услуг)» Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке:

- технология управления рисками при выполнении работ (оказании услуг);

- обеспечение надлежащей технологии выполнения работ (оказания услуг);

- осуществление своевременного контроля качества выполнения работ (оказания услуг);

- соблюдаемые правила обеспечения безопасности при выполнении работ (оказании услуг).

Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в техническом задании, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в техническом задании, и действующим нормативно-правовым актам.

В рамках критерия «Качество товара (работ, услуг)» под «Отсутствием описания свойства объекта закупки» понимается непредставление описания свойства объекта закупки или предоставление описания свойства объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и/или требованиям Технического задания, и/или требованиям приложений к Техническому заданию, и/или требованиям инструкции по заполнению первой части заявки.

В рамках критерия «Качество товара (работ, услуг)» под «Отсутствием предложения участника конкурса о качестве товара (работ, услуг»)» понимается не предоставление в составе заявки предложения о качестве выполнения работ (оказания услуг) по всем свойствам объекта закупки или предоставление всех свойств объекта закупки не в соответствии с требованиями настоящего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и/или требованиям Технического задания, и/или требованиям приложений к Техническому заданию, и/или требованиям инструкции по заполнению первой части заявки.

В случае, если участником закупки указывается, что все работы (услуги) будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как «Отсутствие предложения участника конкурса о качестве товара (работ, услуг)».

В рамках критерия «Качество товара (работ, услуг)» соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.

При формировании предложения о качестве выполнения работ (оказания услуг) участник закупки должен не продублировать требования технического задания, а сформировать и представить описание о качестве выполнения работ (оказания услуг) с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.

Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса.

Порядок оценки заявок по показателю:

Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по шкале оценки:

Отсутствие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг): 0 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по одному свойству объекта закупки: 25 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по двум свойствам объекта закупки: 50 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по трем свойствам объекта закупки: 75 баллов.

Наличие предложения участника конкурса о Качестве товара (работ, услуг) по четырем свойствам объекта закупки: 100 баллов.

Для получения оценки (значения в баллах) по показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по показателю.

Порядок оценки и сопоставления заявок по критерию:

Рейтинг заявки по нестоимостному критерию оценки НЦВi равен - оценке в баллах, полученной участником настоящей закупки по результатам оценки по показателю с учетом коэффициента значимости (КЗ) критерия оценки.

РНЦВi =НЦВi х КЗ2,

где:

НЦВi – Количество баллов, присуждаемых заявке по критерию оценки «Качество товара (работ, услуг)»;

КЗ2 – Коэффициент значимости критерия «Качество товара (работ, услуг)» (= 0,30).

Отсутствие в составе заявки на участие в закупке в электронной форме документов и сведений, подтверждающих предоставление предложения по критерию оценки «Качество товара (работ, услуг)» участника настоящей закупки, не является основанием для признания таковой не соответствующей требованиям документации.

На основании вышеизложенных положений документации о закупке, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком пунктом «б» Раздела IV «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И СОПОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК» документации о закупке определено, что именно и в каком объеме должно быть представлено в заявке участника для начисления того или иного количества баллов по критерию «Качество товара (работ, услуг)», а именно: определено количество начисляемых баллов в зависимости от информации, представленной в заявке участника), что позволяет членам закупочной комиссии Заказчика однозначно начислить баллы в зависимости от информации, представленной в заявке участника закупки (вне зависимости от детализации и полноты данной информации - фактическое представление предложения в отношении того или иного требования документации является безусловным следствием начисления баллов).

Документацией не предусмотрено, что оценке подлежит детализация и(или) полнота описания процесса исполнения договора, согласно шкале оценки, комиссии надлежит оценивать фактическое представление сведений вне зависимости от детализации и(или) полноты таких сведений.

Соответственно, балльная система по показателю однозначно определяет, какое количество баллов начисляется заявке участника в зависимости от представленной информации в заявке (вне зависимости от детализации и полноты), содержащей предложение о качестве.

Вышеизложенные выводы Комиссии Ханты-Мансийского УФАС подтверждаются также Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.10.2020 № Ф07-9275/2020 по делу №А56-51776/2019, оставленного без изменения Определением Верховного Суда РФ от 07.12.2020 №307-ЭС20-21049.

Комиссия также считает необходимым отметить, что согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Как отмечается в определении Верховного суда РФ от 31.07.2017 305-КГ17-2243, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются требованиями законодательства в сфере закупок и положением о закупках, разработанным самостоятельно с учетом потребностей конкретного заказчика. В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

При этом, согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В свою очередь Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки. Положения действующего законодательства Российской Федерации не закрепляют перечень критериев оценки, которые могут быть применены при проведении конкурса, и не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок. При таких обстоятельствах, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет Заказчику право на формирование такого порядка оценки и сопоставления заявок, которое он счел необходимым для выявления лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения конкурентной процедуры, в связи с чем, Заказчик на свое усмотрение определяет критерии оценки заявок и порядок проведения такой оценки. Следовательно, Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. В настоящем случае, установленный Заказчиком подкритерий оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необходимым отметить, что в производстве Управления находятся ещё две Жалобы от ООО «                 » вх. №3772/24 от 16.04.2024 (реестровый номер извещения 32413437543) и № 3773/24 16.04.2024 (реестровый номер извещения 32413437539), в которых Заявитель принял участие, заявки были допущены, также произведена оценка данных заявок Заказчиком. Критерии, которые оспаривает Заявитель в настоящей Жалобе аналогичны критериям, которые установлены в документациях в выше оспариваемых закупках.

При этом в ходе рассмотрения данной Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России у Заявителя были запрошены пояснения о том, почему конкурс в электронной форме (реестровый номер извещения 32413437541) стал исключением для подачи заявки обществом на участие.

07.05.2024 от Заявителя поступили пояснения, в которых было указано на следующее:

«Учитывая, что документация конкурса № 32413437541 (далее «Конкурс») содержит требования к заявкам и критерии оценок заявок участников аналогичные конкурсам № 32413437539 и № 32413437543, а также необходимость обеспечения заявки на участие в Конкурсе в размере 1, 3 млн. руб. путем внесения денежных средств либо предоставления банковской гарантии, Общество посчитало нецелесообразным подачу заявки на данный Конкурс из-за необходимости несения финансовых издержек на участие, вызванных длительным блокированием денежных средств или затратам на приобретение банк, гарантии, т.к. документация по всем трем конкурсам обжалуется».

Рассмотрев указанные обстоятельства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о том, что действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав указанными подкритериями Заявителем не представлено. Заявителем не представлено доказательств, каким образом, наличие оспариваемых подкритериев препятствовало ему подготовить заявку и направить ее для участия в конкурсе. Заявителем также не доказано и не установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, что указанные критерии направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов № 2, № 3, № 4 Жалобы Заявителя в указанной части.

Касаясь довода № 5 Жалобы Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Пунктом 24 РАЗДЕЛА III. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА документации о закупке Заказчиком установлено следующее.

С победителем настоящей закупки заключается договор аренды части нежилого помещения (Приложение V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЧАСТИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ» - далее Проект договора аренды) общей площадью – 44,66 м2 в целях организации поста круглосуточной дежурной бригады и исполнения договора по настоящей закупке.

Ориентировочный размер арендной платы за предоставление в аренду такого имущества составит 35 820,06 (Тридцать пять тысяч восемьсот двадцать) рублей 06 копеек, в т.ч. НДС 20%, в месяц.

Арендная плата перечисляется ежемесячно, в виде авансовых платежей, в течении 10 (десяти) календарных дней на расчетный счет Заказчика со дня получения счета на оплату.

Помимо арендной платы исполнитель возмещает Заказчику стоимость коммунальных услуг (холодного водоснабжения, водоотведения, платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, отопления, электроснабжения, вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов, охрана объекта, техническое обслуживание объекта, уборка арендуемого помещения), потребленных арендатором за этот период. Соответствующая сумма определяется на основании счетов ресурсоснабжающих организаций и расчетов, указанных в Проекте договора аренды, и оплачивается на основании счета, выставляемого арендодателем.

Оплата коммунальных услуг, подлежащая возмещению, перечисляются исполнителем в течение 10 (десяти) календарных дней с момента получения счета на оплату.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России в опровержение довода № 5 Жалобы Заявителя, обращает внимание, что Заказчиком в указанном пункте определена площадь арендуемого помещения, размер арендной платы, условия определения суммы оплаты коммунальных расходов, приложением V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЧАСТИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ» предусмотрен порядок передачи и использования арендуемого помещения.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что исходя из представленных пояснений Заказчика, было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2.1.18 Приложения III «ПРОЕКТ ДОГОВОРА» документации о закупке, исполнитель обязан заключить с Заказчиком договор аренды на часть нежилого помещения, используемого для размещения сотрудников исполнителя, задействованных при исполнении настоящего Договора.

Согласно пункту 9.8 Приложения III «ПРОЕКТ ДОГОВОРА» документации о закупке, Заказчик передает исполнителю часть нежилого помещения по договору аренды в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 ноября 2017г. №466-п «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа Югры, порядке согласования предоставления в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа Югры на праве оперативного управления», по согласованию с Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Указанная обязанность исполнителя следует из требования раздела 11 Приложения II «ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ» документации о закупке о наличии круглосуточного дежурства на объектах и необходимости размещения персонала исполнителя на территории Заказчика.

Данная необходимость, как обратил внимание Заказчик, обусловлена размещением в обособленных помещениях на объектах Заказчика, средств диспетчеризации инженерных систем, лифтового оборудования, систем пожаротушения и иных систем и оборудования. Круглосуточное дежурство на объектах, в целях оперативного контроля за эксплуатационными параметрами систем и оборудования, в том числе диспетчерами, является неотъемлемой частью условий по надлежащему исполнению обязательств со стороны исполнителя по договору.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что данное требование распространяется на всех в равной степени участников закупки. Несогласие Заявителя с условиями документации в указанной части никаким образом не свидетельствует о нарушении прав Заявителя, поскольку данные условия документации продиктованы со стороны Заказчика надлежащим образом и качеством исполнения договора.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод №5 Жалобы Заявителя, необоснованным.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «            » (вх. № 3772/24 от 16.04.2024) на действия АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурно-развлекательный комплекс «Арена-Югра» (КЭ-009.24) (реестровый номер извещения 32413437541), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны