Решение б/н решение по жалобе № 2193-ж от 20 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-1623/2020
по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОО «Беркут»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 17.11.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 19.11.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_____» — заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
«_____» — начальник отдела Управления;
«_____» — эксперт отдела Управления;
в отсутствии заявителя «_____», надлежащим образом уведомленного о месте, времени и дате рассмотрения жалобы;
в присутствии представителя заказчика МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств № 2» посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС) — директора «_____», действующей на основании Распоряжения Администрации города Нижневартовска;
рассмотрев жалобу «_____» (вх. от 09.11.2020 № 2193-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств № 2» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку музыкальных инструментов, извещение 32009614841, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_____» (далее — Заявитель) на действия Заказчика МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств № 2» (далее — аказчик, МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 2») при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку музыкальных инструментов (1 колокольчики глокеншпиль, 1 барабан малый, 1 маримба, 1 тарелка креш, 1 тарелка хай-хет сдвоенная, тарелки (1 комплект), 1 барабан большой, 1 трещотка), извещение 32009614841.
Заявитель обжалует решение Заказчика об отклонении его заявки от участия в запросе котировок в связи с несоответствием заявки требованиям документации о закупке. Вместе с тем, Заявитель считает, что положения документации о закупке противоречивы и вводят участников закупки в заблуждение. В своей жалобе Заявитель просит внести изменения в закупочную документацию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 17.11.2020.
Рассмотрение жалобы состоялось в назначенную дату при участии представителя Заказчика посредством ВКС.
Заказчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу. Считает, что при проведении закупочных процедур действовал правомерно, на основании Закона о закупках, Положения о закупках и в соответствии с закупочной документацией.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупках.
На дату рассмотрения Жалобы Закупочная деятельность Заказчика регулируется новой редакцией Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Детская школа искусств № 2», утвержденного Наблюдательным советом, Протокол от 26.10.2020 № 14. Указанное Положение о закупке размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) 27.10.2020.
Закупка № 32009614841 проводится в соответствии с Положением о закупке в редакции от 20.08.2020, утвержденным Наблюдательным советом 20.08.2020, Протокол № 9.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.
26.10.2020 на официальном сайте Единой информационной системы https://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009614841 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку музыкальных инструментов.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок – 26.10.2020 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок – 03.11.2020 в 10:00 (мск+2);
- дата подведения итогов – 05.10.2020 (мск+2).
Начальная (максимальная) цена договора - 416 688 рублей.
Извещение о проведении закупки опубликовано также на федеральной электронной площадке http://estp.ru.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев документацию о закупке, а также доводы Заявителя и Заказчика, установила следующее.
Конкурентные закупки осуществляются в соответствии с порядком, установленным статьей 3.2 Закона о закупках. Согласно части 20 статьи 3.2. Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
На основании части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Участники закупки представляют заявки на участие в конкурентной закупке согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, к размерам, упаковке, отгрузке товаров установлены в Техническом задании (Приложение № 1 к Извещению). Также в приложении № 1 к Извещению содержится Инструкция по заполнению заявки в части описания предмета закупки.
Согласно п. 22 Информационной карты, участник закупки должен представить в составе заявки перечень документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в документации. В том числе, участник должен представить технические характеристики (показатели) товара в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к извещению), заполненные в соответствии с инструкцией по заполнению (пп. 3 п. 22 Информационной карты).
В соответствии с п. 25 Информационной карты установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Победителем запроса котировок в электронной форме признается участник, соответствующий всем требованиям извещения о закупке, подавший заявку, которая отвечает всем требованиям извещения о закупке и в которой содержится наиболее низкое предложение о цене договора. Заявка участника, в которой выявлены арифметические ошибки, присутствуют незаполненные поля, отсутствует требуемая информация, считается несоответствующей требованиям извещения о закупке и подлежит отклонению. Участник, подавший такую заявку, не допускается к дальнейшему участию в закупке.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии № 32009614841 от 05.11.2020 на участие в закупке поступило две заявки: 1) «_____»; 2) «_____».
По результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия Заказчика решила отклонить заявку Заявителя как несоответствующую требованиям, установленным в документации к закупке. В итоге, закупка признана несостоявшейся, закупочной комиссией принято решение заключить договор с единственным допущенным поставщиком - «_____».
Из протокола рассмотрения заявок и подведения итогов от 05.11.2020 установлено следующее.
Товар |
Положение документа-ции о закупке |
Характеристики товара, установленные Заказчиком |
Характеристики товара, предложенные Заявителем |
Решение Комиссии |
Маримба |
пункт 3 ТЗ |
Толщина клавиш должна быть от 16 мм до 19 мм. |
Толщина клавиш 16 мм. |
Не соответ-ствует |
Маримба |
пункт 3 ТЗ |
Глубина инструмента должна быть от 36 см до 75 см. |
Глубина инструмента 36 см. |
Не соответ-ствует |
Тарелка Креш |
пункт 4 ТЗ |
Креш-тарелка должна иметь громкость от низкой до средне-высокой по спецификации производителя. |
Креш-тарелка имеет громкость средне- высокую по спецификации производителя. |
Не соответ-ствует |
Тарелка Креш |
пункт 4 ТЗ |
Т Тарелка должна быть изготовлена из сплава, содержащего не менее 90% и не более 95% меди и более 6% и менее 10% олова. |
Т Тарелка изготовлена из сплава, содержащего не 90% меди и 9% олова. |
Не соответ-ствует |
Тарелка хай- хет сдвоенная |
пункт 5 ТЗ |
Сдвоенная хай-хет тарелка должна иметь громкость от низкой до средней по спецификации производителя. |
Сдвоенная хай-хет тарелка имеет громкость среднюю по спецификации производителя. |
Не соответ-ствует |
Тарелка хай- хет сдвоенная |
пункт 5 ТЗ |
Райд-тарелка должна иметь громкость от низкой до средней по спецификации производителя. |
Райд-тарелка имеет громкость среднюю по спецификации производителя. |
Не соответ-ствует |
Тарелка хай- хет сдвоенная |
пункт 5 ТЗ |
Тарелки должны быть изготовлены из сплава, содержащего не менее 91% и не более 94% меди и более 6% и менее 9% олова. |
Тарелки изготовлены из сплава, содержащего 91% меди и 8% олова. |
Не соответ-ствует |
Барабан большой |
пункт 7 ТЗ |
Наплечный держатель должен быть изготовлен из алюминия и выполнен в черном\белом цвете. |
Наплечный держатель изготовлен из алюминия и выполнен в белом цвете. |
Не соответ-ствует |
Рассмотрев документы, представленные Заявителем (паспорта на инструменты), а также доводы сторон, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В приложении № 1 к Документации «Техническое задание» приведена Инструкция по заполнению заявки, в которой указано: п. 2.1 В заявке участника закупки должны быть указаны точные конкретные показатели товара (без слов «более/менее», «не более/не менее», «максимум/минимум», «выше/ниже», «не выше/не ниже», «шире/уже», «не шире/не уже»; слов и словосочетаний «эквивалент», «аналог», «аналогичного типа», «должен», «должна», «должно», «должны», «должен быть», «не должен быть» и их производных форм; «или»; «от», «до» (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.4.); без знаков «+/-», «≥», «≤» и т.п.), соответствующие значениям, указанным в техническом задании.
В то же время, пунктом 2.4 Инструкции предусмотрено следующее: в случае, если установлено значение показателя с использованием знака препинания «многоточие», или значения параметра указаны с использованием формулировки «от [значение параметра] до [значение параметра]», то это следует читать как необходимость указания диапазона значений, за исключением случаев обозначения «марки», «класса» и т.п.
Таким образом, в отношении товара «Маримба» закупочная комиссия Заказчика обоснованно признала заявку несоответствующей документации о закупке.
В части установления в закупочной документации требований к громкости тарелок, Заказчик сообщил, что при описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров. Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей устанавливает конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. В данном случае показатель «Громкость» установлен в виде диапазона значений в соответствии с потребностями Заказчика, а так же характеристиками, приведенными производителями.
Однако, рассмотрев паспорта на тарелки Креш и Хай-хэт производителя Turkish, представленные Заказчиком, Комиссия установила, что показатель «громкость» в спецификации производителя указан не в диапазонном значении «от [значение параметра] до [значение параметра]», а в показателях «громкость средняя», «громкость средне-высокая». При этом данный показатель не предусматривает точных показателей и единиц измерения.
При этом, согласно паспортам на товар, которые представил Заявитель, тарелка Креш изготовлена из сплава, содержащего не 90% меди и 10% олова; тарелка Хай-хэт изготовлена из сплава, содержащего не 91% меди и 9% олова, в то время как в Заявке Заявителем указаны значения 90% меди и 9% олова для тарелки Креш, 91% меди и 8% олова для тарелки Хай-хэт соответственно.
Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание Заказчика на тот факт, что в техническом задании прямо не указано, что конкретные значения содержания меди и олова, указанные в процентах, должны составлять 100% сплава, из которого изготовлены тарелки.
Пункт 7 Технического задания содержит характеристики большого барабана. Так, документацией о закупке предусмотрено, что обечайка и пластинки барабана должны быть белого цвета, а наплечный держатель должен быть изготовлен из алюминия и выполнен в черном\белом цвете.
Инструкция по заполнению заявки не содержит расшифровки значения знака «\». Согласно п. 2.2 Инструкции знак «/» равнозначен союзу «или» и означает, что участник закупки должен представить одно из значений, указанных через данный союз или знак.
Исходя из положений технического задания, инструкции по заполнению, Заявитель представил в своей заявке барабан большой со следующей характеристикой: наплечный держатель изготовлен из алюминия и выполнен в белом цвете.
Представитель Заказчика на заседании по рассмотрению жалобы пояснил, что в данном случае предполагается, что наплечный держатель должен быть выполнен в черном цвете с белой отделкой.
Однако, в документации о закупке не содержится сведений, позволяющих участникам закупки однозначно трактовать данное положение документации о закупке.
Кроме того, Заказчиком никак не обоснована необходимость поставки большого барабана именно с наплечным держателем в черном цвете с белой окантовкой. Показатель «цвет» не влияет на другие характеристики товара.
Таким образом, документация о закупке в части требований Заказчика к товару, а также требований к заполнению заявки на участие в закупке, некорректна и содержит противоречивые сведения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, могут ограничивать количество участников закупки и противоречат части 1 статьи 3, части 4 статьи 10 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_____» (вх. от 09.11.2020 № 2193-ж) на действия Заказчика МАУДО г. Нижневартовска «Детская школа искусств № 2» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку музыкальных инструментов, извещение 32009614841, частично обоснованной.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_____»
Члены Комиссии: «_____»
«_____»