Решение №ВТ/2951/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 3964-ЭП/24 от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-548/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 03.05.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 06.05.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- ***

Члены комиссии:

- ***

- ***

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ИП ***, уведомленной надлежащим образом о дате и времени рассмотрения (исх. № ВТ/2644/24 от 23.04.2024);

в отсутствии на заседании комиссии заказчика АУ ХМАО-Югра ***, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения (исх. № ВТ/2644/24 от 23.04.2024),

рассмотрев жалобу ИП *** (вх. № 3964-ЭП/24 от 22.04.2024) (далее – Жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ИП *** вх. № 3964-ЭП/24 от 22.04.2024) (далее Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югра *** (далее Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оборудования для фотостудии (реестровый номер извещения 32413472770).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на неправомерное отклонение заявки.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 03.05.2024.

В своей Жалобе Заявитель указывает на следующие обстоятельства.

16 апреля 2024 года – Заказчик в отношении заявки Заявителя согласно протоколу подведения итогов процедуры № 32413472770 принял решение об отказе в допуске на основании: «Состав документов заявителя не соответствует требованиям документации (не указано количество товара)».

Заявитель указанное решение считает незаконным по следующим основаниям.

Требование об указании в заявке количества поставляемого товара не указано ни в извещении, ни в инструкции по заполнению заявки, ни в требуемой форме заявки. Наоборот, есть требование подать заявку по форме документации. Поскольку, как считает Заявитель, количество товара не является функциональной, технической и качественной, эксплуатационной характеристикой объекта закупки, у комиссии Заказчика не было законных оснований отклонить представленную заявку.

Подавая заявку с применением программно-аппаратных средств оператора электронной площадки участник согласился поставить товар на условиях, предусмотренных извещением о закупке, в т.ч. в количестве, указанном в описании объекта закупки. Количество поставляемого товара - это существенное условие исполнения договора; выразив свое согласие на участие в запросе котировок, участник закупки согласился поставить товар на указанных условиях, которые нельзя изменить по результатам проведения запроса котировок.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 4273-ЭП/24 от 02.05.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд *** (Утверждено Наблюдательным советом автономного учреждения от 17 октября 2023 года (Протокол от «17» октября 2023 г. № 10) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 05.04.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 2 245 183,00 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 15.04.2024;

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 3 заявки.

Согласно протоколу подведения итогов процедуры № 32413472770 от 16.04.2024 закупочной комиссией Заказчика по итогам рассмотрения заявок, поступивших на участие в запросе котировок в электронной форме принято решение об отклонении Заявки № 557488336 Заявителя на следующем основании: несоответствие требованиям (не указано количество товара).

На основании указанного выше, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Согласно пункту 4.7. Положения о закупке запрос котировок – это форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно подпункту 3 пункта 8.7 Положения о закупках в извещении о закупке указывается предмет договора, а также количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 15.3 Положения о закупке заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части, включая ценовое предложение, и подается по форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с требованиями к оформлению, составу и содержанию, установленными Законом о закупках и Положением о закупке.

Согласно § 2 Раздела II Извещения Заказчиком установлены следующие требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) и подаче предложения о цене (ценового предложения):

1. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме формируется участником закупки в соответствии с формами, приведенными в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ». Используемые при подготовке заявки формы должны быть заполнены по всем пунктам.

4. При указании конкретных показателей участник закупки должен представить в заявке конкретные показатели предлагаемого к поставке товара, в сопоставлении со всеми требованиями Заказчика (без использования каких-либо сокращений в описании типа: «согласны со всеми требованиями…», «соглашаемся со всеми остальными требованиями …» и т.п.).

6. Сведения в заявке участника закупки о наименовании предлагаемого к поставке (используемого при выполнении работ, оказании услуг) товара, содержащие указание на товарные знаки, не должны сопровождаться словами «или эквивалент», «или аналог» и подобными. При указании участником закупки сведений о товаре, который предлагается к поставке, необходимо указывать точные и достоверные значения показателей, присущих товарам, в соответствии с требованиями, установленным в настоящем извещении о закупке. В случае если для показателя товара производителем товара и/или нормативными документами установлены интервал значений (открытый или закрытый) и/или допустимая погрешность, следует указывать значения таких показателей товаров с учетом требований (сведений) производителей товаров и/или нормативных документов.

Пунктом 3 Раздела III Извещения Заказчиком установлено, что сведения о количестве товара/объеме работы/объеме услуги содержатся в Техническом задании (Приложение I к извещению о закупке и в приложении II «Проект договора»).

Так, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что пунктом 2 Раздела IV Извещения предусмотрена Форма 1 заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.

2. Описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги):

 

№ п/п

Требования, установленные Заказчиком в Техническом задании (Приложение I к извещению о закупке)

Предложение участника закупки*

Примечание

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

* В случае, если предметом запроса котировок в электронной форме является поставка товара, участник закупки должен в данной форме указать (продекларировать) наименование страны происхождения поставляемых товаров. Отсутствие в заявке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

В случае, если предметом запроса котировок в электронной форме является поставка товара, а также выполнение работ, оказание услуг, при выполнении или оказании которых поставляются товары, то участник закупки должен в данной форме указать:

- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, или единого реестра российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (при наличии предлагаемых участником закупки товаров в указанных реестрах);

- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (при наличии предлагаемых участником закупки товаров в указанных реестрах).

Отсутствие в заявке номеров реестровых записей не является основанием для отклонения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке товаров иностранного происхождения.

Пунктом 5 § 5 Раздела II Извещения Заказчиком определены следующие основания для отклонения заявки:

1) непредоставление в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме информации и документов, предусмотренных пунктом 6 § 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», или наличие в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме недостоверной информации об участнике закупке и (или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге;

2) несоответствие информации и документов, предусмотренных пунктом 6

§ 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», требованиям, установленным извещением о закупке;

3) несоответствие заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в § 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ», в том числе если ценовое предложение участника закупки превышает начальную (максимальную) цену договора/максимальное значение цены договора/цены единиц товара, работы, услуги/ сумму цен единиц товара, работы, услуги, предусмотренные в извещении о закупке;

4) несоответствие участника закупки требованиям, установленным § 3 «Требования к участникам закупки» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»;

Так, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в Приложении № 1 «Техническое задание на поставку оборудования для фотостудии» содержится таблица со следующими значениями:

 

п/п

Наименование

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемых товаров, эксплуатационные характеристики поставляемых товаров

Ед. изм.

Кол-во, шт.

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что в таблице содержится указание количества требуемого к поставке товара в штуках. Так, например, Заказчиком требуется поставить: хромакей 2 шт., зарядное устройство для Canon 5 шт., кабель для камер Canon 5 шт., графический монитор 7 шт.

Однако, как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, Заявителем в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме не содержалось информации о количестве предлагаемого к поставке товара, тогда как Заказчиком в Извещении указана необходимость привести сведения о поставляемом товаре в сопоставлении с требованиями Заказчика, указанными в приложении № 1 Извещения.

Соответственно, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает решение закупочной комиссии Заказчика относительно отклонения заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями закупочной документации и требований Закона о закупках.

В свою очередь, согласно части 29 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Также в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Из приведенной нормы следует, что существенным условием договора поставки является условие о товаре, которое согласно части 3 статьи 455 ГК РФ, с учетом положений части 5 статьи 454 ГК РФ, считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Соответственно, ввиду наличия противоречивой информации в техническом предложении Заявителя приводит к невозможности исполнения договора.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы и не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках и положений закупочной документации при проведении запроса котировок в электронной форме.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП *** (вх. № 3964-ЭП/24 от 22.04.2024) на действия АУ ХМАО-Югра *** при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку оборудования для фотостудии (реестровый номер извещения 32413472770), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны