Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №086/01/15-490/2021 от 27 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/15-490/2021

 

 

резолютивная часть решения оглашена «26» августа 2021 года

решение в полном объеме изготовлено «27» августа 2021 года                                              г. Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

– <<___>> – врио заместителя руководителя Управления;

Члены Комиссии:

– <<___>> – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

– <<___>> – главный государственный инспектор отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления.

рассмотрев дело №086/01/15-490/2021 по признакам нарушения Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителя ответчика по делу от Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В рамках поручения ФАС России №АЦ/107215/19 от 06.12.2019 Ханты-Мансийским УФАС России на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры проведен анализ нормативно правовых актов, регулирующих внедрение на территории автономного округа целевой модели региональной системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, на предмет соответствия антимонопольному законодательству, по результатам которого установлено следующее.

В соответствии с распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 24.06.2016 №353-рп «О проведении апробации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №1224 от 04.08.2016 утверждены Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил определено, что настоящие Правила регулируют правоотношения субъектов и участников системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, предполагающей закрепление за детьми, проживающими в муниципальных районах (городских округах) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, индивидуальных гарантий по оплате выбираемых ими услуг по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в пределах соответствующих гарантий выбираемых.

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.07.2018 года №09-953 в основе системы персонифицированного финансирования лежит право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в том числе наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг.

Согласно указанному письму Министерства образования и науки РФ должна существовать возможность получения дополнительного образования детей на основе финансового обеспечения сертификата у любого исполнителя образовательных услуг, включенного в реестр.

Указанные Правила состоят из следующих разделов:

1 - общие положения;

2 - порядок установления гарантий по оплате дополнительного образования детей, включенных в систему персонифицированного финансирования;

3 - порядок включения детей в систему персонифицированного финансирования;

4 - порядок ведения реестра сертификатов;

5 - порядок принятия решений об изменении актуальности сертификата дополнительного образования;

6 - порядок ведения реестра поставщиков образовательных услуг, включенных в систему персонифицированного финансирования;

7 - порядок включения образовательных программ в систему персонифицированного финансирования;

8 - порядок ведения реестра образовательных программ, включенных в систему персонифицированного финансирования;

9 - порядок установления / прекращения договорных взаимоотношений между поставщиками образовательных услуг и родителями (законными представителями) детей;

10 - порядок оплаты оказываемых услуг по реализации образовательных программ;

11 - порядок проведения независимой оценки качества в рамках системы;

12 - заключительные положения.

Пунктом 50 Правил определено, что ведение реестра поставщиков образовательных услуг, включенных в систему персонифицированного финансирования осуществляется оператором персонифицированного финансирования.

Пунктом 51 Правил определено, что реестр поставщиков образовательных услуг содержит следующие сведения:

1) идентификатор поставщика образовательных услуг;

2) актуальность деятельности поставщика образовательных услуг;

3) полное и краткое наименование поставщика образовательных услуг в соответствии с ЕГРЮЛ/фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность в соответствии с ЕГРИП;

4) ОГРН/ОГРНИП;

5) КПП (при наличии);

6) ИНН;

7) дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя

8) организационно-правовая форма поставщика образовательных услуг;

9) адрес (место) нахождения поставщика образовательных услуг;

10) контактные данные руководителя поставщика образовательных услуг/ индивидуального предпринимателя;

11) сведения о документе (лицензии), дающем право в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление образовательной деятельности (номер, дата выдачи);

12) дата включения поставщика образовательных услуг в Реестр поставщиков образовательных услуг.

Согласно абзацу 2 пункта 53 Правил основанием для включения поставщика образовательных услуг в Реестр поставщиков образовательных услуг является письменное уведомление поставщика образовательных услуг.

В соответствии с абзацем 3 пункта 53 Правил основаниями для исключения поставщика образовательных услуг из Реестра поставщиков образовательных услуг являются прекращение деятельности поставщика образовательных услуг (ликвидация, банкротство, реорганизация без сохранения юридического лица и пр.), утрата им права на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также письменное уведомление поставщика образовательных услуг.

Пунктом 56 Правил определено, что поставщик образовательных услуг, для включения в систему персонифицированного финансирования / восстановления в системе персонифицированного финансирования, подает оператору персонифицированного финансирования уведомление о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг, содержащее следующие сведения:

1) полное и краткое наименование поставщика образовательных услуг в соответствии с ЕГРЮЛ/фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность в соответствии с ЕГРИП;

2) ОГРН/ОГРНИП;

3) КПП;

4) ИНН;

5) дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

6) организационно-правовая форма поставщика образовательных услуг;

7) адрес (место) нахождения поставщика образовательных услуг;

8) сведения о документе (лицензии), дающем право в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление образовательной деятельности (номер, дата выдачи);

9) индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, дополнительно предоставляют сведения об уровне своего профессионального образования, иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к квалификации по должности «педагог дополнительного образования», установленные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; справку, подтверждающую отсутствие судимости; документы о наличии на праве собственности или ином законном основании помещения, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, соответствующих требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.

10) контактные данные руководителя поставщика образовательных услуг/ индивидуального предпринимателя;

11) идентификатор поставщика образовательных услуг (в случае если подается уведомление о восстановлении поставщика образовательных услуг в системе персонифицированного финансирования).

К уведомлению о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг прикладываются копии документов, подтверждающих сведения, указанные в подпунктах 1) - 8) настоящего пункта.

Пунктом 57 Правил определено, что в течение 5-ти рабочих дней со дня получения уведомления о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг оператор персонифицированного финансирования осуществляет проверку сведений, содержащихся в уведомлении, и копий документов. Проверка осуществляется путем направления запросов в соответствующие органы, организации и учреждения.

В соответствии с пунктом 58 Правил в случае выявления оснований, предусмотренных пунктом 63 настоящих Правил, оператор персонифицированного финансирования отказывает поставщику образовательных услуг во включении в Реестр поставщиков образовательных услуг (восстановлении в Реестре поставщиков образовательных услуг), о чем извещает поставщика образовательных услуг. Отказ во включении в Реестр поставщиков образовательных услуг (восстановлении в Реестре поставщиков образовательных услуг) не препятствует повторному обращению после устранения замечаний, послуживших основанием для отказа. Повторное обращение осуществляется в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.

Пунктом 61 Правил определено, что в течение 3-х рабочих дней после включения поставщика образовательных услуг в систему персонифицированного финансирования оператор персонифицированного финансирования уведомляет уполномоченные организации, за которыми закреплены функции предоставления и финансового обеспечения сертификатов дополнительного образования детям, проживающим на территориях, на которых осуществляет свою деятельность поставщик образовательных услуг, о необходимости заключения с поставщиком образовательной услуги договора о возмещении затрат поставщика образовательных услуг, связанных с оказанием услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее - договор о возмещении затрат). Указанные уполномоченные организации в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего уведомления заключают с поставщиком образовательных услуг договор о возмещении затрат.

Пунктом 62 Правил определено, что поставщик образовательных услуг после включения в Реестр поставщиков образовательных услуг имеет право направить уведомление о заключении договора о возмещении затрат любой уполномоченной организации, осуществляющей деятельность в рамках системы персонифицированного финансирования.

Пунктом 63 Правил определены основания для отказа во включении поставщика образовательных услуг в Реестр поставщиков образовательных услуг (восстановлении в Реестре поставщиков образовательных услуг):

1) наличие в Реестре поставщиков образовательных услуг записи об актуальности деятельности поставщика образовательных услуг;

2) неполнота сведений, указанных в уведомлении о включении в Реестр поставщиков образовательных услуг;

3) отсутствие у поставщика образовательных услуг права на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями федерального законодательства;

4) отсутствие необходимых для включения в Реестр поставщиков образовательных услуг документов;

5) предоставление недостоверных сведений и копий документов.

В соответствии с пунктом 125 Правил оплата оказываемых услуг по реализации образовательных программ в объемах, предусматриваемых договорами об обучении (твердыми офертами), осуществляется уполномоченными организациями на основании представленных поставщиками образовательных услуг счетов на оплату услуг по договорам об обучении (твердым офертам), заключенным с родителями (законными представителями) детей, финансовое обеспечение сертификатов дополнительного образования которых осуществляется уполномоченной организацией на оплату оказанных услуг) и заявок на авансирование оказания услуг по реализации образовательных программ, оказываемых в рамках указанных договоров об обучении (твердых оферт) (далее - заявка на авансирование поставщика образовательных услуг).

Согласно пункту 126 Правил поставщик образовательных услуг ежемесячно, не позднее 2-го рабочего дня текущего месяца, формирует и направляет в уполномоченную организацию, с которой у него заключен договор о возмещении затрат, заявку на авансирование поставщика образовательных услуг, содержащую сумму авансирования с указанием месяца авансирования, и реестр договоров об обучении (твердых оферт) на оказание услуг по которым запрашивается авансирование (реестр договоров на авансирование).

Пунктом 128 Правил определено, что заявка на авансирование поставщика образовательных услуг предусматривает оплату поставщику образовательных услуг не более 80-ти процентов от совокупных обязательств уполномоченной организации за текущий месяц в соответствии со всеми договорами об обучении (твердыми офертами), действующими в текущем месяце.

Пунктом 130 Правил определено, что Уполномоченная организация не позднее 3-го рабочего дня текущего месяца на основании выписки из Реестра действующих договоров формирует заявку о перечислении субсидии в соответствии с соглашением, заключенным с органом местного самоуправления, в целях возмещения возникающих у уполномоченной организации затрат но оплате договоров об обучении (твердых оферт), с приложением реестра указанных договоров об обучении (твердых оферт), который содержит следующие сведения:

1) месяц, за который запрашивается перечисление субсидии;

2) номер позиции реестра;

3) номер сертификата дополнительного образования;

4) реквизиты договора об обучении (твердой оферты);

5) объем обязательств уполномоченной организации за текущий месяц в соответствии с договорами об обучении.

Пунктом 131 Правил определено, что уполномоченная организация не позднее 3-х рабочих дней после получения заявки на авансирование поставщика образовательных услуг осуществляет оплату поставщику образовательных услуг в соответствии с указанной заявкой. В случае наличия переплаты в отношении поставщика образовательных услуг, образовавшейся в предыдущие месяцы, размер оплаты поставщику образовательных услуг в соответствии с заявкой на авансирование поставщика образовательных услуг снижается на величину соответствующей переплаты.

Кроме того, 23.07.2018 Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Департаментом физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа-Югры утвержден приказ, которым определена Концепция персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее – Концепция).

Согласно пункту 1.1 Концепции введение персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в том числе достижение к 2020 году показателя в 50% детей, охваченных дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования, предусмотрено паспортом приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) и направлено на обеспечение доступности дополнительного образования детей, обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными программами дополнительного образования.

Под персонифицированным финансированием понимается механизм финансового обеспечения дополнительного образования, обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу, после выбора этой программы потребителем.

Пунктом 1.2 Концепции определено, что целью внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей является предоставление детям формализованного права получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и семей) дополнительное образование без ограничения возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую образовательную программу.

Указанная Концепция включает в себя следующие разделы:

1 - общие положения;

2 - основные принципы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (которые включают в себя, в том числе, принцип равного доступа исполнителей образовательных услуг не зависимо от организационно-правовой формы к системе персонифицированного финансирования, наличие понятного и прозрачного механизма финансового обеспечения реализации ими дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с сертификатами);

3 - система персонифицированного финансирования дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Приложением к Концепции определены следующие критерии персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре:

 

Наименование критерия

Обоснование критерия

Признаки, определяющие соответствие критерию

Обеспечение закрепления

финансирования за ребенком

Закрепление за ребенком права на получение услуги в соответствии с его выбором.

Образовательные программы предлагаются с учетом индивидуальных потребностей детей.

Исполнители образовательных услуг ориентируются на потребности детей, обладающих сертификатами, а не на программы, которые уже реализуются у исполнителя, но не востребованы детьми (в том числе «исторически» реализуемые программы, не отвечающие современным запросам).

Система строится на принципах общественно-профессиональной оценки качества программ и, при необходимости, их рейтингования.

Сертификат определяет закрепление соответствующих организационных и финансовых ресурсов, сертификат является обеспеченным и реализуемым правом.

Ведется реестр детей, обладающих сертификатом дополнительного образования.

Все дети, за которыми закреплены гарантии по сертификатам, могут ими воспользоваться (с учетом ограниченности мест для приема на каждую конкретную программу).

Объемы средств, предусмотренных на обеспечение сертификатов (-ами), определены и предусмотрены бюджетами соответствующих уровней (региональный и местные бюджеты).

Объем (размер) обеспечения муниципального сертификата (номинал сертификата) для детей одной категории, проживающих на территории конкретного муниципального образования, устанавливается в едином размере.

Обеспечение конкуренции в сфере дополнительного образования

Исполнители образовательных услуг, независимо от организационно-правовой формы, для включения в систему ПФДО должны осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Включение в систему осуществляется на основании заявительного принципа, не допускается установление ограничений для отдельных исполнителей, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере предоставления бюджетных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Информация о порядке включения в систему доступна для всех потенциальных участников, обеспечена возможность качественного обновления содержания и технологий образовательных программ в условиях возникающей конкуренции.

Принцип финансирования программ нормативно закреплен, отсутствуют преференции для отдельных видов поставщиков. Обеспечивается равный доступ к бюджетным ресурсам независимо от форм собственности и места расположения исполнителя услуг.

Соблюдается заявительный принцип включения поставщиков образовательных услуг в систему.

Обеспечена полная информационная открытость информационной системы для потенциальных поставщиков образовательных услуг;

Для всех поставщиков образовательных услуг установлен единый порядок включения в систему ПФДО.

Включение поставщика образовательных услуг автоматически определяет его право на зачисление детей на обучение по сертификатам и получение соответствующего финансового обеспечения, в том числе для поставщиков образовательных услуг не устанавливаются дополнительные условия (конкурсный отбор, распределение квот приема детей, прохождение проверки на право заключения договора и др.).

Установлена нормативная стоимость программ, рассчитанная в соответствии с требованиями законодательства. Равнозначные программы финансируются по муниципальному сертификату по установленной нормативной стоимости поставщику, независимо от его организационно-правовой формы.

Предоставление сертификата

Возможность получения детьми дополнительного образования у любого исполнителя образовательных услуг, включённого в реестр.

Возможность перенаправления средств сертификата вслед за изменением выбора ребенка вне зависимости от периода пройденной программы при условии соблюдения рациональности и возмещения понесенных затрат поставщиков образовательных услуг за период освоения ребенком образовательной программы.

Обеспечена возможность изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы (периодичность определена и нормативно закреплена).

Родители (законные представители) детей свободны в принятии решений об изменении места и/или программы обучения с соответствующим «переносом» сертификата.

Порядок финансового обеспечения получения ребенком дополнительного образования по сертификату (заключенное соглашение/договор) предусматривают точный расчет объема оплаты услуг в зависимости от фактического объема оказанных услуг.

Отсутствует «квотирование» по поставщикам образовательных услуг, в том числе в части объемов средств, предусмотренных на оплату услуг в государственных, муниципальных, негосударственных (частных) организациях и у индивидуальных предпринимателей

 

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.07.2018 года №09-953 в основе системы персонифицированного финансирования лежит право ребенка в любой момент поступить (при открытом наборе на программу) на обучение или сменить дополнительную общеобразовательную программу, по которой он проходит обучение, в том числе наличие понятного и прозрачного механизма изменения дополнительной общеобразовательной программы в рамках одной организации или между разными исполнителями услуг.

Подпунктом 4 пункта 17 Правил установлено, что основанием для отказа во включении ребенка в систему персонифицированного финансирования со стороны муниципальной уполномоченной организации (муниципального уполномоченного органа) является наличие у ребенка сертификата дополнительного образования, представленного ранее (за исключением сертификата дополнительного образования предоставленного в рамках региональной программы персонифицированного финансирования).

Согласно подпункту 5 пункта 18 Правил основанием для отказа во включении ребенка в систему персонифицированного финансирования со стороны региональной уполномоченной организации (регионального уполномоченного органа) является наличие в реестре сертификатов дополнительного образования, выданных в рамках реализации региональной программы персонифицированного финансирования, сведений о сертификате дополнительного образования предоставленного ребенку ранее.

При этом Правила и иные нормативные акты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не устанавливают порядок изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы.

Факт того, что в Правилах не закреплена возможность изменения ребенком осваиваемой им образовательной программы, и при этом указано, что основанием для отказа в предоставлении права на освоение программы является наличие в реестре сертификатов сведений о ранее выданных сертификатах на имя обучающегося, свидетельствует об ограничении права хозяйствующих субъектов на оказание образовательных услуг с применением системы персонифицированного финансирования тем детям, которые ранее выбрали другой хозяйствующий субъект для оказания таких услуг, и установлении ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые могут оказывать услуги.

В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Учитывая изложенное, в действиях Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выразившихся в установлении подпункта 4 в пункте 17, подпункта 5 в пункте 18 раздела III Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе, утвержденного приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №1224 от 04.08.2016 (в редакции приказа Департамента от 20.08.2018 №1142) усмотрены признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В той связи Департаменту на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение от 21.01.2021 №086/01/39.1-1/2021, согласно которому Департаменту в срок до 01.03.2021 необходимо было исключить подпункт 4 из пункта 17, подпункт 5 из пункта 18 раздела III Правил.

В установленный срок предупреждение Департаментом не исполнено.

26.03.2021 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступило письмо (вх.№02-2538), согласно которому Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры положения подпункта 4 пункта 17, подпункта 5 пункта 18 раздела III Правил не содержат признаков нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 30.03.2021 №51 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с определением о назначении дела №086/01/15-490/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 14.04.2021 (исх.№05/ЕК-3192), рассмотрение дела назначено на 04.06.2021, у Департамента, запрошены необходимые документы (информация) и объяснения по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела от 04.06.2021 (исх.№05/4464/21) рассмотрение дела №086/01/15-490/2021 назначено на 22.07.2021, у Департамента запрошены необходимые документы.

В соответствии с определением о продлении срока рассмотрения дела от 07.06.2021 (исх.№05/4468/21) срок рассмотрения дела 086/01/15-490/2021 продлен до 14.01.2021.

Определением об отложении рассмотрения дела от 22.07.2021 (исх.№05/5861/21) рассмотрение дела №086/01/15-490/2021 назначено на 26.08.2021, у Департамента, запрошены необходимые документы.

26.08.2021 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Правил под сертификатом дополнительного образования понимается именной документ, предоставляемый ребенку, подтверждающий право родителей (законных представителей) на оплату услуг дополнительного образования в порядке и на условиях, определенных настоящими Правилами.

Пунктом 97 Правил предусмотрено, что родители (законные представители) детей, получивших сертификаты, имеют право использовать сертификат дополнительного образования для оплаты услуг по обучению по любому модулю образовательной программы, для которого одновременно выполняются следующие условия:

1) образовательная программа включена в Реестр образовательных программ;

2) для модуля образовательной программы открыта возможность зачисления на обучение;

3) число договоров об обучении по образовательной программе, заключенных и действующих в текущем году, меньше установленного лимита зачисления на обучение по образовательной программе;

4) поставщик образовательных услуг осуществляет актуальную деятельность;

5) между поставщиком образовательных услуг и уполномоченной организацией, осуществляющей финансовое обеспечение сертификата дополнительного образования, заключен договор о возмещении затрат;

6) общее число услуг, оказанных и оказываемых поставщиком образовательных услуг в рамках системы персонифицированного финансирования в текущем году, меньше установленного для него лимита зачисления на обучение в текущем году;

7) направленность образовательной программы предусмотрена региональной (муниципальной) программой персонифицированного финансирования;

8) число договоров об обучении по образовательным программам аналогичной направленности меньше установленного региональной (муниципальной) программой персонифицированного финансирования лимита зачисления на обучение для соответствующей направленности;

9) доступный остаток обеспечения сертификата дополнительного образования в соответствующем году больше 0 рублей.

При выборе образовательной программы и конкретного модуля образовательной программы родители (законные представители) детей обращаются к соответствующему поставщику образовательных услуг с предложением заключения договора на обучение по выбранному модулю образовательной программы (пункт 99 Правил).

В соответствии с пунктами 100, 102, 105 Правил поставщик образовательных услуг после получения такого обращения формирует запрос о возможности заключения договора оператору персонифицированного финансирования, который в свою очередь проверяет соответствие номера сертификата дополнительного образования и фамилии, имени и отчества ребенка, а также соблюдение условий, указанных в пункте 97 Правил, в случае выполнения которых оператор персонифицированного финансирования формирует и направляет поставщику образовательных услуг проект договора об обучении.

Из пояснений Департамента (вх.№4988-ЭП/21 от 31.05.2021) следует, что подпункт 4 пункта 17, подпункт 5 пункта 18 раздела III Правил установлены основания отказа во включении ребенка в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования в случаях, если у него уже имеется сертификат, предоставленный ранее в рамках региональной или муниципальной программы персонифицированного финансирования дополнительного образования, поскольку ребенок, уже имеющий сертификат, включен в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования и повторного  включения не требуется.

В этих же пояснениях Департамент указывает, что использование сертификата дополнительного образования возможно для освоения одновременно нескольких программ дополнительного образования, а процедура выбора программ и зачисления на обучение автоматизирована и осуществляется через личный кабинет родителя (законного представителя) в автоматизированной информационной системе «Персонифицированное дополнительное образование», при этом через личный кабинет также возможно в любое время изменить программу, расторгнуть договор.

Также Департаментом в материалы дела представлены скриншоты сертификатов дополнительного образования и копии договоров об образовании, подтверждающие возможность использования одного сертификата для освоения одновременно нескольких программ.

Таким образом, на основании представленных в материалы дела №086/01/15-490/2021 документов и доказательств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения пунктов 3, 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Департамента по установлению подпункта 4 в пункте 17, подпункта 5 в пункте 18 раздела III Правил.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, часть 1 стати 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

       

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/15-490/2021, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             <<___>>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         <<___>>

                                                                                                                                                                    

                                                                                                                     

                                                                                                                                      <<___>>

 

                                                                                                                  

                                                                                                        

       Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

         Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны